Как помочь ребенку хорошо учиться в школе. Как научиться учиться самостоятельно? Как рационально использовать свое время? Как заставить себя учиться, если все лень

Мы часто сетуем на то, что мало знаем, чего-то не умеем, обделены талантами. А ведь на самом деле каждый из нас способен стать талантливым. Да, именно так: стать талантливым, а не родиться им. Каждый из нас обладает множествами талантов и способностей, только мы о них часто даже не догадываемся. Чтобы эти таланты увидеть, понять, нам нужно научиться лишь одной вещи: как научиться учиться.

Я считаю это главным навыком, который открывает нам двери в мир фантастических результатов и необычайных открытий. Подумайте сами: когда Вы утверждает, что, допустим, не умеете красиво играть на музыкальном инструменте, то правду ли Вы говорите? Ведь Вы даже не пробовали на нем играть. А вдруг окажется, что Вы феерично исполняете самые сложные произведения так, что можно заслушаться, просто Вы не научились владеть инструментом.

Как можно утверждать, что Вы боитесь высоты, если ни разу на высоте не бывали? Как можно утверждать, что Вы плохой водитель, если Вы не садились за руль?

Для того, чтобы понять свои таланты, нужно освоить базовые навыки в конкретном деле, практиковаться в нем, и лишь потом, с вершины своего опыта делать выводы, нравится ли Вам это или нет, есть ли талант и способности к этому делу и таковых не имеется.

Выносить вердикт заочно — точно так же, как ставить диагноз человеку, даже не спросив его на что он жалуется . Невозможно понять суть дела, не погрузившись в него хоть частично. Я уже описала ошибки, которые допускаются в современных обучающих программах, и теперь пришло время рассказать как же надо научиться учиться.

Причём погрузиться, то есть научиться какому-то делу на хорошем уровне может каждый. Будь то рисование, вождение автомобиля, скорочтение, активное слушание, расчёт интегральных уравнений или любой другой навык или информация. Я хочу рассказать о ключевых принципах, которые позволяют научиться учиться.

Как научиться учиться. Принципы грамотного освоения информации и навыков.

1. Как научиться учиться: Новые навыки и знания получать естественным путем

Естественным путем — это таким, каким эти знания и навыки получают исследователи, ученые, первопроходцы. Этот путь совмещает в себе одновременное одномоментное осваивание теории и практики. Во время практических заданий изучать актуальную для данной задачи теорию.

Например, Вы изучаете адвокатское дело. Бессмысленно сперва заучивать все законы и правила, а потом после долгих и мучительных месяцев или лет зубрежки пытаться применить полученные знания на практике. Тем более, что это не получается практически ни у кого. Как нужно поступать?

  • Взять отдельный небольшой тематический блок, скажем, гражданский брак и раздел имущества
  • Найти краткую описательную теорию о том, что относится к этому блоку (буквально 1-2 страницы общего описания), но не изучать какие законы существуют и как такие дела решаются
  • Найти реальные описания дел, которые существовали в практике
  • По исходным данным дела сделать попытку найти пути решения в первом приблизительном самостоятельном варианте
  • Далее вернуться к теории, законам, актам и правилам и изучить те блоки, которые относятся к данной задаче (только данному делу)
  • Попытаться решить задачу, опираясь на эти элементы теории
  • Взять из этой темы еще несколько практических задач разного плана и аналогично изучить

В конце проработки этой темы еще раз просмотреть всю теорию, уже от начала и до конца. Но теперь она будет понятна, будет осваиваться в разы легче. На этом этапе важно заполнить пробелы или найти то, что оказалось невостребованным на практике. И часто оказывается, что после подобной проработки теорию не нужно учить, она осваивается автоматом в ходе решения практических задач.

Затем можно тренироваться на других типах задач (например, земельные вопросы, административные нарушения и т.п.). И постепенно вместе с практическими задачами изучать новые разделы теории.

2. Как научиться учиться: Брать естественные примеры

Проблема неестественности примеров, на которых происходит обучение, встречается повсеместно. Важно помнить, что пытаясь упростить себе обучение, мы берем самые простые изолированные практические задачи. Но именно в этом кроется корень наших проблем. Мозг чаще всего запоминает алгоритмы и небольшие паттерны (образцы) действий, которые встретились ему в изучаемой области в первый раз .

Это значит, что Ваши первые условные примеры будут основой для работы Вашего мозга. Именно поэтому потом переучиваться для решения реальных задач становится сложным. Например, тренироваться использовать один единственный инструмент в программе Фотошоп, осваивать все случаи его применения. При реальном редактировании фотографий нужен будет комплекс инструментов и методов.

Что же необходимо сделать? Брать в работу всегда реальные примеры и объекты. Можно брать более лёгкие примеры и идти к сложным, но они должны быть реальные и практические, которые с высокой вероятностью Вам могут встретиться.

Если Вы занимаетесь юриспруденцией, то берите примеры реальных дел; если осваиваете фотошоп, то берите уроки настоящей фотокоррекции; если учитесь рисовать, то сразу рисуйте небольшие картины, а не отдельные элементы (перспективу, светотени и прочее); если изучаете математику, то сразу практикуйтесь на примерах, подобных тем, что будут в экзаменационных задачах; если учитесь скорой печати, то используйте все пальцы и буквы сразу; если верстаете страницы, то верстайте простые страницы, а не тренируйтесь на элементах.

Тренировка отдельных частей, которые сами по себе нигде не используются нужна, но не в момент обучения (а мы именно о нем и говорим), а нужна уже опытным людям , которые поняли суть и научились делать основную часть навыка, и теперь хотят развить свои способности ещё глубже. Именно тогда и имеет смысл погружаться в части, но никак не раньше.

3. Как научиться учиться: Найдите методику или хорошего учителя, который покажет Вам логику обучения.

Если же нет ни того ни другого, создайте сами себе условия, когда Вы понимаете эту логику.

Как я уже говорила, внутренняя логика или модель принятия решений в любом навыке — это и есть самое ценное, что собирает наши отдельные знания и умения в цельный навык , дающий нам результаты. Без этой внутренней логики мы не можем сделать ничего, даже если получили отличное образование.

Чтобы успешно учиться, в идеале, Вам нужно найти опытного человека: учителя, руководителя, который покажет Вам эту внутреннюю логику. Осознанно или интуитивно Вы должны пройти этот путь в изучаемом навыке.

Что это за внутренняя логика? Разберёмся на примере решения уравнений по математике. Вы можете знать всю теорию, разобрать различные типы решений, алгоритмы, но Вы видите на бумаге этот конкретный пример и совершенно не знаете, что с ним делать. Что делает хороший учитель или хорошая методика? Показывает суть решений, рассуждений и выбора методов.

Пример .

Посмотрим на внешний вид заданного уравнения.

Что в нем есть особенного, что подскажет нам, как его решать? В этом уравнении есть неизвестное в квадрате, значит есть два варианта: решить его как квадратное уравнение, либо воспользоваться какими-то сокращённым формулами, чтобы это уравнение решить. Посмотрим, какие сокращенные формулы подходят. Если не подойдут, будем решать как квадратное уравнение.

Если Вы проиграете разные варианты подобных уравнений, Вы на практике усвоите как практические навыки решения, так и теоретические принципы решения уравнений.

Обычно готовые решения в учебниках не сопровождаются подобными рассуждениями, даётся сразу метод: воспользуемся такой-то формулой. А почему именно ей, не сказано. И эта недосказанность позже выльется в ступор: а как же решать именно это?

С математикой, скажете Вы, все более или менее понятно. Но аналогичные принципы действуют и в других областях, где нужно обучаться . Возьмём другой пример: обучение, как начать и вести бизнес. Что обычно бывает на курсах и тренингах по этой теме? Инструменты бизнеса, процессы бизнеса, шаги, что нужно сделать, как вести бухгалтерию, как руководить сотрудниками. Все это отдельные части единой внутренней логики, которую мало кто даёт.

Все отдельные элементы бывает крайне трудно соединить вместе и пройти весь процесс построения бизнеса, нужна цельная картина. А начинается она с определения, для чего нужен бизнес (чаще всего для денег), какие идейные принципы Вы в него вкладываете (кому-то хочется бизнес только для помощи людям, кому-то экологичный, другому самый прибыльный, только уникальный и т.д.), далее следует последовательность действий, как выбрать нишу, как проанализировать рынок, оценить риски и многие другие действия, с чего лучше начинать и в каких объёмах.

Важно понять, что за чем делать, в особенности там, где нужно выбирать, а выбирать приходится часто. Эту логику можно узнать только у опытного бизнесмена , который сам её понимает и применяет при построении своего бизнеса.

Самый быстрый способ научиться хорошо учиться — это найти настоящего учителя

Неопытные люди часто начинают бизнес там, где много конкурентов, или, взяв слишком большие объёмы (и прогорают, не справившись с ними), выбирают не актуальную и не нужную нишу. Это происходит именно потому, что они не чувствуют той логики, какой нужно следовать.

Как я уже сказала, если рядом нет наставника, который может показать внутреннюю логику, можно использовать методики и пособия, построенные на таком принципе. Но часто бывает, что нет ничего подходящего. Как поступать в этом случае?

Как научиться учиться, если нет хорошего учителя?

В ряде областей можно самим создать условия, приближенные к идеальному варианту. Такое можно сделать не всегда, но все же можно.

Важно постараться найти примеры, ответы на которые расписаны и объяснены. Где автор невольно прописал пошаговый алгоритм, что и как он делал. Например, в сети много уроков по тому, как рисовать и делать коллажи в фотошоп. Уроки построены по принципу «возьмём инструмент кисть, выберем цвет #456783, проведем из левого верхнего угла прямую, зайдем в настройки «уровни», выставим значение 54″ и т.д.

В таком уроке всегда объясняется реальный практический пример, отрабатываются не отдельные, а интегральные навыки и частично соблюдена логика работы, что делается и в какой последовательности. Да, в таких уроках нет объяснения, почему выбран тот или иной метод. Но при регулярных тренировках на реальных уроках Вы нарабатываете этот опыт сами, просто повторяя шаг за шагом то, что сделали другие.

Если есть примеры решений (конкретные уроки фотошоп, примеры решения уравнений, химических задач, кейсы построения бизнеса, примеры сверстанных страниц, кейсы отличных рекламных кампаний, кейсы психологических ситуаций и их решений), то Вам следует их повторить, пройти и самостоятельно прочувствовать эту внутреннюю логику. Иногда это кажется бесполезным: просто пройти шаг за шагом то, что уже сделано. Но именно так Вы можете понять эту внутреннюю логику. Чем сложнее и комплекснее навык, тем тяжелее будет понять, но это возможно.

4. Как научиться учиться: совершайте ошибки только там, где это можно

К ошибкам мнения существуют разные. Одни считают, что их можно и нужно совершать, другие считают, что надо стараться делать все безошибочно. Если мы говорим о том, как научиться учиться, то должны оговорить и то, как совершать ошибки.

Я расскажу свою позицию, основанную не только на моём мнении, но и на знаниях, полученных от серьёзных исследователей. Итак, существует диаметрально противоположные отношения с ошибками для двух типов действий: навыковые действия и действия, связанные с рассуждениями и принятием решений .

Навыковые действия — это все то, что нужно нам для облегчения жизни, все то, что мы пытаемся освоить и делать на автомате (быстро читать, быстро печатать, водить автомобиль, танцевать, петь, рисовать, составлять планы, работать в программах, класть кирпичи, копать грядки, активно и эмпатично слушать, красиво выступать на публике). Суть таких навыков — научиться что-то делать, физически, ментально, эмоционально.

Второй тип действий — это действия размышлений и принятия решений. Здесь мы не делаем, а анализируем и решаем, что нам нужно сделать (какой бизнес начать, какого сотрудника нанять, куда поехать летом, судить ли свой огород, покупать ли автомобиль, отдохнуть или ещё поработать, какой инструмент выбрать для работы, какой метод нужен для решения задачи).

У первой категории действий совершение ошибок на стадии обучения может быть губительно для формирования навыка. Именно при обучении навыкам наш мозг записывает паттерны себе в нейронные сети. Если мы зафиксируем неверные паттерны, нам очень трудно будет их изменить .

Певцы говорят, что при смене школы или учителя вокала бывает очень трудно перестроиться, потому что они научились петь одним образом, а другая вокальная школа предполагает иное пение.

Тяжело переучивать неверно поставленную руку при письме, рисовании. Тяжело переучиться с неэкологичных способов скорочтения на верные способы, трудно перестроиться на грамотные способы запоминания, если Вы раньше просто зубрили. Прочно закрепившиеся образцы навыков сложно поддаются переделке. Поэтому проще научиться учиться, а потом осваивать другие области.

Если говорить о принятии решений, то здесь все наоборот. Ошибаться можно и даже полезно. Ошибки в этих действиях нарабатывают опыт принятия верного решения, ослабляет страх перед ошибками и, собственно, позволяют научиться учиться. Помогают понять неверную логику своих решений, найти области развития. Мы учимся на ошибках именно в таких действиях и таких случаях.

Помните об этом, когда изучаете новое. Благодаря методам без проб и ошибок Вы ускорите процесс обучения навыкам и ощутите иную модель, как научиться учиться навыковым действиям. Выбирайте те методы обучения навыкам, которые задают верные образцы для вашего мозга. Об этом мы еще поговорим в следующих статьях. А в принятии решений можете смело допускать ошибки, это пойдет только на пользу.

5. Как научиться учиться: повышайте общий уровень интеллектуальных навыков.

Если у вас быстрое, системное мышление, если Вы знаете грамотные способы запоминания материала, если владеете навыками обработки информации, если умеете ставить цели и распределять своё время, то Вам значительно проще быстро научиться чему-либо. Общий уровень владения интеллектуальными навыками может ускорить любое наше обучение, в том числе помочь научиться хорошо учиться.

Причём, если Вы хорошо разбираетесь в одной области, то научиться новым навыкам или освоить знания в близкой, смежной области Вам будет намного легче. Программист, который владеет одним языком программирования легче осваивает другой язык программирования, чем человек, совершенно не опытный в этих сферах.

Сложнее всего начать осваивать навыки, получать знания. Чем дальше Вы движетесь, тем легче становится сама дорога.

Какие это интеллектуальные навыки?

  • Мотивация
  • Тайм-менеджмент
  • Качественное внимание
  • Умение работать с информацией
  • Умение правильно работать с памятью
  • Скоростное мышление
  • Умение отдыхать

Изучайте себя, свои особенности. Исследуйте, какой у вас тип восприятия информации, к какому типу относитесь вы: . Используйте эти знания, чтобы легче воспринимать получаемую информацию, а значит и легче учиться.

Продвижение хотя бы частично в каждом из навыков даёт замечательные результаты в общих способностях. Поэтому развивайтесь и Вы увидите потрясающие результаты в своей жизни.

Конечно, если вникать в тему, как научиться учиться, то можно выделить и другие составляющие, но об этом мы поговорим позже, в других статьях. Я надеюсь. эта информация будет полезна и Вы научитесь учиться быстро и качественно.

Как научится учиться. Ирина Пермякова

Напишите в комментариях, что Вы можете применить из вышесказанного, чтобы научиться учиться?

"Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения".
Г. Лихтенб

Как научить ребенка учиться? В качестве главного условия я рассматриваю выбор и реализацию соответствующих технологий. (Слайд 1)

Такой педагогической технологией считаю систему развивающего обучения Образовательную программу "Школа 2100", которая открывает широкие возможности в достижении знаний, как перед учениками, так и перед учителем. Данная система позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика, обеспечивает возможность для творчества "неуспешных" учеников, побуждает каждого к поиску альтернативных решений. (Слайд 2)

Приоритетом обучения должно стать не освоение учениками определённого объёма знаний, умений и навыков, а умение школьниками учиться самостоятельно , добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные, прочно их запоминать, связывать с другими. Только так у школьника может появиться подлинный интерес к познанию. И если мы сейчас поможем ученикам развивать потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Поэтому тема моей методической проблемы - "Личностно-ориентированное обучение на основе УМК "Школа2100", который является одним из комплектов, обеспечивающим условия для реализации принципов личностно-ориентированной педагогики, где ребенок является субъектом учебного процесса, и ему создаются условия для выбора деятельности. (Слайд 3)

Личностно-ориентированное обучение предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения, развитие индивидуальных способностей ученика, выявление и структурирование субъектного опыта ученика, целенаправленное развитие его личности в процессе обучения, создание условий для проявления познавательной активности.

Одним из главных средств достижения этих целей является создание личностно-ориентированных ситуаций. Личностно-ориентированная ситуация - один из центральных моментов личностно-ориентированного урока, механизм его реализации. Она рассчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно-ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращённые к ученику лично, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрёжку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.

Личностно-ориентированная ситуация для педагога - это дидактическое средство (инструмент), владея которым учитель обеспечивает личностно-ориентированную направленность урока: свободное выражение творческих сил, актуализацию личностного потенциала ученика, сил его саморазвития, стимулирование проявления личностью её функций в учебном процессе. (Слайд 4)

Признаки личностно-ориентированной учебной ситуации:

  • постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование учащихся;
  • обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту, поощрение самостоятельности в выводах;
  • озвучивание разных точек зрения учащихся;
  • обращение учителя и учащихся к своему субъектному опыту;
  • обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя;
  • предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения;
  • обеспечение условий каждому ученику с тем, чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.

Суть личностно-ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся разными дисциплинами, поддерживать стремление, интерес к изучению в рамках учебного взаимодействия.

Думаю, что в методическом арсенале каждого учителя начальных классов есть свои способы для активизации познавательной деятельности младших школьников. (Слайд5)

Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно-ориентированные ситуации: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия). (Слайд 6)

А теперь рассмотрим некоторые личностно ориентированные ситуации, используемые мной на уроках.

Для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке целесообразно в начальной школе каждый новый урок начинать с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми.

Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно всё вокруг,
Прекрасно всё во мне.

Урок можно начать и по-другому:

Приветствие наше сегодня называется "Ладошка к ладошке". Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами. (Слайд 7)

Ситуации интриги, постановки учебной задачи можно увидеть на примере урока обучения грамоте по теме: "Прощание с Азбукой" (урок-игра "Любовь с первого взгляда") (Слайд8)

Решение задач (алгоритмических, орфографических, природоведческих и др.), - это тоже личностно ориентированные ситуации. Так, например, в 3 классе на уроке информатике, тема которого "Алгоритмы. Закрепление пройденного", путешествуя по данным пунктам, дети решают алгоритмические задачи.

Решение орфографической задачи. (Слайд 9)

Урок русского языка. 4 класс. Тема: Обобщающее повторение.

Урок проводится в форме деловой игры "Корректор". Ребята представляют, что находятся в редакции, выполняют работу корректора. Предварительно дети узнают, кто такой корректор, какую работу он выполняет. (Слайд 10)

Вместо традиционного и неинтересного закручивания десятков правил и выполнения однообразных упражнений, которые делают уроки русского языка скучными и непривлекательными, полезно придавать урокам практическую направленность.

Ситуация выбора.

Вернёмся к уроку русского языка в 4 классе. В данном случае детям можно предложить на выбор задания 3 уровней. Дети сами выбирают свой уровень и выполняют задание.

1 уровень - найти и исправить ошибки.

2 уровень - распределить слова, в которых допущены ошибки по группам: а) словарные слова; б) гласная в корне; в) слова с другими орфограммами.

3 уровень - написать ответ этой девочке. (Слайд 11)

Данный пример указывает на выбор учащимися способа актуализации субъектного опыта. Учитель предлагает выбрать способ индивидуальной проверки знаний по ранее изученной теме:

  • объяснить термины, дать описание конкретным терминам;
  • коллективные ответы на поставленные вопросы;
  • выполнить тестовые задания.

В последнее время отмечается тот факт, что дети выбирают тестовые задания. А это значит, что они сами ставят себя в ситуацию выбора, ведь из 3х возможных вариантов ответа нужно выбрать один правильный.

Тестовое задание, использованное на данном уроке. (Слайд 12)

Мы подошли к следующим игровым ситуациям, без которых в начальной школе не обойтись.

Урок обучения грамоте. Прощание с Русской азбукой. (Урок-игра "Любовь с первого взгляда").

Игра "Идеальная пара" ("Найди свою пару").

Немало пословиц и поговорок мы прочитали в азбуке. А вот помните ли вы их? У девочек начало пословицы, у мальчиков концовка.

Урок: окружающий мир. 3 класс. Тема: Путешествие по планете. Страны мира.

Деловая игра "Покупаем путёвки".

Следует отметить, что систематическое введение в учебный процесс игровых форм работы действительно повышает интерес большинства учащихся к обучению и предмету, что в свою очередь приводит к повышению результатов обучения. (Слайд 13)

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Важной особенностью при работе с младшими школьниками является создание ситуации успеха - позитивного эмоционального настроя на уроке. Детям необходимо вселять уверенность в силы и возможности, нацеливать на ситуацию успеха ("Ты справишься", "У тебя получится", "Я всегда помогу тебя"). Ситуации успеха: "Снятие страха", "Авансирование успешного результата", "Внесение мотива", "Высокая оценка детали" и т. д. (Слайды 14, 15)

Для меня урок в начальной школе - это время знаний, время творчества, время общения. Для моих учеников урок - это "добыча" знаний с радостью открытия, постоянное творчество в атмосфере доверия и психологического комфорта.

Нельзя не остановиться и на ситуациях, которые дают возможность проявить и развить творческие способности учащихся. На уроках использую метод формирования воображения, без которого не происходит развитие творческого мышления и формирование творческих способностей личности. Комплекс заданий предлагает два вида упражнений: "Включите воображение", ":словам просторно". Методика Гранкина Г.Г. и др.) (Слайд 16)

В своей работе я использую уроки микрогруппового проектирования. Мы осваиваем с детьми проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (рисунки, настенные плакаты) до долгосрочных работ (альбомы, малые книги со своим творчеством, поделки). Такая форма работы позволяет проявить индивидуальные способности и таланты. (Слайд 17)

Ситуации театрализации (инсценирования) помогают детям раскрепоститься, дети приобретают уверенность. Этому способствуют уроки детской риторики и занятия на факультативе "Театр". (Слайд 18)

За всем этим следует обсуждение, дискуссия - это тоже личностно-ориентированная ситуация. При обсуждении дети свободно высказывают свою точку зрения. В эти моменты к детям очень подходит образ, созданный великим дидактом К.Д. Ушинским, который замечал, что классу нужно позволять свободно волноваться, даже бурлить, но удерживать всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения. "Мертвая тишина" недопустима. В учебнике детской риторики много упражнений, которые вызывают детей на обсуждение конкретных ситуаций.

Ситуации дискуссии возникают и на уроках литературного чтения, отвечая на проблемный вопрос такого характера: "Чем похожи отношения героев прочитанных произведений на мир отношений у людей?" каждый ребёнок жаждет высказать своё мнение. Дети отвечают по-разному, потому что каждый имеет право свободного выбора.

Рефлексия в конце урока. Как правило, в конце урока обычно подводятся итоги, идёт обсуждение того, что узнали и того, как работали, понравился ли урок. В начальной школе дети описывают свои субъективные реакции с помощью забавных значков или знаков. Например, восклицательный знак - урок был успешным, вопросительный - что-то осталось непонятным, отрицательный знак - чувствовал себя некомфортно на уроке. Если позволяет время на уроке, детям можно предложить заполнить таблицу "П" - плюс, "М" - минус, "И" - интересно.

Рефлексия без посторонней помощи. В конце урока выставляется на стол коробка с фишками разного цвета и рядом пустая коробка. При этом фишки должны быть трёх цветов - красные, синие, зелёные, значение которых таково: красный - урок принес учащимся радость познания, синий - было всё понятно, зелёный - я не всё понял.

По окончании урока ученик берёт нужную ему фишку (или фишки) и кладёт в коробку. Этот способ даёт быструю и эффективную информацию. В зависимости от того, какова информация, выбираются дальнейшие действия. (Слайд 20)

Рефлексия "Острова". Каждому учащемуся предлагаю создать свой тип ситуации успеха во время учебного занятия.

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске и каждому учащемуся предлагается разместить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока. Ученик имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта анализируется вместе со всеми детьми. С помощью подобной рефлексии возможно определить изменения в эмоциональном состоянии учащихся. (Слайд 21)

Мною освещены основные личностно-ориентированные ситуации, применяемые в начальной школе. В целом можно сказать, что создавая и используя на уроках личностно-ориентированные ситуации, происходят позитивные изменения в самой личности как педагога, так и учащихся, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития. Появляются иные взаимоотношения между учителем и учеником. (Слайд 22)

Спасибо за внимание!

"Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок -личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к учению" (Слайд 23)

Желание достигать новых высот требует от человека умения приобретать полезные навыки. Что требуется для усвоения новой информации? самостоятельно? Как оптимизировать освоение знаний? Как выработать в себе способность к самоорганизации? Обо всем этом и пойдет речь.

Учат ли нас учиться?

Ни в одном учебном заведении, начиная с детского сада и заканчивая университетами, человеку не объясняют, как распланировать свой день и выработать навыки самоорганизации. Зачастую педагоги попросту отрабатывают свою программу, выполняя ознакомление с базой предметов. Единственное, что можно постичь на подобных занятиях, - навык систематизировать знания в виде правильного оформления конспектов. Чтобы достичь успехов во взрослой жизни, еще в детстве нужно разобраться, как научиться учиться самостоятельно.

Зачем постигать навыки самостоятельного обучения?

Время не стоит на месте. С развитием социума меняются условия существования человека. Навыки, которые помогали человеку в прошлом, по прохождении нескольких десятилетий могут перестать помогать добиваться желаемых результатов. Многие специалисты в одной из областей замечают, что их знания постепенно обращаются в прах. Таким людям иногда приходится переучиваться просто на ходу.

Постижение навыков самоорганизации дает возможность экономить время, собственные силы и оперировать глубокими познаниями. Результатом становится готовность к самым различным жизненным ситуациям, возможность выбора новых профессий, расширения круга общения, приобретения интересных хобби.

Постановка целей

Почему сложно учиться самостоятельно? Существенные трудности возникают в первую очередь у людей, которые не имеют конкретной цели. Далеко не всегда речь идет о карьерном росте, но также о социальной жизни, творчестве, увлечениях. Цель обязательна, чтобы знать, куда следует двигаться дальше.

Порой человеку приходится себя заставлять выполнять некоторые действия. Если же достижение результата сулит реальные выгоды и преимущества перед окружающими, дело идет гораздо быстрее. Достаточно лишь втянуться в процесс обучения и шаг за шагом двигаться к конкретной цели.

Как научиться учиться самостоятельно? Немаловажную роль здесь играет выбор подходящей профессии. Некоторые люди годами испытывают страдания, обучаясь тому, что не приходится по душе. В итоге ничего плодотворного из этого не получается и время оказывается потрачено впустую. Если человеку удается найти профессию, которая действительно интересна, получение знаний в представленной сфере будет по-настоящему приносить не только пользу, но и удовольствие.

Планирование

Хаотичное движение к достижению конкретных целей тормозит процесс обучения. Без составления конкретного плана человеку приходится часто оказываться в прострации. Как же выработать умение учиться самостоятельно? Для составления плана требуется конкретная учебная программа. Важно составить список источников информации, откуда будут черпаться знания. Необходимо, чтобы работа согласно плану вошла в привычку. Только так можно настроить себя на плодотворную деятельность.

Ведение конспекта

Можно ли самостоятельно учиться? В этом поможет ведение конспекта. Если обучение происходит на лекциях, важно записывать лишь те понятия, которые могут пригодиться в будущем. При чтении литературы стоит отмечать цитаты, определения, высказывания, которые выглядят полезными.

Необязательно вести конспект от руки. При желании воспользоваться можно электронными устройствами. Удобство того или иного варианта зависит индивидуально от каждого. Как бы там ни было, попробовать стоит несколько способов организации данных. В конечном итоге это позволит прийти к наиболее удобному решению.

Расстановка приоритетов

Движение к достижению цели в обучении будет малоэффективным, если выполнение дел неупорядочено. В подобных случаях довольно часто возникает желание для начала справиться с тем, к чему больше лежит сердце, а не разобраться с действительно важным делом. Чтобы понять, как научиться учиться самостоятельно, рекомендуется определяться с актуальными задачами. Если некоторые не слишком приоритетные учебные задачи в конце дня останутся невыполненными, подобные недочеты окажутся не настолько уж важными.

Качественное выполнение дела до конца

Для получения полезных навыков при обучении необходимо стараться прилагать максимальные усилия для реализации важной задачи с первого раза. В результате не придется откладывать дело на потом и возвращаться к нему позже, когда некоторые важные моменты забудутся. Это позволит сократить количество ошибок при обучении и не заставит тратить свободное время на переделывание начатого.

Контроль над собственным состоянием

Довольно сложно заставить себя учиться, если ощущается усталость, голод либо организм изнемогает от болезни. Поэтому нужно подготовиться к процессу постижения полезной информации. Человек не должен испытывать физический или моральный дискомфорт. Необходимо, чтобы мысли были сосредоточены исключительно на обучении. Намереваясь приступить к процессу, рекомендуется доделать важные повседневные дела. Это позволит выбросить навязчивые тревоги из головы. Перед обучением стоит лишний раз принять ванну или душ, поесть, нарядиться в комфортную одежду.

Борьба с прокрастинацией

Как заставить себя учиться, если все лень? В психологии склонность личности к регулярному откладыванию важных дел на потом, что вызывает целую массу неприятностей, называют прокрастинацией. Многие люди предпочитают перебирать возможные действия в собственной голове, нежели сиюминутно приступить к реализации конкретных задач. Оправданиями проволочек в обучении часто становятся отвлекающие факторы.

Чтобы избежать прокрастинации, стоит оградить себя от раздражителей, которые приводят к рассеиванию внимания. Нужно осознать, что необходимость реализации важных, довольно сложных дел часто вызывает стремление к временному отклонению от цели. Достичь высоких результатов в самообучении позволит выбор предлогов, которые настроят на плодотворную работу.

Боязнь задавать вопросы

Как выучить английский язык самостоятельно либо постичь любую другую сферу знаний? Препятствием на пути к достижению желанных результатов для некоторых людей становится возникновение дискомфорта при необходимости общения с преподавателем. Непонимание некоторых моментов в поданном материале нарушает логическую цепочку осознания информации. Ученик, который боится задавать вопросы, практически обречен на провал. Такой человек ограничен по сравнению с окружающими. В некоторых ситуациях гораздо лучше продемонстрировать свое непонимание материала, нежели пустить все на самотек.

Поощрение самого себя

Во время занятий не стоит загонять себя в глухой угол. Помимо учебы нужно видеть и другие вещи, которые позволяют расслабиться. Любой труд должен иметь достойное вознаграждение. По этой причине стоит иногда уделять время вещам, которые приносят удовольствие. Всегда должны быть занятия, что дают возможность привести в равновесие собственное эмоциональное состояние.

Соблюдение режима

Как приучить ребенка учиться самостоятельно? Навыки для организации дел должны вырабатываться у человека с ранних лет. Ребенок должен усвоить, что после возвращения со школы его ожидает досуг на протяжении нескольких часов. Однако после этого обязательно нужно приступить к выполнению домашнего задания. Если ребенок посещает спортивный кружок, ходит на рисование либо в музыкальную школу, сесть за уроки можно позже. Как бы там ни было, не стоит откладывать постижение полезного материала в домашних условиях на момент перед самым отходом ко сну.

Адаптация малыша к подобному режиму может занять год и более. На протяжении этого времени родителям стоит поддерживать соответствующий контроль и стараться не пускать все на самотек.

Уже в младших классах ребенку важно понять, как рационально использовать свое время. Впрочем, родителям рекомендуется в нужные моменты отзываться на прошения о помощи. Но делать это следует лишь в тех ситуациях, когда малыш действительно не в состоянии самостоятельно справиться с учебными задачами.

Развитие памяти

Некоторым людям сложно учиться самостоятельно, поскольку они обладают плохой способностью к запоминанию информации. Таким лицам стоит работать над собой в плане контроля над уровнем сосредоточенности. Сконцентрировав внимание на задаче, следует постараться полностью вникнуть в смысл полученной информации. Стоит отказаться от механического зазубривания, поскольку такой подход абсолютно не способствует развитию памяти.

Вместе с тем не рекомендуется перегружать себя информацией. Лучше записывать осмысленные данные и стараться связывать их с тем, что уже отложилось в долгосрочной памяти. Такой комбинированный метод развития памяти позволит выработать правильные ассоциации.

Существуют и другие способы для лучшего запоминания полезных данных. Заключается он в разделении познаний на определенные блоки. Чем меньше объем частей полученной информации, тем лучше она усваивается.

Искоренение лени

Часто нам не позволяет самостоятельно учиться обыкновенная лень. Отсутствие мотивации может решиться следующим образом. Достаточно разделить сложное дело на незначительные этапы. Это позволит выполнить часть учебных задач за определенный временной отрезок. Так постепенно можно приблизиться к конечной цели. Каждый последующий этап задачи далее может казаться уже не настолько устрашающим.

В целях искоренения лени перед обучением стоит комфортно устроить рабочее место, послушать любимую музыку, прибегнуть к прочим решениям, которые позволят настроиться на позитивный лад.

Заставить себя также дают возможность мысли о приятных бонусах. Речь идет о награде, которую можно придумать самому себе за успешное выполнение задачи. Это может быть перерыв на чашечку кофе, просмотр любимой телепередачи, прочее.

Самостоятельное изучение иностранного языка

Отдельно хотелось бы рассмотреть, как выучить английский язык самостоятельно. Вначале важно постичь основные глаголы, к которым относятся такие понятия, как: «быть», «иметь», «желать», «давать», «брать», «идти». Освоив сочетание этих и других подобных слов с распространенными местоимениями, можно сформировать своеобразную базу. Такой подход позволит строить простые осознанные фразы.

Обычно человек, который прибегает к самостоятельному изучению иностранного языка, испытывает наибольшие сложности с преодолением речевого барьера. Чтобы действительно заговорить на английском, нужно отыскать хорошего собеседника. В поиске последнего предпочтение лучше отдавать профессиональному репетитору, который будет указывать на ошибки и заставит практиковаться.

Итак, мы постарались разобраться, как заставить себя учиться, если все лень. Напоследок хотелось бы предоставить еще несколько дельных рекомендаций по данному поводу:

  1. Необходимо ставить перед собой лишь реальные цели и радоваться каждой, даже самой маленькой победе.
  2. Важно экономить время, которое можно потратить на получение пользы от обучения, поменьше посещая социальные сети, избегая частых звонков по телефону, переписки с помощью СМС.
  3. При обучении нередко возникает ощущение рутины. Чтобы побороть такое неприятное чувство, стоит вносить в материал разнообразие. Полезным станет постижение информации не только в письменном виде, но также просмотр полезных видеозаписей, прослушивание аудио, общение с единомышленниками.
  4. В процессе обучения стоит обращать внимание на несоответствия в материале, недочеты, ошибки, неточности. Подобное можно обсудить с преподавателем. Даже если не удастся доказать свою правоту, такой подход позволит сделать процесс постижения новой информации более увлекательным. Со временем мышление станет более гибким и критичным.
  5. Полезно понять, что учеба и достижение высоких целей - это далеко не вся жизнь. Необходимо тратить время на качественный отдых, общение с членами семьи и товарищами.

В заключение

Вот мы и выяснили, что требуется для того, чтобы научиться самостоятельно постигать полезные навыки. Определяющее значение здесь имеет наличие желания. Также важно отыскать для самого себя правильный баланс между продуктивной работой и желанием впасть в бездействие. В конечном итоге любое обучение должно подкрепляться практикой. Иначе потраченные усилия не будут иметь никакого значения.

Есть такой старый анекдот. Ребенок, придя с первого урока в первом классе, возмутился: "Почему вы не предупредили, что эта волынка на десять лет?". Народный юмор, как всегда, точно отражает явление. Очень часто дети уже в первом классе начинают воспринимать учебу как каторгу, а учителя не могут добиться внимания на занятиях. Частые жалобы учителей: "Не может высидеть весь урок спокойно, не запоминает то, что объясняем". При этом ребенок может к первому классу уметь читать и писать. Практика показывает, что это не главное. Под словом "подготовка к школе" стоит понимать прежде всего подготовку к процессу обучения и рутинной работе, а также мотивацию к получению знаний. И это вполне по силам родителям.

1. Играйте в школу

Несмотря на "внушительный" возраст в 6-7 лет, ребенок еще не стал взрослым. Игровая деятельность до сих пор очень важна для его развития. В дошкольном возрасте через игру можно показать ребенку, что такое школа и что его там ждет. Например, присылать ему настоящие письма от любимых сказочных героев, которые пошли в первый класс и просят вашего сына или дочку о помощи. Важно вместе ходить и забирать письма из почтового ящика, это же так интересно и волшебно - каждый раз получать долгожданные конверты с интересными заданиями и сюрпризами (например, незадуваемой свечкой, невидимыми чернилами или загадочными семенами, которые нужно с помощью родителей посадить в землю и поливать).

Можно сделать связанную серию писем, в каждом из которых ребенку нужно разгадать ключ, и после того, как он выполнит все задания из всех конвертов, его ждет большой подарок. Заданий не должно быть много, от письма к письму их стоит чуть усложнять, чтобы постепенно развивать усидчивость и концентрацию внимания на решении той или иной задачи.

2. Привлекайте к играм школьников

Детям полезно бывать в разновозрастной компании, а дошкольнику дополнительный "бонус" принесут дети постарше, с которыми он может поиграть в школу. Они уже опытные, за плечами один, а то и два класса, могут стать учителями, взять мел и поучить "мелюзгу" чтению и письму. Главное, взрослым не вмешиваться в такие игры и не диктовать свои правила - пока это только игра и четкое следование школьному сценарию здесь не нужно. Главное - в головах дошкольников формируется образ школы.

В 6–7 лет ребенок способен задавать сотни, а то и тысячи вопросов в день. Не всегда полезно моментально выдавать готовые правильные ответы. Гораздо интереснее вместе искать их в книгах, энциклопедиях, проводить несложные эксперименты или отсылать ребенка к авторитетам. Например, хочет он узнать, как делаются столы - найдите столяра, который все покажет и объяснит.

Покажите ребенку не только, как приобретаются знания, но и зачем. Сколько птиц на дереве? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно научиться считать. Вот еще одна прилетела - сколько стало? Учимся складывать. Дали 50 рублей на карманные расходы - хватит ли на два мороженых? Сложно? Пусть папа поможет решить задачку. Что написано на этой этикетке? А на той вывеске? Придется научиться читать, чтоб узнать.

4. Начните приучать ребенка к порядку

Да-да, именно сейчас - пора. Домашняя рутина - отличная проекция школьной ежедневной иногда монотонной работы. Без нее не будет результата.

Однако, не стоит сразу наваливать на ребенка большое количество дел и давить на него: "убери игрушки, застели постель!». Нам не нужна негативная реакция и отторжение. Важно выделить ребенку зоны ответственности, которые ему по силам, и придать значимости его ежедневным обязанностям. Объясните ему, что он уже достаточно взрослый и способный, чтобы разделять с родителями хозяйственные заботы, давайте ему задания, которые тренируют усидчивость: не просто убрать игрушки, а рассортировать их, не просто свалить книжки на полку, а аккуратно составить по размеру.

Хвалите и поощряйте ребенка, обращайте его внимание на то, как ровно он составил или аккуратно сложил. Это поможет ребенку с энтузиазмом относиться к домашним делам, и он будет готов к рутинным и скучным моментам школьной жизни.

5. Грамотно обустройте рабочее место

Обязательно вместе с ребенком, учитывая его мнение, вкусы и пожелания, выбирайте парту, стул, полки и создайте вместе такое рабочее место, которое станет "местом силы" для ребенка. Ему будет нравиться здесь находиться и делать уроки, ведь этот уголок он создал сам!

6. Подберите ребенку занятия

Курсов подготовки к школе так много, что иногда теряешься: куда пойти, по какой методике заниматься, стоит ли вообще? Узнайте, есть ли такие курсы в той школе, куда вы отдаете своего дошкольника. Имеет смысл записаться именно на них, чтобы ребенок познакомился с будущими одноклассниками, учителем и почувствовал атмосферу школы.

Наши советы - для родителей, которые задумываются о том, как научить ребенка учиться, чтобы воспитать его гармоничной личностью с успешным будущим.
Современные родители по-разному пытаются реализовать эту цель. Одни отдают пятилетнего малыша непосредственно перед поступлением в первый класс на подготовку к школе, чтобы он успел освоить базовые знания. Другие с первых месяцев несут кроху в школы раннего развития, не совсем понимая, что же дает это раннее развитие.

В том или ином случае любящие родители пытаются мотивировать своих малышей к школьным успехам. Практикой проверено: этот путь - не всегда успешный. Если усмотреть в обучении только внешние предпосылки, типа слушаться, выполнять задания учителя и т. д., привить желание, умения учиться и хорошо успевать в школе таким путем не добиться. Как надо научить ребенка учиться, чтобы он сам желал этого, стремился к знаниям?

Готовим к школе заранее

Чтобы ребенок имел тягу к знаниям, нужно сформировать эту мотивационную готовность загодя до школы. Главную роль для ее успешного формирования играют слова родителей и игры, в которые ребенок играет.

Некоторые родители передают детям свои воспоминания о школе, увы, совсем не те, которые служили бы для успешной их мотивации к учебе. «За плохие знания ты получишь плохую оценку», «За плохое поведение тебя могут отругать в классе» - эти фразы не способствуют желанию обретать знания в школе. Основной целью родителей должно быть создание положительного образа школы.

Если малыш посещает школу раннего развития, поясните ему, что ему теперь нужно соблюдать рамки поведения, расскажите, зачем это нужно.
Если ваш ребенок стеснителен, помогите: поддерживайте и присоединяйтесь к процессу на занятиях, показывая свой интерес к происходящему. В случае, если малыш не хочет участвовать в выполнении задания, не стоит давить. Посидите и понаблюдайте за другими детьми. Возможно, скоро малыш захочет включиться в занятия, найдя заинтересовавшие его, и будет проявлять желание учиться и посещать занятия.

Почемучки

Чтобы разжечь интерес к учебе, не игнорируйте многочисленные вопросы малыша, отвечайте на его «почему?», находя ответы на все интересующие его вопросы.
Жажда знаний - базис, на нем выстраивается желание учиться в школе и приобретать новые навыки. Умение учиться увеличивается за счет развития интеллекта ребенка. Развитие интеллекта - это умение думать, воспринимать услышанное, оценивать, анализировать - в совокупности. Все эти процессы начинают развивать с первых месяцев жизни, а не перед поступлением в первый класс. Идя в школу, ребенок должен иметь логику мышления и хорошо развитое внимание.

Как помочь развитию ребенка?

Придерживаясь некоторых советов, можно в процессе игровой деятельности ребенка достичь хороших результатов.
  1. Любое вместе проведенное время проводите с пользой: обсуждайте особенности погоды, сезонные явления, увиденное по дороге в дет сад растение или дерево. Знакомьте малыша с такими понятиями, как цвет, форма, запах и др.
  2. Имейте в виду, что детям сложно долго удерживать внимание на чем-то одном. Поэтому не стоит сердиться, когда он начинает отвлекаться на посторонние вещи.
  3. Занятия против воли не принесут успеха. Занимайтесь тогда, когда ребенок к этому расположен.
  4. Придерживайтесь занятий, соответствующих возрасту малыша и нравятся ему: лепка, рисование, игры, аппликации и др.
  5. Зная, с какими заданиями малышу справляться по силам, давайте ему чуть более усложненные.
  6. Плавный переход от игры к учебным занятиям происходит за год до поступления в первый класс, но не раньше.
  7. Занятия должны носить регулярный характер.
  8. Критика действий и успехов ребенка недопустима. Хвалите и поощряйте своего маленького ученика за маленькие, но реальные достижения.

Тренировка воли

Сформировать стремление к учебе поможет волевое управление своим поведением. Школа обязывает придерживаться определенных правил поведения, что не всегда легко дается малышу. Учите малыша ставить перед собой цель и стремиться к ее выполнению, оценив в конце полученный результат.

Умение дружить

Учите ребенка выстраивать отношения со сверстниками, жить в коллективе. не ограждайте его от общения с ровесниками, пусть обучается навыкам коммуникативного общения.

Физическое здоровье

Следите за физическим здоровьем ребенка, закаляйте его. Пусть он выполняет режим дня, избегая переутомления от нововведенных занятий.

Вместе с ребенком радуйтесь его небольшим успехам и победам, поощряйте его тягу к знаниям. Всестороннее развитие всех направлений деятельности поможет гармоничному развитию личности.