Как правильно разговаривать с ребенком, как сделать так, чтоб малыш тебя слушал и слышал? Как сделать так, чтобы ребенок тебя услышал

У вас бывало ощущение, что обращаясь с просьбой к ребенку, вы разговариваете со стенкой? У меня – миллион раз.

Типичная ситуация. Пора ужинать.

— Макс, иди есть. Котлеты с макаронами на столе.

Макс сидит в двух шагах от меня в гостиной и играет с динозаврами. Один напрыгивает на другого, тот шарахается в сторону – страшно интересно. Я повторяю. С нажимом.

— Макс, пора есть. Садись за стол.

Никакой реакции. Говорю еще раз. Не идет.

Страшно хочется заорать: «Да что с тобой не так, елки-палки? Я со стенкой разговариваю?».

Иногда сдержаться не получается. Жалею я об этом страшно. Потому что орать на ребенка – не правильно. Со всех точек зрения.

Во-первых, согласно исследованиям психологов, дети, родители которых проявляют по отношению к ним вербальную агрессию, обладают более низкой самооценкой и более склонны к депрессии.

А, во-вторых, повышая голос на ребенка, мы учим его нас игнорировать. Как это ни странно. Мы повторяем одно и то же несколько раз. А потом либо сдаемся и делаем то, что необходимо, сами (ребенок понимает, что слушать нас было не обязательно), либо начинаем орать (ребенок понимает, что шевелиться надо только тогда, когда на тебя орут, до этого можно подождать).

Что делать? Прошерстила материалы Child Development и обнаружила несколько действительно хороших советов. Даже не советов, а алгоритм действий.

1. Убедитесь в том, что ребенок действительно вас слышит. Не надо раздавать руководящие указания с другого конца комнаты.

Если ребенку меньше 6 лет, то стоит присесть рядом с ним, заглянуть ему в глаза и сказать то, о чем вы собирались ему сообщить. Можно легко коснуться его руки или приобнять.

С более старшими детьми необходимо как минимум установить зрительный контакт. То есть сначала убеждаемся в том, что ребенок обратил на нас внимание и лишь потом обращаемся к нему с просьбой или инструкцией.

2. Важно понимать, что, возможно, ребенок игнорирует вас не нарочно. Дети до 14-летнего возраста часто не замечают то, что происходит вокруг них.

Согласно научным данным, если дети чем-то увлечены (играют, читают или просто мечтают), то не обращают внимания на происходящее вокруг них. У них отсутствует то, что называют периферическим вниманием.

То есть родитель может находиться рядом с ребенком и что-то ему говорить, а ребенок родителя игнорирует. Не специально. Так получается. Именно поэтому перед тем, как попросить о чем-то ребенка, необходимо убедиться в том, что он вас слышит (см. пункт 1).

3. С другой стороны, ребенок может игнорировать вас вполне осознанно. Бывает, что дети проверяют своих родителей «на прочность», на то, что они могут себе позволить, а что нет.

Для ребенка это крайне важная информация и подобные тесты являются вполне нормальной стадией развития.

4. Убедившись в том, что ребенок вас слышит, сообщите ему то, что планировали. И подождите. Посмотрите, что произойдет.

Если ребенок сделал то, о чем вы просили – замечательно. Если нет… Читаем дальше 🙂

5. Повторите просьбу еще раз и объясните ее. Расскажите ребенку о причине, по которой он должен ее выполнить.

Понимание того, что ваши слова – не произвол, что у вас есть серьезные основания, мотивируют ребенка «быть послушным». Это не всегда работает. Но вероятность того, что ребенок сделает то, о чем вы просите, сильно выше в случае, если он понимает смысл просьбы, ее причину.

Пример: «Пожалуйста, надень куртку прямо сейчас. Мы должны выйти из дома через минуту, иначе опоздаем в гости к Питеру. А это будет не слишком вежливо, правда?».

6. Позвольте ребенку ощутить последствия своего поведения. Не убрал одежду в корзину с грязным бельем? – любимая футболка осталась невыстиранной. Копался, собираясь на таэквондо? – Опоздал и инструктор заставил сделать 15 лишних отжиманий.

Этот способ отлично работает. Правда, некоторые следствия могут быть опасным для жизни и здоровья ребенка (и мы, естественно, их не допустим), наступления других приходится ждать слишком долго. Что тогда?

7. Спокойно сообщите ребенку о том, что его ждет, если он не выполнит вашу просьбу.

«Мы выезжаем в парк через 5 минут. Если ты не будешь готов вовремя, то вечером мы не сможем сыграть в игру, которую ты так любишь. Мы тратим время, которое могли бы использовать, чтобы поиграть, на уговоры и споры».

У ребенка есть выбор. Либо он подчиняется правилам, либо их нарушает. В последнем случае он должен понимать, что ему придется отвечать за последствия. Не сделал то, о чем просили (событие 1), тогда неизбежно наступит событие 2 (обычно неприятное для ребенка).

8. Последнее и, пожалуй, самое важное правило. Будьте последовательны. Если вы обещали ребенку, что в случае невыполнения вашей просьбы, будет то-то и то-то, то сдержите слово. Иначе в следующий раз вам просто не поверят. И опять не услышат.

Согласитесь, многие родители, да что там многие - практически все мечтают о том, чтобы их ребенок был необычайно умным и успешным человеком. Они стараются привить малышу любовь к знаниям, сделать так, чтобы ему было интересно учиться. Но есть один момент, который молодым мамам и папам нужно учитывать. В принципе, эта прописная истина известна нам всем с детства и ни для кого секретом не является, но почему-то с возрастом многие о ней забывают.

«Кто много читает – тот много знает» - помните такое? И это – неопровержимая истина. Помимо того, что прочитанная книга помогает узнать о чем-то интересном и полезном, она еще и дает возможность каждому читателю развить грамотность посредством зрительной памяти. Согласитесь, если двадцать пять раз прочесть одно и то же слово, на двадцать шестой вы запомните, как оно правильно пишется.

Так и с книгами, читающий человек сам не замечает, как повышается уровень его грамотности. Да и происходит это автоматически. Но для того, чтобы человек полюбил чтение, ему нужно привить эту любовь к книгам. Но не каждый родитель знает, как это правильно делается. Некоторые совершают непростительные ошибки, в результате которых у многих детей пропадает охота читать вообще.

В чем кроется причина детского нежелания читать?

Во-первых, есть вероятность, что выбранные книги просто не подходят вашему ребенку. Не только в плане сюжета, возможно, они просто не подходят ему по возрасту. Не заставляйте ребенка читать то, что в реальной жизни он не поймет. Вряд ли в 7-8 лет малышу стоит давать для прочтения «Дон Кихота» или «Графа Монте-Кристо».

Выбирая книги для чтения, ориентируйтесь также на предпочтения малыша. Это может быть еще одной причиной, по которой ребенок не хочет читать. Например, ребенок любит сказки. Вот и давайте ему читать именно сказки, которые ему так нравятся. Пусть читает подобную литературу, а вы потихоньку будете давать ему читать что-то более серьезное. Просто нужно приучать ребенка к более сложной литературе постепенно. И в этом случае тоже стоит ориентироваться на возраст детей.

Также ребенку может не нравиться чтение, потому что вы насильно заставляете его читать. Или пытаетесь навязать ему книгу посредством изложения своих доводов, основанных на том, что только читающие люди будут успешными. То есть получается, что те, кто не читает – глупые люди. Ребенок, может чисто принципиально не захотеть этого сделать, делая наперекор вам.

Как же все-таки ненавязчиво привить ребенку любовь к чтению?

Во-первых, начать следует еще тогда, когда малыш маленький. Оптимальный возраст – три года. Начинайте сами читать ему. Самой подходящей литературой для него в этом возрасте станут всеми любимые «Теремок», «Курочка Ряба» и «Колобок». Привлекайте малыша интересными историями, пусть задает по ходу чтения вопросы. Не игнорируйте это, старайтесь давать подробные и развернутые ответы, обсуждайте прочитанное, даже если вопросов будет слишком много. В противном случае ребенок замкнется в себе и ему станет неинтересно.

Для родителей, которые сами не очень дружат с буквами

«Ему бы только в танчики играть в интернете, а за книжку приходится силой усаживать», — стандартное объяснение многих мам и пап (для самих себя и окружающих), почему их дети не рвутся читать с фонариком под одеялом или закрывшись в ванной. Таких родителей так и хочется спросить — а вы сами читаете? Именно книги, а не посты в социальных сетях? Не очередное творение модного автора (чтобы в компании честно сказать «Мне не понравилось!»), а для самого себя?

Если лично для вас это чуждое занятие, даже не надейтесь, что вы увлечёте им чадо. Потому что все ваши доводы выглядят искусственно и не подкрепляются личным примером. Сын или дочка вполне резонно может сделать вывод, что чтение литературы — это ещё один нудный, но обязательный атрибут детства. И только если у ребёнка внутри сидит «книжный червь», который так и подталкивает его открыть новую книгу, есть реальный шанс, что он полюбит литературу.

Поэтому родителям, которые сами не любят читать, можно посоветовать только одно. А именно — начать это делать. Помните анекдот: «Вы не любите кошек? Просто вы не умеете их готовить!» С литературой то же самое. Среди тысяч и тысяч книг обязательно найдутся те, которые станут вашими любимыми. Над которыми вы будете грустить, плакать и смеяться. Кстати, начать можно с тех самых произведений, которые вы безуспешно подсовываете ребёнку. Глотайте произведения в одиночестве, наперегонки с чадом, хоть аудиоверсию в машине слушайте, главное — постарайтесь «подружиться» с прозой и поэзией. Если у вас есть любимые фильмы, созданные по литературным произведениям, начните читать их. Зачастую первоисточник оказывается намного сильнее киноверсии, кроме того, режиссёрам приходится безжалостно обрезать многие сюжетные линии, чтобы фильм шёл не пять часов, а всего лишь два.

Рецепт № 2

Для родителей, которые очень любят книги и не понимают, почему это не передалось с генами их отпрыскам

Для начала забудьте пафосный довод, который многие родители (а также бабушки и дедушки) считают невероятно весомым: «Я в твоём возрасте читал очень много!». Проверить, правда это или нет, невозможно. Кроме того, в советское время не было ни интернета, ни многочисленных гаджетов. Не навязывайте чадам свои любимые произведения силком. Это то же самое, что упорно дарить ребёнку конструкторы только потому, что для вас в детсадовском возрасте это был лучший презент на день рождения.

Это не значит, что книги, изданные в СССР, хуже тех, что печатаются сейчас. Просто зачастую они ДРУГИЕ. И читают их ДРУГИЕ дети.

Вот как рассказывает о своём видении этой интересной проблемы Марина Аромштам, главный редактор сайта «Папмамбук» : «Важный вопрос, почему мне (как и другим «среднестатистическим» взрослым) хочется, чтобы дети читали те книжки, которые я любила. Будто бы моя прежняя «любовь», мой детский выбор — непременный залог качества. Логика здесь, видимо, такая. Мы, взрослые, себе нравимся. По крайней мере, в общем и целом. (Как ещё может быть?) А почему мы стали такими хорошими? Потому что нас правильно воспитали. Наше детство — золотой век нашей личной истории (не зря же детство считается «добрым и чистым»). И очевидно, что мы читали «правильные книжки» (детские книжки тоже, как правило, называют «добрыми»). Мы редко допускаем, что стали «такими хорошими» не благодаря, а, например, вопреки. И что нам пришлось бороться с множеством предрассудков и навязываемых взрослыми образцов поведения, чтобы стать теми, кем мы являемся. Почему-то такой ход рассуждений встречается крайне редко. И свои детские книжки мы тоже с большим трудом переоцениваем: они являются своеобразной гарантией нашего «доброго правильного детства». В крайнем случае, мы говорим, что их язык «устарел». Кстати, Мария Аромштам провела очень любопытный эксперимент — принесла на встречу детского литературного клуба свою главную книгу детства «Приключения доисторического мальчика» д’Эрвильи и его современного конкурента — «прикольную» книгу «Неандертальский мальчик в школе и дома» Мальмузи. Что предпочли дети и сама Марина Аромштам (которая перечитала любимую книжку после очень долгого перерыва), можно узнать на сайте papmambook.ru . Кстати, там собрано множество рецензий на самые разные творения авторов, которые сегодня издаются на русском языке. И даётся куча полезных советов. Например, как поставить настольный спектакль для малыша по конкретному литературному произведению.

Рецепт № 3

Для тех, кто собирается в книжный магазин за детской литературой

На самые популярные вопросы родителей по «магазинной теме» мы попросили ответить Татьяну Руденко и Марию Мелик-Пашаеву , которые возглавляют издательство «Мелик-Пашаев».

Как выбирать книги для ребёнка дошкольного возраста?

Особенность изданий для самых маленьких читателей (2-5 лет) в том, что художник в них выступает как полноправный соавтор. Ведь именно благодаря иллюстрациям ребёнок, не умеющий читать, общается с книгой напрямую. Очень важно, чтобы взрослый хотя бы пролистал книгу — присмотрелся к иллюстрациям, оформлению, прочитал несколько абзацев текста. Это как бы первичный отбор, который позволяет отфильтровать издания сомнительного качества. Самое важное, чтобы книги были очень разными: по стилю рисования, по цветовой гамме, по настроению. Ведь детская книга — это как первый поход в музей, ребёнок знакомится со всем многообразием мира благодаря хорошим иллюстрациям.

Стоит ли брать ребёнка (старше 4 лет) с собой в книжный магазин и позволять ему самому решать, что купить?

Да. Очень важно, чтобы ребёнок мог сделать свой выбор, но лучше, если он будет делать этот выбор из уже отобранных вами книг, потому что на полках магазинов встречаются издания самого разного уровня. Убедившись, что у вас в руках книга хорошего качества, стоит дать её посмотреть ребёнку — понравятся ли ему рисунки? Симпатичен ли ему герой, цепляет ли что-то в иллюстрациях? Бывает и так: взрослый сомневается, не может выбрать конкретную книгу, а ребёнку она сразу западёт в душу. И прочитав её потом вместе 150 раз, вы тоже полюбите этого героя.

На полках стоят произведения множества авторов, которые мне абсолютно незнакомы. Может, стоит отдать предпочтение классикам, проверенным временем?

Это понятно и естественно, что все мы тянемся к тому, что знакомо и любимо с детства. В советское время действительно издавалось большое количество хороших книг. Но очень важно разнообразить книжную полку с помощью новых и современных имён. Из наших любимых это немецкий писатель Янош , англичанин Ник Баттерворт , норвежский писатель Альф Прёйсен , книги бельгийской художницы Габриэль Венсан . Честно говоря, помимо конкретных имён, хочется посоветовать родителям не бояться неизвестных авторов и новых книг (не важно, российских или переводных). Ведь темы, которые интересуют и детей, и взрослых, практически неизменны, а вот свежий, современный взгляд может помочь по-новому увидеть знакомые вещи.

Кстати, в разных московских магазинах цена на одну и ту же книгу может различаться на 10-30%. Невыгоднее всего покупать литературу в киосках переходов — там можно переплатить до 40%. Для экономии бюджета стоит подобрать список понравившихся книг, а потом найти, где за них просят саму скромную цену (это может быть даже книжная лавка при издательстве или интернет-магазин).

«Без рецепта»

И напоследок, ответим ещё на несколько «литературных» вопросов с помощью Ирины Балахоновой, главного редактора издательского дома «Самокат» .

Нужно ввести в школьную программу в обязательном порядке реальные «новинки» — книги, которым не больше 1-2 лет. Для чего необходимо учить студентов-словесников работать с современной детской прозой и поэзией, ориентироваться в ней, самим выбирать книги для классного и внеклассного чтения. Так делают в Европе и в Америке, где процент читающих детей и уровень понимания текста гораздо выше, чем сегодня в России. Все эти схемы давно изучены и успешно используются. Они наверняка знакомы Министерству образования. И я бы задала нашему министру образования вопрос, почему эффективные схемы пропаганды чтения не вводятся в России?

Может ли электронная книга заменить ребёнку бумажную?

Читать вслух можно до любого возраста, даже взрослым людям. Я, например, очень люблю это делать. Конечно, важно, чтобы книга нравилась и читающему, и ребёнку. Если же это будет пытка для обоих, вряд ли ребёнок полюбит чтение. Вообще, как пишет Даниэль Пеннак , нужно «учить любить читать, а научить любить можно только что-то, что любишь сам». Насчёт голоса я не уверена. Скорее всего, монотонный голос папы-дальнобойщика, которого ребёнок видит раз в месяц, будет для него слаще всех хорошо поставленных актёрских голосов.

Как быть, если ребёнок предпочитает только один жанр литературы, а с другими даже отказывается знакомиться.

Лучше всего оставить его в покое и предлагать ему лучшее в этом жанре. Никто не говорил, что все должны предпочитать Толстого хорошему детективу.

Стихи — это ведь только для маленьких?

Это неверно в корне. Стихи — для всех, и прежде всего для родителей. Бродский , Мандельштам , Саша Чёрный — чем раньше вы начнёте читать их своему малышу, тем меньше вопросов о жизни он будет вам задавать.

Кстати

Искать хорошую литературу можно не только по авторам, но и по компаниям, которые их публикуют. Вот список издательств, которые выпускают много интересных детских книг:

«Розовый жираф»
«Самокат»
«Мелик-Пашаев»
«КомпасГид»
«Речь»
«Дрофа-Плюс»
«Махаон»
«Захаров»
«А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»
«Детская литература»
«Текст»
«Эксмо»
«Росмэн»
«Настя и Никита»
Издательский дом Мещерякова
ДЕТГИЗ
«Мир детства»
«Центр Нарния»
«Машинки творения»
«Азбука-Аттикус»

Тебе хочется, чтобы ребенок хорошо учился, а по утрам бодро вскакивал, охотно шел в школу и приносил хорошие отметки? Чрезмерной строгостью, угрозами и наказаниями этого не добиться. Придется стать психологом. Наши советы помогут хорошо учиться!

Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться, достаточно запомнить и постараться применить в жизни некоторые правила, давно выведенные профессиональными психологами.

Секрет №1 Как хорошо учиться - Отвечай на все вопросы

Как бы ты ни была занята – не отмахивайся от сына или дочери, если они обратились к тебе с вопросом. Отвлекись от своего занятия, вникни и постарайся ответить интересно, исчерпывающе и правильно. Не знаешь ответа – так и признайся, и пообещай найти информацию, допустим, вечером, в крайнем случае – завтра. Нужно поддерживать в ребенке интерес к процессу познания, тогда он будет точно знать: учиться – это интересно!

Секрет №2 Как хорошо учиться - Поддерживай увлечения

Если ребенок любит рисовать – запиши его в художественную школу, если ему нравится ставить опыты по химии – купи энциклопедию, реактивы и набор «Юный химик», если дочь без ума от балета – подари пуанты и отдай в хореографический кружок. Чтобы понять, чем ребенку интересно заниматься в жизни, он должен попробовать как можно больше разных занятий. Для того и дается детство!

Секрет №3 Как хорошо учиться - Будь в курсе школьных дел

Ты должна четко представлять себе ту атмосферу, которая сложилась в школе. Как можно чаще беседуй с учителями, посещай все родительские собрания, расспрашивай ребенка, как прошел день. Если начались серьезные проблемы – конфликт с учителем или травля сверстниками – обязательно разберись. Возможно, придется перевести свое чадо в другую школу, порой это единственный выход. Нет смысла говорить об успехах в учебе, если ребенок идет в школу, как на каторгу. Тогда о хорошей учебе бесполезно и разговаривать.

Секрет №4 Как хорошо учиться - Сильное окружение – это важно

Зачем напрягать силы, когда ты и так самый умный в классе? Так часто рассуждают дети, случайно попавшие в окружение слабых учеников и без всякого труда выделяющиеся на их фоне. Такой подход сразу отбивает охоту развиваться, становиться более умным и знающим. Поинтересуйся уровнем одноклассников и реши, не слишком ли расслабляющая для твоего ребенка здесь сложилась обстановка.

Секрет №5 Как хорошо учиться - Не ругай за плохие оценки

Это неконструктивно. Тем более не следует сравнивать оценки ребенка с оценками других детей, ставить их в пример. Выясни: почему плохой результат, что мешает добиться лучшего? Нужна помощь – обязательно помоги, разъясни, позанимайся с ребенком, найми репетитора, если есть такая необходимость. И не забывай всегда хвалить за хорошие результаты!

Секрет №6 Как хорошо учиться - Разработай режим дня

Это лучше сделать вместе с ребенком. Отведи определенное время для уроков, научи пользоваться будильником.
Выпускай в конце каждой недели «домашнюю стенгазету», в которой с юмором сообщай об успехах и неудачах ребенка. В конце недели, если все было хорошо в учебе, обязательно должно быть поощрение – например, прогулка в парке или визит к друзьям, посещение кино или кафе-мороженого.

Секрет №7 Как хорошо учиться - Берем пример со знаменитостей

Достань биографии людей, которые являются для ребенка авторитетом, и прочитай вместе с чадом. Пусть он убедиться: чтобы добиться в жизни успеха, нужно много работать, дисциплинировать себя, развиваться.

Если ты будешь всегда держать руку «на пульсе», если будешь интересоваться делами своего школьника не от случая к случаю, а постоянно, - серьезных проблем с учебой не возникнет. А мелкие ошибки и неприятности вы исправите вместе.

Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

Некоторые родители часто бывают недовольны тем, что дети их не слушаются: не убирают за собой игрушки, не кушают что дают, не делают ещё что-нибудь так «как надо», ведут себя «неправильно». Да ещё и врут в ответ или закатывают истерики. Могут ещё просто тупо упереться или наоборот – на словах согласиться, а реально ничего не делать.

Что делать в таких случаях?

1. Разобраться в себе.

А что Вас собственно напрягает? То, что ребёнок что-то не делает, последствия этого неделанья или же то, что ребёнок именно не слушается и именно Вас?

Больше всего проблем вызывает именно последняя причина. «Как, он меня не слушается?! Да как он смеет! Я же его отец/мать (т.е. я главный тут)! Он просто обязан меня слушаться!». И начинаются разборки на тему кто тут главный и кто что обязан. Ярко выращенное ущемление инстинкта власти, невроз, неуверенность в себе выливается в агрессию.

А ведь если просто взглянуть спокойно – совершенно бредовая ситуация. Разбираться с маленьким ребёнком? Да хоть и не маленьким! Доказывать ему что ты тут главный? Зачем? Это же и так очевидный факт. Только глубоко невротичному человеку может прийти в голову предположение, что ребёнок – это конкурент, с которым надо воевать и выяснять отношения.

Вообще-то родитель и так по умолчанию, в силу объективных причин, главный в семье. Это не нуждается в доказательствах – это просто факт. Просто ребёнок ещё маленький – какой из него конкурент/соперник/оппонент? Надо просто принять этот факт и спокойно доносить его до ребёнка. А сделать это можно только если сам уверен в этом.

Родитель в семье главный. И именно он устанавливает в семье свои порядки. Ребёнок, когда вырастет, создаст свою семью и будет там устанавливать свои порядки. И всё.

Конечно это не означает что в семье обязательно устанавливается жёсткая авторитарная власть – по своим причинам родители могут устанавливать самые разные порядки, заранее делегируя часть своих властных полномочий ребёнку. Просто чтобы тот учился этому. Не потому что ребёнок «имеет право» – ничего он не имеет – а чтобы он научился свои права понимать и отстаивать. Там, вовне, в той взрослой жизни. А здесь он тренируется. Но всё серьёзно и по-честному. Мини-модель взрослой жизни, тренировочный лагерь. Убить не убьют, даже не покалечат, но по шее получить можно. С объяснениями почему и зачем . На будущее.

Итак, первый пункт – разобраться со своими неврозами и успокоиться.

2. Упорядочьте свои желания.

Вам что-то не нравится. Вы чего-то хотите. А что именно? По пунктам и конкретно.

Составьте и заполните таблицу:

Только пишите конкретно! Не надо писать, например, «чтобы хорошо себя вёл». Что значит «хорошо»? Это как? Подробнее плиз – с деталями. Общие слова не информативны – они ни о чём.

Для любых изменений необходимо

– знать текущее состояние;

– детально представлять себе требуемое состояние;

– наметить и реализовать шаги по переходу от первого ко второму.

3. А почему собственно ребёнок должен Вас слушаться?

Назовите объективные причины.

Слова типа «Я же его отец/мать » аргументами не являются. Ну выпало так что Вы его родитель, и что?

«Ему же будет лучше » – тоже не аргумент. Это Вам так кажется. А ему?

Конечно в первые годы жизни, пока у ребёнка ещё некритическое восприятие указаний родителей, он будет слушаться родителей очень часто. Но годы идут и ребёнок начинает осознавать себя как отдельного индивида. Более того, еще задолго до этого у него есть свои личные желания, предпочтения. Своя мотивация. А тут Вы со своими приказами! Нафига Вас слушаться?

Можно конечно простимулировать ребёнка негативными методами. Отругать, отшлёпать. Это работает. Но плохо и неэффективно – сильно снижает энергетику (и здоровье) ребёнка и создают ему мотивацию избегания. Т.е. потом ребёнок всё будет делать только под страхом наказания. Кто из него при этом вырастет? Исполнитель, работающий только из-под палки. Не наш путь.

Нормальный, незапуганный ребёнок делает что либо только если ему это объективно выгодно. Причём прямо сейчас выгодно – он прямо сейчас может удовлетворить своё желание или избежать неприятностей. И не надо всех этих «вырастет – поймёт», «через 10-20-30 лет понадобится». Ребёнок не думает такими длительными интервалами, он не умеет планировать так далеко вперёд. Мечтать, хотеть – может, планировать – нет. Исключения конечно бывают, но это очень редкие случаи.

Так что выгода от Ваших советов должна быть сразу. В течении секунды-минуты-часа-дня в зависимости от возраста ребёнка.

«Съешь кашу – получишь конфету», «Уберёшь игрушки – почитаю сказку», «Не оденешь варежки – не пойдём гулять, потому что иначе замерзнешь и заболеешь».

Этот срок полезно потихоньку удлинять, создавая условия для всё более отложенных успешных результатов. Но базу вначале создают именно эти короткие немедленные выгоды. Уже на их основе, приобретя доверие к себе, можно начинать использовать сроки в недели-месяцы-годы. Потихоньку, не спеша.

Кстати поэтому у большинства детей бывает меркантильный возрастной период – они начинают всё делать только за вознаграждение. Просто это единственная выгода, которая им доступна. При нормальном воспитании (когда родители не пытаются отделаться от ребёнка подарками, а принимают живое участие в его жизни, не мешая ему расти самим собой) ребёнок потихоньку начинает понимать и другие выгоды более высокого порядка и перерастает чисто товарно-денежные отношения. Но этот период надо пройти – эти отношения есть неотъемлемая часть взрослой жизни.

Но ребёнок растёт… И начинает всё больше проводить времени вдалеке от родителей. И как его при этом контролировать? Приставить надсмотрщика? Скорее поселить его у него в голове Собственно воспитание во многом это и есть постепенная замена внешнего контроля на внутренний. Обычно это сводиться к запретам – надсмотрщик в голове сидит и зорко смотрит как бы Хозяин не сделал чего нехорошего. Это и есть общественная мораль. Она служит интересам общества, вернее власти, элиты. Она тормозит .

А надо иначе – надо чтобы надсмотрщик в голове сидел и подсказывал, что надо и не надо делать для достижения определенных целей, удовлетворения определённых желаний Хозяина (то бишь ребёнка ). Т.е. служил интересам ребёнка. Ну и Вашим тоже – там, где без этого никак.

Делается это просто – Вы связываете желаемое и при этом реально эффективное поведение с целями и желаниями ребёнка. С текущими целями и желаниями. Ребёнка , а не Вашими.

Например, Вы хотите, чтобы ребёнок нормально питался – натуральной здоровой пищей, а не этими чипсами, колами и прочей химией. Хорошо питаться реально полезно ребёнку и Вам. Смотрите – а что нынче хочет дитё? Не что Вы думаете по поводу того что он должен хотеть! Что он реально хочет? Пусть выясняется, что он хочет стать пиратом. Ну фиг с ним – пиратом так пиратом, тем более всё равно детские желания меняются как… В общем часто меняются

Связываем вместе эти две части и объясняем ребёнку, что чтобы стать пиратом – надо быть сильным. Чтобы быть сильным – надо есть кашу, мясо, суп (и что там ещё у Вас принято).

Перестал хотеть быть пиратом и решил стать доктором Айболитом ? Значит надо объяснить, что доктор должен быть здоровым, а иначе как он сможет лечить больных, если сам больной и не соблюдает свои же предписания?

И т.д.

Но чтобы так связывать – надо знать что ребёнок реально хочет, чем он живёт. Вплоть до того, что он бессознательно хочет, но стесняется/боится признаться даже себе. И апеллировать к этому. Не всегда прямо – иногда лучше намёками. Или словно речь не о нём, а о другом.

«Вообще-то девочки любят сильных мальчиков – таких, которые могут обеспечить им безопасность и уверенность… А ещё они очень ценят внимание…»

В этом плане очень хороши разные истории, сказки с соответствующим сюжетом, моделями поведения и результатами. На эту тему есть хорошие книжки – почитайте. Но опять же – предлагаемое поведение должно приносить желаемый (для ребёнка!) результат. А иначе это просто фоновый шум.

Итак, чтобы ребёнок Вас послушался, Ваши указания должны быть:

– выгодны ребёнку;

– созвучны текущим интересам самого ребёнка.

Указания можно давать только если Вы абсолютно уверены в их исполнении.

4. Не торопитесь.

Далеко не всегда Ваши усилия будут немедленно вознаграждены. Иногда пройдут месяцы и годы… Так что придётся запастись терпением и настойчивостью. А плюс/минус пара лет – какая разница?

Спокойный и уверенный человек не спешит. Делает быстро, но не спешит. И Вы не спешите. Всё равно все Ваши усилия дадут свои плоды в своё время – им же ещё надо созреть Чем сложнее навык – тем больше времени необходимо на его усвоение. Дайте ребёнку это время.

5. Объясняйте всё ребёнку.

Конечно, в доступных ему словах и выражениях.

Объясняйте, разъясняйте, аргументируйте, доказывайте, выясняйте его мнение. Разговаривайте. Спокойно, но с эмоциями. Доброжелательно. Уважительно. Даже если Вы не сможете в этот раз ему что-то втолковать – Вы как минимум соберёте информацию о том, что он сейчас думает, чем живёт. На этой основе сможете лучше подготовиться и объяснить таки в следующий раз. Или понять, что лучше дать ребёнку самому дойти до этого. Или вообще пофиг. Не надо стараться быть правым всегда – это невозможно и плохо заканчивается. Может в этот раз был прав он?

Со временем поймёте, что возможно это и есть самое ценное – общение, а не Ваши советы и указания.

6. Учитывайте возраст ребёнка.

Требовать от ребёнка поведения взрослого – это по меньшей мере странно. Ждать от него взрослой рассудительности и самоконтроля – тоже. Взрослых желаний – о чём это вообще?

В каждом возрасте – свои желания, свои способности. Пока ты ребёнок – надо вдоволь наиграться, побегать по лужам, посмотреть мультики, подраться с мальчишками, подёргать девочек за косички и много чего ещё, что уже не сделаешь большим солидным дядей/тётей.

Но надо и успеть получить образование – пока мозги ещё свежие и немного работают. Надо выучить языки – фиг ты потом выучишь их хорошо. Надо получить еще много полезных навыков. Показать их, заинтересовать ребёнка – и есть задача родителей. А дальше… Дальше будет как должно быть.

7. Расслабьтесь и улыбнитесь

В любом случае жизнь прекрасна! И это очаровательное, наглое, несносное существо рядом всё равно самое лучшее в мире!