Как перестать бояться темноты ребенку. Ребенок боится темноты. Почему дети боятся темноты

Во мраке ночи оживают страхи даже у взрослых людей. Что уж говорить о детворе! Ребёнок ориентируется в окружающем мире, опираясь на основные сенсорные системы: зрительную, слуховую, осязательную. И наибольший процент информации получает с помощью зрения. Темнота - фактор, лишающий этой возможности.

Едва успевает стемнеть за окном, детский мозг стремится компенсировать недостаток зрительной информации и включает на полную мощность другие чувства. Тогда-то и появляются страшащие малышей тени, звуки и тактильные ощущения. Конечно, все это не только мешает спокойно поспать, но и порой травмирует психику малыша.

Неудержимая фантазия дорисовывает множество деталей и обстоятельств, которые и становятся ночным страхом. И родителям нужно сначала понять, почему ребёнок боится темноты, а затем бороться с испугом.

Из этой статьи вы узнаете

Откуда берется боязнь темноты

Движение – основа детской психологии. Причем, постоянно движется не только сам ребенок, но и его психические процессы. Прошлый опыт переносится на новые события, а то, что непонятно или неизвестно – додумывается и дорисовывается. Ребенок способен создать нечто такое, о чём взрослый бы даже никогда не подумал.

Нет дыма без огня. Причина детского страха не всегда очевидна, но она всегда есть и сокрыта в возрастных психологических переменах, окружающей обстановке, социальном опыте и даже особенностях мышления.

Любому возрастному или ситуативному страху есть простые и закономерные причины. Если разобраться в них, сразу станет понятно, как избавить ребенка от страха темноты.

Особенности детской психики

Богатое воображение и образное мышление; эмоциональность восприятия, запоминания и воспроизведения событий и образов – все это делает детскую психику весьма чувствительной к «провокациям», приводящим к обострению боязни темноты:

  • просмотр «недетских» телепередач и кино;
  • пересказывание остросюжетных, пугающих историй;
  • страшилки, придуманные взрослыми в качестве воспитательных и сдерживающих нежелательное поведение ребёнка;
  • незнакомые люди, пробуждающие пугающие ассоциации;
  • стрессы и конфликты в значимом для малыша социуме (окружении);
  • многочисленные и строгие запреты.

Немного статистики

8 из 10 мам отмечают у своих чад боязнь темных комнат. Опрос проводился в семьях детей дошкольного и младшего школьного возраста. С такой же частотой (80%) страх темноты передается по наследству. У 10% людей на планете страх темноты сохраняется всю жизнь, а у ещё 2% – перерастает в патологическое состояние – фобию.

Болезненное отношение к темноте, ночи и сумеркам называют никтофобией или ахлуофобией. Эти цифры могли бы быть гораздо ниже, если бы родители вовремя обращались за профессиональной помощью.

Что делать если ребенок боится темноты? Самый ценный совет в этой ситуации: вступая в бой с монстрами, старайтесь быть максимально искренними и заинтересованными. Дети очень чутки к родительскому обману.

Верьте в монстров вместе с ребенком

Первое и самое важное, что нужно сделать маме и папе, - это искренне поверить в существование страха и того, что этот страх вызывает. Для ребёнка он реален!

Попытка избавить малыша от боязни того или иного пугающего образа словами «не существует» и «не бывает» приведёт к обратному эффекту. Ребёнок почувствует себя непонятым и одиноким. Ему будет ещё страшнее.

Поддерживайте самооценку

Второе - никогда не называть ребенка трусом и не сравнивать с другими «смелыми детьми». Так вы к страхам чада добавите . А ещё хуже - мысль о том, что его не любят. И, наоборот, высокая самооценка, осознание своей значимости для родителей придают уверенности и сил в борьбе против пугающей тьмы.

Играйте против страха

Третье - создайте вокруг ребёнка атмосферу психологического комфорта (не путать со вседозволенностью!). Пройдите вместе, рука об руку все возрастные неприятности.

Что же касается страхов, то, как сказал Вольтер: «Что сделалось смешным, не может быть опасным». Игра, правильно подобранная сказка и добрый юмор - ваши лучшие помощники:

  • понаблюдайте вместе с малышом, какие «ужасные» тени отбрасывают самые банальные вещи в комнате (стопка одежды на стуле в углу, рубашка на «плечиках», шапка на полке и т. д.), посмейтесь, сочините об этом сказку или стихотворение;
  • поиграйте в лесных зверушек, используя сначала детские тоннели, а затем более затемненный вариант «норки» из плотного одеяла;
  • нарисуйте самый страшный страх, а затем специальным «волшебным» карандашом или кистью дорисуйте забавные элементы и посмейтесь над этим страхом;
  • придумайте и разыграйте игры-путешествия с преодолением препятствий (с завязанными глазами, например), непременно высмеивайте и побеждайте злодеев;
  • играйте в театр, для которого затемнение - не просто норма, но правило; кукольный, теневой, драматический, сатирический, - главное, чтобы страшное и злое было успешно и весело побеждено;
  • прятки и жмурки с чутким сопровождением взрослых

Игры для избавления от страхов

Игра в той или иной мере присутствует на любом возрастном этапе человеческой жизни. Для детей это и вовсе самый доступный и простой путь познания. Поэтому игровой метод можно применять и в работе с трехлеткой, и с младшим школьником; и с мальчишками, и с юными принцессами. Короткие тренировки в игре помогут легче принимать темноту в реальной жизни.

Прячьтесь вместе под одеяло, разглядывайте тени на стене днем, сравнивайте образы теней с формой облаков. Словом, учите ребенка отличать реальность от плода фантазии. Вспомните собственное детство и сыграйте в цветные пятна (нужно найти смысл в красочном пятне на бумаге), а потом точно так же поступите с черной краской.

Игры, которые могут помочь в преодолении страха, очень разнообразны. Важно ещё и то, что они воздействуют на детскую личность в целом: самооценку, уверенность в себе, коммуникативные качества, волевые процессы.

В поисках клада

В квартире организуют подсветку различной интенсивности (от полной освещённости до полного мрака). Раскладывают подсказки, по которым играющие ищут «клад».

Когда ребенок заинтересуется игрой и перестанет опасаться темноты в рамках игры, можно использовать элементы усложнения или превратить игру из квеста в полосу препятствий:

  • завязывание глаз;
  • имитация паутины;
  • влажные элементы;
  • разнообразные звуки и т. д.

День в семье

Если , обыгрывается ситуация обычной семейной жизни, где члены семьи - игрушки. День и ночь регулируются освещением. Когда по сюжету наступает ночь, ребенок укладывает игрушки в темной комнате, поет колыбельные, рассказывает сказки и т. д.

Помогая избавлять от страха любимую игрушку, малыш переступает через собственные опасения и не замечает, как совершает этот важный для психики шаг. Через несколько минут снова наступает день, и кукольная семья живет по привычному распорядку.

Вариации любимых игр

С куклами и игрушками можно использовать игры в прятки и жмурки в различных вариантах: прячутся то люди, то игрушки. Дайте ребенку почувствовать азарт и радость от совместной с вами игры. Он станет увереннее, и страх постепенно отступит. Партнерство с родителями в игровой обстановке – это еще и замечательная проработка коммуникативных затруднений и проблем самооценки.

Кукольный театр

Обычные игрушки и куклы для кукольного театра (перчаточные или марионетки) всегда были хорошим подспорьем для эффективного варианта борьбы со страхами - сочинения сказок и смешных историй.

Когда малыш сам придумывает сказку о своем герое и его страхах, он переносит собственную тревогу из внутреннего плана во внешний. И происходит маленькое психологическое чудо – безопасная эмоциональная и чувственная проработка всех детских тревог. После игры, в которой герой спокойно улегся спать, малыш и сам сможет заснуть без тревоги.

Еще одна форма существования волшебной истории – терапевтические сказки. Их можно придумывать самостоятельно или читать из специализированного сборника.

Театр теней

Сам по себе этот вид театра невозможен без контраста света и тени. Научите малыша создавать фигуры, изменять их размер, оживлять. Только не допускайте даже шуток со страшными образами (этим часто грешны папы).


Изображаете зайчиков, мышек и осликов до тех пор, пока ребенок не будет готов к встрече с тенью волка или медведя.

У страха глаза велики

С детворой 3-7 лет можно поиграть в эту игру. Мама или папа обязательно присутствуют вечером в комнате. Когда малыш пытается разглядеть в темноте образ очередного монстра, включите свет и покажите, что это всего лишь тень от стопки одежды или разбросанных игрушек. «А чтобы это тебя больше не пугало, давай наведем порядок в комнате?» – чем не мотив для развития чистоплотности.

Рисуйте страхи

Проективные техники, которыми пользуются психологи, доступны и родителям. Например, методика «Несуществующее животное» и его вариации – «Страшное животное», «Злое животное», рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Звезды и волны», «Лес (три дерева)».

Попросите ребенка изобразить все то, что страшит его по ночам. Днем все это перестает «работать», днем оно не пугает. А уж сделать его смешным проще простого. Домовой или Бабайка вдруг становятся рыжими неграмотными балбесами, а Баба-Яга не может взлететь в своей дряхлой ступе. Дорисуйте столько деталей, сколько потребуется, чтобы персонаж стал смешным и нестрашным.

Пути преодоления боязни темноты

Итак, чтобы научить малыша справляться с опасностями темных комнат, в любом возрасте вплоть до младшего подросткового (10-12 лет) можно использовать универсальные средства:

  • Игра;
  • Сказка;
  • Рисунок;
  • Беседа;
  • Спутник.

Об играх, сказках и рисунках уже много сказано выше. А вот такие средства, как беседа и спутник, можно использовать как дополнение, чтобы побороть ночные тревоги.

Беседа о тьме

Интересное наблюдение: многие дети боятся темноты, но лишь единицы из них опасаются темы космоса. Почти всех детей от 3 до 10 лет манят иные миры, планеты и звезды. Поговорите с ребенком об этом.

Возможно космическая тьма и проектор звездного неба помогут превратить страшную ночную детскую комнату в величественный межзвездный крейсер. Купите тематические наклейки для стен или коврик для пола.

Лучший друг - игрушка

Спутником может стать любая игрушка, не обязательно мягкая. Некоторым детям нравится укладывать рядом с собой нескольких маленьких зверушек. Причем, это могут делать и мальчики, и девочки вплоть до окончания младшей школы.

Насыщенный день

И еще одно важное замечание для мам и пап. Чтобы ребенок быстро и легко засыпал, он должен быть спокоен эмоционально и достаточно утомлен дневными занятиями. Организуйте режим дня и следуйте ему, сажайте малыша ужинать не позднее, чем за 2 часа до сна, чередуйте физическую и интеллектуальную активность, а перед сном не играйте в возбуждающие игры.

Что можно, а что нельзя

Дайте волю детской фантазии. Пусть малыш играет, как ему хочется. Ваша задача мотивировать и направлять. Пусть один из героев попадёт в ситуацию, аналогичную реальной. С этого момента действовать нужно очень тонко. Следует учесть ряд правил:

  1. Нельзя полностью и безоговорочно соглашаться со всеми фантазиями малыша, в какой-то момент следует перенаправить или даже приостановить поток детских сочинений. Юмор – лучший способ для этого.
  2. Опасна и другая крайность - полное неверие рассказам ребенка. Для вас - это плод воображения, а для него - страшная реальность. Ваши доводы о том, что этих страхов нет и не может быть, не помогут и даже усугубят проблему.
  3. Аккуратно донесите до детского понимания мысль о том, что бояться не стыдно. Страх охраняет человека от необдуманных поступков, нужно только научиться им управлять.
  4. Ругать за боязнь темноты тоже совершенно бесполезно: кроме страха перед темнотой появится страх быть наказанным родителями. Помните: не получится отучить малыша от страхов. Зато научить жить без них – нужно и важно.
  5. Прекратите запугивать: фразами «придет Бабай», «отдам Лешему». Нельзя также допускать просмотр страшного кино и мультфильмов. Избегайте стрессов. Соблюдайте режим дня и питания, исключите поздние ужины.
  6. Используйте ночники, которые не создают теней. Лучше, если свет будет мягким и теплым. Хороший вариант – солевой светильник в виде луны или планеты.
  7. Будьте терпеливы. Помните о возрастных особенностях. В 5 лет страх темноты – норма, его нужно преодолевать вместе с ребенком без раздражения и спешки, и желательно с улыбкой.

Когда нужна профессиональная помощь

Посмотрите передачу с подробными советами психолога о том, как отучить ребенка боятся темноты:

Коррекция страхов с помощью профессионала (детского психолога или психотерапевта) может потребоваться, если вечерняя паника выходит за рамки нормы. Консультация специалиста нужна, если:

  • Ребенок старше 10 лет боится любых темных пространств, испытывает при этом истинные негативные эмоции и испуг.
  • К окончанию младшей школы продолжает фантазировать о монстрах под кроватью или имеет страшного воображаемого «друга», рисует мрачные рисунки, не соответствующие возрастной норме.
  • Категорически отказывается засыпать без света. Не принимает никаких ритуалов. Отказывается от игр. Кричит и плачет в темноте.
  • Показывает другие в т.ч. неврологические симптомы: тревогу, прерывистый и тревожный сон, панические атаки, тремор рук, дрожание подбородка, тики, снижение концентрации внимания, ухудшение успеваемости в школе и т.д.

Страх – естественный спутник детского возраста. Малыш нуждается в разнообразии инструментов, широте жизненного опыта. Тогда он легко справится с любыми тревожащими его событиями и явлениями.

Нельзя фиксироваться только на сказках или любимой игрушке. Научите ребенка использовать разные средства для обретения душевного покоя. И никогда не оставляйте маленького человечка один-на-один со страхом.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

​Подростковый возраст - ответственный период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений.

Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма - некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности в мнениях и суждениях.

Потребность быть собой - это и стремление к совершенствованию своего "я", что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем-то другим, в лучшем случае - обезличенным, в худшем - потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком.

Чаще всего страх быть не собой означает страх изменения. Поэтому эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица и т. п.

Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма (появление менструаций у девочек или поллюций у мальчиков, увеличение или уменьшение массы тела, чрезмерно быстрый рост и болезненные преходящие ощущения в различных частях тела и т. д.).

Как уже отмечалось, в младшем школьном возрасте страх смерти родителей начинает преобладать над страхом смерти себя, достигая максимального развития, как и страхи войны, в подростковом возрасте. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов у них и мальчиков заметно уменьшается в подростковом (и младшем школьном) возрасте по сравнению с дошкольным.

Все страхи можно условно разделить на природные и социальные .

Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д..

Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.

Специальный опрос подростков 10-16 лет показал явное преобладание природных страхов в 10-12 лет и социальных - в последующие годы, с максимальным нарастанием в 15 лет. Мы видим своеобразный перекрест рассматриваемых страхов в подростковом возрасте - уменьшение инстинктивных и увеличение межличностно обусловленных страхов.

По сравнению с мальчиками у девочек большее число не только природных страхов, но и социальных. Это не только подтверждает большую боязливость девочек, но и указывает на более выраженную у них тревожность.

Для уточнения этих данных использована специально разработанная шкала тревожности из 17 утверждений типа: "Часто ли тебя охватывает чувство беспокойства в связи с какими-либо предстоящими событиями?", "Беспокоит ли тебя, что ты в чем-то отличаешься от сверстников?", "Волнует ли тебя будущее своей неизвестностью и неопределенностью?", "Трудно ли тебе переносить ожидание контрольных и ответов?", "Часто ли у тебя от волнения перехватывает дыхание, появляется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?", "Имеешь ли ты обыкновение собираться раньше большинства твоих сверстников?" и т. д.

Выяснилось, что тревожность, как и социальные страхи, достигает своего максимума у мальчиков и девочек в 15 лет, то есть к концу подросткового возраста, причем у девочек тревожность достоверно выше, чем у мальчиков. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

В 12 лет у мальчиков меньше всего выражены страхи как природные, так и социальные, и вместе с ними эмоциональная чувствительность. Девочки в этом возрасте меньше всего боятся смерти. Снижение эмоциональной чувствительности и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, прежде всего у мальчиков, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности.

Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба. Недаром мы видим, как одни, расторможенные в поведении, самоуверенные и агрессивные подростки бахвалятся своим бесстрашием и бесцеремонностью, отсутствием нравственно-этических установок, а другие страдают от неспособности защитить себя, будучи неуверенными в себе, вечно виноватыми и мечтающими о мире и согласии между всеми, без исключения, людьми.

Большинство же подростков находятся как бы посередине: не такие самоуверенные, они могут постоять за себя при необходимости и более гибки и контактны в отношениях со сверстниками. И страхи у них есть, но их относительно немного и они, скорее, средство защиты, предупреждения опасности там, где она реально может представлять угрозу для жизни, здоровья и социального благополучия. Так что в подростковом диапазоне страхов будут их полное отсутствие при расторможенности, избыток при неуверенности в себе и неврозах и наличие естественных для возраста страхов как сигналов опасности.

По данным статистического (корреляционного) анализа, отсутствие эмоционально теплых, непосредственных отношений с родителями у младших подростков или конфликтные отношения с ними у старших подростков существенным образом влияют на увеличение страхов, прежде всего, в области межличностных (социальных) отношений. Причем девочки реагируют на отсутствие взаимопонимания между родителями гораздо большим увеличением страхов, чем мальчики, то есть отчуждение родителей травмирует их больше и нередко способствует появлению депрессивных оттенков настроения.

Таким образом, межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивает число страхов у подростков, подобно тому как это происходит в старшем дошкольном возрасте. Очевидно, что эти возрастные периоды по-своему чувствительны к страхам, что и нужно учитывать часто ссорящимся или не разговаривающим друг с другом взрослым.

Как никогда раньше, большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение. Это подтверждают и данные опроса в классе. При значительном числе страхов имеют место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число положительных выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, то есть низкий социально-психологический статус.

Как мы видим, страхи у подростков - не столь редкое явление, но они обычно тщательно скрываются. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения говорит также о неуверенности в себе и отсутствии понимания со стороны взрослых, когда нет чувства безопасности и уверенности в ближайшем, социальном окружении.

Следовательно, подростковая проблема "быть собой среди других" выражается как неуверенностью в себе, так и неуверенностью в других. Вырастающая из страхов неуверенность в себе является основой настороженности, а неуверенность в других служит основой подозрительности. Настороженность и подозрительность превращаются в недоверчивость, что оборачивается в дальнейшем предвзятостью в отношениях с людьми, конфликтами или обособлением своего "я" и уходом от реальной действительности.

В отличие от обычного, навязчивый страх воспринимается как нечто чуждое, происходящее непроизвольно, помимо воли, как своего рода наваждение. Попытки справиться с ним путем борьбы способствуют только его укреплению, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах.

Физиологически навязчивость - это всегда определенный, генерирующий беспокойство динамический участок мозга, который, как доминанта, отгорожен от остальных отделов мозга защитным, запредельным торможением. Образно говоря, мы имеем высокую башню, постоянно излучающую яркий, слепящий свет даже днем, когда в этом нет никакой необходимости. Сама же башня окружена надежной системой защитных сооружений в виде стены, рва с водой, сторожевыми вышками и т. д. Взять наскоком эту крепость не удается, подобно тому, как иногда не получается сбросить, стряхнуть с себя страхи.

Навязчивые страхи - это то, что неприемлемо для человека, то, что он не хочет допустить в свое сознание, но от чего сразу не может освободиться сам, поскольку это означало бы полную, окончательную, бесповоротную победу рациональных сторон психики над ее эмоциональными, чувственными, инстинктивными сторонами. Страх бы и прошел со временем, но он закрепился именно вследствие борьбы с ним, непримиримого отношения, неспособности пойти на компромиссы, признать свою неудачу и защитить себя в дальнейшем.

Из изложенного выше следует, что навязчивым страх становится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно длительное, время. Исходный же страх может появиться быстро, внезапно от сильного, неожиданного испуга, переживания, потрясения, то есть в результате эмоционального стресса или шока, который фиксируется, запечатлевается и действует подобно занозе, причиняя беспокойство всякий раз, когда вспоминаются аналогичные обстоятельства или когда с ними соприкасаются.

Скажем, испытанный однажды страх при ответе у доски, растерянность, замешательство могут непроизвольно запечатлеваться в эмоциональной долговременной памяти (а она всегда выражена у тех, кто предрасположен к страхам) и напоминать о себе всякий раз при повторных вызовах к доске. Разовьется тогда и волнение в ожидании очередной неудачи, даже просто от представления о ее возможности. Итогом будут скованность, напряжение, сбивчивая, невнятная речь, потеря хода мысли и получение не той оценки.

Подобным образом идет непроизвольное саморазвитие страха, воспринимаемого как чуждое, не подчиняющееся воле образование. Все большее переживание своей неполноценности, снижение активности, отказы от какого-либо риска, неестественная возбудимость в ожидании и торможение при ответах и есть типичная картина невроза навязчивых состояний, в виде страхов, или невроза ожидания, как говорили раньше.

Характерно и развитие в подобных случаях невротического заикания с неизбежными письменными ответами, прекращением вызовов к доске и ответов с места вообще. Нужно ли говорить, что это только способствует фиксации заикания, развитию пораженческих настроений и инвалидизации психики подростка.

По такому же типу развивается навязчивый страх замкнутого пространства, когда обморочные состояния от духоты или утомления, пережитые при давке в метро, автобусе, служат причиной отказа от этих видов транспорта в дальнейшем, поскольку существуют страхи повторения испытанного ужаса.

В обоих случаях речь идет о фобиях - навязчивых страхах, когда существует непроизвольная болезненная фиксация на каких-либо пережитых, травмирующих событиях жизни. Лежащая в основе подобных страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.

Еще не окрепшая психика подростка не выносит насилия над собой, длительной и изматывающей гонки за престижем. Недаром навязчивые страхи и мысли типичны для детей и подростков, стремящихся не столько соответствовать общепринятым нормам, успевать во всем, сколько быть всегда первыми, получать только отличные оценки. Причем здесь не делается никаких исключений, не учитываются требования момента, реальное соотношение сил, то есть опять же проявляются негибкость и максимализм. Все эти подростки с обостренным чувством "я", обидчивые и честолюбивые, односторонне ориентированные на успех, не признающие никаких отклонений от заданной цели и тем более поражений.

С одной стороны, они хотят во всем соответствовать принятым обязательствам, оправдать ожидания, то есть быть вместе со всеми. С другой стороны, они не хотят потерять свою индивидуальность, раствориться в массе, быть слепым исполнителем чьей-то воли. В этом мы снова видим трудноразрешимую при неврозах проблему "быть собой среди других", поскольку довлеющий страх "быть не собой", то есть измененным, лишенным самоконтроля и неспособным в целом, означает и страх не соответствовать другим, не быть принятым сверстниками и (более широко, в плане школьной адаптации) социально признанным.

Остановимся подробнее на связанных с навязчивыми страхами опасениях и сомнениях, поскольку они присущи именно подростковому возрасту. Во многом они имеют предпосылки в младшем школьном возрасте, в уже рассмотренных страхах того, что может случиться, страхах опоздать, не успеть, быть не тем, не соответствовать требованиям.

Все эти страхи пропитываются у подростков навязчивыми мыслями, различного рода идеями фикс, что порождает навязчивые опасения какой-либо неудачи, поражения, стыда и позора. Часто навязчивые опасения касаются здоровья, особенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много разговоров на эту тему.

Если подросток достаточно мнителен и подвержен беспокойству (а это достается ему "в наследство" от тревожно-мнительных родителей), то у него проявляются навязчивые опасения, что его никто не любит, не понимает, что он никому не нужен, что у него нет будущего, перспектив, возможностей, что все уже позади, закончено, остановилось и жить не имеет смысла.

Подобный нигилизм существования отражает тревожно-мнительный стиль мышления, своего рода "горе от ума", невозможность достижения идеала, стремление всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подобная сверхценная идея вступает в противоречие со свойственной мнительным людям мягкостью характера и неуверенностью в себе.

В результате, чтобы быть окончательно уверенным в том, что все делается как нужно, и тем самым избежать беспокойства по поводу своей некомпетентности, мнительные люди вынуждены постоянно проверять точность, правильность, соответствие своих действий, что и выражается в виде непроизвольно появляющихся навязчивых сомнений. Например, в том, правильно ли сделано домашнее задание, собрано ли все, что нужно, в портфель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть только на один оборот ключа и т. д. и т. п.

Поскольку навязчивые сомнения могут появляться по любому, даже самому ничтожному поводу, они причиняют немало мучений подросткам, заставляя непроизводительно тратить свою психическую энергию, поскольку не могут быть "выброшены из головы" одним усилием воли.

Навязчивые опасения и сомнения часто сочетаются между собой, подобно тому как дополняют друг друга их источники - тревожность и мнительность. Для того чтобы опасаться, нужно сомневаться в своей способности защитить себя, а чтобы сомневаться, нужно опасаться сделать что-либо не так. Нередко человек, подверженный навязчивым опасениям, представляется окружающим как заядлый скептик, а испытывающий навязчивые сомнения - как безнадежный пессимист, что не только дополняет друг друга, но и создает типичный для подросткового возраста тревожно-депрессивный настрой с его пониженным фоном настроения, беспокойством, чувством безнадежности и неверия, пессимистической оценкой перспективы. (Противоположную неврозам картину мы видим при психопатических развитиях личности в виде бесцеремонности, агрессивности, расторможения влечений и неадекватно завышенной самооценки).

Проиллюстрируем сказанное рядом наблюдений. В первом случае речь идет о боязливой, неуверенной в себе и мнительной девочке 14 лет, которую преследовал навязчивый страх непроизвольного мочеиспускания (один раз это произошло незаметно для окружающих). Из-за страха повторения неприятного эпизода она становилась скованной и застенчивой в новых ситуациях общения, а от постоянного напряжения - раздражительной, подавленной и плаксивой.

Детство не было счастливым. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года. Девочка долго грустила, временами была капризной и плаксивой, скучала по отцу, к которому успела привязаться. Но непримиримая мать была категорически против дальнейших контактов дочери с отцом, хотя бы и потому, что они были похожи друг на друга как две капли воды.

В 6 лет на фоне возрастного страха смерти девочка тяжело перенесла двукратную операцию по удалению аденоидов, боялась всех медицинских процедур и ее нельзя было уговорить идти лечить зубы. В школе возникли проблемы из-за застенчивости и насмешек сверстников. В результате все больше стала уходить в себя, сдерживая внешнее выражение чувств, появились головные боли и, наконец, произошел эпизод с непроизвольным мочеиспусканием.

Ее организм не выдержал многолетней нервно-психической перегрузки, состояния постоянного беспокойства и страха. Переживания были настолько сильны, что стала контролировать каждый свой шаг, без конца посещать туалет и навязчиво думать о том, что может произойти. Не думать об этом она уже не могла, и ее навязчивые мысли, опасения, страхи были результатом болезненного расстройства эмоций, невротического конфликта между рациональными, контролирующими и эмоциональными, чувствующими сторонами психики.

Следует сказать и о другой девочке 14 лет, которая не знала, чего она боится конкретно, так как боялась всего, а особенно - сделать что-либо не так, как нужно. Из-за этого была крайне скованной, нерешительной и застенчивой в общении. К тому же, будучи беззащитной и доброй, чувствительной и обидчивой, не могла постоять за себя, и ее мог обидеть кто угодно. Боялась смерти, темноты и наказания, что, как мы знаем, присуще более раннему возрасту.

Вследствие нарастающей с годами неуверенности, страхов и тревожности испытывала все больше затруднений в общении со сверстниками, часто была вынуждена отмалчиваться, переживая, что не такая как все, не умеет вести себя свободно и непринужденно. Соответственно и настроение становилось все более подавленным, и когда мы впервые увидели ее, она производила впечатление сникшей, заторможенной и потерявшей веру в себя.

Выяснилось, что живет она с матерью и ее родителями, а отец был устранен из семьи вскоре после ее рождения. Всем в семье единолично распоряжается бабушка, считающая себя всегда и во всем правой. Недоверчивая и подозрительная, бабушка к тому же постоянно опасается, как бы чего не случилось, никогда не выходит из дому одна, не пользуется транспортом.

Ее постоянно сопровождает муж, человек исключительно мягкий и податливый. В то же время он постоянно сомневается в правильности своих действий, назойлив и приставуч - зануда, как оценивают его близкие. Как и многие мнительные люди, он педант, болезненно воспринимающий любые перемены. Поэтому у него все разложено по полочкам, ручка всегда лежит на одном и том же месте, пальто - на одном крючке, каждое утро он заходит к внучке и, церемонно расшаркиваясь, говорит одни и те же слова приветствия.

Общее у всех в семье - повышенная принципиальность в сочетании с постоянной озабоченностью, недовольством, отсутствием жизнерадостности, пессимизмом и неверием в возможность перемен. Кроме того, у всех взрослых внутренний способ переработки переживаний (импрессивность), крайне ограниченный круг контактов и подчеркнутая избирательность в них, недостаточная общительность в целом.

Очевидно, что в свое время жизнерадостный, контактный, общительный и тем самым "легкомысленный" для "глубокомысленной" семьи отец девочки "не пришелся ко двору" и был "предан анафеме" авторитарной бабушкой с ее категоричностью и нетерпимостью. Лишив дочь мужа, она продемонстрировала всем ее несамостоятельность и неумение жить "как нужно", "правильно", "как нас учили". Тем самым она могла, как и в детстве, властно опекать дочь.

Неудивительно, что мать девочки и сама в подростковом возрасте испытала все теперешние проблемы дочери. Она также, скованная страхом, часто молчала, покрывалась красными пятнами при волнении, была застенчивой и стеснительной, робкой и нерешительной. И сейчас не уверена в себе, боится, что в окружении незнакомых людей будет выглядеть смешной, уродливой, хотя и понимает неоправданность этих опасений.

У дочери та же картина: застенчивость, робость и страх, что она скажет сверстникам, не смешно ли будет выглядеть при этом. Из-за навязчивых опасений теряется естественность в поведении, появляется скованность, меняется интонация голоса. Как она сама говорит: "Есть девочки, которые не лезут в карман за словом, я же сразу не могу сказать, сообразить, что ответить, до меня позже доходит, как нужно было бы сказать, но уже поздно, и я очень переживаю это".

Застенчивость не обошла стороной и мальчика 12 лет, который терялся в школе и от страха не мог сказать ни слова, если его спрашивали внезапно или не о том, что он так старательно учил дома. Большинство же его сверстников не только не испытывали подобных проблем, но, скорее, не очень переживали по поводу своих ответов, демонстрируя независимость и отсутствие страха.

Наш же мальчик, будучи крайне осторожным и предусмотрительным, постоянно боялся сделать что-либо не так и полностью растерялся в 4-ом классе, когда лишился прежней учительницы, к которой привык за три года, понимая, чего она от него хочет, на что может рассчитывать, то есть он мог прогнозировать ее требования и приспособился к ним.

Адаптироваться таким же образом к многочисленным учителям в 4-ом классе уже не мог, поскольку все они требовали по-своему, и часто им было не до его особой чувствительности. Тем не менее, больше всего на свете он боялся, когда ребята начинали дружно смеяться над его ответами. Тогда речь становилась невнятной, и он готов был от стыда провалиться сквозь землю.

Друзей у него не было, школу невзлюбил окончательно и ходил в нее, как на исправительные работы, отбывая повинность. Все это можно понять, если учесть, что мальчик был невротически привязан к матери и мог делать уроки только в ее присутствии, будучи спокойным и уверенным только тогда, когда она тут же, без промедления, проверяла домашнее задание и исправляла все допущенные ошибки, то есть приготовление уроков было тщательно отрепетированным ритуалом, устраняющим вероятность неудачи.

Но как раз в школе она его и настигала из-за растерянности и страха в отсутствие поддержки со стороны матери. Страх сказать что-либо не так или сделать плохо был внушен не только беспокойной матерью, но и мнительным отцом, который более чем серьезно принялся за его воспитание в 10 лет, когда сын был по возрасту повышенно восприимчив к внушениям.

Отец педантично проверял каждый шаг и без того ответственного сына, читал без конца мораль, угрожал всяческими карами и даже наказывал физически за ошибки. Вскоре на отца стала равняться и мать, что сын воспринял крайне болезненно, поскольку она начала раздражаться и сердиться.

В итоге, вместо того чтобы помочь сыну преодолеть неуверенность и зависимость, родители непроизвольно усиливали их излишним давлением, моральным гнетом и физическими наказаниями. Делали они все это во имя любви к своему единственному и поздно родившемуся ребенку, но результат, как видим, был противоположным их стремлениям.

Вселившийся в мальчика страх истощал остатки уверенности, вызывал замешательство при ответах в школе и общении со сверстниками.

За помощью к нам обратился отец, письменно изложивший, что его беспокоило у сына: 1) временами не слышит, не обращает внимания на советы; 2) слишком долго делает уроки, с 16 до 22 часов, и не учится так, как мог бы; 3) боится всего, что есть и чего нет на свете; 4) не имеет друзей и становится сам не свой в незнакомом месте.

Вначале отец был таким же нетерпеливым и требовательным к нам, как и к сыну, ожидая незамедлительного решения всех его проблем. Постепенно он понял, особенно после того, как ответил на опросники и мы поговорили с ним, что многие проблемы сына присущи и ему самому, и жене, а "глухота" сына не что иное, как защитная, охранительная реакция мозга в ситуации болезненного перенапряжения нервных сил и возможностей.

К чести отца, он смог во многом перестроить себя и посещал вместе с сыном игровые занятия по развитию контактности, уверенности в себе и адекватной психической защиты. Мать также в чем-то перестроила свою тактику, предоставляя большую самостоятельность сыну и помогая ему при реальной необходимости.

Так были устранены его страхи и остановлено развитие тревожной мнительности в характере. Слагалась она, во-первых, из навязчивых страхов не оправдать требований и ожиданий родителей, лишиться поддержки и любви, особенно матери, инфантильная зависимость от которой только усиливалась напускной строгостью отца. Во-вторых, из навязчивых опасений не соответствовать роли хорошего ученика и, в-третьих, из навязчивых сомнений в своей способности быть "как все", дружить и общаться. В этом и состоит триединство навязчивых страхов, опасений и сомнений как основы формирования тревожно-мнительных черт характера.

Содержание статьи:

Страх темноты у детей - это состояние, с которым сталкиваются многие обеспокоенные данным фактором родители. Капризы у малыша очень часто имеют веские на то основания, если речь идет о серьезных нарушениях в эмоциональном восприятии окружающего мира ребенком. Следует выяснить истоки формирования подобной душевной тревоги, которые нарушают процесс «сон-бодрствование» у детей.

Причины возникновения страха темноты у ребенка

Маленькая личность, которая еще не сформировалась, более всего подвержена образованию у нее всевозможных фобий. Причины страха темноты у детей обычно возникают при следующих провоцирующих их жизненных ситуациях:

  1. Эмоциональное потрясение . Любой возникший дисбаланс в общем состоянии малыша или ребенка постарше может крайне негативно сказаться на его внутреннем состоянии. Темнота при этом будет восприниматься как дополнительная угроза, потому что таит в себе нечто неизведанное и пугающее для еще несостоявшейся личности. При дневном свете такие дети ничем не отличаются от своих сверстников, но при последних лучах заходящего солнца они превращаются в буквальном смысле в загнанных зверьков.
  2. Стресс после просмотра информационных источников . Телевидение иногда не скупится на кровавые подробности происходящих в мире событий. Некоторые родители спокойно относятся к тому факту, что их дети наблюдают за разворачивающимися на экране сценах насилия. Вследствие подобного своеобразного культурного досуга у малыша или подростка может сформироваться комплекс боязни тьмы, который в дальнейшем принесет множество проблем как ребенку, так и его папе с мамой.
  3. Просмотр фильмов-ужасов . Не только лицезрение сюжетов о дорожно-транспортных происшествиях и террористических актах могут испугать излишне впечатлительных детей. Современная киноиндустрия периодически поставляет специфическую продукцию любителям пощекотать свои нервы. Саги о вампирах, оборотнях и прочей нечистой силе уже стали привычными для простого обывателя. Однако малыш с наступлением темноты перестает воспринимать увиденную информацию, как развлекательный фильм, и ему начинают мерещиться в покрове ночи всевозможные кошмары и ужасы.
  4. Семейные конфликты . Если нервная система ребенка подвергается постоянному стрессу, то с приходом темноты она начинает подавать дополнительные тревожные сигналы маленькому человечку. Он не может самостоятельно заснуть в отдельной комнате и просится в кровать к взрослым, чтобы успокоиться и хотя бы немного подремать.
  5. Провоцирование страха взрослыми людьми . Уж сколько раз твердили миру, что ни в коем случае нельзя развивать у своего ребенка всевозможные фобии. Однако вещания трагическим шепотом о Бабайке и прочей нечисти не сходят с уст ретивых родителей, которые считают себя специалистами в педагогике. Таким образом они добиваются покорности у своих отпрысков, а в итоге растят из них неврастеников.
  6. Навязчивые образы . Некоторым детям изначально внушается, что ночная пора - это время, которого необходимо остерегаться. Причину подобной ассоциации взрослые объяснить не спешат, но излишне эмоциональный ребенок охотно верит в предоставленную ему «информацию». К тому же некоторые излишне суровые папы и мамы наказывают своих непосед тем, что запирают их в комнате в довольно позднее время. Для большего ужесточения наказания в добавок выключают свет. В итоге у их чад в сознании начинает срабатывать схема «провинился- темнота - страшно».
  7. Боязнь смерти . В данном случае речь идет о довольно серьезном психологическом дисбалансе у детей. Еще несформировавшиеся личности изначально не могут дать четкого объяснения прихода на этот свет нового человека и дальнейшего его ухода в мир иной. Следовательно, страх темноты на основании озвученной причины является поводом для срочного обращения к психологу, потому что после смерти какого-то близкого ребенку члена семьи у него развилась подобная фобия.
  8. Переезд из квартиры в частный дом . Даже для взрослых такое радикальное изменение места жительства не проходит просто так. Малыш же сильнее реагирует на отсутствие соседей, переезд с «высоты» на «землю». И если днем ребенок прекрасно резвится во дворе и радуется переменам, то ночью у него может разыграться фантазия, в которой лезут в окна, нападают и т.д.
В большинстве описанных причин возникновения страха к темноте виноваты именно взрослые. Вместо того чтобы оградить своего отпрыска от развития всевозможных фобий, они сами способствуют их прогрессированию. Детская психика настолько неустойчива, что поддается любой коррекции со стороны старшего поколения семьи, которое очень часто имеет негативный характер воздействия на своих потомков.

Группа риска возникновения страха темноты у детей

Если проблема касается любимого чада, то необходимо с максимальной ответственностью отнестись к возникшей семейной неурядице. В данном случае лучше всего прислушаться к советам специалистов, как побороть страх темноты у ребенка. Самое важное - не допустить развития фобии.

Помощь родителей при лечении страха темноты


Каждые папа и мама всегда хотят самого лучшего для своего ребенка, чтобы он стал со временем полноценной личностью. Никтофобия (боязнь темноты) может быть устранена на начальной стадии ее развития при помощи следующих действий со стороны заинтересованных в решении проблемы взрослых:
  1. Разговор по душам . Дети всегда готовы пойти на контакт с родителями, которые способны адекватно оценить их страхи и опасения. Малыш в возрасте до трех лет всегда услышит ласковое слово от папы или мамы, если при этом категорически не хочет находиться в темной комнате в одиночестве. Следует с полной откровенностью рассказать своему отпрыску о нецелесообразности его страхов, приведя в виде примера свои прошлые опасения из детства.
  2. Приобретение домашнего любимца . В некоторых случаях можно позволить себе завести того же котенка, когда у ребенка ярко развита проблема никтофобии. Если у сына или дочки нет аллергии на шерсть животных, то они будут спокойно спать, когда рядом мурлычет и ластится их новый друг. При невозможности подобного приобретения можно завести тех же аквариумных рыбок. Одно их присутствие в комнате ребенка покажет, что он не один, и позволит ему заснуть в спокойной обстановке.
  3. Пижамные посиделки . Если дети достигли довольно осознанного возраста, то можно время от времени позволить им пригласить домой своих приятелей. Злоупотреблять подобными мероприятиями не стоит, но иногда они весьма плодотворно влияют на устранение у ребенка боязни темноты.
  4. Перестановка мебели . Некоторые составляющие гарнитура в детской комнате способны вызвать у ребенка состояние депрессии. Даже при дневном свете дети чувствуют себя некомфортно при некоторых изысках взрослых в плане оборудования их жилища. Родители должны максимально оптимизировать островок отдыха у своих отпрысков, чтобы они с приближением темноты не почувствовали себя загнанными в клетку зверьками.
  5. Приобретение интересной обновки . Светильники своеобразной формы - главной враг темноты и детских фобий, которые она провоцирует. Родители, которых всерьез волнует проблема возникновения никтофобии у их ребенка, должны с максимальным комфортом организовать спальную комнату их чада. В ней необходимо разместить только вещи релаксационного характера без малейшего повода для испуга малыша.
От поведения родителей детей с подобной проблемой зависит практически 80% успеха предполагаемого мероприятия. Исключительно в их интересах сделать все возможное для избавления их любимого чада от довольно серьезной проблемы в виде никтофобии.


В некоторых случаях даже усилий со стороны родителей бывает недостаточно для избавления ребенка от описываемого панического страха. При сложившейся критической ситуации психотерапевты советуют применить следующие средства борьбы с возникшей проблемой:
  • Игротерапия . Данная методика имеет довольно большое количество ее разновидностей. Если разговор идет о ребенке до 5 лет, то можно поиграть с ним в прятки. При этом специалисты советуют самые любимые игровые атрибуты малыша прятать именно в темном помещении. Для ребенка в более взрослом возрасте можно предложить игру в шпионов, главная разработка которых находится в таинственном, но довольно темном месте.
  • Прием «антисказка» . Внедрение в жизнь выражения «клин клином вышибают» станет довольно полезным занятием при озвученной методике борьбы с никтофобией. Многие дети привыкли с детства слушать байки о злых монстрах и всевозможных исчадиях ада, потому что данными понятиями их щедро снабжает телевидение и интернет. Психологи внедряют при этом кардинально противоположную методику, при которой зло всегда будет побеждено добром посредством грамотно изложенной сказки на новый лад.
  • Рисование вместе со специалистом . Дети сами по себе любят изображать на листе бумаги свои тревоги и переживания. Грамотный психотерапевт сможет скоординировать мысли подопечного при совместной художественной деятельности. Во время подобного совместного досуга ребенок и специалист могут найти причины возникновения страха перед темнотой, что станет в дальнейшем решающим шагом для последующей терапии маленького пациента.
Как бороться со страхом темноты у ребенка - смотрите на видео:


При вопросе родителей, как избавиться от страха темноты у детей, психологи обычно дают однозначный и категоричный ответ. Они рекомендуют следить за любыми изменениями в поведении любимого чада, чтобы в дальнейшем не пожинать плоды безрассудного отношения к воспитанию своего подрастающего поколения.

Для взрослых детские страхи смешны и нелепы, часто родители лишь отмахиваются, небрежно утешая малыша: «Перестань, ну что может быть страшного в темной комнате?». Занятые повседневными хлопотами, работой, ведением хозяйства, взрослые позабыли, как сами были детьми. А между тем детский мир, пусть и воображаемый, полон разнообразных впечатлений и эмоций, из которых позднее будет формироваться характер поведения, привычки, симпатии и антипатии. Далеко не всегда эти эмоции положительные, многое малыш еще не может объяснить для себя – и тогда у ребенка возникает безотчетный страх. Один из таких – боязнь темноты.

Почему ребенок боится темноты?

Психологи выделяют две основные причины детских страхов:

  • влияние взрослых на сознание ребенка;
  • самовнушение, которое у детей развито очень сильно.

Одна неосторожная фраза мамы, бабушки или дедушки, случайно увиденная ситуация на улице или в мультфильме, собственный сон – и в воображении ребенка уже сформировалась четкая картинка и ее оценка. Все это откладывается в детской памяти, и в случае возникновения идентичной ситуации в реальности пережитые неприятные ощущения возвращаются – появляется страх.

Самая распространенная причина возникновения боязни темноты у детей: запугивание старших в воспитательных целях. Родители делают это не специально. Если уставшая мама пришла с работы и у нее нет сил заниматься с крохой, любимым, но таким назойливым и любопытным, проще всего сказать: «Не будешь слушаться – Бабе-Яге отдам (Бабайке, Злой ведьме, Кощею и т.д.)». В первый раз ребенок не поверит. Возможно, и во второй, и в третий тоже. Но рано или поздно мысль, что за углом, в шкафу или на чердаке может прятаться что-то большое, страшное и враждебное, закрепится в детской головке. И наступит момент, когда уже взрослые велят ему пойти в соседнюю комнату или достать что-то из шкафа, а он заупрямится и ответит: «Не пойду, там страшно!».

Это лишь одна из причин. Также страхи могут вызвать:

  • пережитые когда-либо ситуации, нанесшие ребенку психическую травму: нападение животного, падение с высоты, автомобильная авария и пр.;
  • рассказы других детей о каких-то страшилках и ужастиках;
  • повторяющиеся регулярные запреты;
  • услышанные в новостях или от старших разговоры о катастрофах, убийствах, войнах и т.д.;
  • конфликты в семье, особенно если в них затронуты также и интересы детей;
  • конфликты со сверстниками в школе или детском саду.

Важно помнить: почти всегда сами родители становятся виновниками страхов у своего ребенка. Следите за темой разговора в присутствие малыша, и избегайте негатива, агрессии, насилия. Также не смотрите при ребенке фильмы ужасов, мистику и боевики, не разрешайте и ему смотреть мультфильмы, где главными героями являются монстры и инопланетяне. Малыш боится только того, что может себе представить – помните об этом!

Игнорировать детские фобии нельзя. Нужно разобраться в их причине и помочь ребенку побороть свой страх, так как исследователями доказано – большинство взрослых фобий и нервных расстройств уходят корнями в раннее детство.

Ребенок боится темноты в 3 года

3 года – это как раз тот возраст, в котором для ребенка открывается большой мир за пределами родной квартиры и маминых заботливых рук. Малыш идет в детский сад, где знакомится со сверстниками, учится самостоятельно себя обслуживать и обходиться без родительского внимания. То же происходит и дома – если есть возможность, его переселяют в отдельную комнату, если нет – просто в отдельную кроватку. Крохе больше не позволено спать рядом (или хотя бы засыпать) с мамой. Все повторяют, что он уже большой, читают на ночь сказку… и уходят, гася свет.

Не стоит удивляться, что уже через несколько минут раздается зов: «Мне страшно! Включите свет!» Хотя на самом деле речь идет не о боязни темноты, а о боязни одиночества. Ребенок просто зовет мать, чтобы она снова пришла к нему и посидела с ним еще немного, выдумав наиболее весомый по его мнению для этого повод.

Как решить проблему

Хорошо помогает большая, мягкая плюшевая игрушка, которую очень уютно и приятно обнимать вместо мамы. Она должна всегда находиться вместе с малышом в кроватке. Можно дополнительно объяснить ему, что это одновременно и няня, и защитник. И если даже мамы рядом нет, ничего плохого не произойдет, пока он сторожит малютку. Расспрашивать в таком возрасте ребенка, что именно его пугает, не имеет смыла – кроха еще слишком мал, чтобы внятно объяснить свои переживания.

Чего делать не надо

Не надо потакать капризам любимого капризули и забирать его к себе в кровать. Тем более не стоит приучать ребенка спать с включенным светом – потом отучить его от этой привычки будет очень тяжело.

Ребенок боится темноты в 4 года

В 4 года дети уже имеют свой круг друзей в саду и на площадке, где неизменно возникают конфликты – пусть детские, и завтра те, кто сегодня дрался машинками и обсыпался песком, будут снова обниматься, но на данный момент для малыша это драма. То же касается и мультфильмов, сказок. Ребенок моментально ухватывает и запоминает все, что увидел и услышал, он уже в состоянии оценить это со своей точки зрения. И если что-то ему не понравилось, встревожило или очень впечатлило, может возникнуть страх. Согласно данным психологов, страх темноты в этом возрасте в большинстве случаев возникает под влиянием внешних факторов.

Как решить проблему

Поговорить с ребенком – прежде всего. Если дело в конфликте со сверстниками в детском саду (а возможно, и с воспитателем), разберитесь обязательно, в чем суть, выясните, не пугал ли кто-то вашего малыша, не угрожал ли ему. Часто воспитатели стращают детей во время тихого часа – и потом ребенок боится не то что заснуть в темноте, а даже самого процесса приготовления ко сну. Чтобы избавиться от страхов, найдите время поиграть с ребенком, соберите мягкие игрушки и куклы, усадите их в кружок и предложите малышу разыграть определенные сценки из жизни – в детском саду, во дворе, дома, в магазине. Если вы будете внимательны и терпеливы, либо вы сами найдете ответ на свой вопрос, либо малыш в процессе игры вам все расскажет.

Ребенок боится темноты в 6 лет

К 6 годам умственные способности ребенка уже развиты настолько, что он в состоянии в своем воображении создавать простейшие ситуации и продумывать дальнейший ход событий. Страх перед темнотой связан с тем, что он не может контролировать то, что там находится, потому что не видит этого. Он чувствует себя беспомощным и начинает паниковать, сразу же представляя себе нечто враждебное, незнакомое, агрессивное. Почему — малыш не может объяснить и сам. Он просто боится того, что возможно прячется в темном углу, под кроватью, за кустом.

Как решить проблему

Ваша задача – мягко и уверенно разъяснить ребенку, что темное место – не обязательно опасное. Продемонстрируйте ему это, освещая все затемненные места и углы, которые могли бы его испугать, когда он остается один. Расскажите историю о волшебном царстве, которое оживает, только когда все в доме уснут, придумайте добрых и милых героев, дайте им имена. Постарайтесь убедить кроху, что темнота – это не страшно, а для наглядности можете поведать о том, как сами в детстве испугались шляпы, висящей в коридоре на вешалке, или тени от комода.

Полезный совет: иногда хороший эффект дает перестановка в детской или комнате, в которой спит малыш. Попытайтесь максимально закрыть углы и расставить мебель так, чтобы не было ниш и скрытых мест, пугающих его в темноте .

Ребенок боится темноты в 7 лет

В семилетнем возрасте начинается еще один новый цикл в жизни вашего ребенка – он прощается с садиком, идет в школу, снова ему приходится сталкиваться с незнакомым и неизвестным, которое еще надо изучить и привыкнуть к нему. Неудивительно, что именно в 7 лет у многих детей наблюдается возвращение страхов из раннего детства – или же их появление.

Кроме того, дети начинают понимать свое место в жизни, в состоянии провести сравнение, четко определить, что им нравится, а что нет. Происходит оценка всего, что они видят вокруг. И вместе с этим возникает страх потерять самое дорогое – маму, братика или сестричку, лучшего друга в классе. В темноте, когда первоклассник остается один на один со своими мыслями, ему становится страшно.

Как решить проблему

Ни в коем случае не смейтесь над ребенком и не говорите, что в его возрасте уже стыдно быть таким трусишкой. Вы должны сейчас как никогда проявить ласку и заботу, больше разговаривать с ребенком, расспрашивать, как у него дела в школе, есть ли новые друзья. На все его вопросы вы должны также честно и подробно отвечать. Если ему хочется говорить о всяких ужасах и страшилках – пусть говорит, значит, он пытается бороться с тем, что ему видится в темноте. Предложите ему нарисовать это в картинках на бумаге — а потом вместе добавьте в рисунок какие-нибудь веселые детали. Купите заодно глобус, и, подсвечивая его лампой, поясните малышу, что ночь нормальное явление, просто солнышко сейчас светит для людей с другой стороны планеты, но пройдет совсем немного времени – и оно к нам непременно вернется.

Ребенок боится темноты в 8 лет

Обычно дети перерастают к этому возрасту свои страхи, темнота уже не пугает их. Если же ваш ребенок по-прежнему просит не выключать на ночь свет и не желает оставаться один, или же просыпается среди ночи и идет в родительскую спальню, утверждает, что на него кто-то смотрит из темноты или трогает за части тела, что ему снится, как его душат, или куда-то уносят – это сигнал к немедленным действиям.

Как решить проблему

Без помощи квалифицированного специалиста в этом случае не обойтись. Обратите в первую очередь внимание на свое поведение: как вы разговариваете с ребенком, сколько времени с ним проводите, все ли в порядке у вас в семье – не обязательно с супругом, ссоры со свекровью или тещей могут оказать не меньшее потрясение на детскую психику, чем развод матери и отца.

Родители, столкнувшись с подобной проблемой, часто впадают в две крайности:

Тогда как выход прост. Игнорировать детскую боязнь темноты не нужно. Но и заострять на ней внимание тоже, особенно перед посторонними. Темноты боятся, как правило, эмоциональные, чувствительные дети, их может задевать то, что вы обсуждаете его сокровенное с посторонними. Он перестанет вам доверять. А ваша задача – как раз в обратном, вызвать его доверие и разговорить. И делать это лучше в процессе игры

Боязнь темноты у детей – это не порок, не стыд, и не прихоть. Многие взрослые тоже боятся темноты, хоть и не признаются в этом. Не оставляйте без внимания переживания и страхи своего ребенка, в большинстве случаев только от вас зависит, насколько счастливым будет его детство и благополучной – взрослая жизнь.

Страх темноты у детей: Отзывы читательниц

Марина Васильева, 31, Волгоград, дочери 6 лет. «У нас никогда не было никаких проблем с темнотой, Анюта с двух лет спала в своей кроватке, прекрасно засыпала одна. Летом мы поехали в гости к бабушке, там она весь день гуляла во дворе с подружками. И вот я заметила, что она, перед тем, как войти в подъезд, стала меня звать, чтобы я спустилась и встретила ее. Сначала только вечером, затем постоянно, даже если ей просто было нужно взять куклу или карандаши. На мой вопрос Анечка ответила: «Я сама боюсь идти, там под лестницей монстры». Оказалось, когда они играли в прятки, старшая подружка запретила ей прятаться в подъезде, рассказав какие-то дикие истории про зубастых чудищ с хвостами и крыльями. Я поговорила с матерью этой девочки – она заявила, что разрешает своей дочери смотреть фильмы ужасов и играть во взрослые компьютерные игры, мол, чтобы она понимала, что это не по-настоящему и ничего не боялась. Притом сама она педагог в школе! А я такие методы не одобряю, теперь моя всегда спокойная Аня капризничает каждый вечер и не хочет спать без ночника, чудища ей уже везде мерещатся».

Евгения Озерцова, 34, Белгород. «Моя дочь к 7 годам стала бояться войти в темную комнату. Доходило до того, что ночью она не добегала вовремя до туалета, терпела до последнего, потому что боялась темного коридора. Помог случай. Были как-то в гостях на даче, засиделись допоздна на крыльце. А ее рюкзачок с куклами и блокнотами остался на качелях во дворе. Маша все дергала меня и ныла: «Мама, принеси!» и тут сосед по даче, мужчина лет 50, у которого самого пятеро детей, предложил ей представить себя разведчиком, которому нужно выполнить важную миссию – раздобыть розовый рюкзак с секретными материалами, пока до него не добрались враги. А чтобы его найти, вручил ей карманный фонарик, но предупредил, что включать его можно только в крайнем случае, не то противник ее заметит и возьмет в плен. Игра в разведчиков у нас теперь любимая. Секретные материалы прячутся под кроватями, в шкафах – там, где потемнее. И никаких страхов».

Вероника Онискина, 46, Москва. « Я воспитала двух сыновей, теперь помогаю невестке нянчить второго внука. Все они в свое время боялись темноты, но я ничего с этим не делала. Как-то они сами это перерастали и забывали. А сейчас просто любят покопаться во всем, без помощи психолога и самоанализа килограмм колбасы купить боятся. Я против всего этого, дети должны расти и развиваться естественным путем».

Катя Ивкина, 24, Москва. «Мы, чтобы перестать просыпаться по ночам, полгода к детскому психологу ходили. А потом еще групповые занятия в школе раннего развития посещали. Нам сказали, это невроз, связанный как-то с моими тяжелыми родами – они у меня затяжные были, а закончились кесаревым. Врач говорит, что это я еще легко отделалась, если только по ночам сын просыпается и боится темноты, могло быть и хуже. Сейчас все прошло, но я понимаю, что сама, без специалистов, не справилась бы, хотя и перечитала кучу литературы всякой».

Анастасия Кузьмич, 27, Воронеж. «Эта история не моя, а моих знакомых. Очень тяжелый случай. Бабушка забрала у родителей девочку на воспитание, оформила опекунство, потому что мать над ней издевалась как могла. Нет, не била, но постоянно унижала, обзывала, наказывала – и ставила в угол, еще и шторкой отгораживала. Это все вытаскивали у ребенка в кабинете детского психолога по крохам. Девочка забитая, дерганая, хотя жила в хорошей семье, никто не пьет и не гуляет. И темноты боялась настолько, что не могла в школе свой шкафчик открыть или в портфель заглянуть. Сейчас нормальный ребенок, помогли занятия. Но это же еще неизвестно, что будет с ней лет через 20, когда свои дети появятся!»

Оксана Молева, 28, Самара. «У меня были такие проблемы со старшим сыном. В три годика стал просыпаться по ночам и требовать, чтобы включили свет. Помогли нам сказки. Я сочиняла их сама, придумывала истории про забавных человечков, которые живут в игрушках и одежках в шкафу и могут выйти только ночью, чтобы принести детишкам сладкие сны. Вот так мы и научились быстро засыпать в темноте, чтобы человечки поскорее могли выбраться из шкафа и отнести хорошие сновидения всем деткам в городе».

Ребенок боится темноты, что делать: Видео