Как научиться красиво писать взрослым и детям. Как научить детей писать красиво консультация (1 класс) на тему Как ребенку научиться красиво писать ручкой

В эпоху компьютеров и электронных гаджетов умение разборчиво, аккуратно и красиво писать кажется почти анахронизмом. В самом деле, стоит ли заставлять собственного отпрыска упражняться в чистописании, тратя силы и время на это бесполезное, по сути, занятие? Стоит, утверждают специалисты и объясняют, почему.

«Процесс писания относится к мелкой моторике, которая непосредственно связана с мозгом, — говорит Ольга Туровцева, детский психолог, педагог. — Когда ребенок старательно учится выводить буквы, у него просыпается интерес к познанию, учебе и окружающему миру в целом. Обучение письму является частью активного развития личности малыша, эффективным инструментом, который помогает воспитать усидчивость, терпение, внимание к деталям, способность к концентрации».

Но слишком торопиться с обучением тоже не стоит. По наблюдению педагогов, у детей, научившихся писать в раннем детстве, почерк быстро портится из-за того, что рука еще не устоялась. Некрасивый почерк может закрепиться как навык, и когда малыш станет первоклассником, переучить его будет сложно. К тому же родители могут не знать требований к правописанию букв, обучая отпрыска по своим правилам. Поэтому время перед школой разумнее будет посвятить не письму, а занятиям на развитие мелкой моторики, которые станут хорошей базой для овладения искусством каллиграфии в будущем.

Учим ребенка писать красиво

Ваш маленький ученик без труда научится красиво и аккуратно выводить на бумаге самые сложные буквы, если принять во внимание несколько важных моментов.

* Развитая мелкая моторика. Подготовленные мышцы кисти руки — одно из условий красивого, аккуратного почерка. «Для развития мелкой моторики отлично подходят такие виды деятельности, как рисование, плетение из бисера, лепка из пластилина и глины, сборка предметов из конструктора, — говорит Ольга Туровцева. — Пусть ребенок самостоятельно завязывает шнурки, застегивает пуговицы. Готовить мышцы к письму, развивая мелкую моторику, рекомендуется уже с трех лет». О том, как правильно развивать мелкую моторику у ребенка, читайте

* Комфортное рабочее место. Вряд ли ваше чадо будет стремиться заниматься, если ему не комфортно. Обустройте для него уголок с удобным столом и устойчивым стулом правильной высоты. О том, как правильно организовать рабочее место школьника читайте

* Удобная ручка. Часто родители упускают из виду этот важный момент, а он является одним из ключевых. Выбирая инструмент для письма, стоит отдать предпочтение шариковой, а не гелевой ручке, которая может царапать бумагу, а гель — размазываться. Не подойдут также толстые и тяжелые пишущие предметы — для них у ребенка еще не достаточно большие и крепкие пальцы. Абсолютно гладкие ручки — тоже не лучший выбор, желательно поискать со специальной резиновой накладкой в месте захвата, чтобы пальцы не скользили. Обратите внимание на специальные ручки для обучения письму. У них имеется особое углубление для пальцев. Такое приспособление поможет закрепить навык правильно держать пишущий инструмент.

«Идеальным инструментом для овладения искусством каллиграфии является перьевая ручка, — говорит Ольга Туровцева. — В процессе письма пером пластические усилия чередуются с расслаблением. В то время как, выводя буквы обычной шариковой ручкой, ребенок испытывает постоянное мышечное напряжение, и не только в кистях рук, но и в области спины и плеч».

Научите ребенка правильно держать пишущий инструмент с помощью большого и среднего пальца, лишь придерживая указательным ручку сверху. Кончик ручки должен смотреть в плечо. Кисть при письме свободно движется, локоть рабочей руки при этом неподвижен.

Как построить занятие

Приступайте к тренировке, когда ребенок достаточно отдохнул после школы и приготовления уроков. Не заставляйте малыша тренироваться писать больше получаса. В процессе занятия делайте небольшие перерывы. «Начинать упражняться маленький ученик должен в хорошем настроении и в спокойной обстановке, — говорит Ольга Туровцева. — Спешка и нервозность дадут результат противоположный желаемому — буквы будут выходить неровными, строчки — прыгать. Даже если вы не удовлетворены тем, что получается, не раздражайтесь и не заставляйте ребенка по нескольку раз переделывать. Так вы отобьете у него желание заниматься. Не забывайте, что процесс письма должен вызывать у вашего чада интерес и удовольствие».

Приготовьте все необходимое. Кроме ручки вам понадобятся специальные прописи с выделенными пунктиром буквами и с отведенными строками для самостоятельного письма. А через некоторое время будет нужна и школьная тетрадь в косую линейку. Пропись или тетрадь должна быть расположена под углом 25 градусов к краю стола.

Обучение следует разделить на несколько этапов.

* Начните с обведения пунктиром в прописи палочек, фигур и волнистых линий. Затем можно пробовать обводить буквы. Когда ребенок будет чувствовать себя достаточно уверенно, переходите к отработке написания букв.

* На этом этапе ребенок пишет в прописи буквы, постоянно сверяясь с образцом в начале строки. К каждой новой букве следует приступать после того, как будет хорошо получаться предыдущая. Затем переходите к освоению написания целых слов.

* Переходите к написанию небольших предложений. Сначала тренируйтесь в прописи, затем — в обычной тетради в косую линейку. Чтобы закрепить навык, ежедневно уделяйте несколько минут, чтобы выписать небольшое количество предложений из книги в тетрадь.

На начальном этапе обучения в перерыве или после занятия желательно делать ребенку несложный массаж. Это поможет мышцам расслабиться, снимет спазмы. Вот несколько эффективных, простых и безопасных приемов, которые в состоянии освоить каждая мама.

* Мягко похлопайте тыльную сторону предплечья в направлении от локтевого сгиба к запястью;

* Пощипайте большим и указательным пальцами зону предплечья в направлении от локтя к кисти руки, постепенно усиливая силу нажима;

* Сделайте в быстром темпе несколько легких ритмичных рубящих движений ребром ладони поперек мышц предплечья.

Сегодня родители еще до момента поступления детей в школу стремятся научить их базовым навыкам — счету, чтению и письму. С последним нередко возникают проблемы, в том числе каллиграфические. Чистое письмо — настоящее достижение для ребенка, ведь даже не все взрослые могут похвастаться таким навыком. Родители же считают необходимым научить дошкольника писать быстро и аккуратно, используя при этом все известные методики.

Когда начинать и как подготовиться

Если вашему ребенку исполнилось 6 лет, а красиво писать прописью он так и не научился, не стоит переживать и срочно записывать его на уроки каллиграфии. В дошкольном возрасте этот навык осваивают единицы, и к моменту поступления в первый класс детям достаточно уметь писать печатными буквами. Естественно, и этот навык нужно постигать постепенно, начиная с простых подготовительных занятий.

Педагоги считают, что дети до 5 лет еще не готовы серьезно заниматься письмом. Однако уже с 4 лет с малышами можно проводить упражнения, направленные на подготовку к этому сложному процессу. Один из ключевых факторов, влияющих на умение малыша красиво писать, — это степень разработки мелкой моторики. Чтобы пальчики малыша крепко держали ручку и не уставали, их можно разрабатывать с помощью следующих занятий:

  • Рисование и раскрашивание;
  • лепка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • оригами и аппликации;
  • бисероплетение;
  • конструкторы и паззлы.

Естественно, до начала занятий по письму малыш должен освоить чтение. Чем больше ребенок будет читать, тем легче ему будет даваться процесс написания слов. К тому же, благодаря зрительной памяти, малыш в дальнейшем будет реже делать орфографические ошибки.

Важно и подготовить «инструмент», с которым ребенок будет работать. Следует купить следующие канцтовары:

  • тетрадь/альбом;
  • простой карандаш с мягким стержнем;
  • шариковую ручку, которую малыш сможет легко держать в руке;
  • прописи.

Как проводить занятия

Можно просмотреть десятки интернет-сайтов с информацией о том, как научить ребенка красиво писать буквы прописью, но нужных советов так и не найти. А совет, на самом деле, один — нужна практика. Только регулярные занятия могут гарантировать, что малыш в школе сможет похвастаться красивым почерком. И хоть четкую методику родители выбирают сами в каждом конкретном случае, есть некоторые общие советы, направленные на повышение эффективности занятий по письму.

  • Покажите правильное положение ручки в руке. Держать пишущий предмет необходимо между указательным и средним пальцами, а придерживать его — большим. Такое положение обеспечивает нужную фиксацию ручки и, как следствие, уверенное владение предметом.
  • Начинайте с простого — письменных «разминок». Не стоит сразу пытаться выводить буквы. Пробуйте рисовать их элементы — палочки, кружочки.
  • Длительность занятий — не более 15 минут. В дошкольном возрасте малыши усидчивостью не отличаются, и через 10−15 минут после начала занятий никакого интереса к письму у них не останется. Соответственно, и упражнения уже не будет эффективны.
  • Не торопитесь. Когда родители начинают учить писать цифры и буквы своего малыша, они становятся очень требовательными и спешат быстрее увидеть результат. Однако освоение красивого письма — процесс длительный, который требует от детей и их учителей терпения и выдержки.
  • Хорошее настроение — залог успеха. Если у малыша нет желания в какой-то момент садиться за письменный стол, заставлять его точно не стоит. Лучше подбодрите ребенка, постарайтесь поднять ему настроение и только потом предложите ему заняться письмом.
  • Стройте процесс обучения в игровой форме. Дошкольники лучше усваивают материал, если он подается в виде игры. И письмо не является исключением.
  • Используйте прописи. Пренебрегать этими «инструментами» не нужно. Прописи очень эффективны в вопросе именно аккуратного и красивого письма. Имея перед глазами эталон, малыш быстрее научится правильно выводить буквы.
  • Развивайте внимательность. Ребенок должен сравнивать правильный пример со своими буквами, анализировать и находить ошибки. Часто у дошкольников это не получается в силу банальной невнимательности. Упражнения на разработку концентрации внимания помогут малышу и в процессе освоения красивого письма.
  • Если ребенок левша, переучивать его не нужно. «Ломать» природные особенности малыша — лишние заботы, которые только запутают и без того запутанного дошкольника.

Стоит помнить, что не всем детям удается добиться каллиграфического почерка. Этот навык не является обязательным, поэтому критиковать ребенка за не очень красивые буквы не следует. В конечном счете, важнее научить малыша грамотности, т.к. этот показатель во многом определяет образованность человека.

А ваш ребенок делает успехи в каллиграфии? Как вы проводите занятия по письму? Расскажите в комментариях о своем опыте.

С проблемой, которую специалисты называют дисграфия (нарушение почерка), сталкиваются многие родители. Ребенок может быстро развиваться, опережая сверстников, но иметь при этом ужасный почерк. Несмотря на то, что навыки письма постепенно теряют актуальность в связи с переходом в электронную форму, от умения разборчиво, быстро и красиво писать во многом зависит успеваемость ребенка в школе.

Ребенок и обучение красивому почерку

В выработке разборчивого почерка школа имеет малое значение, так как тренировке почерка отводится совсем немного времени. По этой причине родители должны брать инициативу в свои руки и заниматься с малышом самостоятельно. Здесь появляется принципиально важный вопрос – стоит ли обучать навыкам письма дошкольника? Специалисты и учителя говорят о том, что рука дошкольника не сформирована достаточно для письменных занятий. Кроме того, в каждой школе способы написания букв могут немного отличаться – в этом случае малышу придется переучиваться. В дошкольном возрасте следует в первую очередь уделять внимание развитию мелкой моторики.

Как выработать разборчивый и аккуратный почерк?

  • Залог красивого почерка – в развитой мелкой моторике. Развивать ее нужно начиная с самого раннего возраста. Крайне эффективны такие занятия, как лепка , плетение и вышивание , вырезание аппликаций , изготовление оригами , а также рисование любыми способами. Продолжать заниматься этими творческими и развивающими мелкую моторику занятиями следует и после того, как ребенок пошел в школу.
  • В дальнейшем необходимо будет приобрести карандаш с мягким грифелем, удобную для детской руки шариковую ручку и прописи , в которых буквы изображены пунктирными точками. В первую очередь необходимо научить малыша правильно держать ручку – в этом деле могут помочь ручки с углублениями под пальцы – а также контролировать то, как ребенок сидит во время письменных упражнений. Спина должна быть прямой, а локти расположены на столешнице. Очень важно иметь место для занятий, оборудованное подходящим столом и стулом.
  • Ни в коем случае не торопите ребенка. Выработать красивый почерк сложно, но при условии регулярных занятий результат обязательно появится. Также нельзя заставлять ребенка заниматься каллиграфией – ничего хорошего из этого не выйдет. Заинтересуйте ребенка, найдите способы мотивации. Само собой, нельзя ругать малыша за неудачи, равно как и требовать переписывать неудачную работу по несколько раз.
  • Занятия каллиграфией начинаются с обводки прописей с элементами и буквами, напечатанными пунктирными точками. Как правило, дети любят работать с такими прописями. Начиная с отдельных элементов, таких как овалы, черточки и линии, через какое-то время малыш может переходить к обводке букв.
  • После работы с обводкой начинается этап копирования букв и цифр. Ребенок смотрит на напечатанный образец и пытается повторить его. Как в любом другом деле, важна последовательность – сначала необходимо освоить правильное написание всех букв и лишь затем переходить к написанию слогов и слов.
  • После того, как у ребенка стали получаться отдельные слова, можно переходить к закреплению навыков, а именно к ежедневному написанию нескольких строчек текста из какого-либо детского произведения.

Мнение эксперта

Начинать учить малыша письму в любом случае необходимо с печатных букв. Для их написания, как правило, вполне достаточно мелкой моторики 5-летнего ребенка. Кроме этого, начальный этап подготовки к занятиям каллиграфией включает в себя работу с раскрасками и рисунками, в которых малыш должен дорисовывать мелкие детали.

Специалист интернет-магазина «Дочки-Сыночки»
Антонова Екатерина

Выводы

Вырабатывание красивого почерка может занять много времени – все зависит от индивидуальных особенностей. Об этом следует помнить, не ожидая от малыша сиюминутного результата. Терпение и умение заинтересовать ребенка – главное, что требуется от родителей во время обучения письму.

Любой родитель желает как можно лучше подготовить своего малыша к школе. Поэтому еще до поступления ребенка в первый класс, взрослые начинают обучать кроху азам математики, чтения и письма.

И, если с первыми двумя пунктами подготовки к школе все понятно, то с письмом возникают определенные сложности. В частности, ни один педагог не порекомендует заниматься с ребенком начертанием письменных букв самостоятельно.

В процессе обучения важно все: посадка, освещение, последовательность изучения прописных букв, правильный захват ручки, объяснения педагога. Немаловажную роль играет систематичность занятий каллиграфией. Кроме того, дети, рано овладевшие письмом, часто используют его ситуационно — подписать рисунок, открытку, оставить записку. И далеко не всегда в этом случае соблюдаются все правила письма.

«Но, что же, — удивятся родители, — неужели нельзя заранее позаботиться о том, чтобы кроха дальнейшем красиво, быстро и грамотно писал?» Можно и даже нужно! Правда начать придется с малого.

Младшие дошкольники: подготовка к письму начинается с игр

В принципе, малыш начинается готовиться к письму уже в возрасте 3-5 лет. При этом родители, играя с крохой, часто даже не подозревают об этом.

Чтобы заметить, что подготовка к письму началась, необходимо подумать: «А, что именно необходимо для того, чтобы ребенок грамотно, без ошибок и аккуратно писал?». Если разобраться в этом подробно окажется, что непосредственно сам навык играет далеко не ведущую роль. При письме требуется:

  • внимание;
  • зрительное восприятие и память;
  • хорошее владение крупной и, главное, мелкой моторикой.

Играя с малышом в исключения, собирая мозаики, шнуруя, делая аппликации, занимаясь лепкой из пластилина, теста и иных подручных материалов вы уже готовите его к письму.

Очень полезны с точки зрения подготовки руки разнообразные виды рисования: красками, карандашами, фломастерами, пальчиками по бумаге, соли и разнообразной крупе.

Естественно все это игровые задания, но малышу такого возраста большего и не надо. Самое главное побуждать его больше работать пальчиками и головой. Чем больше и разнообразнее вы играете — тем лучше.

Учимся сразу делать правильно

Одним из ключевых моментов при обучении малыша письму является формирование навыка правильного захвата ручки или карандаша. Обучать этому кроху необходимо как можно раньше. Уже на стадии первых «каракулей» предлагайте ему правильно держать карандаш.

Захват производиться на расстоянии около 1,5 сантиметров от грифеля. Карандаш при этом лежит на верхней фаланге среднего пальца и фиксируется большим и указательным сверху. Обратите внимание — пальцы не должны находиться на одной линии. Вперед выступает средний палец, затем указательный, а большой находится на наибольшем расстоянии от грифеля.

Целесообразно приобретать специальные трехгранные карандаши, ручки и фломастеры. Их крайне сложно держать неверно. Есть так же специальные насадки на карандаши в форме зверюшек для формирования правильного захвата.

Когда ребенок займется первыми упражнениями по подготовке к письму, важно будет следить за его посадкой: прямая спина, обе руки опираются на стол, локти слегка выступают за его край. Не следует допускать наклонов в стороны, малыш не должен опираться грудью на стол. Ноги располагаются на твердой опоре и образуют прямой угол в коленном суставе.

Целесообразно оборудовать место для занятий малыша хорошим письменным столом и стулом с регулируемой высотой ножек. Такие предметы интерьера прослужат долго.

Подготовка к письму старшего дошкольника

В возрасте 5-6 лет малыш готов приступить к более серьезным занятиям. Если ребенок уже знаком с буквами самое время начать их «рисовать». Показывайте крохе, как правильно «нарисовать» букву, предлагайте ему складывать из букв слова. Пишите друг другу письма и записки. Хвалите малыша за красиво нарисованную букву.

Рисуйте с крохой простые элементы:

  • палочки;
  • кружочки;
  • крючки;
  • крестики.

Сначала ребенок будет именно рисовать. Поэтому для первых занятий лучше всего подойдет небольшой альбом вовсе без клеток или линейки. Начинайте с большого листа, на котором кроха сможет разместить элементы любого размера и в любом количестве.

Когда заметите, что линии стали ровнее и необходимости в гигантском размере уже нет — предлагайте крохе писать буквы и элементы уже на половине листа, затем — на четверти.

Когда ребенок справиться и с подобным заданием, заведите тетрадь для дошкольников с крупной клеткой. Оформите ее красиво и оригинально, чтобы занятие не превращалось в скучную рутину. Работая с тетрадью, малышу уже поневоле придется соблюдать один и тот же масштаб при написании элементов.

Привычные прописи дошкольнику ни к чему. Но если ребенок выказывает желание писать буквы, у него наблюдается значительная усидчивость и он сам заинтересован в красивом и четком начертании печатных букв, можно найти пропись для дошкольников. В них предлагается обводить, а затем и самостоятельно рисовать печатные буквы. Что показательно — прописи для дошкольника также в клетку. С линейкой он познакомиться позже.

Стоит приобрести и специальные рабочие тетради для дошкольников соответствующего возраста. Помимо наскучивших крючков и букв в них вы найдете массу интересных заданий по подготовке руки к письму — что-то обвести, заштриховать, соединить линии и многое другое.

Уделяйте письму 10-15 минут каждый день. Вероятно, в отдельные дни родителям придется проявлять значительную долю изобретательности, чтобы ребенок захотел «поиграть» в рисование крючков и букв.

Хорошо, если распечатки с раскрасками, требующими штриховки, рисунки которые нужно обводить и иные полезные и интересные задания всегда будут доступны малышу — вполне возможно, что в течение дня он сам захочет поиграть с ними.

Как помочь школьнику красиво и грамотно писать?

Наконец малыш поступил в первый класс. Теперь занятия письмом будут серьезнее и потребуют большей усидчивости. Причем, увы, домашние задания не заменят индивидуальные.

Современная программа построена таким образом, что времени, отведенного на чистописание очень мало, а заданий в современной прописи недостаточно, чтобы выработать навык красивого письма. Поэтому родителям придется заниматься самостоятельно параллельно с работой учителя.

Приобретите дополнительную пропись

Для упражнений не потребуется «изобретать велосипед» достаточно скопировать обычную школьную пропись в нескольких экземплярах и, вместо заданных 2-3 строчек ежедневно писать 5-6.

Можно подобать и другое пособие. Рынок предлагает самые разнообразные варианты исполнения прописей, исходя из пожелания родителей и потребностей ребенка. Например, хорошо, если буква написана не один-два раза в начале строки, а повторяется на ней несколько раз. При работе с такой прописью крохе будет проще копировать образец, поскольку он всегда будет находиться в его поле зрения.

Формированию правильного наклона на начальном этапе помогут прописи с учащенной косой линейкой. Линии в них находятся на расстоянии всего 5 мм друг от друга, образуя своеобразные «наклонные клетки». Для детей, которым сложно соблюдать правильный наклон такая дополнительная пропись станет просто «палочкой выручалочкой».

Не забудьте показать выбранное пособие учителю. Возможно, он порекомендует другую пропись лучше соответствующую требованиям программы.

Не спешите

Пишите с малышом только те буквы, начертание которых он уже прошел в классе. И не переживайте, что со временем начнете «отставать» от программы. Уроки уроками, но навык начертания каждой буквы необходимо будет закреплять. Пусть к концу первого полугодия кроха научится красиво писать только половину пройденных букв — это уже очень хорошо.

Занимайтесь регулярно

Не забывайте, что занятия должны быть регулярными и ежедневными. Не «жалейте» ребенка, позволяя ему не садиться за пропись на каникулах. 15-20 минут в день вряд ли испортят ему весь отдых.

Когда все буквы будут освоены, переходите к написанию слогов, затем слов и, наконец, предложений. Для этих целей также есть специальные прописи.

Как научить писать грамотно?

Это еще один вопрос, которым задаются родители многих первоклассников. Начнем с того, что абсолютно любой ребенок в первом классе будет допускать ошибки. Да, даже при списывании с книги. И виной тому даже не незнание правил, а просто большая нагрузка на мозг малыша во время письма.

Сейчас ребенку приходится следить за тем, насколько красиво он пишет буквы, правильно выполняет соединения, соблюдает наклон. Эти навыки еще не автоматизированы. Соответственно, в любой момент концентрация внимания на правильном написании слова может быть снижена. Не ругайте ребенка, просто терпеливо занимайтесь с ним.

Тренировка грамотности должна проходить параллельно с занятиями каллиграфией. Когда малыш перейдет к написанию фраз и предложений, предлагайте ему разнообразные задания по списыванию. А на этапе работы с небольшими текстами ежедневно давайте ребенку списать из книги несколько строчек.

Проговаривайте слова

Чтобы избежать досадных ошибок, сразу же учите ребенка проговаривать слово, которое он собирается написать. Кстати, интересную методику проговаривания для повышения грамотности учащихся предложил еще Д.И. Тихомиров в конце 19 века. Он считал, что для правильного написания слова его необходимо произнести в полном соответствии я написанием: «еГо», «Что», «белоГо».

Практикуя данный подход с выделением сложных мест в словах, вы поможете ребенку в дальнейшем автоматически обращать на них внимание. Кроме того, это может превратить скучные занятия в довольно увлекательную игру с «коверканием» слов.

Тренируйте внимание

Большинство ошибок допускается от недостатка внимания. Регулярно во время занятий чтением и письмом предлагайте малышу небольшую игру: найти в тексте все буквы «А» или «Е», сочетания букв по пройденному правилу. Предлагайте малышу задания, в которых необходимо вставить пропущенную букву.

Когда нужен специалист?

В некоторых случаях справится с неграмотным написанием слов без вмешательства логопеда или детского психолога не удается. Около 50% современных первоклассников и примерно 35% учеников средней школы страдают дисграфией. Распознать ее можно по специфическим ошибкам, допускаемым ребенком:

  • Малыш делает ошибки даже в гласных под ударением и хорошо слышимых согласных.
  • Не распознает парные согласные («б-п», «к-г», «д-т»).
  • Пропускает, повторяет или переставляет буквы, и даже целые слоги местами.
  • Не видит различий в графически схожих элементах («р-ь», «э-з» и тд.).
  • Не отмечает конец предложения точкой, а начало фразы регулярно пишет с маленькой буквы.
  • Не дописывает окончания слов.
  • Некоторые буквы и цифры пишет в зеркальном отображении.

Если хотя бы одна из перечисленных выше ошибок встречается в работах ребенка с завидной регулярностью — стоит проконсультироваться с учителем и логопедом. Чем раньше будет начата работа по коррекции письменной речи, тем лучше. Конечно, это потребует определенных усилий, как со стороны родителей, так и ребенка, но прогноз в 90% случаев крайне благоприятный.

Помните, что и красивый почерк, и грамотное написание — тренируемые навыки. Однако важно, чтобы процесс обучения не стал для малыша наказанием. Не ругайте его за некрасиво написанную букву или неправильное слово. Наоборот — чаще хвалите, обращайте его внимание на те элементы, которые у него получились хорошо, ободряйте и выражайте свою уверенность в том, что скоро все буквы будут у крохи такими же красивыми. Правильная мотивация, одобрение и поддержка — необходимая основа для успешной учебы.

Приветствую всех читателей блога «ШколаЛа» в новой важной теме.

«Как научить ребенка красиво писать?», — над этим вопросом ломает голову не одно поколение родителей младших школьников. «Как курица лапой!» «В тетради грязь!» «Объясняешь, показываешь, поправляешь – а все равно вместо букв какие-то каракули получаются!» Знакомо? И хочешь ребенку помочь, но вот только как? Что ж, давайте разбираться вместе.

Но только давайте прежде выясним, а надо ли? А может пусть себе ребенок пишет, как Бог на душу положит. Почерк – это же не самое важное в жизни. Тем более, что сейчас во взрослой жизни все в основном на клавиатуре тексты набирают, а не вручную пишут.

Ну так это же во взрослой. А в школе в основном все по старинке, ручки тетрадки и много-много записей. И если ребенок пишет некрасиво и неаккуратно, то ждите снижения успеваемости по всем фронтам. Включая и устные предметы. Ведь учителя географии, истории, биологии тоже хотят видеть в тетрадях чистоту и порядок.

И пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. Чтобы буковка к буковке, циферка к циферке, и все одинакового роста и прям как по линеечке. И тетрадки все хоть на выставку отправляй.

План урока:

Основные составляющие каллиграфического успеха

Развитая мелкая моторика

Ребенок не сможет нормально быстро и красиво писать, если к этому не подготовлена его мелкая моторика. Мышцы руки должны быть готовы к предстоящим в школе нагрузкам. А для этого их нужно развивать.

Для этого подходят такие задания-развлечения как:

  • рисование и раскрашивание карандашами;
  • лепка из пластилина;
  • конструирование из мелких деталей, например, из конструктора «Лего»;
  • бисероплетение;
  • оригами;
  • работа с ножницами;
  • перебирание круп и т.п.

Этим можно заниматься хоть каждый день и не только моторику тренировать, но и удовольствие получать.

Не обращать внимания на развитие мелкой моторики глупо не только с точки зрения красивого почерка, но и с точки зрения развития мышления, памяти, воображения. А без них в школьной жизни никуда.

Крепкая спинка

Казалось бы, как связаны физкультура и спорт с красивым почерком? Оказывается, связь-то прямая! Ровная спинка, крепкий плечевой пояс, надежная осанка, все это позволит ребенку сидеть за партой или за письменным столом правильно, ровненько.

А поза во время занятия письмом также влияет на почерк. Трудновато будет писать красивые буквы, развалясь на столешнице или согнувшись в три погибели.

Так что, «На зарядку становись!» Ежедневный простой комплекс утренних упражнений приблизит ребенка к красивому почерку. Зарядке на блоге «Школала» посвящена , обязательно почитайте.

Правильная ручка

Ручки бывают разные:

  • гелевые и шариковые;
  • тоненькие и толстенькие;
  • гладенькие и шершавенькие;
  • красивые и не очень.

Какую же выбрать для младшего школьника?

В выборе стоит ориентироваться на физиологию детской руки. Кисти рук у нас пока маленькие, не окрепшие. Поэтому толстые, тяжелые «перья» откладываем в сторону.

Здорово, если ручка будет красивой, но, согласитесь, это не главное.

Вибирая между гелевыми и шариковыми предпочтение стоит отдать последним. Гелевые ручки имеют обыкновение резко перестать писать или царапать бумагу, а также гель очень хорошо размазывается по бумаге.

Стержень ручки должен быть тонким и оставлять за собой аккуратный тоненький след. Покупая ручку в магазине проверьте ее в деле, она должна легко и просто скользить по бумаге, не требуя особых усилий.

Если ручка сделана полностью из металла или пластмассы, то это не самый лучший выбор. Пальцы ребенка будут по ней скользить. Лучше выбрать ручечку, у которой на месте ее захвата пальцами есть специальная резиновая накладка с ребрышками или пупырышками.

Ну и еще, учитель наверняка будет вам очень признателен, если вы откажетесь от ручек с кнопками, которыми можно очень весело щелкать на уроках.

Правильный захват ручки

Если ребенок держит ручку вот так

или вот так

Как думаете, получится у него красиво писать? Может и получится, но только письмо будет очень медленным. Поэтому стоит обратить особое внимание на правильное удержание ручки.

А правильно это как? А это когда ручка лежит на среднем пальчике, удерживается подушечкой большого пальца и прикрывается указательным. А мизинец и безымянный служат для опоры руки и скользят согнутые по бумаге.

Вот здесь и возникают трудности. Ну никак наши маленькие школьники не могут привыкнуть к правильному положению ручки и как только ее не хватают.

К счастью, дорогие родители, есть вполне конкретные способы исправить это положение. Сейчас я вам о них расскажу и покажу. Специально сняли с моим сыном первоклассником Артемом для вас видео.

Способ «Пинцет»

Это упражнение поможет ребенку понять, как надо ее держать, эту непослушную ручку шариковую. Смысл в том, чтобы захватить ручку тремя пальчиками (большим, указательным, средним) за самую верхушку и постепенно, соскользнуть пальчиками вниз. Ручка в этом случае сама ляжет в руку так, как нужно. Посмотрите видео.

Способ «Контрольная точка»

Прежде чем приступать к выполнению каких-либо письменных работ нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Это будет местом приземления ручки. А на ручке можете наметить с помощью цветного скотча или изоленты нижний предел, за который пальчикам опускаться нельзя.

Способ «Резиночка»

Правильно удерживать пишущий инструмент поможет обычная банковская резиночка. Отличный тренажер. Накидываем резинку на ручку и на запястье ребенка. И вуаля! Ручка лежит в руке как надо. Кстати, это еще и мышцы руки хорошо тренирует.

Способ «Салфетка»

Еще одно отличное и простое упражнение. Сложите обыкновенную салфетку так, чтобы ребенок мог удержать ее мизинчиком и безымянным пальцами прижав к ладошке. Итак, мизинец и безымянный заняты и в процессе письма участие принять не могут. Остаются только правильные «пишущие» пальцы.

Способ «Ручка-самоучка»

Не будем забывать и о спец-приспособлении под названием ручка-самоучка. Это ручка, на которую можно надевать специальную насадку. Насадка чаще всего выглядит как красивая игрушка. Ручку с такой накладкой просто невозможно взять неправильно. Сами мы ее не пробовали, но слышали много положительных отзывов.

Тренажер для правшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Тренажер для левшей «Ручка-самоучка» | Купить с доставкой | My-shop.ru

Этих пяти способов, если практиковать их постоянно, будет вполне достаточно, чтобы ребенок понял и запомнил как нужно ручку правильно держать.

Хорошо, моторику тренируем, ручку правильно держать учимся. Что еще? Каков третий принцип?

Тренировки

Без постоянных тренировок в этом деле никуда! Тренироваться нужно постоянно, и в процессе подготовки к урокам, и вне этого процесса. Тут вам на помощь придут различные прописи. Для учеников 1 класса можно взять прописи по возрасту, можно даже приобрести дополнительный набор прописей таких же как и в школе.

Ну а для детишек постарше для учеников 2, 3 и 4 класса прекрасно подойдет упражнение на списывание. Просто берете любой текст и переписываете его в тетрадку. Это упражнение, ко всему прочему, поможет ребенку привыкнуть к списыванию. Ведь в школах сейчас не только сочинения, изложения и диктанты пишут, но и периодически проводят так называемые контрольные списывания.

Упражнения на штриховку, обводку и рисование по клеточкам тоже никто не отменял. О них подробнее можно почитать .

Всего перечисленного выше, дорогие родители, хватит для того, чтобы сделать почерк ребенка если не каллиграфическим, то хотя бы очень и очень приятным. Да, и еще, советую почитать статью о дисграфии, она может сделать невозможным красивый почерк.

Желаю вам терпения и упорства, а вашим маленьким школьникам успехов в учебе и крепкого здоровья.

До новых встреч, в новых интересных статьях!

Всегда ваша, Евгения Климкович