Как приучать ребенка к самостоятельности от трех до семи лет

Инструкция

Начинайте приучать ребенка к самостоятельному одеванию примерно с 1,5 лет. С этого возраста у малыша формируется наглядно-действенное мышление. Он учится взаимодействовать с предметами, понимать их назначение. Чтобы процесс овладения навыком одевания не происходил стихийно, показывайте ребенку, как именно необходимо надевать ту или иную вещь.

Сначала покажите, как надеваются самые простые вещи, например валенки, варежки и др. То есть такие предметы одежды, в которых нет сложных застежек, замков и завязок. При успешном решении этой задачи у малыша возникнет интерес к процессу. Обязательно хвалите ребенка за его успехи в этом нелегком для него деле. В детском саду или в гостях ставьте своего ребенка в пример детям, которые еще не умеют одеваться. Это повысит самооценку малыша, что положительно скажется на его стремлении к самостоятельности.

Вызовите интерес ребенка к одеванию при помощи куклы. Она внешне наиболее похожа на человека. Применяйте игровой метод, попросите ребенка одеть куклу на прогулку. При этом скажите, что он уже взрослый, а кукла – маленькая. Она не умеет сама надевать вещи. Желательно, чтобы у куклы был полный набор одежды: майка, трусы, платье, кофта, обувь, шапка, пальто, шарф. В ходе игры ребенок будет понимать, как нужно надевать вещи. Кроме того, он усвоит последовательность надевания вещей. То есть сначала на куклу нужно надеть белье, потом платье, кофту и так далее. Пусть кукла станет для ребенка товарищем по обучению.

Наберитесь терпения. Недопустимо торопить ребенка, когда он пытается самостоятельно одеться. Поддерживайте его, подбадривайте. Пусть он видит, что вы гордитесь им. Это станет хорошим стимулом к его дальнейшим действиям. Выказывая недовольство тем, что вам приходится долго ждать ребенка, пока он оденется, вы покажете свою нервозность. Это состояние сразу передастся ребенку, и он также начнет нервничать. Как итог – ненужные капризы и нервы.

Поддерживайте малыша в его стремлении самому надевать одежду. Пусть он пробует, учится, закрепляя показанные действия. Не стоит делать за него то, чему, по вашему мнению, ему еще рано учиться. Ограничивая ребенка в его стремлениях к самостоятельности, вы сами постепенно воспитываете в нем лень. Со временем он не станет даже предпринимать попытки для того, чтобы что-то сделать самому. В будущем таким детям очень сложно адаптироваться к взрослой, самостоятельной жизни. Они не смогут сами принимать решения, а станут ждать, пока проблему за них решат родители.

Для начала вам придется забыть об опрятности, поскольку малыш, который учится есть, часто будет проносить ложку мимо рта, опрокидывать тарелку и чашку, ронять куски еды на пол и пачкать одежду. Даже слюнявчик не всегда поможет оставаться чистым. В этом нет ничего страшного, главное — подберите для него безопасные и небьющиеся столовые приборы из термостойкого пищевого пластика.

Ольга Королёва

Врач-педиатр

«Для крошек, которые только учатся есть, подойдет тарелка с высокими бортиками, крепящаяся к столу присосками. Такая посуда более устойчива, ее сложно перевернуть. Напитки лучше наливать в чашку с двумя ручками, которую удобнее держать, а ложка должна быть с нескользящей закругленной ручкой — она не выскользнет из рук в самый ответственный момент, когда малыш будет подносить еду ко рту. В полтора года можно дать ребенку вилку с закругленными зубчиками, а неострый столовый нож — не ранее двух с половиной лет».

Самое подходящее приспособление для кормления малыша — высокий стульчик со съемным столиком. Чем комфортнее ребенку за столом, тем меньше он пачкается и быстрее учится есть. Приготовьтесь к уборке кухни и смене детской одежды после еды — именно по этой причине на первых порах у вас будет возникать острое желание прекратить эксперимент и забрать у ребенка ложку. Преодолейте этот порыв! Пусть малыш учится жить в этом мире. Чем раньше он начнет себя обслуживать, тем лучше. чтобы ребенок смотрел, как едят взрослые, и повторял их движения.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно

Одеваться малышу гораздо сложнее, чем пользоваться столовыми приборами, поэтому приготовьтесь, что это занятие не сразу даст результат. Одевая кроху, постоянно комментируйте свои действия, называя части тела и детали одежды: «Правую ручку — в правый рукав, левую ручку — в левый, а теперь застегиваем пуговицы и завязываем пояс. Где у нас пояс? А где пуговицы?»

Малыш слушает материнскую речь и расширяет свой словарный запас. А когда он пытается что-то сделать сам, развивается мелкая моторика. Получается, что попытки одеться и раздеться формируют мозг малыша и влияют на его интеллектуальное развитие. К тому же эти движения можно считать физкультурой, ведь у крохи работают все суставы, укрепляются мышцы и развивается координация движений.

Без тугого ворота и сложных деталей, иначе малышу будет сложно разобраться со шнуровкой, маленькими отверстиями для пуговиц и застежкой на спине. Приветствуются липучки и молнии, а также яркие рисунки на передней части свитеров и кофточек, помогающие малышу отличить зад от переда. К году и семи месяцам ребенок уже должен снимать с себя носки, колготки, расстегнутую обувь, шорты и шапочку. Почаще хвалите малыша, и у него обязательно все получится!

Консультация для родителей: как научить ребенка умываться

Учить умываться можно с того момента, когда малыш твердо стоит на ногах. Поставьте возле раковины маленькую скамеечку, чтобы он дотягивался до струи воды. Ребенку гораздо интереснее умываться, если у него есть своя мыльница с красивым мылом в виде зайчика или медвежонка, красочная кружка для полоскания рта и яркое полотенце, висящее на крючке на уровне его лица, ведь так здорово самостоятельно дотягиваться до него, вытираться и вешать обратно.

Очень важно научить малыша правильно умываться и чистить зубы, и лучше всего делать это на собственном примере, показывая и объясняя все действия, как в ситуации с одеждой. Самый лучший способ чему-то научить кроху — игра. Скажите ему, что зубки — это дорожка, а зубная щетка — машинка, которая должна проехать по дорожке, и он с удовольствием включится в игру.

Игнатий Парфенов

Детский стоматолог

«С раннего возраста приучайте детей полоскать рот после еды. Купите ему красивую зубную щетку с толстой ручкой и очень мягкой щетиной, чтобы не травмировать нежные десны. Не заставляйте малыша чистить зубы, этот процесс должен быть приятным, иначе в будущем он станет избегать этой процедуры».

Обязательно хвалите ребенка после каждой чистки зубов, но и не делайте трагедии, если иногда малыш засыпает, не почистив зубы. Главное, чтобы это не превратилось в привычку!

Как научить ребенка засыпать самостоятельно

Это очень полезная привычка, которая сэкономит много времени родителям и сбережет их нервы. Порой укладывание ребенка превращается в настоящий кошмар — ему часами читают сказки, поют песенки, лежат с ним в постели или носят на руках. При этом нет гарантии, что чадо быстро уснет. В интересах мам и пап упростить процесс. В конце концов, и малышу будет от этого только лучше. Многие родители уже с шести месяцев думают о том, как приучить ребенка к самостоятельности при засыпании, и если они проявляют терпение, то их усилия увенчиваются успехом.

Установите постоянное время отхода ко сну и придерживайтесь его, чтобы у ребенка выработался рефлекс. Перед сном исключите шумные игры и просмотр мультфильмов. Почитайте ребенку сказку, спойте песенку, дайте ему любимую плюшевую игрушку, обязательно поцелуйте и оставьте его в кроватке одного, приоткрыв дверь в комнату. Ежедневный ритуал засыпания вскоре будет срабатывать как снотворное. Если ребенок боится темноты, оставьте включенным ночник, если он заплакал, обязательно подойдите, поцелуйте и ласковым голосом скажите, что мама рядом и волноваться не стоит. Не бегите в комнату по первому зову и не заставляйте кроху слишком долго плакать — выдерживайте паузу, доверяя своей интуиции. Дети быстро привыкают к изменениям, так что вскоре кроха примет новые правила и будет засыпать без вас.

Как приучить ребенка к горшку

Знакомство с горшком можно начать с семи месяцев, периодически усаживая на него ребенка при первых признаках того, что он хочет в туалет. Кто-то кряхтит, кто-то плачет или затихает в углу — все дети ведут себя по-разному, и вам нужно распознать, какие сигналы подает ваше чадо в этих случаях. Дети обычно не совсем понимают, почему их усаживают на горшок, лишь после года они начинают осознавать значение этого предмета. Ваша задача — периодически высаживать ребенка на горшок, не переживая о неудачах. В этом возрасте самое главное — знакомство с аксессуаром и нормальное к нему отношение. Ни в коем случае не держите кроху на горшке насильно и не ругайте его, иначе он возненавидит горшок, а все ваши усилия пойдут насмарку.

В полтора-два года шансов привить полезные гигиенические привычки больше, поскольку в этом возрасте ребенок более длительное время может оставаться сухим и чувствует дискомфорт в мокрых или грязных штанишках. Кроме того, ему можно что-то рассказать и объяснить. Обязательно сажайте ребенка на горшок после сна и еды, стараясь, чтобы он посидел на нем не менее 10 минут — обычно этого хватает, чтобы сделать все «дела». После каждой удачи хвалите кроху! Через некоторое время он начнет улавливать связь между своими действиями и усаживанием на горшок, и таких «озарений» будет все больше и больше.

Купите комфортный горшок, который понравится малышу. Он должен быть теплым и устойчивым, лучше всего подходят модели из пластика с удобной спинкой. Сейчас продаются горшки-игрушки и музыкальные модели всех оттенков — чего только не придумают производители, чтобы малыши с удовольствием сидели на горшках!

Вместе купили будильник и доску, на которой мелом написали распорядок дня по часам с указанием основных дел. Детям было интересно отмечать исполненное и корректировать списки. Поощрением служила возможность сэкономить время, быстро сделав необходимое, и самостоятельно выбрать забавы для досуга в это сэкономленное время.

Эту хитрость использовала моя бабушка. ...Работала она в то время переплетчицей, а рядом был отдел (уж не помню, как он там назывался), где девушки рисовали всяческие плакаты и наглядную агитацию. Так вот, бабушка заказала у них плакат-напоминалку! Текст примерно такой: «Уходя из дома, не забудь: ключи, сменку, выключить плиту, воду, поставить на сигнализацию квартиру!» Она повесила этот плакат на входную дверь. Он настолько застрял в нашем мозгу, что до сих пор, выходя из дома, я мысленно все вспоминаю, чтоб ничего не забыть! Теперь можно не рисовать, а просто распечатать красивый плакат-напоминалку! Вообще считаю, что чем чаще ребенку напоминать и проговаривать то, что он не должен забыть, тем лучше это войдет у него в привычку, отложившись в памяти. Главное, делать это без фанатизма!

Когда сын пошел в первый класс, его наконец-то приняли в спортивную школу. Самым большим наказанием было: пропуск тренировки из-за невыполненных вовремя домашних заданий, так что очень скоро сын научился довольно грамотно распоряжаться и управлять своим временем и всегда везде успевал, ни о чем не забывая.

В первый школьный день сказала Никите: собирать портфель – его обязанность. Но если он что-то забыл взять с собой в школу, то это его проблемы. Первое время проверяла за ним, но он этого не видел. Уроки: 1-й класс – учили вместе, 2-й класс – находилась рядом в комнате, с 3-го класса – учит самостоятельно. За уроки садится сам. Лучше быстрее выучить и заняться более интересными делами.

Получили расписание уроков, сразу заполнили в готовый плакат и повесили над рабочим столом. Собираем ранец согласно расписанию. Приходим из школы, немного отдыхаем, сразу вытаскиваем все из ранца и смотрим, что нужно сделать дома. Потом, глядя на расписание, часть учебников оставляем или меняем, делаем уроки, все сразу собираем. Для физкультуры – отдельная сумка, там кроссовки, шорты, белые носки и футболка (белое меняю после каждого урока). Сменка – в ранце в отдельном кармане, никогда не забываем. Вход в гимназию по чипам, приобрели браслет на руку, так как карты и кругляши дети быстро теряют. Папки для труда и изо у нас собраны и хранятся в классе. Если что-то нужно, я докупаю, а она сама раскладывает по папкам. Еще у нас пара сумок, собранных заранее: для танцев (балетки, носочки, купальник), рюкзак для бассейна с принадлежностями, сумка для борьбы. По приходу все вытаскивается, меняется, сушится и сразу собирается в готовый набор.

Совет 6: научить ребенка распределять время

Я учила дочь понимать время, именно понимать и ощущать его. Она была очень медлительная, часто отвлекающаяся на пустяки. Во 2-ом классе я учила ее расписывать свое время на уроки. Мотивация такая: ты очень долго делаешь уроки, отвлекаешься, делаешь ошибки, и у тебя совсем не остается времени, чтобы посмотреть мультики, погулять, поиграть. Чтобы время появилось, надо научиться распоряжаться им, планировать его и следить за ним. Для этого нужен блокнот с расписанием, часы с таймером или телефон с установкой будильника, и – желание научить ребенка распоряжаться своим временем. Мы договорились, что на каждый предмет необходимо 40 минут. В первый день, когда дочь попробовала все сделать по расписанию с учетом фиксирования времени на каждый предмет, получилось, что математику и русский она сделала за 20 минут, окружающий мир за 30 минут, на английский потратила час. Она позвонила мне на работу и, счастливая, рассказала мне, что все получается быстро, и много времени остается для того, чтобы отдохнуть. Делала она все самостоятельно, без моего контроля. Научилась делать уроки самостоятельно очень быстро, достаточно качественно, если что-то было непонятно – ждала моего прихода домой.

Что ребенок может делать сам в возрасте двух, восьми, 14 лет? Почему важно научиться не транслировать детям собственные страхи? Как самостоятельное выполнение уроков помогает достичь успеха во взрослой жизни? Зачем мальчиков и девочек нужно хвалить по-разному? задал эти вопросы алматинскому семейному психологу, арт-терапевту, специалисту в области раннего развития Наталье Паниной.

- Что такое самостоятельность для ребенка?

В психологии есть такое понятие, как сепарация. Это длительный процесс, в ходе которого ребенок постепенно получает все больше прав и свобод, то есть все больше самостоятельности. Он постепенно становится более и более независимым от родителей. Делается это для того, чтобы в 18 лет, которые по нашему законодательству являются возрастом совершеннолетия, ребенок мог начать жить самостоятельно. Ведь, по сути, роль родительского воспитания - сделать так, чтобы дети могли жить без них, самостоятельно обеспечивая свои физиологические и психологические потребности.

В Интернете и книгах много информации о том, что должен уметь ребенок к определенному возрасту.

2-3 года - базовый уход за собой с небольшой помощью взрослого и маленькие обязанности: убрать игрушки, одеваться и раздеваться, чистить зубы.

4-5 лет - развитие прежних навыков и выучить информацию о себе и близких: знать свое имя и фамилию, адрес и телефон, делать легкую уборку дома, кормить домашних животных, понимать, что такое деньги и зачем они нужны, самостоятельно чистить зубы и причесываться, выбирать одежду из имеющейся.

6-7 лет - освоить навыки приготовления пищи и уборки: резать, делать бутерброды, мыть посуду, заправлять постель, самостоятельно принимать душ.

8-9 лет - у ребенка появляется гордость за свои вещи, а значит должно прийти понимание их ценности: складывать одежду, штопать, самостоятельно сходить в магазин и принести сдачу, выносить мусор, уметь приготовить по рецепту.

10-13 лет - время обретения самостоятельности в быту: оставаться дома одному, пользоваться стиральной машинкой и посудомойкой, жарить и печь в духовке, гладить, уметь пользоваться основными инструментами, убираться во дворе, присмотреть недолго за братишками и сестренками. Также с 12-13 лет формируется умение выбирать.

14-18 лет - время, когда с ребенком надо уметь договариваться как с другом. Если не стать друзьями, то ребенок будет сражаться с родителями. Все бытовые навыки должны быть сформулированы ранее и выполняться без напоминаний. Ребенок начинает осваивать то, что хочет освоить. К возрасту 16 лет важно помочь ребенку научиться формулировать свои намерения и доносить их до окружающих. Также в 16 лет начинается освоение сложных бытовых навыков: он должен уметь выполнять грязную работу по дому, накачивать шины, менять колесо, понимать и применять дозировки лекарств, самостоятельно проходить собеседование, уметь планировать список продуктов и по расписанию готовить еду, уметь найти работу, договориться с кем-либо о чем-либо.

18-20 лет - полная сепарация от родителей, переезд в общежитие или на съемную квартиру либо полноправный вклад в бюджет родительской семьи при совместном проживании. Если девочкам позволительно жить с родителями дольше, то для парней крайне важно обретение финансовой и территориальной самостоятельности. В этом возрасте важно уметь регулярно посещать врача и стоматолога, уметь открыть банковский счет и пользоваться картами, понимать и уметь подписывать простые договоры, уметь обслуживать автомобиль.

Думаю, многие родители догадываются об этих требованиях к ребенку. Но живут по принципу "проще сделать самому". Как быть?

Мне проще будет ответить на этот вопрос на примере 4-летней дочери. Для нее сейчас нормально убирать место своих игр, ручным пылесосом очистить это пространство, мыть свою посуду, вытирать ложки и вилки, мыть полы вместе с мамой. Чем меньше ребенок, тем больше у него интереса делать это.

Когда я как специалист вижу такое, то спрашиваю: "Как вы думаете, если сейчас вы не даете ребенку что-то сделать самостоятельно, научится ли он это делать потом, в старшем возрасте?" Можно показать на негативных примерах. Например, ребенку не давали самостоятельности в раннем возрасте, а потом в 12 лет вдруг резко начали требовать: вынос мусора, уборку в комнате, следование правилам. Конечно, ребенок не справится со свалившейся вдруг ответственностью. Самостоятельность - это навык, его важно начать тренировать как можно раньше.

Важно понимать, что ребенку надо создать комфортные условия для самостоятельности. У моей дочери всегда были в распоряжении 4 полки на уровне ее роста, с которых можно спокойно взять и убрать обратно игрушки. Интерес к этому у детей начинается в возрасте 12-14 месяцев. Например, в 18 месяцев она уже могла вытереть за собой пролитую воду. Да, она делала это не очень качественно, но делала - сначала влажными салфетками, потом отжатой мной тряпочкой, потом самостоятельно отжимала тряпочку и вытирала. Главным было в тот момент не убить порыв к самостоятельности. Все начинается с совместной игры, чтобы ребенок привык выполнять действие, а после делал его самостоятельно.

- И все? Никаких секретов?

Секрет только один: ребенок не учится тому, что ему говорят, он учится тому, что он видит. Если вы хотите, чтобы у ребенка все вещи лежали на своем месте, то вам надо научиться класть все свои вещи на место. Если один из родителей разувается и раздевается где придется - то и ребенок будет делать так. Таким образом, в первую очередь дети приучают нас к порядку, к тому, что у каждой вещи свое место. Тем и хорош декретный отпуск женщины до достижения ребенком возраста трех лет, что ребенок видит, что и как мама делает дома. То же самое с папами. Если муж и отец участвует в делах семьи, то ребенок видит, что это не просто гость в доме, которому надо говорить большое спасибо за вбитый гвоздь. Норму поведения прививают родители.

У многих детей сегодня есть своя комната. И вместе с ней недовольство мамы, что ребенок не поддерживает там порядок. Примерно в возрасте трех лет также в форме игры можно помочь ребенку научиться сортировать игрушки: деревянные, пластиковые, мягкие. Или по тематике: машинки, куклы, пирамиды. Важно помочь выработать эту градацию. В форме игры ребенок приучается к порядку, к мысли, что порядок всегда не там, где его постоянно наводят, а там, где все кладут на место.

Это касается всех вещей в квартире. У пульта для телевизора есть свое место - на столике, пульт от кондиционера всегда висит на стене за шторой, ножницы, нитки и иголки лежат в верхнем ящике тумбочки. Да, ребенок какое-то время будет сопротивляться всему, что вы ему предлагаете. Но всегда же можно подыграть, создав иллюзию выбора. Например, он может выбрать, что надеть. Не из всего гардероба, а предварительно убрав зимние вещи, чтобы он не выбрал шапку-ушанку. Или проблема - самостоятельно обуваться. Для моторики, конечно, хороша обувь со шнурками, которые лучше, чтобы ребенок сам завязывал. Но если не получается, то можно купить сандали на липучках. И он самостоятельно будет обуваться.

- А как не просто приучать, но еще и научить отвечать за качество выполненной работы?

Опять же на примере дочери. Одна из ее обязанностей - вытирать столовые приборы после мытья. Для этого у нее на удобной высоте висит полотенце. Я кладу приборы на край стола - она подходит и вытирает, убирает. Если она этого не сделает, то они так и будут лежать, я сама не сделаю. Вытерла плохо - будут разводы. Можно приучить ребенка да и вообще всех членов семьи, что помыта будет только та посуда, которая стоит в раковине или посудомойке, а постирано только то, что лежит в корзине для белья. Такие вещи дисциплинируют.

- А есть ли разница в воспитании самостоятельности у мальчиков и девочек?

Да. Гендерные различия начинают проявляться ближе к пяти годам, до этого возраста дети воспитываются одинаково. После кризиса трехлетнего возраста до пяти лет можно мягко обращать внимание на их пол, что есть разница между мальчиками и девочками. А вот после пяти лет уже нужно воспитывать детей по-разному.

До трех лет важно сформировать границы у ребенка, применяя "хорошо" и "плохо", "можно" и "нельзя", накапливая багаж знаний и понимания различных ситуаций. Отталкиваясь от этого багажа и будет идти дальнейшее развитие ребенка. Конечно, существуют возрастные кризисы, когда ребенок будет все знания ставить под сомнение. Здесь важно, чтобы у всех взрослых в семье - мамы и папы, бабушки и дедушки - была единая позиция, соответствующая правилам этой семьи. Иначе ребенок, зная, что мама разрешает, а папа не разрешает, неосознанно научится манипулировать.

Если это мальчик, то каждый его поступок надо отмечать, хвалить. Для мальчиков "Ты - молодец" - это важно. Им важно ставить цели, чтобы они добивались, а если не получилось, то научиться достойно проигрывать - это очень важный навык. Мальчику важно быть понятым и восхваленным за дело.

А вот с девочками так нельзя. Чтобы они развивались гармонично, им с самого рождения нужно внушить мысль, что они - совершенны. Девочки должны быть абсолютны любимы и защищены. Тогда у них не будет проблем с самооценкой в будущем, они будут четко знать, что им подходит, а что не подходит. То есть с девочками лучше проговаривать безоценочно: "Да, за собой убирать - это правильно". Если девочке внушать оценочность, говорить "Ты - молодец, что это сделала", то она будет думать, что родители ее любят только за хорошее поведение и поступки.

Но, к сожалению, оценки сегодня повсюду. Даже в центрах раннего развития существуют наклейки в виде звездочек, солнышек и прочего. Поэтому важно донести до ребенка, что оценивают не его самого, а лишь какое-то одно действие или знание. Это нужно для того, чтобы он обратил на это внимание, достаточно ли хорошо он это делает. Также никогда нельзя сравнивать ребенка с кем-то из ровесников, только с ним же самим. Например: "Раньше ты не умел делать "колесо", а теперь умеешь. Это так здорово!"

- Во сколько ребенок может гулять самостоятельно?

В нашем дворе я вижу и пятилетних детей, которые гуляют одни. Но тут у меня выключается статус "профессионал" и включается статус "мама" - я не готова дать столько свободы своей дочке, когда ей исполнится 5 лет.

Я знаю, что как только мама со спокойной душой полноценно готова отпустить ребенка делать что-либо самостоятельно, то у ребенка все будет нормально складываться. Конечно, важно ребенка постепенно готовить: например, научить быть приветливым и вежливым, но при этом не общаться с чужими людьми. А не так, чтобы: тебе исполнилось 7-8 лет - можешь гулять на улице. Важно прислушиваться к ребенку, да и к самим себе. Если оба родители считают, что самостоятельные прогулки возможны с 10-12 лет - ничего страшного в этом нет. Если ребенку нужно больше самостоятельности - он об этом скажет, заявит. Главное, чтобы в подростковом возрасте, когда подростки стремятся общаться со сверстниками, ребенку не запрещали делать это. Иначе будет бунт.

- Иногда родители боятся чего-то, с чем их дети еще не сталкивались. Так сказать, на будущее.

Да, действительно, родители часто транслируют детям собственные страхи. Если они есть и прямо мешают жить - нужно самому идти к психологу. Либо же можно схитрить: позволить другому родителю, у которого нет этого страха, выполнить с ребенком это действие. То есть важно научиться передавать ребенку только свой положительный опыт. Например, мама очень боится собак и с дочкой к ним не подходит. Но зато девочка спокойно подходит к собакам с папой, у которого этого страха нет. Либо же, если один родитель помнит о детском садике только плохое, то логично будет, что к знакомству с садом ребенка будет готовить другой родитель, отношение которого нейтральное или позитивное.

Это действительно важно. Ребенок рождается вообще без страхов: их нет в силу отсутствия негативного опыта. Заметьте - многие дети спокойно реагируют на ос и других насекомых. Но стоит кому-то закричать, как они пугаются. Поэтому если в общении с ребенком мудро обходить собственные страхи, то ему будет комфортно жить.

Каждый ребенок должен сам себе набить шишки в прямом и переносном смыслах слова, чтобы сформировать здоровое чувство страха. Я негативно отношусь к ходункам, потому что они настолько поддерживают того, кто учится ходить, что он не понимает, что падать это больно. Пусть он шлепнется - в этом возрасте тело ребенка устроено так, что ему можно падать. Огради от косяков и действительно опасных предметов - и пусть он познает мир, в том числе падая.

Только испытывая боль, ребенок поймет, что нельзя делать больно другому. Если я ощущаю свои границы, то я ощущаю границы другого и не нарушаю их. В моей практике был случай, когда четырехлетний мальчик со злости воткнул маме в ногу ножницы. Ребенок был гаджетозависимым - с самого рождения ему по первому требованию, чтобы не плакал или чтобы хорошо ел, давали планшет. А в этот раз не дали. И он, не понимая, что такое боль, сделал очень больно маме.

- До какого возраста вместе с ребенком надо делать уроки?

По-хорошему, ребенок должен делать уроки самостоятельно с первого класса. Когда мама троих детей гордо заявляет: "Получаю третий аттестат", я констатирую, что она выбрала неверную модель поведения. Школьник способен все делать самостоятельно с первого дня учебы. Если не понял - можно объяснить, показать, но делать постоянно вместе или того хуже - вместо него, значит оказывать медвежью услугу. Для кого родители это делают? Для высоких оценок? Должно быть здоровое отношение к оценкам, нужно объяснить, что они показывают реальный уровень знаний, но это не главное в жизни. Главное, чтобы ребенок понимал тему и мог на основе этих знаний принимать решения и действовать.

Также важно, чтобы родители научили детей не стесняться спрашивать у педагогов, когда им непонятно. Лучше один раз быть дурачком, чем всю жизнь прожить дурачком, так и не познав тему. Очень многие дети стесняются задавать уточняющие вопросы, переспросить, если не услышали или не так поняли. Когда преподаватель математики на весь класс говорит: "Дети, все поняли?", поняло процентов 10, а кивают головой все.

- Они боятся отличаться от одноклассников?

Да. Тот ребенок не боится отличаться, который знает, что мама любит его всякого, даже с плохой оценкой в дневнике. Мама такого ребенка не будет выполнять задание вместо него, а скажет: " Если ты что-то не понимаешь, добудь эти знания самостоятельно. Давай посмотрим Интернет, давай посмотрим твой учебник. Я могу быть с тобой, я могу поддержать тебя, но за тебя делать не буду".

В итоге вот такой самостоятельный ребенок к концу 11 класса, вот сколько уже выучил и сделал самостоятельно. Это действительно его аттестат. И он способен самостоятельно поступить в вуз. И даже если вдруг не поступил, то самостоятельно устроиться на работу и придумать, как ему жить. Но, к сожалению, это редкость. И также редкость, когда ребенок мечтает об одной профессии, а родители не склоняют его к другому выбору. Даже если у того, кому прекрасно даются языки, ничего не получится в выбранной им юриспруденции - тоже хорошо. Это как в детстве: падать, ударяться, чувствовать боль и думать, как действовать иначе. Идя по тропинке из советов родителей, в определенный момент он тоже может удариться. Но переложит ответственность: "Мама-папа виноваты", так и не повзрослев.

- Как понять, что совершеннолетний ребенок готов к самостоятельной жизни?

Такого чек-листа не существует. Юноша или девушка могут, например, не уметь готовить, но при необходимости, когда будет некому, смогут научиться этому довольно быстро. Конечно, лучше подготовить к разным ситуациям, но случается по-разному.

Чаще всего все так же, как и с детьми младшего возраста - как только родители готовы отпустить, выросшие дети спокойно выпорхнут во взрослую жизнь. Тема сепарации - это тема доверия. Родители верят, что ребенок справится? Он справится.

Ольга Пастухова,

Иллюстрации с сайта pixabay.com