Когда оставлять ребенка одного дома? Ищем грань между заботой и паранойей. Когда можно оставлять ребенка Малыши остались дома

Наверное, все родители побывали в такой ситуации, когда им необходимо было внезапно отлучиться из дома, оставив ребёнка в гордом одиночестве. Только кто-то уходит со спокойной душой, будучи уверенным в его самостоятельности, а другие полны сомнений, даже если дома ждёт школьник. Так когда же ребёнок может оставаться один в квартире? Каким образом его можно подготовить к столь важному событию?

Нельзя дать чёткий ответ на эти вопросы: один ребёнок и в четыре года уже может занять себя на долгое время, а другой и в десять лет не способен оставаться без присмотра взрослых даже на полчаса. Но если вы не хотите опекать своих детей всю жизнь, нужно вовремя предоставить им хоть немного самостоятельности.

Нельзя оставлять в одиночестве маленьких детей, пусть даже на очень короткое время. У младенцев и малышей до трёх лет иное чувство времени, чем у взрослых. Час – это совсем мало для мамы, но для малыша он длится целую вечность, и даже это ваше короткое отсутствие может привести к беде. А начинать лучше с 6-летнего возраста, когда дети хотят почувствовать себя независимыми. Помните, чем дольше вы контролируете любой шаг ребёнка, тем сильнее он хочет остаться в одиночестве, чтобы нарушить какой-нибудь ваш запрет.

Как понять, готов ли ребёнок остаться один дома?

Ответы на следующие вопросы помогут понять, достаточно ли самостоятельны ваши дети, чтобы на некоторое время оставить их одних дома.

  1. Есть ли у вас соседи или близкие друзья, которые смогут помочь ребёнку в случае возникновения чрезвычайной ситуации?
  2. Сохраняет ли он спокойствие в сложных ситуациях или склонен реагировать эмоционально?
  3. Привык ли он следовать правилам, установленным в доме?
  4. Хорошо ли он справляется со своими домашними обязанностями?
  5. Знает ли он, как правильно и, главное, безопасно вести себя дома?
  6. Правильно ли он реагирует на незнакомых людей?

Утвердительные ответы на все вопросы повышают вероятность того, что ребёнок может побыть один дома, по крайней мере, непродолжительное время. Впрочем, и в этом решении полагайтесь на интуицию и материнское чутье.

Как подготовить ребёнка?

Готовьте ребёнка заранее. И начните с дошкольного возраста. Примерно с 4-5 лет оставляйте малыша одного в детской на 20 минут, стараясь не «следить» за ним. При совместных занятиях давайте ему максимум свободы, чтобы он привыкал к свободе и мог сам себя занять. Если малыш способен выбрать себе занятие по душе, то родителям можно не беспокоиться, что вместо игры он предпочтет опасное занятие.

Начните с малого. Сначала оставьте ребёнка дома на 15 минут, пока гуляете с собакой или выбежали в магазин. Вернувшись домой, постарайтесь не ругать ребёнка за устроенный беспорядок. Ведь заполучив квартиру в единоличное пользование, дети обязательно попробуют подражать взрослым. Так что есть вероятность, например, обнаружить вашу косметику на личике дочери.

Повторите правила. Убедитесь, что ребёнок твердо знает, чем можно, а чем нельзя заниматься, когда вас нет дома. Например, ему можно смотреть телевизор, читать книгу, играть в куклы или машинки. Постарайтесь установить минимум запретов, но они должны быть абсолютными:

  • Нельзя открывать двери никому, даже если это знакомые люди. Объясните, что ключи от квартиры есть у всех членов семьи.
  • Нельзя незнакомцам говорить по телефону, что он сейчас находится один дома, а взрослые придут только через пару часов. Научите его отвечать приблизительно так: «Родители сейчас заняты и не могут подойти к телефону. Пожалуйста, перезвоните через два часа». Кстати, в этом случае вам даже не придётся учить ребенка обманывать. Подумайте, может стоит вообще отключить домашний телефон перед уходом?
  • Не стоит подходить к окнам и балкону. Не открывайте перед уходом большие окна, даже если на улице жарко. Ограничьтесь маленькими форточками. Окна лучше оснастить задвижками, открыть которые смогут только взрослые.
  • Запретите играть с электрическими приборами: феном, пылесосом, стиральной машиной.

Подготовьтесь к чрезвычайным ситуациям. Ребёнок должен заучить, как правильно вести себя в возможной чрезвычайной ситуации. Убедитесь, что номера аварийных служб записаны на видном месте, а также подготовьте лаконичные инструкции, как отвечать на вопросы их операторов. Кроме того, проверьте, знает ли ребёнок свой номер мобильного телефона и номера других взрослых, с которыми можно связаться. Если ребёнок ещё плохо знает цифры, настройте в его мобильном кнопки быстрого вызова.

Разыгрывайте сценарии. Обсудите и проиграйте возможные сценарии: в квартире отключили электричество; ребёнок почувствовал запах дыма; он проголодался и хочет разогреть завтрак; в дверь стучится незнакомец; кто-то позвонил и просит вас подойти к телефону. Обсуждайте ненавязчиво, чтобы не внушить детям страх остаться одному в квартире, где так много всего пугающего.

Постарайтесь прийти вовремя. Родителям очень важно выполнить данное обещание и вернуться домой вовремя. Допустим, вы сказали, что придёте домой в 17.00, значит, нужно вернуться точно в пять часов вечера и ни минутой позже. Во-первых, у детей младшего школьного возраста появляются опасения за жизнь родных и близких. Во-вторых, ваша точность станет хорошим примером, и уже ребёнок в дальнейшем будет вовремя возвращаться с прогулки.

Когда ребёнка нельзя оставлять одного дома?

  1. Он болен. Если рядом нет взрослых, повышение температуры, рвота, удушье могут быть опасны для жизни.
  2. У него случаются приступы хронической болезни (эпилепсии, астмы и т. д.).
  3. Если это ребёнок с «особыми потребностями» (например, аутист) и в случае возникновения чрезвычайно ситуации не сможет попросить о помощи.
  4. Он слишком любознателен (или даже шкодлив) и способен за очень короткое время перевернуть всю квартиру вверх дном. Оставив его дома даже на двадцать минут, вы рискуете обнаружить разобранный компьютер и постриженного кота.
  5. Он слишком доверчив. Такой ребёнок может запросто открыть дверь незнакомому человеку, если тот представится полицейским или знакомым мамы или папы.
  6. Он очень пуглив и излишне впечатлителен, легко может впасть в паническое состояние из-за природного явления (гроза) или чрезвычайной ситуации (отключение электричества).

Оставаясь одни дома, дети приобретают очень ценный опыт и учатся быть самостоятельными: занимать себя, не бояться оставаться в одиночестве и правильно планировать собственное время. Все эти необходимые качества обязательно понадобятся им во взрослой жизни. Однако нужно научить своего ребёнка всем необходимым мерам безопасности, чтобы оставлять его одного со спокойной душой.


Родители понимают, что рано или поздно наступит тот момент, когда придется оставить ребенка одного дома. Не смотря, что это стресс, как для родителей, так и для ребенка, этот момент рано или поздно наступит. Остался открытым только вопрос, в каком возрасте лучше всего это сделать или как подготовить к этому ребенка?

Что говорят специалисты?

В этом вопросе мнения специалистов разделились. Но все же, большинство из них считает, что лучший возраст для самостоятельно проведения времени дома – это не менее 5 лет. Когда ребенок достигает этого возраста, ему уже можно объяснить, что родители сходят в магазин или съездят по делам, пока малыш поиграет в игру или посмотрит мультфильм.

Оставлять ребенка впервые надолго, не стоит, ведь малыш, который привык, что мама всегда рядом, будет переживать, ведь на него легла такая большая ответственность. Кроме того, родители не должны обещать ребенку какую-то материальную награду за то, что тот посидит дома сам. Чадо должно понимать, что родители ушли не развлекаться, а заниматься делами, при которых ребенок не должен присутствовать, а значит, он должен просто немного побыть дома один.

Когда начинать приучать ребенка к самостоятельности?

Как только ребенок стал самостоятельным и хорошо понимает, что такое можно и что такое нельзя, можно начинать оставлять его одного. Для этого необходимо убедиться, что ребенок ни в чем не нуждается, окружить его игрушками и объяснить по какой причине мама должна оставить ребенка одного. Обязательно необходимо оговорить временной интервал, после чего родители могут отправиться на выход, но не далеко, а за дверь. Первые несколько раз, оставляя ребенка, необходимо слушать, как долго ребенок может играть сам с собой, не находясь в поиске мамы и не находясь в поиске приключений. Если ребенок увлечен игрой, подобные эксперименты можно продолжать часто, увеличивая отрезок времени.

Когда родители отсутствуют. Но, если ребенок начал плакать, как только родители вышли за дверь, необходимо подождать несколько минут и вернуться в дом. Не стоит ругать ребенка, наоборот, его нужно обнять и сказать ему, что он молодец, что подождал маму или папу, даже не смотря на то, что он плакал. Нужно сказать ему, что в следующий раз он вовсе не будет плакать, а родители вернуться еще быстрее.

Почему ребенок наотрез отказывается оставаться один дома?

Самостоятельно ребенок не остается только по той простой причине, что родители не давали ему возможности научиться увлеченно, проводить время с самим собой. Когда ребенок с детства привыкает к тому, что мир крутиться вокруг него, он просто не готов к переменам и чтобы не старались делать родители, а истерики у ребенка будут. В таком случае можно посоветовать перетерпеть истерики, которые рано или поздно закончатся.

  • Это интересно —

Подводя итог, можно сказать, что лучше всего с детства учить ребенка проводить время с самим собой, кстати, для взрослой жизни это довольно-таки хороший навык. Человек, который умеет развлекать сам себя, всегда будет интересен для других, а потому, родителям вряд ли стоит переживать из-за того, что их ребенок учиться играть самостоятельно. А даже наоборот, необходимо сопутствовать этому процессу!

По этому поводу есть разные мнения. Очень часто возникают ситуации, когда родители отменяют свои дела, чтобы побыть с ребенком, так как его не с кем оставить. Есть сторонники детской самостоятельности. Сторонники противоположного мнения приводят свои аргументы: «поведение современных детей непредсказуемо - неизвестно, что придет им в голову», «вдруг ребенка кто-то напугает, ведь жизнь сегодня опасная». Но дети должны уметь оставаться некоторое время дома в одиночестве, не испытывая тревоги и страха.

В жизни бывают всякие ситуации, в которых ребенок должен уметь принимать решение сам, так как от этого решения будет зависеть исход события. Но не нужно впадать в крайности. Некоторые родители, взявшись учить ребенка самостоятельности, могут так переусердствовать, что получат прямо противоположный результат. Двухлетнего малыша нельзя оставлять одного в пустой квартире, так как это серьезный риск не только для здоровья малыша, но и даже для его жизни. Если семилетнего, неуверенного в себе, тревожного ребенка оставить одного дома на ночь, смелости и самостоятельности он вряд ли научится, а страх останется у него на всю жизнь.

В каком возрасте можно начинать оставлять ребенка одного?

Конечно, о грудном ребенке речь не идет. Грудного ребенка даже ненадолго не стоит оставлять одного. Малыш должен постоянно слышать ласковые слова, ощущать тепло маминых рук, все это помогает ему благополучно расти и развиваться и дает чувство защищённости. Когда ребенку исполнится годик, его можно оставлять в детской комнате на ночь, окружив кроватку пушистыми игрушками. Мягкие друзья составят ребенку компанию в темноте. Но если родителям нужно уйти, только игрушек будет не достаточно. Присматривать за ребенком должен кто- то из взрослых.

Дети
пятилетнего возраста уже обладают хорошо развитым воображением, поэтому они страхи из мультфильмов и книжек переживают в реальной действительности. Учитывая это, пятилетнего ребенка опасно оставлять одного дома, особенно если он очень впечатлительный. Особенно важна для ребенка в этом возрасте забота и поддержка родителей. Ребенок может бояться оставаться один в темноте, желательно маме побыть с ним рядом, пока малыш не уснет. Достаточно подержать ребенка за руку, почитать спокойную книжку, рассказать что- нибудь приятное.

Шестилетний – семилетний ребенок уже может оставаться дома один. Приучать его оставаться одному в пустой квартире нужно постепенно. Так у ребенка появится чувство ответственности и самостоятельности. Но оставлять ребенка можно не более чем на три часа. Уходя из дома, родители должны разговаривать с ребенком спокойно и уверенно. Ребенку нужно оставить свои координаты, научить его понимать время на часах. Дома один ребенок скучает, а так он будет знать время ожидания. Очень важно приходить домой точно к тому времени, к которому вы обещали вернуться. Когда ребенок остается дома один, поручите ему сделать что- нибудь важное, он уже взрослый, значит, мамино задание сможет выполнить. Например, можно дать ему задание навести порядок в детской комнате, убрать игрушки и все вещи по свои местам, или заклеить порванные книги, попросить полить цветы. У ребенка нужно поинтересоваться, чем он хочет заняться пока родителей не будет дома. В DVD-проигрывателе можно оставить новый мультфильм, который отвлечет его, пока он будет ждать возвращения родителей.

В 10-11 лет из-за долгого отсутствия близких ребенок начинает переживать, поэтому ему обязательно нужно позвонить и предупредить, что вы задерживаетесь. При условии правильного воспитания в 12 лет ребенок будет уже полностью самостоятельным. Оставлять ли ребенка одного дома, решают только родители. Нужно учитывать индивидуальность ребенка, его умение занять себя, уровень его самостоятельности.

Подготовка к самостоятельности

Сначала ребенка оставляют ненадолго в своей кроватке, со временем малыша оставляют одного в соседней комнате. Даже шестимесячный ребенок некоторое время может самостоятельно поиграть в одиночестве. Малышу нужно предоставить возможность некоторое время развлекать себя самого, поиграть с игрушками, пока родители будут делать свои дела. Когда ребенок играет один за ним нужно наблюдать, как он себя ведет, не капризничает ли малыш, когда остается один. Ребенка по - старше первое время можно на несколько минут оставлять одного дома и отлучится, например, к соседке. Только заранее предупредите ребенка, что вы уходите ненадолго. На время своего отсутствия ребенка нужно чем-нибудь занять, а вернуться точно в то время, которое вы обещали малышу. Таким способом ребенка можно научить оставаться дома самостоятельно, он будет знать, что вы отсутствуете, но вернетесь вовремя, как обещали. Когда вы будете абсолютно уверены в своем ребенке, то начиная с пятилетнего возраста, малыша уже на более длительное время можно будет оставить дома одного. Сладости или новую игрушку за самостоятельность ребенку обещать не нужно, он может к этому быстро привыкнуть и станет требовать обещанного подарка постоянно. Лучше использовать нематериальные способы поощрения ребенка. Например, пойти в парк всей семьей, поехать за город, сходить в цирк, приготовить вместе обед.

Советы родителям

Чтобы не волноваться, когда ребенок остается дома один, родители должны незаметно и как можно меньше его контролировать. Ребенку интересно все, что ему запрещают, поэтому в вашем присутствии нужно дать малышу попробовать, что такое спички и электроприборы. Ребенка нужно научить пользоваться компьютером или микроволновой печкой. После того, как ребенок все попробует, у него останется меньше соблазнов делать все это самостоятельно во время вашего отсутствия.

Ребенок должен обязательно знать, сколько времени вы будете отсутствовать. Ему нужно показать стрелки на часах, и приходить всегда в обещанное время.

Родители должны научить ребенка не бояться темноты. Возможно, и в вечернее время ребенку некоторое время нужно будет остаться одному. Никакими страшилками пугать ребенка не надо, оставьте включенным свет, чтобы он спокойно играл и тогда, когда стемнеет.

Ребенка нужно научить пользоваться телефоном, он должен знать номера телефонов родителей и уметь позвонить при необходимости. Обязательно нужно объяснить ребенку, что нельзя открывать двери посторонним людям и нельзя никому говорить, что ребенок остается дома один.

Современные дети отличаются самостоятельностью. Родителям нужно просто научить своего ребенка вести себя правильно и тогда, оставляя ребенка одного, им нечего будет бояться.

Личный опыт белорусских родителей - в нашем материале.

Алена Кривенкова: «Дома оставлю с 6,5, а на улицу одного не пускаю»

Серегу оставляла лет с 2,5 одного во время дневного сна. В это время бегала в магазин в соседний дом. Но это, конечно, плохо.

Мне везло, что спал он стабильно 3 часа и крепко. Ни разу не было, чтобы он проснулся за те 10 минут, что меня не было.

Целенаправленно стали оставлять одного лет в 6,5. Беседы стандартные: если кто-то звонит - не отвечать, к двери ни в коем случае не подходить и никому не открывать (у мамы с папой ключи есть). В розетки и окна не лезть, к плите не приближаться.

В общем, дома один сидит отлично. Но на улицу в Минске ни в коем случае одного не отпустила бы. Из школы также один не возвращается. Не разрешаю даже ждать меня на крыльце школы - только в классе под присмотром.

Считаю, что 7 лет - очень рано для такой самостоятельности, учитывая то, что происходит в мире. Рассказываем ему про то, что к незнакомым людям подходить нельзя, говорить с ними нельзя, лучше молча пройти мимо и т.д. Но на практике не пробовали и не собираемся пока. Знаю, что дорогу сам аккуратно перейдет, но вот по поводу того, что проигнорирует чужого человека, не уверена.

Школа старшего и сад младшего находятся по пути на мою работу, так что у нас даже необходимости нет проводить такие "опыты".

Анастасия Дехтяр: «С 7 лет отпускаю на улицу с GPS- трекером»

Моему старшему - 7. И я считаю, что уже нужно постепенно ослаблять "поводок" и парня готовить к самостоятельно жизни.

Впервые я оставила его дома одного со спящей полугодовалой сестрой в 6 лет. И отскочила я на пару минут к соседке по лестничной клетке.

Именно в тот момент я поняла, что над темой «один дома» нужно поработать. Просьба «никому не открывать дверь» тогда была проигнорирована. Хоть я и отлучилась, как говорится "туда и обратно" в халате и домашних тапочках, мой сын за это время успел открыть дверь сантехникам, пустить их в квартиру, сообщить, что он один дома с маленькой сестричкой и показать текущую трубу.

Хозяйственный, ничего не скажешь, но этим он напрочь перечеркнул все мои теоретические лекции о безопасности. Примеров и поучительных историй в беседах стало больше, практику пока отложили за ненадобностью.

Когда ему исполнилось 7, ему презентовали умные часы с GPS- трекером. Тогда я решила снова ввести в его жизнь уроки самостоятельности.

Мой сорванец, конечно, не эталон серьезности, но начинать когда-нибудь надо, подумала я, и отправила его на тренировку по карате одного. Благо, школа, где проходят занятия, видна из окошка, и по пути к ней нужно пройти две не слишком оживленные улицы.

Вооруженный умными часами, сын должен был отзвониться, когда доберется до пункта "Б". У порога было еще раз повторено, как переходить дорогу. Впервые я его посадила в лифт и помахала рукой. Тут же переместилась на обзорный пункт (живем на 18 этаже - с балкона все видно хорошо).

Все прошло успешно. Его путь обратно я решила проконтролировать уже с земли. И здесь я почувствовала себя настоящим детективом! К концу тренировки я засела в засаде, выход из школы хорошо просматривался, но меня видно не было... Так, короткими перебежками я следовала за ним, в душе гордясь тем, как мой сын исправно и деловито следует моим инструкциям.

С тех пор я его иногда отпускаю на улицу одного, но с умными часами. Отслеживаю его местоположение через приложение на телефоне и каждых 15 минут созваниваемся. Хотя он так уже натренирован, что если хочет перейти на другую площадку, звонит и спрашивает об этом.

Анна Мороз: «Оставляю одну редко, звоню каждые 20 минут»

Моей старшей дочке — 9 лет. И она до сих пор не ходит на улицу одна. Это не паранойя и не бред сумасшедшей мамаши. Просто ни у нее, ни у меня нет такой потребности.

Я сейчас в декретном отпуске с младшей дочкой и мы ходим на улицу все вместе, а по вечерам еще и с папой. Плюс ко всему ходим на кружки, занятия, в бассейн. Поэтому свободного времени на прогулку в одиночестве у малышки почти и нет.

Но это ее выбор, ей так нравится. Опять же, вопрос о том, остается ли она одна дома, практически не стоит. Редко бывают такие ситуации. Тогда Варя получает четкие инструкции типа:

Никому не открывай, кроме мамы и папы. Вообще никому. Даже "бабе-деду" без звонка родителям.

Ну, а мы всегда на связи. Звоню, без преувеличения, каждые 20 минут.

Помню, в первый раз пришлось оставить дочку дома, когда ей было семь, она заболела, мне нужно было на работу во вторую смену, а муж еще не пришел. То есть примерно на полтора часа девочка оставалась одна. Честно скажу, что звонила постоянно. Волновалась. Дошло до того, что малышка позвонила и спросила:

Мама, мне можно сходить в туалет, а то ты сказала из комнаты не выходить...

Тут я поняла, что перегнула палку и сильно. Но, на мой взгляд, как говорят, лучше перебдеть.

Татьяна Криштафович: «На улицу отпустила одну только в 10 лет»

Наверное, первый раз оставила ребенка одного лет в 8,5. Во-первых, до этого не было необходимости. Во-вторых, доверяй, но проверяй.

Ушла буквально на часок в магазин. Была зима, поэтому не хотелось ее в мороз тащить.

Помню, что к этому этапу мы очень долго шли. Проводили беседы, рассказывали примеры из жизни. Даже в магазине я каждые 10 минут была на созвоне, Первый раз все-таки. Потом это вошло в практику. Для Даши же это было большое событие, знаковое, она почувствовала себя самостоятельной.

На улицу гулять одну с одноклассниками начала отпускать только в 10 лет. Наконец, я созрела и она тоже для такого поступка. Вначале отпускала гулять под окнами, потом на соседних площадках. Но я всегда знаю, где и с кем она. У меня есть телефоны всех ее друзей (на всякий случай). Бывает, заиграется, телефон просто не слышит, а у меня список под рукой.

Могу издалека понаблюдать, чем компания занимается. И это нормально. Она уже привыкла, что вечером относительно улицы могу сделать замечания.

Вечером всегда обсуждаем, как прошел день, что нового, кого видела, чем занималась. Наводящими вопросами я узнаю все, что меня интересует. Пока в 11 лет я еще могу все держать под контролем. Надеюсь, и дальше справимся.

Для справки

Сегодня в Беларуси родители не несут ответственность за оставление ребенка без присмотра. Хотя и от МЧС, и от МВД периодически поступают предложения за это штрафовать. Есть страны, где решение оставить ребенка одного может закончиться повесткой в суд. В Канаде, например, такой запрет в большинстве штатов действует, пока ребенку не исполнится 10 лет. В Новой Зеландии нельзя оставить школьника одного до 14 лет. В США в некоторых штатах присматривать за ребенком обязательно до 18-летия.

А когда вы начали оставлять ребенка одного или отпускать без взрослых на прогулку?

С 5-6 лет необходимо ослабить контроль ребенка – не стоит отслеживать каждый шаг малыша. В противном случае, оставшись дома без присмотра, у него будет много соблазнов сделать что-нибудь запретное.

Давать ребенку почувствовать себя самостоятельным нужно постепенно:

    дайте ребенку максимальную свободу рядом с собой – это создаст видимость абсолютной самостоятельности; здесь можно прибегнуть к «маминому часу» – вы занимаетесь своими делами, ребенок – своими, а по истечении часа можно обсудить, что он делал;

    ненадолго оставьте ребенка, не покидая стен квартиры, к примеру, вы можете лечь спать или принять ванну; видимость отсутствия взрослого учит малыша полагаться на себя – так он привыкает к временному отсутствию помощи и контроля со стороны взрослых;

    постепенно учите бытовой самостоятельности: предоставьте ребенку возможность самому хозяйничать – наливать молоко или делать бутерброды, в выходной день малыш может учиться сам готовить несложный завтрак. Важно: плитой, тем более газовой, лучше не пользоваться в отсутствие родителей – на это время лучше обеспечить ребенка обедом в термосе, который ему останется лишь выложить на тарелку.

А стоит ли?

Для того чтобы принять правильное решение, нужно точно знать, готов ли к нему ребенок. Существует несколько косвенных признаков зрелости:

    ребенок способен сам занять себя более двух часов;

    не страшится темноты, комфортно чувствует себя при запертых дверях;

    хорошо понимает, что можно и нельзя и может объяснить, почему именно нельзя;

    играет в ролевые игры, где выполняет роль взрослого (врача, мамы, няни или воспитателя и др.);

    за ним не наблюдалось специфических наклонностей – избегает боли, не старается причинить ее другим (сестрам, братьям, домашним животным и т. д.);

    умеет пользоваться телефоном и может позвонить при необходимости;

    не мстителен – не склонен затаивать обиду, строить планов мести;

    способен адекватно оценить свои поступки – знает, за что последует наказание, а в каком случае родители будут его хвалить;

    знает свои обязанности и выполняет их – убирает за собой игрушки, моет кружку и т. д.;

    соблюдает режим дня практически без контроля и тем более без постоянных напоминаний со стороны старших (это говорит о самодисциплине).

Если на все восемь пунктов из вышеприведенного списка вы ответите утвердительно, у вас есть повод попробовать выйти на новый уровень самостоятельности малыша. Очень важно: даже если все пункты можно отнести к вашему ребенку, но он наотрез отказывается оставаться дома один, принуждать его к этому ни в коем случае не стоит. Если же он охотно соглашается, можно смело пробовать.

Что делать в первый раз?

Родителям следует сохранять спокойствие и уверенность, иначе тревожность и нервозное состояние будут транслироваться ребенку. Лучше отказаться от важных дел и поэкспериментировать таким образом, чтобы это не заняло много времени, к примеру, сходить в магазин.

С 5-6 лет ребенок способен неплохо ориентироваться во времени. Предупредите его, на сколько вы уходите, и объясните, что вернетесь, когда стрелки будут на определенных цифрах. И данное вами малышу .

Можно использовать игры. К примеру, вы – мама-медведь, малыш – медвежонок. Мама отправляется в лес за малиной, а ребенок остается один. Пусть он расскажет, чем будет заниматься медвежонок в ожидании мамы, чего он боится в ее отсутствие. Проговорив страхи и опасения, ребенок перестанет испытывать трепет перед тем, что рисует воображение.

По возвращении домой не отчитывайте ребенка за беспорядок или мелкие шалости. Если вы обнаружите малыша в слезах или беспокойном состоянии, попытки приучать его к самостоятельности стоит отложить. Если все прошло хорошо, можно постепенно увеличивать время, которое ребенок будет проводить один.

Инструктаж перед уходом

Ребенок должен четко понимать: есть вещи, которые . Вы можете сами составить такой список, но, как правило, строгие запреты едины для всех детей и состоят в следующем:

    никому нельзя открывать двери, даже знакомой соседке – у самых близких есть ключи от квартиры, и они сами могут зайти в дом;

    нельзя объяснять по телефону или через дверь кому-либо, что находишься один, лучше вовсе избегать продолжительных разговоров с посторонними (научите малыша говорить, что родители заняты: так он и не соврет, но и не выдаст себя);

    не стоит подходить к окнам, бросать из них предметы; окна должны быть хорошо закрыты – лучше использовать специальные блокираторы, чтобы ребенок не мог открыть их сам;

    запрещается играть с электрическими приборами и пытаться разводить огонь.

У ребенка должен быть под рукой список важных телефонов: скорой помощи, пожарных, ваш дополнительный (рабочий), папин, бабушки или дедушки – тех людей, которым он может позвонить в экстренном случае.

Для того чтобы малыш без опаски оставался дома один на какое-то время, важно подготовиться заранее, оценив, насколько усвоены правила. Действовать нужно постепенно – с недолгого отсутствия родителей. При необходимой подготовке нахождение ребенка дома одного благоприятно скажется на его – он ощутит себя взрослым и самостоятельным.

Маргарита Прокопец