Как надо воспитывать ребенка. Как правильно воспитывать детей: полезные советы

Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть? Найти безошибочный подход к ребенку помогут знания о психологии малыша.

Чтобы вырос достойным человеком? Хочется найти золотую середину: и не разбаловать, и не «затюкать». Найти безошибочный подход к ребенку помогут знания о психологии малыша.

Как правильно воспитывать детей: правила, актуальные с рождения

  1. Никогда не кормите ребенка насильно. Ни с помощью уговоров, ни тем более через угрозы или запугивания. Вам ведь не хочется, чтобы малыш вырос унылым и безрадостным? не проходит бесследно для психики ребенка и сказывается, когда он вырастает.
  2. Мама, не кричи! . Последствия - разные и зависят от врожденных свойств малыша. Эмоциональный, впечатлительный ребенок в результате окриков родителей рискует на всю жизнь остаться в плену страха. А дети, у которых от природы очень чувствительный слух, в результате крика уходят в себя и могут получить психические расстройства (аутизм, шизофрению).
  3. Мамочка, не бей! Физическое насилие может стать источником трагической судьбы ребенка. Например, есть дети, у которых кожа имеет повышенную чувствительность. При физическом наказании они испытывают непереносимый сверхстресс. Чтобы погасить боль, организм вырабатывает опиаты - гормоны наслаждения. В дальнейшем ребенок, сам не понимая почему, как специально «нарывается» на ремень, чтобы получить новую «дозу». А еще, чтобы снять стресс, . Хотите знать почему?
  4. Узнайте точно, кто у вас растет. У родителей часто возникают определенные ожидания, . Знание психики снимет многие вопросы, которые могут возникнуть в процессе воспитания. Психологические свойства, которые дала малышу природа, видны уже в . Родителям нет смысла сравнивать своего малыша с другими детьми: шустрый обладатель кожного вектора раньше других научится бегать - зато ребенок со зрительным вектором первым порадует всех улыбкой, помашет «привет» и «пока». Не по годам серьезный звуковичок позже заговорит.


Как правильно воспитывать ребенка с 2-3 лет

Постепенно осваивает взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Отчетливо проявляются его природные черты характера. Возникают первые конфликты: с родителями и с ровесниками. Как не допустить в этот период? Что, если возникают проблемы в поведении малыша?

  1. Развивайте навык делиться. К кому у нас больше всего возникает расположение? К тому, кто дает нам что-то желанное. Для детей раннего возраста - это вкусненькое. Приучайте ребенка делиться пищей с другими детьми как можно раньше - и он всегда будет хорошо адаптирован в коллективе. Бессознательно другие люди испытывают симпатию к тому, кто способен быть дающим.
  2. Развивайте навык сопереживания. Эмоциональное развитие ребенка - ключ к тому, как вырастить воспитанного и счастливого человека. Чем больше развита эмоциональная сфера, тем больше ребенок способен проникнуться чувствами других людей, разделить переживания, тем легче он будет принят в любом коллективе. - важнейший процесс формирования психики.

  3. Найдите баланс поощрения и наказания. Очень важно - они должны быть для ребенка значимыми. Для послушного обладателя анального вектора лучший «пряник» - похвала родителей. Для практичного кожника - желанный подарок или поход в новое место. Наказание - это отсутствие, нехватка желанного «пряника», какого именно - зависит от психики ребенка.
  4. Дисциплина или свобода? Насколько ограничивать ребенка, чтобы не испортить его развитие, тоже зависит от врожденных свойств малыша. Обладателям кожного вектора дисциплина важна как воздух: нормально развиваются такие дети только в условиях . Послушные обладатели анального вектора сами по себе лояльны маме, а в дальнейшем - обществу, если растить их правильно. А вот природный «вождь», обладающий уретральным вектором, - свободолюбив, его невозможно и вредно ограничивать - лучше просить о помощи.
  5. Вовремя прививайте навыки социализации. - жизненная необходимость для каждого ребенка с 3 лет. Обычно с походом в детский сад медлят те родители, у которых растут эмоциональные, часто болеющие малыши со зрительным вектором. А может, вы родители маленького философа - звуковика и ваш малыш плохо реагирует на шумный коллектив? В любом случае любовь родителей не заменит навыков социализации. Отсутствие возможности научиться встраиваться в коллектив сверстников может значительно уменьшить будущую реализацию человека в социуме.

Если родители сталкиваются с проблемным , возникает много опасений. Что, если проблемы закрепятся потом на долгие годы? Говорят, что современные дети и подростки неуправляемы и своенравны, ни во что не ставят родителей, никого не желают слушать. Как быть?

Советы родителям - применять только с учетом природных свойств ребенка

  1. Агрессивный и обиженный упрямец или «золотой ребенок». Обладатели анального вектора от природы стремятся быть послушными, лояльными. Делают все неторопливо и обстоятельно. Воспитание таких детей требует терпения, спокойствия: крайне важно не торопить, не подгонять, не обрывать ребенка. Если это правило не соблюдается - малыш обижается и упрямится. При ошибках воспитания у него возникает и людям.
  2. Истеричные дети или нежные «любики». Носители зрительного вектора - самые эмоциональные. Перепады настроения у них бывают сто раз в день. Такого ребенка нельзя пугать даже в шутку. Нельзя читать сказки, где кто-то кого-то съедает. Иначе малыш растет истеричным, плаксивым и пугливым. Для правильного эмоционального развития поможет литература на сострадание .
  3. Маленький новатор или «гиперактивный ураган». Обладатель кожного вектора любит новизну и перемены. Ему жизненно важно много двигаться, заниматься спортом. Развивать свой конструкторский, инженерный талант. Учиться быть организованным и дисциплинированным, подчиняться запретам, ограничениям и правилам. Когда таких условий родителями не создано, ребенок растет несобранным, неспособным следовать правилам. Что делать - читайте .
  4. Юный философ или «социальный неадаптант». Обладатели звукового вектора имеют особо чувствительный слух. Важно соблюдать звуковую экологию: говорить негромко и внятно, свести к минимуму бытовые шумы. Фоном включать тихонько классическую музыку, чтобы ребенок вслушивался. Тогда малыш рано будет проявлять интерес к науке, развивать свой абстрактный интеллект. В атмосфере громких звуков или конфликтов родителей такой малыш получает сильную травму: его развитие нарушается. - ребенок не идет на контакт с родителями и ровесниками, перестает реагировать на речь. Как предотвратить проблему?

Что еще необходимо ребенку


  1. Дружная семья - счастливые дети. Минимум 2 раза в неделю найдите время, чтобы собрать всех членов семьи за общим столом. Совместный прием пищи в особой атмосфере (праздничная скатерть, посуда) очень способствует укреплению внутрисемейных связей.
  2. Совместное чтение. Создайте традицию вечернего чтения вслух, где присутствуют и дети, и родители. Уровень сложности текста выбирайте с опорой на старшего ребенка, если у вас несколько детей. Сопереживание главным героям объединяет семью чувственно. В будущем ваши дети будут расти не конкурентами друг другу, а лучшими друзьями. И с родителями душевная связь сохранится на всю жизнь.
  3. Почему ребенок болеет? Тело реагирует на любой психологический дискомфорт. Причиной может быть неудачная модель воспитания, если она идет вразрез с природными свойствами ребенка. А бывает, что влияют тяжелые состояния мамы - ее , депрессия, раздражительность, апатия, обиды на жизнь.
  4. Нравственное воспитание. Как вырастить ребенка честным, справедливым, милосердным? Как воспитывать, чтобы он воспринял нравственные ориентиры? Это глубокая тема поднимается в статье .
  5. Личный пример. Он работает во всех сферах жизни. Угадайте, кто сумеет вырастить счастливого человека? Верно, хорошее, счастливое будущее ждет тех малышей, которые растут у счастливых родителей.

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Идеальной методики воспитания детей нет. Малыши, как и взрослые, разные. Одни спокойные и задумчивые, другие активные и чрезмерно любопытные. Третьи капризные и непослушные, а четвертые замкнутые и молчаливые. Характер ребенка знает только мама, и именно она выбирает методики и советы, которые работают и помогают ей развивать малыша. Психологи и педагоги могут только подсказать, как поступать не нужно, чтобы уберечь хрупкую детскую психику от травм.

Мама, не ругайся

Физические наказания давно не в моде. Малыши бывают упрямыми и медлительными, что-то роняют или рассыпают, заставляя маму нервничать и злиться, но мелкие шалости не повод для шлепков по попе. Ремень – красивый аксессуар, который не предназначен для воспитания детей. Как и прутики, скакалки и прочие приспособления для пыток.

Злость выплескивают в спортзале или на форумах для мамочек, где родительницы жалуются на усталость и непослушных малышей. В реальной жизни конфликтные ситуации с ребенком решают разговорами и цивилизованными наказаниями:

  1. Бойкотом, который длится 20–30 минут.
  2. Стулом для размышлений, с которого запрещено вставать, пока не истечет время.
  3. Лишением любимых игрушек: у маленьких детей забирают динозавриков и кукол, у подростков телефоны и планшеты.

Нельзя разрешать ребенку все на свете и одобрять его плохое поведение, но и кричать за маленькие ошибки не рекомендуют. Малыши, с которыми разговаривают исключительно на повышенных тонах, вырастают нервными и замкнутыми. Таким детям сложно избавиться от заниженной самооценки и страха сделать что-то не так.

Мамы – обычные люди, а не роботы, поэтому у них случают срывы. Накричала, шлепнула и отправила в угол? Не страшно, если потом женщина остынет, успокоится и попросит у малыша прощение за свое плохое поведение.

Я сама

Дети, которые умеют ходить, способны самостоятельно себя обслуживать или даже помогать маме. Они пытаются подметать, мыть посуду, застилать кровать, кушать и одеваться без родителей. Натягивают правый ботинок на левую ногу, разбивают несколько тарелок и разносят мусор по всему дому, но ничего страшного. Они учатся быть самостоятельными, и задача мамы не препятствовать, а подсказывать и незаметно помогать.

Нельзя оберегать детей от домашнего труда. Сын предложил помыть тарелки после семейного ужина, чтобы мама смогла отдохнуть? Дать ему в руки губку и показать, где находится раковина. Дочь решила смастерить книжную полку? Не запрещать, а снабдить досками, гвоздями и всем необходимым.

Дошкольники способны заправить кровать и убрать свои игрушки на место, испечь под маминым руководством пироги и выгулять собаку. Подростки могут зарабатывать деньги, развозя газеты и помогая пенсионерам. И не страшно, если ребенок с ранних лет стал самостоятельным. Нужно радоваться, а не бояться, что у него не будет детства.

Малыши, которых слишком опекают, вырастают инфантильными и ленивыми. Не спешат искать работу и съезжать от родителей, добиваться чего-то во взрослой жизни. Сорокалетние мужчины и женщины ходят к врачу за ручку с мамой, остаются одинокими и несчастными.

Любопытство не порок

Как ребенок познает этот мир? Задает вопросы. Интересуется, почему птицы взлетают так высоко, как рыбы живут под водой, и откуда он взялся. Детское любопытство нужно удовлетворять. Рассказывать, показывать примеры, проводить эксперименты и вместе искать ответы. Если мама или папа не знает, как устроен самолет, не беда. Под рукой у них есть интернет, умные книги и волшебная фраза: «А давай вместе посмотрим».

С ребенком можно говорить на любые темы, даже «взрослые», но тщательно подбирать слова. Не нужно заменять названия половых органов «пестиками» и «колокольчиками». Но пятилетнему малышу достаточно знать, что дети появляются только у взрослых людей, которые влюбились и обменялись физиологическими жидкостями. Подросткам же рекомендуют детально рассказывать о процессе оплодотворения, сексе и прочих нюансах.

Одна из главных ошибок родителей – отмахиваться или агрессивно реагировать на детские вопросы. Постепенно ребенок теряет интерес к окружающему миру и понимает, что мама и папа не удовлетворят его потребность в знаниях. Он перестает доверять взрослым, ищет поддержки у сверстников или других людей, к которым потом и придет за советом, если возникнут проблемы.

Разговаривая с детьми, родители становятся ближе. Превращаются в друзей и наставников, с которыми можно делиться секретами и переживаниями, задавать странные и волнующие вопросы и не бояться, что тебя осудят или не поймут. Дети должны быть любопытными, ведь благодаря этой черте становятся гениями.

Юные таланты

Мамы когда-то мечтали стать балеринами или певицами, а папы хотели забивать пенальти или отправлять противника в нокдаун с одного удара. Взрослые пытаются сделать из детей моделей и футболистов, если сами не смогли освоить эту профессию. Но дети не всегда разделяют интересы родителей. Сыновья хотят танцевать, а дочери упорно зубрят химию и скрещивают комнатные цветы.

Быть другим не противозаконно. Не нужно записывать ребенка на уроки скрипки, если ему больше нравится астрономия или рисование. У детей есть собственные предпочтения, которые следует учитывать и развивать. Дарить им цветные карандаши, музыкальные инструменты или форму для каратэ. Поощрять любые начинания и радоваться, если у ребенка получилось занять второе или третье место.

А если малыш не любит рисовать и стучать по барабану, не расстраиваться. Возможно, он станет бизнесменом или музыкальным критиком, известным инженером или откроет собственный ресторан.

Золотые дети

У Паши есть планшет, Сереже купили радиоуправляемый вертолет, а Маше подарили золотые серьги. Родители стараются, чтобы их дети выглядели не хуже соседских, и покупают пятилетним малышам и школьникам дорогие игрушки. Баловать ребенка можно, но умеренно.

Компьютер последней модели не сделает его счастливым. Да, дети радуются роскошным подаркам, но потом требуют больше и жалуются, что родители не уделяют им внимания. Смартфоны и драгоценности не сделают малышей счастливыми.

Родители должны задать себе вопрос, какие моменты из детства они помнят? Покупку магнитофона и джинсов? Или поход в горы с родителями? Костер на природе, когда папа учил ловить рыбу, а мама показывала, как сварить вкусную уху или развести огонь?

Детям нужны впечатления и ощущение сказки. Воспоминания, как они с родителями лепили снеговика, получали шоколадки от зайчика и ждали Деда мороза. Как жарили зефир и спали в палатках. Как впервые упали из велосипеда, и мама мазала разбитые коленки зеленкой, а папа дул, чтобы не пекло.

Да, детям иногда хочется выглядеть не хуже одноклассников, хвалиться модными телефонами и поездками в Египет. Но если потакать всем капризам, ребенок вырастет избалованным и неподготовленным к реальной жизни, где желаемое нужно зарабатывать тяжелым трудом, а не просить у папы с мамой.

Социализация

Нельзя замыкать ребенка в четырех стенах. Общаясь со сверстниками или старшими детьми, он учится правилам поведения в коллективе. Развивает коммуникационные навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни. Постепенно избавляет от застенчивости и находит друзей.

Ребенка не обязательно отдавать в садик, ведь существуют детские площадки и другие мамы, которые с радостью выйдут на совместную прогулку. Можно организовывать праздники и приглашать друзей малыша, водить его в секции и центры развития.

Ребенку предстоит влиться в социум, где он будет контактировать с плохими и хорошими людьми. Малышу с 3–4 лет объясняют, что нельзя молчать или просто стоять и плакать, пока его обижают. Лучше дать отпор хулиганам или слишком наглым особам, которые отбирают его игрушки. Одновременно ребенку объясняют, что обижать слабых деток и животных очень плохо. Они нуждаются в защите и заботе. С ними делятся игрушками и конфетами, помогают строить песочные замки и решать математику.

Активные дети легко находят общий язык с незнакомцами. Чтобы с малышом не случилась беда, мама рассказывает о злых дядях и тетях. Они обманывают деток, а потом делают им больно. Умные ребята никогда не берут у незнакомцев игрушки и конфеты, а всегда убегают домой или зовут других взрослых, если плохие парни пытаются их куда-то утащить.

Профилактические беседы защитят жизнь малыша и научат его быть осторожным, ведь мама не сможет постоянно за ним наблюдать и оберегать от всего на свете.

Маленькие взрослые

Дети умны и быстро усваивают новую информацию. Они могут быть серьезными и рассудительными, умеют планировать и мечтать. С ребенком нужно разговаривать, как с взрослым. Интересоваться мнением, обсуждать семейные проблемы. Учить малыша отвечать за собственные поступки. Если он захотел собаку, и родители подарили щенка, то юный хозяин обязан выгуливать и кормить животное, купать и убирать за питомцем. Ребенку нужен телефон? Пускай собирает деньги, подаренные на день рождения и другие праздники, откладывает и планирует свой бюджет, ищет подработки.

Одновременно родители не могут запрещать детям что-то делать, используя аргумент: «Ты еще маленький». Ребенок приравнивается или к взрослому и умному члену семьи, или к глупому и несамостоятельному, но и поступает соответственно.

Никакой критики

Кому дети рассказывают обо всех достижениях? Родителям. Ребенок делится мечтами и демонстрирует первые результаты, ожидая услышать похвалу. Критика убивает детские мечты и стремления, занижает самооценку. Если взрослые хотят воспитать талантливого художника или гениального певца, они должны поддерживать и восхищаться его первыми неумелыми попытками. Осторожно подсказывать, что нужно подправить, чему научиться.

Некоторые дети раскрывают свой потенциал и под градом осуждений и критики, но таких единицы. Остальные просто делают две-три попытки, а потом отказывают от мечты, ведь мама считает ее плохой и неосуществимой.

Реальный герой

Малыши подражают родителям, школьники и подростки копируют только некоторые черты характера. Чтобы ребенок понял, что такое добро и мудрость, сила духа и стремление к лучшему, взрослые должны стать для него примером всех положительных качеств.

Мамам и папам рекомендуют развиваться и никогда не останавливаться. Не сидеть на диване в ожидании чего-то, а двигаться вперед. Демонстрировать своим детям, что в мире все возможно, если очень сильно захотеть и много работать.

Маленькие дети похожи на мягкую глину, которая в правильных руках превратится в прекрасную вазу. От родителей зависит, каким станет ребенок: уверенным и целеустремленным или испуганным и инфантильным. Под влиянием мамы и папы формируются его жизненные приоритеты и характер. Они, как и все обычные люди, могут ошибаться и экспериментировать, но главное делать это с любовью.

Видео: как правильно воспитывать ребенка

Первое правило воспитания гласит: родитель, который считает себя несчастным человеком, никогда не сможет сделать счастливым своего ребенка, как бы ни старался. Он будет штудировать психологическую литературу, задаривать чадо подарками, нанимать самых лучших учителей или устраивать спартанские условия выживания, но все это окажется безрезультатным, а горе-родитель так и не приподнимет завесу над тайной как правильно воспитывать детей. Потому что у дерева лечат корни, а не плоды, то есть начинать нужно с себя.

Часто задаваемые вопросы о правильном воспитании

У меня как раз все хорошо! Проблемы у ребенка

Если вы чувствуете себя нереализованным, если живете жизнью, которой не хотели бы пожелать своему ребенку, то какой там хорошо? Очень часто психологам приходится сталкиваться с ситуацией, где родители подавляют своего ребенка, заставляя быть лучше, бежать впереди паровоза и постоянно совершенствовать свои способности. Казалось бы, что плохого? Это пригодится ему в будущем. На самом деле, как только чаду стукнет восемнадцать, натянутая пружина лопнет и поведет его в обратную сторону. Потому что он сам должен прийти к желанию расти над собой, а не стараться, потому что папа всыплет ремня.

Хорошо, вы скажете: «А как быть с семьями, где один ребенок – умница, спортсмен и медалист, а другой – конченный неудачник? Воспитание-то одно!» А дело в том, что второму нужно было больше любви, но родители этого не заметили. Ведь каждый ребенок – личность, у каждого и наклонности, свой характер. Важно разглядеть это, вовремя поддержать и направить. Не просто следить, чтобы был накормлен и в 9-ть ложился спать, но воспитывать.

А как же школа? Мы все перепробовали, но он все равно отстает

Проблема школы в том, что она делает акцент на математике и литературе вместо практических навыков, которые реально пригодись бы детям в жизни. Рассудите сами, что поможет вашему чаду больше: знание Шекспира, тригонометрических уравнений или же умение выстраивать отношения со сверстниками, правильно себя презентовать, самостоятельно решать проблемы и распределять время? Чтобы добиться успехов в жизни, больших мозгов не нужно, важно знать свои сильные стороны и уметь их правильно подать, найти своего «покупателя».

А теперь посмотрите на школьную систему. Ребенок зациклен на оценках, пытается осилить программу, которая давно превышает его возможности, но не знает самого себя, своих желаний и жизненных законов. Он выйдет из школы напичканный самой разнообразно и, в сущности, бесполезной информацией, совершенно не зная, как теперь жить. И в этом подвох! Родителям нужно не за двойки ругать, но искать таланты в маленьком человеке, вдохновлять его на их развитие.

Ну а если совсем от рук отбился, теперь и наказывать нельзя?

Наказывать детей можно и порой даже необходимо, только разделяя личность ребенка и плохой поступок, им совершенный. Например, он дал вам слово убраться в доме и выучить уроки к вашему приходу, однако ничего из этого не сделал, увлекшись игрой в Xbox. В этот момент важно сохранить самообладание, чтобы не накинуться на него с подзатыльниками и не орать благим матом, мол, не вырастет из него ничего путного. Просто подходите и с улыбкой забираете любимую игрушку (Xbox, мобильный телефон, планшет), не забывая сказать: «Я тебя люблю, но наш договор ты не выполнил, потому это я конфискую». Без истерик и оскорблений личности.

Кстати, не стоит использовать как предмет манипуляций карманные деньги. Не нужно контролировать, на что и куда он их спускает, это его личное дело. Почему? Во-первых, он должен учиться уже с детства распоряжаться своими финансами, это поможет ему в будущем. Во-вторых, успеваемость и поведение ребенка не должны зависеть от ваших выплат. Интерес к учебе и труду должен идти изнутри, а не потому, что вы за это платите.

Почему нельзя опекать ребенка?

Да, у многих родителей есть и такая идея фикс: уберечь свое дитя от всех проблем и забот этого мира, пока они живы. Как это происходит? Они берут жизнь ребенка под свой контроль, указывая, как ему думать, одеваться, с кем общаться, чем заниматься и как жить. Излишне опекающие родители навязывают ребенку собственный жизненный сценарий и амбиции, лишая своего «я», продавливают малыша своим авторитетом.

Как результат – человек вырастает инфантильным и не умеет самостоятельно принимать решения, решать проблемы. Именно такие дети впоследствии легче всего попадают под дурное влияние плохих компаний, ведь их не научили думать своей головой, им не доверяли, с их мнением не считались. И теперь ребенок пошел искать то, чего ему не додали…

Меньше критики и больше любви

Дети развиваются, копируя поведение своих родителей. Какой смысл запрещать им совершать поступки, которые вы сами систематически повторяете? «Не матерись!» - говорит родитель, а сам ругается как сапожник. «Пить вредно», - учит жизни отец-алкоголик. «Хватит лениться, взялся бы за учебу», - вычитывает мать сына, лежа на диване с пивом, пока бабушка несет на плечах семейные заботы. И кто потом вырастет? Детей не надо учить, как жить, показывайте им собственный пример. Не помогает? Ищите причину, что-то вы делаете не так.

Поменьше критики, не оскорбляйте его личность, но анализируйте поступки. Не «дурак и бездарь», а «твой поступок был нелогичен». Не «в кого ты такой непутевый родился», но «давай покажу, как надо».

Хорошие родители всегда действуют в интересах своего ребенка, даже наказывая его или отказывая в чем-либо, решая вопрос как правильно воспитывать детей на уровне интуиции. Ребенок должен ощущать, что любим, что его окружают зрелые, сильные и добрые люди, которые на его стороне, что бы ни случилось. Только тогда он вырастет на зависть всем другим, он станет счастливым!

Правильное воспитание ребенка - залог его счастливого будущего и гармонично развитой личности. Далеко не всегда удается найти общий язык и те психологические приемы, необходимые для воспитания маленького человека.

В этой статье вы найдете ответ на вопрос - как правильно воспитать ребенка? Для начала обратимся к психологии.

Существует ряд психологических принципов, нужных для успешного становления личности:

  • важно понимать, что ребенок ввиду своего возраста еще эмоционально не стабилен. Он реагирует на окружающие события и явления намного ярче, нежели взрослые. Незначительное событие для взрослого человека, может стать огромным потрясением для ребенка. Поэтому стоит обращать пристальное внимание на резкое изменение настроение чада, и в случае необходимости успокоить его;
  • в жизни малыша ведущее место занимают родители. В связи с этой огромной ролью следует внимательно следить не только за своим поведением, но и за своими словами. Дети часто копируют поведенческие черты своих родителей;
  • чем больше родители будут общаться с малышом, тем лучше. Следует принимать участие в его жизни, разговаривать с ним, давать советы. Центральное место взаимоотношений в семье должна занимать дружба между членами семьи;
  • также следует помнить, что совместные игры и занятия благотворно влияют на микроклимат в семье. Когда ребенок видит, что родители стремятся к совместному времяпровождению, ребенок чувствует себя нужным и важным.

Правила воспитания малыша от рождения до года

В период до года, в момент развития и взросления малыша, у него закладываются основные привычки, черты поведения. В этот период малыш эмоционально и физически связан с матерью и прежде всего нуждается в ее постоянной заботе. Как правильно воспитывать ребенка с рождения?

Итак, с 2-х недель жизни чада следует начинать его воспитание, которое имеет 4 периода:

  1. От рождения до трех месяцев. Необходимо разговаривать с малышом, улыбаться ему, петь ему песенки, рассказывать стихи. Голос в этот момент должен быть мягким и заботливым. Все это способствует речевому развитию и раннему становлению культуры общения;
  2. От трех до шести месяцев. В этот период активно развивается слух, сенсорное восприятие малыша и зрительное развитие. Ребенку нужно включать слушать музыку, детские песни, классику. Малыша также стоит знакомить с окружающим миром: показывать разные предметы, картинки;
  3. От шести до девяти месяцев. В это время познавательная активность у детей возрастает. Стоит позволять чаду самостоятельно ползать по квартире, изучать окружающую обстановку, разумеется, под присмотром родителей. В это время стоит также прививать правила гигиены: приучать к нагруднику, мыть ручки перед едой;
  4. От девяти месяцев до года. В этом возрасте малыш наиболее активен. На данном этапе нужно знакомить его со свойствами вещей: вода жидкая, мячик прыгает, машинку можно катать по полу. Нежелательные действия стоит пресекать мягким, но уверенным словом «нельзя». Для слаженного развития речи стоит как можно больше общаться с ребенком.

Как правильно воспитывать годовалого ребенка

В тот момент, когда возраст ребенка достигает 11-12 месяцев, его формирование, как психологическое, так и физическое начинает развиваться более ускоренно. В этом возрасте происходит важный этап в становлении будущей личности.

Ребенок в это время все еще эмоционально связан с матерью, но уже понемногу начинает осваивать окружающий мир.

Для успешного воспитания в этот временной период необходимо придерживаться следующих правил:

Многие родители сталкиваются с тем, что малыш становится более капризным и чувствительным в период годовалого возраста. Это связано с тем, что границы его интересов постепенно расширяются и он учится по-новому смотреть на мир.

Стоит понимать, что такая регрессия в поведении не постоянна и скоро пройдет.

Как правильно воспитывать ребенка в 2-3 года

Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра. Авторитетом среди взрослых по-прежнему остаются родители. Ребенок в этот момент испытывает важный для него этап – становление личности.

Это проявляется через так называемый «кризис трех лет». Для правильного воспитания в этот период необходимо:

  • ограничить ребенка от большего количества запретов, давать ему возможность делать свой выбор. В ситуациях, когда малыш капризничает и не хочет что-то делать, не следует его заставлять. Его необходимо ставить в ситуацию выбора. Например, он голоден, но привередничает и отказывается есть. Ему стоит предложить на выбор два или более блюда. Скорее всего, малыш сделает свой выбор и успокоится, так как в этот момент ему позволили поступать как взрослому;
  • важно не терять самообладание и не поддаваться эмоциям в моменты, когда чадо устраивает истерики. Спокойным ровным тоном необходимо четко и аргументировано объяснять свою позицию;
  • следует разговаривать с малышом, как со взрослым. Не нужно использовать уменьшительно-ласкательные слова и искажать речь. Во-первых, это способствует речевому развитию чада, во-вторых, малыш будет чувствовать себя взрослым.

Воспитание в возрасте 4-5 лет

Поведение ребенка становится более осознанным, между тем его воспитание более сложным. В этом возрасте чадо уже является отдельной личностью и стоит относиться к его желаниям и интересам с пониманием. Важно продолжать активное взаимодействие с ним, а также придерживаться некоторых правил:

Влияние родителей в этот период на поведение детей немного уменьшается. Это связанно с тем, что родители теперь не единственные авторитетные люди в их окружении. Появляется такая социальная единица, как учителя и друзья.

И чем старше становится ребенок, тем менее авторитетными становятся родителя и учителя, а вектор авторитета смещается на друзей.

Пик этого достигается на этапе «переходного возраста», когда дружеские отношения стоят у подростка на первом месте.

Поэтому важно не пытаться сильно ограничивать свободу ребенка, давить на него и принуждать. Важно сохранять гармоничные и доверительные отношения. Доверие - ключевой момент в общении между ребенком и родителями в это время.

Учитывая все это, следует выполнять несколько простых правил для построения доверительных отношений:

  • почаще разговаривать с ребенком, спрашивать о его успехах и делах;
  • поддерживать в его стремлении к самостоятельности;
  • если у него что-то не получается, ни в коем случае не ругать его за это. Следует наоборот помочь разобраться в проблеме, посоветовать пути ее решения;
  • привлекать к совместным делам и занятиям.

Как воспитать личность

Личность и характер формируются у детей до 5-ти лет. Поэтому крайне важно заложить тот самый фундамент личностных качеств в раннем возрасте.

Прежде всего, стоит поддерживать ребенка. Особенно это касается ситуаций, когда у него что-то не получается.

Ведь нередко случается так, что негативное поведение родителей в такие моменты способствует тому, что ребенок замыкается в себе и перестает доверять родителям. Поэтому открытое общение внутри семьи имеет весомое значение.

Стоит также давать значительную свободу выбора. Не нужно забывать и о том, что у ребенка должны быть свои обязанности. Например, уборка своей комнаты и уход за комнатными растениями. Это воспитает ответственность и самостоятельность.

Для гармоничного развития личности не лишним будет записать ребенка в различные секции и кружки. Они могут быть как творческими, так и спортивными. Но здесь важно прислушаться к мнению ребенка, не давить на него и ни в коем случае не навязывать ему своего мнения.

Ключевыми компонентами взаимоотношений детей и родителей должны стать:

  1. Доверие;
  2. Совместное времяпровождение;
  3. Близкое дружественное общение;
  4. Личное пространство;
  5. Свобода выбора;
  6. Отсутствие физических наказаний и повышение голоса;
  7. Рассудительные беседы;
  8. Радость и похвала за достижения и успехи.

Как не надо воспитывать детей

Не всегда достаточно учитывать советы о том, как правильно воспитывать ребенка, иногда полезно узнать о тех вещах, которые в воспитании не приемлемы. Нередко многие люди даже не замечают тех ошибок, которые они совершают.

Все это происходит от незнания, общепринятых стереотипах и от того, как в детстве воспитывались сами родители. К примерам, как не надо воспитывать детей, относятся ситуации, когда родители:

Кроме того, родители не знают, что для формирования доверительных отношения между чадом и родителями, необходимо развивать эмоциональный интеллект детей.

Для этого взрослым в своей речи необходимо описывать свое эмоциональное состояние фразами, такими как «я рада за тебя», «мне весело», «я грущу».

Аналогичным образом стоит описывать и настроения ребёнка, используя фразы: «ты огорчен», «я вижу, что ты переживаешь», «ты очень хочешь гулять, но уже слишком поздно. Ты огорчаешься, что мы не отпускаем тебя на прогулку».

Удачи в воспитании детей!

И еще несколько советов по воспитанию малыша - в следующем видео.