Когда будет праздник луд в селе ижма. Фольклорные праздники. По главной улице с проходкой

Народный праздник Луд состоялся в Ижме 8 и 9 июля 2011. Ежегодный традиционный праздник Луд (выгон, пастбище, луг ) имеет статус Коми республиканского, включен в число 11 чудес Коми республики. Возобновленная национальная традиция народного гуляния с элементами современного шоу, исходит еще из древних языческих времен.

Приехали делегации ижемцев, проживающих в Ненецком, Ханты-Мансийском округе - Березов, Мужи, Салехард и из многих городов и районов республики. Каждый год Ижма собирает ижемцев "лудын войлыны". Это заглавный праздник, а еще можно приехать на День охотника в марте или на Праздник оленевода, к началу перекочевки оленьих стад на зимние пастбища.

Главное впечатление - зрелищность и массовость, одних только участников в национальных костюмах в вечерней проходке "Ижемские ворота" было 15 коллективов по 20-23 человека, и постепенно в участие вовлекались многие гости и туристы. Большинство элементов праздника основаны на древних мифологических и этнографических сюжетах и имеют глубокий смысл.

Вторые Ижемские чтения "Северный этнос. Традиции и современность" - межрегиональная научно-практическая конференция, в актовом зале Ижемской администрации, с 9:00 до 14:00. С международным участием, состоялась презентация норвежского научного проекта, .

Выставка декоративно-прикладного творчества и изделий мастеров народных промыслов, ярмарка сельхозтоваров местных производителей на площади Дома культуры, с 13:00 до 17:00. Традиционная кукла "Ижемка" продавалась по цене от 400 руб.

Открытие VI Республиканского народного праздника Луд на площади районного Дома культуры. Приветствия гостей, большой праздничный концерт народных песенных и танцевальных коллективов (с 14:00 до 17:00). Всем народом поздравили молодоженов состоявшейся сегодня свадьбы. Из профессиональных исполнителей следует отметить исполнение песен Альфии Коротаевой и Коми народного артиста Василия Рочева (из Изьва керки в Сыктывкаре). Первую часть концерта исполнила в основном молодежь, ансамбль "Изьваса Кодзувъяс" работает под музыку только ижемских композиторов



Открытие персональной выставки "Национальная кукла" мастера декоративно-прикладного искусства Галины Юркевич в Ижемском историко-краеведческом музее (в старинном доме бывшего купца ), с 15:00 до 16:00. Для желающих также экскурсия по всему музею.
Галина Юркевич - член Коми Союза мастеров, руководит объединением "Национальная кукла" Печорского Дома детского творчества. Лауреат многих творческих конкурсов в номинациях "Авторская кукла" и "Народная кукла", в том числе Коми республиканских конкурсов Мастер года (). Автор бренда - Коми национальная кукла "Зарань", которая выполнена с соблюдением всех традиций и имеет значение оберега, даже паспорт имеется от Коми министерства культуры. Галина Павловна смогла привезти только небольшую коллекцию своих авторских кукол, они слишком быстро продаются

Конные соревнования на левом берегу реки Ижма, с 17:00 до 19:00. В старину на Луде (на лугу ) специально для народного празднования заранее подготавливали место - прогоняли табун лошадей, чтобы они потоптали траву. Кроме того, как священные животные, лошади очищали место от темных сил. Говорят, в старину чтобы разогнать злых духов еще устраивали пальбу, но не теперь. В наше время проводятся лошадинные скачки и сопутствующие развлечения для туристов и гостей, а траву скашивают. Спортивные скачки проведены в несколько забегов. Призы победителям, комплекты конской упряжи, вручал глава Ижемского района. Один из призов вручен единственной девушке - участнице гонки.


Награждение победителей спортивных скачек

Вечерняя проходка "Ижемские ворота". Музыкально-танцевальное шествие участников к месту празднования на Луд (с 20:00 до 22:00). Внешне выглядит как грандиозное многомассовое красочное шоу в Коми национальных костюмах. По легенде народ собирается в центре села и направляется на Луд на празднование. Проходка танцевальная, выполняются ряд разных эпизодов традиционных народных танцев. Музыкальное сопровождение в стиле традиционных запевок, но с ярко выраженным ритмом. В конце шествия запевки сменяются популярными энергичными Коми песнями.
Всем обязательно надо пройти под воротами. Они имеют глобальное значение во всей Коми культуре как национальный символ - защита и очищение от злых темных сил и порчи. Поэтому ворота встречаются повсеместно: это фигура в народном танце; их ставят при входе в святилище и вообще на входе на любое место сбора людей; не так давно было предложение сделать ворота на въезде в каждый населенный пункт Коми республики (разумеется, не реальные, а условные ) в Коми традиционном стиле. К сожалению, такие заколдованные ворота когда-то не спасли от оккупационной армии Стефана Пермского .
Разумеется, внимание гостей обращено на национальные костюмы. Обычно они старинные, переходящие от бабушек и прабабушек. Существуют реальные носимые костюмы с начала XVIII века, но они не парчовые, а холстяные и не такие красочные (см. ижемский традиционный женский костюм ручной работы XVIII века на фестивале Finno-Ugri: Art Style-2006 ).
Следует иметь в виду, что комплект ижемского народного костюма строго регламентирован: разная комплектация для девушек и замужних женщин, в зависимости от статуса, для разных обстоятельств, как например, специальная комплектация для замужней женщины, не желающей иметь детей. Выбор цвета не случайный, зачастую означает ключевое событие в жизни человека, см., например, Алая лента роман Василия Юхнина .
Форма головного убора для соответствующего случая и статуса - это целая отдельная наука. Вот только несколько названий: юр ной, баба юр, юр кöртöд, венеч, сборник, ситка, ныв юр, рогуля-кичка-коклюшка-клобук, патка, чышъян ота, юртыр, треюк (ошувка), вöлосник, сыръя чышъян, повойник, самшура, сорока (кокошник); лента или платок как отдельно, так и в комплекте с другим головным убором. Для примера, в период свадьбы невеста-ижемка должна сменить пять разных по форме головных уборов в соответствии с ситуацией, но в каждом из них может выразить принадлежность к своему роду и свою индивидуальность



См. также видео1 (QuickTime mov 8Mb), видео2 (QuickTime mov 6Mb).


Татьяна Попова,
зав. Ижемским отделом
культуры, организатор
праздника Луд

Непосредственно сам праздник Луд проходит на левом (на другом ) берегу реки Ижма рядом с переправой (с 22:00). Подразумевается, что в эту ночь спать вообще не следует, чтобы встретить и поклониться солнцу. По программе в этом году: Хороводы, луговые игры; "Хоровод невест"; соревнования по национальным видам спорта, торговые ряды; катание на лошадях; молодежная этнодискотека. На самом деле развлечений и зрелищ еще больше. Делегации ижемцев из разных регионов и деревень устраивают свои подворья, жгут костры, участники из Сизябска поставили чум. Ижма славится ценными породами рыб: семга, нельма, омуль, пелядь, а также ягодами: морошка, клюква, брусника, голубика, черника. Ученые говорят, что в мясе оленины содержатся очень редкие и очень полезные аминокислоты. В поисках характерных угощений было интересно обойти все подворья. Традиционного языческого общего моления не было, по крайней мере публично открыто. Не пустовали большущие качели, поставленные для детей и молодежи.
Смысл "Хоровода невест" понятен из названия: парни присматривали себе будущих жен. Девушки демонстрировали свои достоинства, и не только внешние. Разумеется, в девичьем обществе разгоралась конкуренция, и хоровод превращался в первенство. Кстати, ижемская красавица Ирина Терентьева победила на Коми реcпубликанском конкурсе красоты Райда 2010 и ей предстоит участвовать в финно-угорском конкурсе красоты "Звезда Севера" в ноябре 2011 в Кудымкаре.
Каждый из многочисленных хороводов, народных танцев, луговых игр на Луде имеет свой глубокий смысл - это мини театрализованная постановка одного из каких-нибудь важнейших событий из традиционной жизни ижемского народа и рода. Для зрителей и туристов сплошная непрерывная фотосессия, особенно когда многие из них вовлекаются в участие







* * *

В рамках праздника Луд состоялись еще мероприятия :

7 и 8 июля 2011 организован открытый чемпионат и первенство республики по национальным видам спорта (северное многоборье). В программе прыжки через нарты, метание топора и тынзея (аркан на оленя ), виды бега. В традициях народных спортивных игр еще когда-то были популярны борьба, подбрасывание тяжестей, стрельба, но сейчас их не было.

9 июля 2011 с 11:00 Музыкальная встреча и презентация "Ылöдз кылö Изьва сьыланкыв" о Г.В.Семяшкине (1926-1983, в честь 85-летия), ижемском композиторе и организаторе музыкальной культуры. Созданный им Ижемский народный хор когда-то был известен на всю страну, как и его песни. Творчеству композитора по инициативе Изьватас общественного объединения посвящен весь 2011 год. Имени Глеба Семяшкина традиционный фестиваль самодеятельных композиторов проводится в Ижме раз в два года, в этом году состоится в ноябре. См. также : Афиша Ижма центральная библиотека
Выставка-портрет организована в Ижемской центральной библиотеке и будет продемонстрирована во многих уголках района




См. видео (QuickTime mov 69Mb): Коми народный артист Василий Рочев исполняет песню "Печора, Печора, родная Печора" (см. текст )
См. также видео (QuickTime mov 32Mb): Женщины - ветераны Ижемского народного хора исполняют песню "Огонек в ночи":
Ждет меня в чуме подружка,
Чая крепкого кружка...

8 июля 2011 по отдельному плану работы состоялся круглый стол "Развитие малого предпринимательства в Ижемском районе", в актовом зале районной администрации.

Билборд в центре Ижмы

В целом еще необходимо отметить небывалое гостепреимство: я дважды спрашивал местных жителей как пройти на мероприятия, и оба раза меня проводили почти до места, хотя им самим было не совсем по пути.
Кроме того, осталась непонятной процедура изгнания нечистой силы и духов. Перед праздником на Луде изгоняли всю нечистую силу, но духи бывают также и хорошие, например, Пöлöзнича . Еще духи бывают нормальные - то есть поступающие хорошо или плохо в зависимости от обстоятельств. Наверное, хороших духов не надо было бы изгонять? Но как тогда их сортировать?

См. также : отдельный фотоальбом празднования. Афиша и план мероприятий Праздника ЛУД-2012 . Внимание: Дни культуры Ижемского района в Сыктывкаре состоятся 3 и 4 декабря 2011.

Первая публикация статьи 13 июля 2011 на сайте foto11.com - Новости.
Ссылки

«Луд» - традиционный праздник коми-ижемцев

«Луд» - один из масштабных и интересных праздников Республики Коми. Постановлением коллегии Министерства культуры и национальной политики Республики Коми от 21 декабря 2005 года № 6 традиционному народному празднику «Луд» присвоен статус Республиканского. Он проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям коми-ижемцев. Финансовую поддержку осуществляют администрация муниципального района «Ижемский», Министерство культуры и национальной политики Республики Коми.

На праздник. с. Ижма. Фото В. Ануфриева.

В настоящее время праздник «Луд» - это бренд Ижемского района. Сложилась творческая группа проведения праздника, режиссёрами которого являются Заслуженный работник Республики Коми Е.С. Ярцева и Л.А. Терентьева. Возобновился он в 1991 году. Жители ряда населённых пунктов совместно с работниками Домов культуры и самодеятельными коллективами района проводят локальные праздники «Малого Луда» (с. Няшабож, д. Малое Галово, д. Гам, с. Сизябск).

Каждый из районов нашей республики отмечен неповторимым культурным своеобразием. Праздник весенне-летнего цикла «Луд» на Ижме — яркое тому подтверждение. Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал, результатом их кропотливой работы стал сценарий лугового гуляния.

Пространство праздника делится на подворья, художественно оформленные дворы-площадки, где хозяева встречают гостей. Общая форма праздника - гуляние. Праздничное гуляние состоит из множества фольклорных, театрализованных, хореографических элементов. Если организаторам удастся к финалу соединить все сёла-подворья в единый праздник - значит, их задача выполнена. Ибо Луд отмечают всем миром.

Луд. Шествие. Фото Е.А. Хозяиновой

Количество зрителей и участников праздника не ограничено. Главная идея - добиться того, чтобы через несколько лет каждый зритель стал участником, таким образом, импровизируя и дополняя праздник элементами традиционной культуры, создать социально-значимое мероприятие для всего населения Ижемского района.

В настоящее время основной праздник Ижемского района Республики Коми «Луд» проходит в первое воскресенье июля - в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижмы.

Именно на этом празднике встречаются коми-ижемцы, чьи предки-оленеводы разъехались по всему Северу России в поисках новых пастбищ. Здесь потомки берут саженец с малой родины, ижемской земли, и сажают у дома в Мурманске и на Кольском полуострове, в Ловозере и за Уралом. Этот саженец - связь всех ижемцев через километры расстояний.

Время проведения праздника Луд - с вечера до восхода солнца. Своеобразный зачин праздника - гуляние «Ижемские ворота» - проходит до полудня и вечером во всех сёлах и деревнях района. Это переходное время - весна сменяется летом и граница между мирами открыта. Переходные место и время действия (имеющие, по поверьям древних, наибольшую магическую силу) указывают на сакральность праздника. А практический смысл проведения гуляния ночью — не столь жарко. Очевидно, что время и место действия еще раз указывают, что в древности этот праздник являлся обрядом, в котором участвовало всё население.

В селах и деревнях, расположенных вдоль обоих берегов реки Ижмы, начинается вечернее гулянье. Жители сёл и деревень из низовий Ижмы (деревни Диюр, Вертеп, сёла Краснобор, Кельчиюр и посёлок Щельяюр, расположенный на реке Печора) присоединяются к шествию в село Ижма и вместе с участниками праздника идут с песнями по селу до берега реки. Они проходят по наплавному понтонному мосту через реку Ижма и оказываются на современном месте проведения Луда. Перед местом расположения гуляния стоят ворота. Гости и участники праздника проходят через них. Это место встречи для участников гуляния всех сёл и деревень. Возле ворот молодые девушки в национальных нарядах раздают памятки-путеводители о празднике Луд.

Сам праздник открывают «Ворота» - танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое, торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота (имитируются переходные моменты из одного состояния в другое).

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закреплённое за каждым селом место - сикт (буквально «село») или подворье. «Сикт» - условно обозначенная площадка, где располагаются представители определённого села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костёр, принимают гостей. В каждом «сикте» разработана своя программа. Каждый «сикт» имеет свой отличительный знак. Все гости праздника радушно принимаются в «сиктах», а затем вместе с хозяевами участвуют в «сельских» гуляниях.

Сизяыб сикт (село Сизябск) - традиционно оленеводческое село. В этом театрализованном поселении стоит чум, организована ярмарка меховых изделий, сувениров из меха, кожи и оленьих рогов, вязаные пояса (воньяс). Гостей угощают традиционными блюдами оленеводов - блинами из оленьей крови, строганиной, шашлыками из оленьего мяса, кулебяками. За этим подворьем закреплен фольклорный коллектив «Шондiбан».

Краснобор сикт (село Краснобор). Здесь располагаются не только красноборцы, но и жители деревень Диюр и Вертеп, которые относятся к сельскому поселению «Краснобор». Знак, по которому можно определить это подворье, - высокий шест, на котором вывешена пара сапог. Красноборцев в районе называют «красноборса кöмтöм кокъяс» (буквально «босоногие красноборцы»), не оттого, что они не имели обуви, а просто берегли её и часто ходили босиком. В районе этого села имеются природные запасы красной глины, целебные свойства которой использовала вся округа. Из неё также изготавливали качественный кирпич, вытаптывая глину босыми ногами. В деревне Вертеп бьет ключ - святой источник «Кузьма нырд» (буквально «возвышенность Кузьмы»). Это минерализованная вода, обладающая целебными свойствами. В этом подворье стоит дом, в котором любой гость может угоститься выпечкой. Возле него водят хороводы, национальные игры. Гостям и всем желающим предлагают приобрести сертифицированную минеральную воду, глину для косметических масок и практические советы по её использованию.

Луд. Скачки. Фото Н.В. Рочева

В этом подворье «гостит» фольклорный коллектив «Нёль сьылысь» («Четверо поющих») из Ухты.

Букур сикт (село Бакур). По поверью, в окрестностях села в старину было много медведей, и первые жители отгоняли их «буксанами» и «пöлянами» - традиционными музыкальными инструментами народа коми. Отсюда и название села - Букур (современное название - Бакур). Достопримечательность этого села - колодец, из которого местные жители пьют чистейшую воду более двухсот лет.

Медведь - символ Бакура, а его чучело - отличительный знак сикта. Всем желающим предлагают выпечку, воду из местного колодца на чай, другие угощения, проводят национальные игры, водят хороводы, поют песни и частушки.

Мохча сикт (село Мохча). Здесь собираются не только мохчинцы, но и жители деревни Гам, относящейся к сельскому поселению «Мохча». Деревня Гам всегда славилась хорошими лошадьми, не перевелись они и сегодня. Поэтому на Луде мохчинцами организована коновязь, а всем желающим предлагают покататься верхом на лошади, угоститься местными блюдами, почаевничать, приобрести вязанку дров для костра, поиграть в национальные игры и посостязаться в конкурсе «Перекинь гирю через баню».

Здесь принимают гостей из Нарьян-Мара, фольклорные коллективы «Печорянка» и «Югыд шондi».

Ижма сикт (село Ижма). Отличительный знак Ижмы - высокие качели. Из года в год в Ижме на Пасху устанавливают высокие качели.

В силу ряда причин не всегда и не всем удавалось покачаться на знаменитых ижемских качелях. Эту возможность ижемцы предлагают жителям и гостям района на Луде. Возле костра гостей угощают чаем, шаньгами, предлагают принять участие в национальных играх, таких как «Гезйöн ворсöм» (Игра с верёвкой), «Капуста», «Ратшкис». «Дитяшко» и «Ремень».

Ижемцы же на празднике развозят тележку с кашей - своё знаменитое угощение «саламат», которое надо «заработать» исполнением музыкального номера, байки или анекдота.

Кельчиюр сикт (село Кельчиюр). Село состоит из двух подворий: кельчиюрцы и усть-ижемцы, относящиеся к сельскому поселению «Кельчиюр». Низовье реки Ижма, где географически расположены эти населённые пункты, всегда было богато рыбой. В частности, это отражено в названии села Кельчиюр, что в переводе с коми означает «голова подъязка». Отличительный знак этого подворья - большой муляж рыбы. В поселении проводятся игры, конкурсы, водятся хороводы. Гостей потчуют чаем, угощают шаньгами, рыбниками, ухой.

Щельяюр сикт (село Щельяюр). Ранее этот посёлок не гулял своим «сиктом» на празднике «Луд». Это рабочий посёлок, в котором проживают речники и судостроители. Население посёлка многонационально, но немалую часть его жителей составляют коренные ижемцы и те, кто уже породнился с ними. В 2005 году жители и администрация сельского поселения «Щельяюр» впервые принимали участие в праздничных событиях. В этом подворье развернулась выставка декоративно-прикладного творчества, проводятся современные игры, работают аттракционы, гостей угощают чаем, выпечкой, шашлыками.

Это поселение пока не имеет своего фольклорного коллектива, отсутствуют хороводницы в национальных нарядах, но игры и конкурсы проводятся местными активистами, работниками культуры совместно с жителями других поселений.

Здесь остановились гости праздника и соседи щельяюрцев по реке Печора - фольклорные коллективы Усть-Цилемского района «Эскöм» («Надежда») и «Усть-Цилемские краснопевы».

Праздничная программа состоит из театрализованных эпизодов. В центре луга, на подготовленной площадке расположились главные запевалы гуляния. Открытием праздника служат выстрелы из ружей вверх по очереди от каждого подворья - это сигнал о том, что участники готовы к началу основного праздничного действа. Начинается праздник с обращения к предкам за благословением на проведение большого праздника в столь ответственный момент - перед страдой.

Запевалами исполняется песня-импровизация - обращение к предкам на благословение проведения праздника.

Затем запевалы приглашают всех участников праздника. Ими исполняется народная песня-приглашение «Локтöй-локтöй» (буквально «идите-идите»). Под эту песню представители всех населённых пунктов идут «воротами» на центральную площадку луга.

Таким образом приглашаются все участники-подворья. Далее под песню «Изьва ю кузя». Хороводы всех сёл распределяются на лугу, как лучи солнца, в центре которого находятся запевалы праздника.

По окончании хоровода две представительницы от каждого подворья несут в центр к запевалам праздника воду и землю своего села или деревни. Проводится обряд дарения под причитание (бöрдöдчöм) «Изьва яг».

Земля со всего района смешивается и распределяется по горшочкам. Затем в горшочки рассаживают росточки черёмухи. Их поливают водой, привезённой на гуляние из сёл района и смешанной в одной ёмкости.

Всем гостям, приехавшим на праздник, дарятся ростки черёмухи, как гостинец с исторической родины.

Далее следует эпизод выбора хороводницы. Хороводницей быть на празднике очень почётно и престижно, она — центр внимания. Ведь по её желанию исполняются все песни и хороводы. Исполняется песня «Воль кузя лэчча». По её окончании выбираются хороводницы, которые собираются в центр луга и сообща решают, какие хороводы, танцы и в какой последовательности будут исполнять на гулянии.

Хороводницы расходятся на свои места, а запевалы объявляют хороводы и танцы. Традиционно исполняются такие хороводы, как «Асыы ныыка бöрдэ визыв ва дорын», «Сад йöрын», «Куимен йöктам», «Чветики», «Чига гусь». Все хороводы связаны между собой шуточными диалогами запевал с объявлением хороводов. Эпизод заканчивается общими воротами. Исполнители праздничных танцев и хороводов возвращаются в свои подворья и в них проводят своё маленькое деревенское гуляние.

На Ижме существовал обряд инициации - посвящение в гармонисты, - который проходил в бане. Опытный, почитаемый гармонист посвящал молодого, похлёстывая его веником, приговаривая определённые слова. Все подробности обряда не известны, но на «Луде» его проведение вполне уместно. Вобрав элементы этого обряда воедино, организаторы проводят на «Луде» конкурс гармонистов.

По правилам конкурса в центре «Луда» собираются гармонисты всех подворий и показывают своё мастерство владения инструментом. Зрители сами выбирают гармониста, достойного играть в их подворье, и зазывают его к себе.

Интересен «Хоровод невест», который возобновили только в 2006 году. Это отголосок обряда инициации - перехода девочек в статус невест. В «хороводе невест» принимают участие молодые девушки, переходящие из подросткового возраста в период девичества. В старину к этому времени девушкам покупали шаль, обувь, украшения и шили новый девичий наряд, а короткий подростковый наряд оставался в прошлом. Это символический переход во взрослую жизнь. На «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали невест.

Сбор на хоровод невест начинается с подворья «Ижма». Девушки последовательно обходят все подворья, и к ним присоединяются невесты других сёл. Обойдя весь луг, девушки собираются в центр, где исполняют «Ворота невесты». В обряде-конкурсе оценивается костюм. Это своеобразный конкурс ижемского наряда, и он проводится совсем недавно. Высоко оценивается все правила сшитого девушкой наряда и каждая его деталь. Если девушка для участия в конкурсе использует старинный наряд, то оценивается его история, правила ношения наряда.

Целью конкурса является популяризация ижемского наряда и налаживание тесных семейных связей между ижемцами. Организаторы праздника планируют в будущем проведение ижемской помолвки или свадьбы.

Ни один праздник не обходится без традиционных игр и национальных забав. Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах». Проводится и ставшая уже традиционной для «Луда» игра «Фанты». Для ее проведения в течение всего праздника по «луду» - лугу - ходят определённо назначенные люди, которые крадут какие-либо необходимые предметы, утварь из подворий, например, топор, котелок. Во время игры оглашаются предметы, которые были похищены. Задача потерпевших - выкупить их. По условиям игры предмет возвращается хозяевам в случае выполнения какого-либо творческого задания (к примеру, исполнение песни, поцелуй красивой девушки, выкуп возможен и выпечкой, деньгами).

Кульминация праздника - встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня, начало лета и конца ритуального действа. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу, к предкам-родителям за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются заклички, восхваляющие солнце и молодую счастливую жизнь. Ведь солнце несёт нам радость, теплоту самой жизни. А наступивший новый день приветствует период сенокосных работ, поэтому старались веселиться от души, отдохнуть и набраться сил к предстоящим работам.

Происходит омовение утренней росой. Участники праздника ходят по траве босиком и продолжают веселиться.

Исполняется заключительный общий танец луговых гуляний, который является плясовым хороводом. Он исполняется под плясовые песни, и в него входят почти все элементы луговых хороводов. Это «Общий круг», «Кыкен йöктэм» («Танцуем парами»), «Шорöн ворсэм» («Ручеек»), «Валъя лоис» («Волны»), «Кыкен круген йöктам» («Парами по кругу танцуем»), «Общий», «Капуста», «Суниса ем» («Иголка с ниткой»), «Шондiбан» («Солнцеликая»), «Яблочко», русские переплясы.

Торжественная встреча солнца завершается, участникам праздника и гостям предлагается танцевально-музыкальная программа.

Даты проведения мероприятия:

05.07.2014 - 06.07.2014

Учредители праздника: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Республики Коми, Министерство национальной политики Республики Коми, Администрация муниципального района «Ижемский» Организаторы праздника: исполнительно-организаторские функции выполняет управление культуры администрации муниципального района «Ижемский», отдел физической культуры, спорта и туризма администрации муниципального района «Ижемский».

Место проведения мероприятия:

Площадь и прилегающая территория Центрального дома культуры в с.Ижма, ул. Советская, левый берег р.Ижма.

Общие сведения:

Праздник «ЛУД» проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям коми-ижемцев. Праздник проводится в с.Ижма Ижемского района Республики Коми ежегодно, в первые выходные дни июля.

Тематика мероприятия:

«Луд» – традиционный массовый праздник коми-ижемцев, сегодня по праву является брендом Ижемского района. «Луд» в переводе с коми-языка означает «луг» – широкое, открытое место, где проводится праздник. Ведь обычно на праздник съезжались жители окрестных сел и деревень, и было важно, чтобы всем участникам веселья хватило места. «Луд» – многожанровое мероприятие, которое включает в себя народные игры, хороводы, песенные, плясовые и спортивные состязания. Своими корнями праздник уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. Поэтому главные темы праздника – растительность и очистительная сила воды. В этот период лета природа достигает наивысшего расцвета, травы вбирают в себя весь сок и обладают чудодейственной силой, а вода в реке становится целебной. Ижемские старожилы вспоминали, что каждое село, каждая деревня в определенное время, от Ивана Купалы до Петровских дней, выходила гулять на луга. «Гуляли» перед началом сенокоса или поста, то есть праздновали перед предстоящей долгой работой, страдой и петровским постом.

Масштаб проекта, вовлеченная аудитория:

Межрегиональное мероприятие.

Результаты проекта:

С каждым годом увеличивается количество гостей праздника, добавляются новые фольклорные коллективы народного художественного творчества из разных регионов страны. Широкое освещение праздник получает и в СМИ. Так в октябре 2013 года фильм «Человек мира. Коми» с Андреем Понкратовым телеканала «Моя планета», повествующий о двух праздниках – ижемском «Луде» и Усть-Цилемской горке – стал победителем в номинации «Общий дом. Истоки» V пристижной ежегодной национальной премии «СТРАНА».

МБУ ДО «Детская школа искусств»

г. Инта Республика Коми

Методический анализ на тему:

Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд»

Выполнила:

Преподаватель хореографических дисциплин

Луганская Екатерина Николаевна

Инта 2014

У истоков праздника

Ижемский район Республики Коми – удаленный от городов и промышленных центров край деревень и сел. Фольклор ижемских коми представлен самыми различными жанрами. В памяти старожилов сохранились местные календарные праздники. Но самым зрелищным является районный праздник «Луд».

Луд – традиционный массовый праздник коми-ижемцев, широко распространенный в XIX – начале XX века среди жителей сел и деревень Ижмы и Средней Печоры. Летние луговые гуляния, игры, забавы были широко распространены по всей территории Коми края. Но ижемские луговые праздники были весьма разнообразными и не похожими на гуляния других районов.

Луд (в переводе с коми языка – «луг») – широкое, открытое место, где проводится праздник. Поскольку на праздник съезжались жители большинства сел и деревень района, было важно, чтобы хватило места всем участникам веселья. Поэтому пойменные луга были выбраны ижемцами неслучайно. Центром праздника являлось и до сих пор остается село Ижма.

Своими корнями праздник уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. Ижемские старожилы отмечали, что каждое село и деревня в определенное время, от Ивана Купалы (Иван лун) до Петровских дней (Петыр лун), выходила гулять на луга.

На мифологическую основу праздника указывают мотивы отпугивания (пальба из ружей перед праздником), омовения (ритуальное купание после восходом солнца), топтания (подготовка площадки). Праздник «Луд» начинался со сбора людей на улицах села, которые в назначенный час стекались на центральную площадь и отправлялись на «Луд» (Луг). Старшие, как правило, шли впереди, за ними следовала молодежь.

Исконное место проведения праздника – междуречье Ижмы и Курьи, где и происходит основное действие. В преддверии праздника молодые всадники, огибая территорию, прогоняли табун лошадей, вытаптывая площадку для гуляния. Такой обход имел сакральный и практический смысл: уберечь место действия от нечистой силы и вытоптать неровности земной поверхности. В настоящее время эта традиция преобразовалась в спортивные скачки, в которых участвуют всадники со всего района.

Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» сегодня

«Луд» - один из самых масштабных и интересных праздников, проводимых в Республике Коми. Постановлением Министерства культуры и национальной политики РК от 21 декабря 2005 года традиционному народному празднику «Луд» присвоен статус Республиканского. Он проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям ком-ижемцев.

Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал. В организации праздника задействуют все учреждения культуры района. На празднике «Луд» принимают участие фольклорные коллективы всего Ижемского района. Жители ряда населенных пунктов совместно с работниками Домов культуры и самодеятельными коллективами района проводят локальные праздники «Малого Луда» (с. Няшабож, д. Гам, с. Сизябск и др.).

В настоящее время основной праздник Ижемского района РК «Луд» проходит в первое воскресенье июля – в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижма. Пространство праздника делится на подворья, художественно-оформленные дворы-площадки, где хозяева встречают гостей. Общая форма праздника – гуляние, которое состоит из множества фольклорных, театрализованных, хореографических элементов. Если организаторам удается к финалу соединить все села-подворья в единый праздник – значит, их задача выполнена. Количество зрителей и участников праздника не ограничено. Главная идея – добиться того, чтобы каждый зритель стал участником. И импровизируя, дополняя праздник элементами традиционной культуры, создать социально-значимое мероприятие для всего населения Ижемского района.

Время проведения праздника «Луд» - с вечера и до восхода солнца. Вечернее гуляние начинается в центре каждого села и деревни, расположенных вдоль реки Ижма с обеих ее берегов. Представители различных сел и деревень присоединяются к шествию в село Ижма и вместе с участниками идут с песнями по селу до берега реки. С песнями и танцами участники проходят по мосту через реку Ижма и оказываются на современном месте проведения Луда. Перед местом расположения гуляния стоят ворота, через которые проходят гости и участники праздника. Возле ворот стоят девушки в национальных нарядах и раздают памятки – путеводители о празднике «Луд».

Таким образом, сам праздник открывают «Ижемские ворота» - танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота.

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закрепленное за каждым селом место – сикт (буквально село) или подворье. Коллективы и гости праздника радушно принимаются в «Сиктах», а затем вместе с хозяевами участвуют в их маленьких «сельских» гуляниях. «Сикт» - условно обозначенная площадка, где располагаются представители определенного села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костер, принимают гостей. В каждом «Сикте» разработана своя программа. Каждый «сикт» имеет свой отличительный знак.

Праздничная программа состоит из театрализованных эпизодов. В центре луга, на подготовленной площадке, как правило, располагаются главные запевалы гуляния. Открытием праздника служат выстрелы из ружей вверх по очереди от каждого подворья – это сигнал о том, что участники готовы к началу основного праздничного действа. Начинается праздник с обращения к предкам за благословением на проведение большого праздника перед страдой. Запевалами исполняется песня-импровизация – обращение к предкам на благословение проведение праздника.

Затем запевалы приглашают всех участников праздника. Ими исполняется песня-приглашение» Локтой-локтой» (буквально «идите-идите»), под которую все участники праздника идут «Воротами» на центральную площадку луга.

Далее под народную песню хороводы всех сел распределяются на лугу, как лучи солнца, в центре которого находятся запевалы праздника. По окончании хоровода представители от каждого подворья несут в центр к запевалам праздника воду и землю своего села или деревни. Проводится обряд дарения под причитание. Земля и вода со всего района смешиваются и распределяются по горшочкам, в которые рассаживают ростки черемухи. Всем гостям, приехавшим на праздник. дарятся ростки черемухи, как гостинец с исторической родины.

Далее следует эпизод выбор хороводниц, которыми быть на празднике очень почетно и престижно. Они собираются в центре луга и сообща решают, какие хороводы, танцы и в какой последовательности будут исполнять на гулянии. Хороводницы расходятся на свои места, а запевалы объявляют хороводы и танцы, после исполнения которых, все возвращаются в свои подворья.

Интересен на «Луде» конкурс гармонистов, которые показывают свое мастерство владения инструментом, а остальные участники праздника дарят им свою признательность.

Увлекательным является «Хоровод невест», в котором принимают участие молодые девушки. В старину на «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали себе невест. Сбор на хоровод начинается с подворья «Ижма». Девушки последовательно обходят все подворья, к которым присоединяются невесты других сел. Обойдя весь луг, девушки собираются в центр, где оценивается их костюм. Это своеобразный конкурс ижемского наряда, и он проводится совсем недавно. Целью конкурса является популяризация ижемского костюма и налаживание тесных семейных связей между ижемцами. Организаторы праздника планируют в будущем проведение ижемской помолвки или свадьбы.

Ни один праздник не обходится без традиционных игр и национальных забав. Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах» и другие. Проводится и ставшая уже традиционной для «Луда» игра «Фанты». Для ее проведения необходимо выкупить предметы, которые похищают из подворий определенно назначенные люди. По условиям игры предмет возвращается в подворье в случае выполнения какого-либо творческого задания (исполнения песни, танца).

Кульминация праздника – встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются традиционные заклички, восхваляющие солнце и счастливую жизнь. Далее происходит омовение утренней росой. Участники праздника ходят по траве босиком и продолжают веселиться.

Исполняется заключительный общий танец луговых гуляний, который является плясовым хороводом. Он исполняется под плясовые песни и в него входят почти все элементы луговых хороводов. Это «Общий круг», «Танец парами», «Ручеек», «Волна», «Танец парами по кругу», «Капуста», «Иголка с ниткой», «Солнцеликая», «Яблочко», и другие русские переплясы. Торжественная встреча солнца завершается, а участникам и гостям праздника предлагается танцевально-музыкальная программа.

Заключение

Проведение праздника «Луд» требует сложной подготовки, как в организационном, так и в творческом плане. Творческая группа заранее выезжает к художественным коллективам для подготовки к проведению праздника. Праздник «Луд» характерен для ижемских коми, поэтому необходимо соблюдение традиций именно этой местности.

При подготовке праздника опираются прежде всего на фольклорные коллективы, которые выступают в роли организаторов действия: исполняют песни, водят хороводы, проводят игры. Их задача – привлечь зрителей, помочь им включиться в игровые ситуации, побудить желание самим поучаствовать в праздничной пляске, песне, раскрыться в качестве исполнителя.

Разрабатывая сценарий праздника, организаторы ориентируются на возраст и интересы участников, стремятся доступно представить традиционные мотивы праздника зрителям. Успех праздника составляют: преемственность поколений, организованное взаимодействие участников на протяжении всего праздника, а также важность и значимость проводимого мероприятия в жизни населения.


В минувшие выходные в Ижме состоялся 13-й межрегиональный традиционный праздник «Луд», в котором приняли участие артисты и мастера из Усинска, Инты, Печоры, Сыктывкара, Усть-Куломского, Княжпогостского, Прилузского и Сыктывдинского районов. С национальной культурой ижемского народа познакомились гости из Мурманской и Кировской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. По информации муниципального управления культуры, в празднике приняли участие 6 000 человек.

Основная программа осталась . В 11.00 начали работу тематические площадки от сельских поселений района, были организованы выставки, мастер-классы, ярмарки и другие развлечения.

Гостей праздника познакомили с национальными традициями оленеводства. В настоящих чумах можно было увидеть быт оленеводов и попробовать национальные блюда. Банные традиции коми-ижемцев продемонстрировала творческая группа из деревни Гам. Они показали, как правильно заготавливать и хранить веники, проводить обряд помывки новорожденного и соблюдать правила пользования баней.

В 12.00 на площади Ижемского дома культуры началась программа «Ижма молодая», где выступили солисты и молодежные коллективы района. А после сцену уступили участникам концерта «Мусянь, Васянь ставлы чолом!». Здесь ижемцев поздравили официальные лица, а право открыть праздник предоставили руководителю администрации муниципального района «Ижемский» Любови Терентьевой.

Поздравления от главы республики, который в тот момент находился в Бурятии, передал ижемцам руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин. Он рассказал, что отправил Сергею Гапликову фото ижемского храма и он очень рад, что праздник проходит под сенью нового купола.

Министр культуры, туризма и архивного дела Сергей Емельянов охарактеризовал праздник как главное знаковое событие, которое происходило в регионе за последние несколько лет. А населенные пункты района, по словам министра, получили «новую жизнь», благодаря ремонту и оснащению учреждений культуры.

Далее он пригласил на сцену руководителя съемочной группы телеканала «Культура» Пьера Кристиана Броше и председателя Союза писателей России Николая Иванова. Француз рассказал, что в Ижме идут съемки передачи «Моя любовь-Россия»:

— Я с детства люблю такие праздники, — признался П. Броше. – О «Луде» мы узнали месяц назад и решили, что обязательно нужно снять про этот праздник передачу. Она выйдет в эфир зимой этого года.

— «Луд» у вас в крови, уважаемые ижемцы, — обратился к зрителям Николай Иванов. – Потому что этот праздник не назначенный, не спущенный сверху, он родовой. Для всей остальной России Ижма сегодня – символ России. Когда у вас совершил аварийную посадку самолет, во всем мире, в том числе и в Москве, сказали: есть место, где в ослабленной ситуации Россия может всегда приземлиться и, более того, отсюда она может взлететь и встать на крыло».

Депутат Государственного Совета Коми Дмитрий Кологривый признался в любви к ижемскому народу и вручил благодарность от председателя Надежды Дорофеевой главе Ижемского района Татьяне Артеевой. Глава тоже передала депутату благодарность Ижемского района за значимый вклад в социально-экономическое развитие муниципалитета. Слова поздравления прозвучали и от заместителя генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Сергея Макарова. После на сцену вышли коллективы художественной самодеятельности и артисты театра драмы им. В.Савина.

Вечерняя часть программы стартовала в 17.00 на левом берегу реки Ижмы. Здесь состоялись традиционные конноспортивные соревнования. К восьми вечера гости вернулись в село, чтобы принять участие в знаменитом танцевальном шествии «Ворота».
После десяти часов на левом берегу реки Ижмы участников ждали хороводы «Лудын ветлам», луговые игры, катания на лошадях, торговые ряды. Здесь же прошел конкурс подворий «Изьваса сикт» и конкурс «Хоровод невест», соревнования по прыжкам через нарты, метанию аркана на хорей и метанию гири на дальность. Завершилось гуляние выступлением сыктывкарской группы «Отдел кадров».

По итогам межрегионального праздника руководителю администрации Ижемского района доложили, что мероприятие прошло спокойно, к представителям правопорядка и здравоохранения обращений от населения не зафиксировано.

Источник: admizhma.ru
Фото Александра Кавиева