Грудное вскармливание – питание ребенка первого года жизни. Вскармливание

Всем известно, что грудное вскармливание – лучшее, что мать может дать ребенку на первом году жизни. Мировая практика, уже ставшая традиционной, заключается в том, чтобы прикладывать ребенка к груди матери практически сразу после рождения. Это обстоятельство имеет большую медицинскую ценность: оно способствует правильному развитию ребенка, улучшает адаптацию, снижает проявления физиологической желтухи новорожденных.

Дети, которые раньше остальных получили материнское молоко, показывают меньшие потери массы тела. Кроме того, раннее прикладывание ребенка к груди полезно и для матери – стимуляция груди вызывает маточные сокращения, что способствует остановке кровотечения после родов.

Преимущества грудного вскармливания

Согласно рекомендациям ВОЗ грудное вскармливание – один из важнейших факторов предотвращения ряда заболеваний ребенка в периоде активного роста и развития. Кормление посредством прикладывания к груди обеспечивает физиологичную работу лицевой мускулатуры, что положительно сказывается на формировании правильного прикуса, а также, на приобретении речевых навыков. Грудное молоко является идеальным продуктом, содержащим все необходимые питательные вещества. Эксперты ВОЗ и врачи-педиатры настойчиво рекомендуют кормить ребенка грудью, если есть такая возможность.

Преимущества грудного вскармливания:

  • Грудное вскармливание – важнейший фактор развития иммунной системы у ребёнка. Иммунитет, приобретенный в первый год жизни, оказывает влияние на дальнейшее развитие и жизнедеятельность.
  • Доказано, что грудное вскармливание снижает риск развития ожирения в старшем возрасте.
  • Есть исследования, показывающие взаимосвязь между грудным вскармливанием и дальнейшими успехами ребёнка в обучении.

Идеальный режим кормления ребенка

С преимуществами все ясно, и они не вызывают сомнения. Следующий вопрос, зачастую становящийся предметом споров – режим кормления ребенка . Существует две глобальные точки зрения – кормить нужно по часам (регламентированное кормление) и кормить нужно по требованию (свободное кормление).

Несмотря на строгие советы наших бабушек, сводящиеся, как правило, к почасовому кормлению, в наши дни взгляды родителей на этот вопрос не столь категоричны. Педиатры сегодня сходятся во мнении: оба режима имеют право на существование. В зависимости от уклада жизни родителей, а также от поведения ребенка кормящая мать, как правило, безошибочно определяет свой путь в этом вопросе. Серьезной разницы между двумя режимами не выявлено, если говорить об абсолютно здоровых младенцах. Единственного идеального режима кормления ребенка первого года жизни нет.

Докорм искусственной смесью

Обратимся к ситуациям, когда помимо материнского молока ребёнку требуется дополнительное питание - адаптированные молочные смеси. В зависимости от количественного соотношения материнского молока и адаптированной смеси в объёме кормления ребёнка можно выделить два типа вскармливания:

  • Смешанное – ребенок получает материнское молоко совместно с адаптированной смесью, при этом количество молока составляет от 20% до 80% от суточного объёма кормления. Такой вид вскармливания встречается при гипогалактии у матери, то есть при недостаточном количестве грудного молока.
  • Искусственное – ребенок получает только адаптированную смесь и не получает грудного молока, либо ребёнок вскармливается и смесью, и молоком, но количество молока составляет менее 20 % от суточного потребления. Этот вид вскармливания актуален при отсутствии грудного молока или при наличии заболевания у матери или у ребенка, когда естественное вскармливание противопоказано или ограничено.

Что касается противопоказаний к естественному вскармливанию, как со стороны матери, так и со стороны новорождённого, то перечень заболеваний невелик. В основном это тяжёлая соматическая патология, либо ограниченный ряд инфекционных заболеваний.

У каждой женщины процесс лактации индивидуален. В какие-то моменты может показаться, что молока не хватает. Существуют так называемые лактационные кризы - периоды преходящего снижения секреции молока в результате неустойчивой гормональной регуляции процесса лактации. Не утратило своей актуальности такое явление, как гипогалактия. Однако с этими состояниями можно и нужно бороться. Поэтому в случае недостаточного насыщения ребенка материнским молоком, рекомендуется обратиться к врачу или консультанту по грудному вскармливанию и попытаться восстановить количество молока, прежде чем вводить докорм . Назначение докорма смесями без особых оснований ведет к сокращению объема лактации у матери. Ребенок быстрее насыщается смесью и получает еще меньше материнского молока.

Введение в рацион грудничка адаптированных смесей необходимо в том случае, если ребенок беспокоен, часто требует грудь, подолгу находится у груди матери, не прибавляет в весе, если использованы все возможные меры по устранению гипогалактии, а эффект так и не был достигнут.

Правила докорма

Выделяют следующие основные степени гипогалактии:

  • дефицит молока до 25% по отношению к суточной потребности ребенка;
  • дефицит до 50%;
  • дефицит до 75%;
  • дефицит молока более 75%.

Чтобы правильно определить степень гипогалактии, проводится процедура контрольного вскармливания. Для этого необходимо взвесить ребенка до кормления и после. Разница в массе покажет количество молока, употреблённого ребёнком. Важно во время этих взвешиваний не менять одежду и подгузник у ребёнка, чтобы избежать погрешностей измерения.

В случае применения адаптированных смесей одновременно с грудным молоком, важно соблюдать порядок введения питания. В первую очередь производится прикладывание к груди, даже если материнского молока практически нет, прикладывание к груди носит символический характер и призвано сохранять тактильный контакт матери и ребёнка. После кормления грудным молоком следует введение адаптированной смеси посредством бутылки, ложки или чашечки (в более старшем возрасте).

В случае использования бутылки рекомендуется выбирать упругую соску с небольшим отверстием. В результате малышу придется совершать те же мышечные усилия, что и при прикладывании к груди. Такая имитация не позволит ребенку потерять навыки сосания.

Прикорм

Правила вскармливания детей первого года жизни гласят о необходимости прикорма. Что это такое и когда нужно вводить прикорм?

Прикорм – это постепенное введение продуктов питания. При этом грудное вскармливание не прекращается. До шести месяцев ребенок получает все необходимые питательные вещества из молока. После полугода молоко не в полной мере покрывает его потребности. Именно в этот период вводят готовые продукты питания. Кроме пищевой ценности, есть и другие причины для введения прикорма.

Зачем нужен прикорм?

  • Для развития органолептического восприятия – новые вкусы, запахи, консистенция пищи.
  • Для формирования правильных пищевых навыков – глотание пищи, откусывание, пережевывание.
  • Для получения социальных навыков – приучение к церемонии приема пищи. Рекомендуется выделить ребенку свой стол и стул или отдельное место за общим столом.
  • Для обучения пользованию столовыми приборами.
  • Какие продукты подходят для прикорма?

  • Овощи (с 4 месяцев) и фрукты сначала дают в перемятом состоянии. Сначала в рацион вводят овощи, а потом – фрукты.
  • Каши (с 4,5 месяцев). Для прикорма подойдут кукурузная, рисовая и гречневая каши. Вначале нужно давать каши по отдельности, позднее – можно смешивать разные крупы. Потом в каши можно добавлять овощи и фрукты, но только те, которые ребенок уже пробовал ранее.
  • Мясо дают с 5 месяцев. Мясо должно быть приготовлено и перемято (измельчено в блендере). Для первичного мясного прикорма подходят несколько сортов мяса: телятина, крольчатина, индюшатина.
  • Творог вводится в рацион в 6 месяцев. Обычно родители предпочитают готовый творог заводского приготовления. Основная масса производителей детского питания предлагает свой продукт. Предпочтение можно отдать любому из них.
  • Кефир стоит выбрать аналогично творогу, вводится в питание кефир с 7 месяцев.
  • Яйцо разрешено с 8 месяцев. Стоит помнить, что куриное яйцо - продукт потенциально аллергенный. Альтернативой ему является яйцо перепелиное. В первом случае количество продукта ограничивается ¼ - ½ варёного яйца за сутки, во втором случае яйцо возможно употребить целым.
  • Рыба белых сортов в отварном виде разрешена после 9 месяцев. Однако в виду возможных аллергических реакций, допустимо отсрочить введение в прикорм рыбы до исполнения ребёнку 12 месяцев.

Категорически исключены жирные блюда, жареные продукты, консервы, а также кофе, чёрный чай и газированные напитки. Сок малышу давать можно, но только разведенный водой и после 6 месяцев.

В самом начале прикорма все продукты имеют консистенцию пюре. После того, как ребёнок освоил пюреобразную пищу, настаёт время кусочковой пищи. Для родителей знаковым событием для такой смены питания обычно выступает появление у ребёнка зубов.

Примерная схема введения прикорма

  • 4 месяца – овощи и фрукты
  • 4,5 месяца – каши
  • 5 месяцев – мясо
  • 6 месяцев – творог
  • 7 месяцев – кефир
  • 8 месяцев – яйцо
  • 9 месяцев – рыба

При установленной отягощённости аллергоанамнеза рекомендуется позднее начало введения прикорма, а именно - после 6 месяцев. В качестве первого прикорма допустимы и овощи, и каши. Овощи предпочтительны у детей с нарушениями пищеварения, со склонностью к запорам, с паратрофией (избытком массы тела). Каши, наоборот, рекомендуются маловесным детям, с медленными темпами прибавки в весе.

Несмотря на преобладание энергетической ценности продуктов прикорма над ценностью материнского молока (особенно явно это проявляется во втором полугодии жизни), рекомендуется продолжать грудное вскармливание до 12 месяцев.

Допаивание

Еще один актуальный вопрос – нужно ли допаивать водой грудного ребенка? Бытует мнение, что ребенку нужна дополнительная вода. Разберемся, как правильно допаивать, и когда это нужно делать.

ВОЗ не рекомендует допаивать новорожденного здорового ребенка, который получает материнское молоко в полном объеме. Такая рекомендация записана в документе, который называется «Принципы успешного грудного вскармливания». Ключевое слово в этой фразе – новорожденного. То есть ребенка первого месяца жизни действительно допаивать не нужно, кроме как по медицинским показаниям.

Ребенка можно и нужно допаивать, если он сам хочет пить воду. Достаточно предложить ему немного питья и оценить его реакцию. Для большей части детей кормление грудным молоком – это основной способ получить достаточное количество жидкости.

Разумеется, эти рекомендации теряют свою актуальность в случае заболевания у ребёнка. Так, дополнительное питьё необходимо при повышении температуры, после однократной и, тем более, повторной рвоты, при учащении и разжижении стула. Подобные симптомы могут свидетельствовать о начале заболевания, в этой ситуации необходимость консультации врача очевидна. До начала терапии - обязательно частое дробное выпаивание во избежание грозного состояния - обезвоживания.

Дополнительное питьё может потребоваться вне патологического состояния. Например, в условиях высокой температуры и недостаточной влажности воздуха.

Соки и другие напитки входят в состав прикорма и не имеют отношения к допаиванию. В качестве питья стоит рассматривать только воду.

Если для допаивания нет особых причин, то рекомендуется давать малышу воду с 4 месяцев, вместе с введением прикорма. Лучше всего предлагать ребенку жидкость в промежутках между кормлениями.

Важный вопрос: сколько жидкости нужно ребенку? Конкретное количество жидкости – индивидуальный показатель. В среднем ребёнок выпивает за сутки не более объёма одного кормления.

Поить ребёнка лучше из ложки или кружки. По той же причине, по которой стоит кормить смесью из ложки, а не из бутылки. Ложка не позволит отказаться от груди. Главное правило в допаивании – добровольность. Если малыш не хочет пить – не стоит настаивать.

Кормление грудного ребенка – сложный и ответственный процесс. Помочь родителям в нелегком деле ухода за ребенком первого года жизни могут педиатры ЦЭЛТ. Квалифицированные специалисты знают все о росте и развитии ребенка и помогут ему вырасти здоровым и счастливым.

Естественное вскармливание детей первого года

жизни. Методы проведения контроля и коррекции.

Технология вскармливания грудью.

Естественным вскармливанием грудного ребенка называется

вскармливание его грудным молоком. Естественное вскармливание -

наилучший способ питания детей с первых дней их жизни. В первые

дни лактации молочная железа отделяет молозиво, состав которого с

каждым днем меняется. Лишь на 2-3 неделе оно приобретает постоян-

ный состав и становится зрелым молоком. Кормление здорового ново-

рожденного ребенка надо начинать через 6 - 12 часов после рожде-

ния в зависимости от его индивидуальных особенностей,

особенностей матери, времени рождения.

После первого кормления ребенка прикладывают к груди через

каждые 3 - 3.5 часа с соблюдением ночного перерыва в 6 - 6.5 ча-

сов. Число кормлений - 6-7 раз в сутки, длительность каждого

кормления в первое время - 20 мин., в дальнейшем - 15-20 мин., в

зависимости от активности сосания ребенка, особенностей материнс-

кой груди и лактации. При каждом кормлении ребенка следует прик-

ладывать только к одной груди, обращая внимание на полное осво-

бождение ее от молока. В течение первых трех дней дети высасывают

от 5 до 30-35 мл за кормление, что составляет около 100-200 мл в

сутки. С каждым следующим днем количество молока, всасываемого

ребенком, увеличивается и к 8-9 дню достигает 450-500 мл в сутки.

Количество молока, необходимое новорожденному ежедневно в течение

первых 7-8 дней жизни, можно ориентировочно расчитать по фориуле:

V = 10 х n х 7 (где n - число дней жизни ребенка)

Количество молока у молодых, особенно первородящих, женщин в

первые дни лактации часто бывает недостаточным. Это может стать

причиной некоторой задержки восстановления первоначального веса

ребенка, что, как правило, не отражается отрицательно на дальней-

шем его развитии. Однако если у новорожденного ребенка физиологи-

ческое снижение веса к 4-5 дню жизни превышает 8% первоначального

веса и не обнаруживается тенденции к восстановлению веса, а ребе-

нок, не выдерживая интервалы между кормлениями, проявляет явное

беспокойство, необходимо докормить его молоком другой женщины.

Молоко следует давать ложечкой или пипеткой. Дети, преждевременно

приученные получать докорм из бутылочки через резиновую соску,

почти всегда начинают мало сосать, сто усиливает гипогалактию у

матери. Таких детей приходится преждевременно переводить на сме-

шанное вскармливание.

Начиная со второй недели жизни указанная выше формула уже

неприменима. Суточное количество молока, необходимое для вскарм-

ливания, расчитывается исходя из веса ребенка:

от 2 до 6 недель - 1/5-1/6 веса тела,

от 6 недель до 4 месяцев - 1/6 веса тела,

старше 4 месяцев - 1/7-1/8 веса тела.

Более точным является калорийный расчет. В первой четверти

первого года ребенок должен получатьв сутки в среднем 120-130

ккал на 1 кг веса, во второй четверти - около 110 - 120, в треть-

ей - около 100-110 и, наконец, к концу года - около 90-100 ккал.

Здоровый ребенок, живущий в благоприятных условиях, должен до 4.5

5 мес. находиться на вскармливании одним материнским молоком,

если его достаточно у матери.

При вскармливании ребенка грудью могут возникнуть трудности,

связанные с матерью:

1) неправильная форма сосков, что затрудняет их

захватывание ребенком;

2) ссадины и трещины сосков, делающие акт

сосания груди крайне болезненным;

3) мастит;

4) галакторея;

5) "тугая грудь";

6) гипогалактия;

7) тяжелые заболевания матери - психические болезни, эндок-

ринные расстройства, декомпенсированные пороки сердца,

сифилис, если заражение произошло в последний месяц

беременности (острые инфекционные заболевания не всегда

являются противопоказанием к кормлению ребенка грудью);

8) неплноценый состав молока.

Возможны затруднения и со стороны ребенка:

1) дефекты и заболевания полости рта и носа;

2) привычные срыгивания;

3) непереносимость женского молока;

4) тяжелые заболевания ребенка (внутричерепная родовая

травма, пневмония, сепсис и др.)

Большие трудности возникают и при кормлении вяло сосущих де-

тей. Особенно все перечисленные затруднения могут быть устранены.

Реже приходится прибегать к кормлению сцеженным молоком матери, а

иногда переводить ребенка на смешанное вскармливание. Лишь в

очень редких случаях (непереносимость женского молока) возникает

необходимость перевести ребенка на искусственое вскармлиание мо-

лочными смесями, а в тех случаях, когда ребенок не переносит ни

женского, ни коровьего молока (галактоземия, наследственная непе-

реносимость дисахаридов, например лактозы), ему назначают безмо-

лочное питание.

При недостаточном количестве молока у матери нередко приме-

няется докармливание ребенка сцеженным молоком другой кормящей

женщины - донора. Донорское молоко, подвергнутое термической об-

работке и сохраняемое после сцеживания в течение нескольких ча-

сов, теряет многие ценные биологические свойства женского молока.

Детей, получающих только донорское молоко, приходится, как прави-

ло переводить на смешанное вскармливание.

С 1.5-2-месячного возраста целесообразно давать ребенку

овощные, фруктовые или ягодные соки: начинают с 1.5 чайной ложки

1-2 раза в день, постепенно к 5-6 месяцу доходят до 5-10 чайн.л.

(25-50г), а к концу года - до 80-100г в день. Наряду с соками, но

в счет указанного их количества, начиная с 2-3-го мес., ребенку

можно давать тертое сырое яблоко или консервированное фруктовое

С 4.5-5 мес. здоровый ребенок не может удовлетворяться толь-

ко грудным молоком, даже есликоличества его вполне достаточно и

полностью покрываетвсю калорийную потребность организма ребенка.

С этого времени в рацион надо ввести прикорм.

Рациональное питание детей - важное условие, обеспечивающее правильное физическое и психическое развитие, адекватную имму- нологическую реактивность. Ребёнок первого года жизни испытывает особую потребность в полноценном пищевом рационе в связи с интенсивным ростом, бурным психомоторным развитием и формированием всех органов и систем.

Вскармливание ребёнка первого года жизни

В зависимости от того, получает ли ребёнок материнское молоко и в каком количестве, выделяют три вида вскармливания: естественное, искусственное и смешанное.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Естественное вскармливание - питание детей грудного возраста материнским молоком с последующим введением прикорма с 4,5-6 мес. Содержание грудного молока в суточном рационе ребёнка составляет не менее 4/5.

Этот вид вскармливания наиболее физиологичен, так как по количественному и качественному составу грудное молоко оптимально покрывает все потребности ребёнка в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и т.д. В первые 5 дней после родов из молочной железы родильницы выделяется молозиво, имеющее более высокую энергетическую ценность, чем грудное молоко, секретируемое в последующем. В молозиве больше белков, фосфора, кальция, витаминов А и Е, меньше жиров.

Наиболее важные преимущества грудного молока

По антигенным свойствам грудное молоко (в отличие от коровьего) менее чужеродно для ребёнка. Структура материнского молока, особенно молозива, близка белкам клеток ребёнка.

В грудном молоке преобладают мелкодисперсные белки (альбумины), размеры частиц казеина в несколько раз меньше, чем в коровьем, благодаря чему при створаживании в желудке образуются более нежные, легко перевариваемые хлопья. Состав грудного молока наиболее оптимально соответствует потребностям ребёнка. Общее количество белка в грудном молоке меньше, чем в коровьем. Поэтому при искусственном вскармливании возникает белковая перегрузка.

Грудное молоко (особенно молозиво) богато Ig. IgA играют важную роль в местном иммунитете ЖКТ новорождённых. IgG, попавшие в организм ребёнка, обеспечивают пассивный иммунитет от многих инфекционных заболеваний. Кроме того, грудное молоко содержит факторы специфической и неспецифической резистентности.

Грудное молоко содержит оптимальный набор ферментов, витаминов и других необходимых ребёнку компонентов.

Концентрация жиров в грудном и коровьем молоке практически одинакова, но качественный состав различен: грудное молоко содержит в несколько раз больше полиненасыщенных жирных кислот, служащих необходимыми компонентами фосфолипидов и входящих в состав клеточных мембран. Расщепление жира в желудке у грудных детей начинается под влиянием липазы грудного молока.

Грудное молоко содержит большое количество углеводов (β-лактозы), в состав коровьего входит α-лактоза. β-Лактоза медленнее всасывается в кишечнике ребёнка, поэтому достигает толстой кишки, где вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры (преимущественно бифидобактерий), подавляющей размножение патогенных микроорганизмов и кишечной палочки.

Грудное молоко богато различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем, почти в 15 раз, а амилазы - в 100 раз). Это компенсирует временную низкую активность ферментов у ребёнка и обеспечивает усвоение довольно большого объёма пищи.

Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, чем в коровьем, но их соотношение наиболее физиологично для грудного ребёнка, усваиваются они намного лучше. Поэтому у детей, находящихся на естественном вскармливании, рахит развивается реже. Содержание таких элементов, как натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и селен, в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребёнка.

При естественном вскармливании формируется психологическая связь между матерью и ребёнком, развиваются родительские чувства. Таким образом, отказ от естественного вскармливания - грубое

нарушение сложившейся в эволюции биологической цепи «беремен-

ность-роды-лактация». Грудное молоко - «золотой стандарт» питания младенца.

Гипогалактия

Основная причина отказа от естественного вскармливания - гипогалактия, т.е. секреторная недостаточность молочных желёз. Выделяют первичную и вторичную гипогалактию.

Первичная гипогалактия развивается вследствие нейроэндокринных нарушений, её наблюдают у 5-8% женщин.

В подавляющем большинстве случаев гипогалактия бывает вторичной, развившейся из-за отрицательного воздействия на организм матери комплекса биологических, медицинских, социальных, психологических и экономических факторов. Ведущая роль принадлежит социальным факторам и причинам ятрогенного характера.

По данным ВОЗ, только 1% женщин не способны кормить детей грудью. В нашей стране более 10% матерей не кормят ребёнка грудью с рождения. К 6 мес на естественном вскармливании остаются менее трети детей, причём около 66% матерей начинают самостоятельно вводить докорм с 2 нед жизни ребёнка. Основные причины гипогалактии следующие.

Недостаточная мотивация кормления грудью у беременной.

Для активной пропаганды естественного вскармливания необходимо тесное сотрудничество акушерской и педиатрической служб. Следует воспитывать положительную мотивацию грудного вскармливания среди беременных. Родителям необходимо знать о преимуществах естественного вскармливания для ребёнка и благоприятном влиянии его на здоровье женщины. Не следует забывать и о контрацептивном эффекте грудного вскармливания, что связано с ингибирующим действием пролактина на овуляцию. При лактационной аменорее и исключительно грудном вскармливании риск забеременеть в первые 6 мес после родов составляет 2-5%. Контрацептивное действие грудного вскармливания уменьшается при более редком прикладывании ребёнка к груди.

Нередко у женщин возникают «лактационные кризы», обычная их периодичность - около 1,5 мес, длительность - 3-4 дня (реже 6-8 дней). В это время необходимо увеличить число кормлений. Недопустимо сразу же докармливать смесями.

Иногда даже при достаточном наполнении молочных желёз может возникнуть «голодное» беспокойство ребёнка из-за ступен- чатого увеличения его энергетической потребности в силу роста

двигательной активности. Это наиболее типично в 3, 6 нед, 3, 7, 11 и 12 мес. Как правило, в большинстве случаев повышенная сосательная активность ребёнка приводит к увеличению объёма лактации.

Даже в жаркую погоду не нужно поить ребёнка водой - грудное молоко на 80% состоит из воды и поэтому утолит его жажду. При допаивании у него возникает ложное чувство насыщения, что угнетает сосательный рефлекс.

Нарушение режима дня кормящей женщины (чрезмерная физическая и психическая нагрузка, недостаточный сон) снижают лактацию.

Прочие причины (нарушение режима питания, различные заболевания, возраст кормящей женщины) играют незначительную роль в развитии гипогалактии.

Питание кормящей матери больше влияет на качественный состав молока, чем на его количество.

Заболевания матери угнетают лактацию. Однако, если женщина ещё во время беременности была настроена на кормление гру- дью, лактация у неё нередко сохраняется на удовлетворительном уровне.

Во всех странах реже всего кормят грудью слишком молодые и пожилые матери. У пожилых это объясняют биологическими причинами, у молодых - социальными и психологическими (отсутствие планирования семьи, часто случайное зачатие, отсутствие настроя на кормление грудью во время беременности и т.д.).

Коррекция гипогалактии. Необходимо перевести ребёнка на более частое кормление. Для стимуляции лактации можно назначить матери специализированные продукты, никотиновую кислроту, витамин Е, УФО, УВЧ, ультразвук, иглоукалывание, компрессы из махровой ткани, смоченной горячей водой, на молочные железы. Эффективен массаж молочной железы перед кормлением (продольные движения от основания железы к соску). Также применяют фитотерапию. Следует, впрочем, учитывать, что ЛС оказывают меньший эффект, чем методы физиологической стимуляции лактации.

Расчёт необходимого объёма пищи

Расчёт проводят, как правило, только при искусственном вскармливании и введении прикорма. Наиболее простой способ подсчёта суточного количества молока, необходимого новорождённому в первые 9 дней жизни, следующий: его возраст (в днях) умножают на 70 (при массе тела менее 3200 г) или на 80 (при массе тела более 3200 г). С 10-го по 14-й день необходимый суточный объём молока остаётся неизменным (как для 9-дневного ребёнка).

С 2-недельного возраста необходимое количество молока вычисляют с учётом суточной потребности в энергии (в калориях) на килограмм массы тела или объёмным методом, когда необходимый объём пищи составляет определённую долю массы тела ребёнка.

Калорийный (энергетический) способ расчёта: в 1-ю и 2-ю четверти первого года жизни ребёнку необходимо 115 ккал/кг/сут, в 3-ю - 110 ккал/кг/сут, в 4-ю - 100 ккал/кг/сут. Зная возраст и массу тела ребёнка, рассчитывают количество молока, необходимого ребёнку в сутки (X). Например, ребёнок в возрасте 1 мес имеет массу тела 4 кг и, следовательно, нуждается в 460 ккал/сут; 1 л грудного молока и большинство смесей содержит около 700 ккал, следовательно:

X = (460 x 1000) + 700 = 660 мл

Эксперты ВОЗ считают, что в современных рекомендациях энергетическая потребность грудного ребёнка в энергии, возможно, завышена на 15-30%, особенно после 3 мес жизни. По их данным, в возрасте 4-10 мес потребление энергии на 1 кг массы тела должно составлять 95-100 ккал.

Объёмный способ расчёта (табл. 3-1) более прост, но менее точен. Например, ребёнку в возрасте 1 мес с массой тела 4 кг необходимо 600 мл грудного молока в сутки (1/5 от 4 кг), т.е. нет полного совпадения с расчётом по калорийности. Все варианты расчёта позволяют лишь приблизительно определить необходимый объём питания. Суточный объём пищи детей первого года жизни не должен превышать 1000-1100 мл (не учитывают соки и фруктовое пюре).

Качественный состав пищи

Соотношение между основными пищевыми ингредиентами (белками, жирами, углеводами) до введения прикорма должно составлять 1:3:6, после введения прикорма - 1:2:4. До 4-6 мес потребность в белках составляет 2-2,5 г/кг, жирах - 6,5 г/кг, углеводах - 13 г/кг, а после введения прикорма соответственно 3-3,5 г/кг, 6-6,5 г/кг и 13 г/кг.

Режим питания

Режим питания устанавливают в зависимости от возраста ребён- ка, его индивидуальных особенностей и количества молока у матери. В первые 3-4 мес жизни здоровых доношенных детей кормят 7 раз в сутки, т.е. каждые 3 ч с 6-часовым ночным перерывом (это правило касается преимущественно детей, находящихся на искусственном вскармливании). Если ребёнок выдерживает более длительные перерывы между кормлениями, его переводят на 6-разовое и 5-разовое кормление. С 4,5-5 мес большинство детей кормят 5 раз в сутки, пос- ле 9 мес - 4-5 раз в сутки.

Прикорм

К 4-6 мес жизни кормление только грудным молоком уже не может удовлетворить потребности организма ребёнка в питательных веществах, поэтому с этого возраста начинают вводить прикорм (табл. 3-2).

Таблица 3-2. Сроки введения и виды прикорма

Прикорм - введение новой пищи, более концентрированной, постепенно и последовательно заменяющей одно грудное кормление. Прикорм необходим:

Для покрытия возникающего к этому возрасту из-за бурного роста дефицита энергии, белков, жиров, микронутриентов;

Для введения в питание растительного белка, жирных кислот, растительных масел, различных углеводов, которых мало в молочных продуктах;

Для приёма более плотной пищи, необходимой для дальнейшего развития ЖКТ ребёнка.

К блюдам прикорма относят соки, фруктовое и овощное пюре, каши, творог, желток, мясное пюре, мясорастительные консервы, ке- фир, коровье молоко.

Главное правило прикорма - использовать блюда промышленного изготовления. Они гарантируют качество и безопасность для грудного ребёнка в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Их достоинством является гомогенизация (приготовление под давлением 200 атм), что позволяет измельчить пищевые волокна и значительно

увеличить поверхность контакта пищевых частиц с ферментами и тем самым ускорить переваривание пищевых веществ, длительный срок хранения, обеспечение потребности детей в широком ассортименте различных продуктов в течение всего года независимо от сезона, быстрота приготовления, и, самое главное, они обогащены всеми необходимыми для бурно растущего организма ребёнка микронутриентами. Как правило, дети с аллергической настроенностью переносят их лучше, чем продукты домашнего изготовления.

В нашей стране традиционно рекомендуют начинать прикорм с яблочного сока после 3 мес. Остальные соки вводят позже, не ранее 4-6 мес (суточный объём сока - возраст в мес, умноженный на 10). Рекомендации по назначению соков и фруктовых пюре при достаточной лактации у матери, её полноценном питании (в первую очередь речь идёт о приёме ею витаминно-минерального комплекса), неустойчивом стуле ребёнка, его аллергической настроенности не должны быть излишне категоричными. Соки прежде всего в данном возрасте следует рассматривать не как поставщик питательных веществ, а как стимулятор деятельности ЖКТ. Вполне допустимо их более позднее введение. В начале введения прикорма грудное молоко остаётся главным источником не только энергии, пищевых веществ, но и жидкости. В этот период никакие другие жидкости не нужны. В некоторых странах педиатры рекомендуют вводить соки в то время, когда ребёнок начинает получать мясо (не ранее 6 мес). Если мать готовит соки самостоятельно, их лучше разводить водой в соотношении 1:1. Но соки домашнего изготовления покрывают всего несколько процентов потребности ребёнка в витаминах.

Фруктовое пюре назначают через 2-3 нед после введения соков (объём такой же, как и для соков). Соки и фруктовое пюре дают непосредственно до или после кормления, иногда в промежутках между ними.

С 4,5-6 мес вводят овощное пюре или кашу. Обычно начинают с овощного пюре. Для снижения риска аллергизации вначале ребён- ку дают пюре, приготовленное из одного вида овощей (кабачок, тыква, капуста цветная, брокколи, морковь, позднее - картофель, шпинат, зелёная фасоль, свёкла, зеленый горошек), с постепенным переходом к смеси овощей. Суточный объём - 100 г. При склонности к запорам, избыточной массе тела можно увеличить суточную дозу овощного пюре до 200 г (в один или два приёма). Овощные пюре промышленного изготовления в зависимости от степени измельчения бывают 1-й ступени - гомогенизированные (для детей до 5 мес); 2-й ступени - в виде пюре (для детей 6-

9 мес); 3-й ступени - крупноизмельчённые (для детей 9-12 мес). Через 3-4 недели назначают молочную кашу - гречневую, ку- курузную, рисовую на основе молочных адаптированных смесей. Для разведения безмолочных каш лучше использовать грудное молоко или адаптированную смесь, а не цельное коровье молоко. Суточный объём каши - приблизительно 200 г. Такие каши, как овсяная, ячменная, манная, вводят позже, поскольку в этих крупах содержится глютен, который не всегда хорошо переносится грудными детьми. Если у ребёнка недостаточная масса тела, неустойчивый стул, склонность к срыгиваниям, лучше начать не с овощного пюре, а с молочных каш.

Творог вводят детям с 6-7 мес в количестве 10-50 г. Вначале его смешивают с небольшим количеством грудного молока. Предпочтительнее использовать фруктовые или фруктово-овощные пюре с творогом.

Масло (растительное, сливочное, топлёное) добавляют в блюда прикорма домашнего приготовления с 5-6 мес по 3-6 г в день. К овощным пюре и кашам промышленного производства масло не добавляют.

Мясо рекомендуют вводить с 7 мес, вначале в виде мясорастительных консервов (содержание мяса - приблизительно 10%); позднее можно вводить чисто мясные консервы (пюре на разной основе - 100-200 г в день, чисто мясные пюре - 60-70 г). Мясные бульоны для питания детей грудного возраста не используют.

Рыбные консервы (с овощами, кашей) вводят с 8-9 мес 1-2 раза в неделю вместо мясного прикорма.

Детские сухарики, галеты, печенье, обогащённые микронутриентами, в меню ребёнка вводят с 8 мес.

В настоящее время не рекомендуют использовать для питания детей грудного возраста цельное коровье/козье молоко. Вместо него желательно использовать специальное детское молоко, обогащённое микронутриентами, или частично адаптированные молочные смеси («переходные» смеси), в которых уменьшено количество белка и оптимизирован состав жирных кислот.

Ошибки при естественном вскармливании

При естественном вскармливании наиболее распространены следующие ошибки.

Позднее первое прикладывание к груди.

Излишняя регламентация грудного вскармливания.

Прекращение грудного вскармливания при транзиторной лактазной недостаточности.

Прекращение грудного вскармливания из-за приёма матерью любых лекарственных средств.

Отказ от кормления из здоровой груди при мастите.

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Искусственным называют вскармливание детей грудного возраста заменителями грудного молока - специальными смесями, приготовленными чаще всего из коровьего молока.

В настоящее время при искусственном и смешанном вскармливании рекомендуется использование адаптированных молочных смесей, максимально приближенных по составу к грудному молоку. Предварительная обработка коровьего молока для получения адаптированных смесей направлена в первую очередь на снижение содержания в нём белка. В смесях по сравнению с необработанным коровьим молоком увеличено количество незаменимых жирных кислот, витаминов, микроэлементов. Пищевая ценность адаптированных смесей приближается к женскому молоку, поэтому правила вскармливания ими близки к таковым при кормлении грудью (тот же расчёт по энер- гетической ценности, то же количество кормлений в сутки, те же сроки введения прикорма).

Молочные смеси подразделяются на «начальные» или «стартовые», предназначенные для вскармливания детей первых 4-6 мес жизни и «последующие» - для детей 2-го полугодия жизни. Существуют также смеси, которые могут использоваться на протяжении всего 1-го года жизни ребёнка.

Лечебные смеси

В последние годы появились смеси для лечебного питания. Основа их может быть разной - молоко, соя, гидролизаты белка. Их условно можно разделить на профилактические, лечебно-профилактические и лечебные.

Профилактические смеси применяют при лёгких формах пищевой аллергии. К ним относят смеси на козьем молоке, которое в значи-

тельной степени сходно с коровьим, но отличается по антигенной структуре. При отсутствии эффекта от смесей на козьем молоке или при их недоступности используют адаптированные кисломолочные смеси, которыми рекомендуют заменять не более 50% суточного объёма пищи. Кисломолочные смеси обладают меньшим аллергизирующим действием (по сравнению с пресными смесями), кроме того, они оказывают антиинфекционное действие, нормализуют моторику кишечника и стул ребёнка. Тем не менее кисломолочные продукты раздражают слизистую ЖКТ, поэтому в первые дни жизни, особенно у недоношенных, они могут вызывать эзофагит и усиливать срыгивания. Если ребёнку с пищевой аллергией 50% суточного объёма пищи заменили адаптированными кисломолочными смесями, то оставшиеся 50% лучше давать в виде физиологических пресных молочных смесей. При недостаточном эффекте от такого вида вскармливания можно перевести ребёнка временно только на кисломолочные продукты. При использовании кисломолочных смесей происходит частичное удаление белка коровьего молока из рациона ребёнка. Однако при более выраженной пищевой аллергии этого недостаточно. В этих ситуациях применяют лечебно-профилактические смеси. К ним относят безмолочные смеси на основе соевого белка (соевые смеси), а также специальные продукты на основе гидролизата молочного белка с низкой (частичной) степенью гидролиза. Несмотря на то что соевые смеси используют более 60 лет и каких-либо неблагоприятных последствий от их применения не зарегистрировано, следует учитывать, что соевый белок - растительный. Между тем на долю белков животного происхождения у детей первого года жизни должно приходиться не менее 90% от их общего количества. В настоящее время соевые смеси назначают не ранее 5-6 мес. По всей видимости, при пищевой аллергии и отсутствии эффекта от кисломолочных смесей лучше сразу переходить к смесям на основе гидролизата белка со слабой степенью гидролиза. При приёме этих смесей положительная динамика при среднетяжёлых формах пищевой аллергии наступает у 90% детей уже через 2-3 нед от начала их применения. Нередко рекомендуют использовать эти смеси длительно, не менее 3-6, иногда до 9 мес, тем не менее с учётом низкого содержания в них цельного животного белка целесообразно постепенно, но как можно раньше переходить на кисломолочные, а в дальнейшем и пресные физиологические смеси. Смеси с частичным гидролизом белка можно применять также для профилактики пищевой аллергии при переводе на смешанное или искусственное вскармливание детей из группы высокого риска с отягощённым аллергическим анамнезом.

При тяжёлых формах пищевой аллергии и отсутствии эффекта от применения вышеназванных смесей следует использовать смеси на основе высокой степени гидролиза (т.е. полного расщепления) белка. Эффект от них наступает, как правило, очень быстро, так как они практически лишены аллергенных свойств. В то же время в этих смесях практически нет цельного белка, длительное отсутствие которого у грудного ребёнка может привести к запаздыванию развития нервной системы. Они имеют горьковатый вкус, и некоторые дети отказываются от их приёма. Кроме того, отсутствие аллергенов в смесях на основе высокой степени гидролиза белка препятствует формированию пищевой толерантности у ребёнка, что не способствует снижению сенсибилизации и в дальнейшем. Наконец, они очень дороги. Поэтому после исчезновения симптомов заболевания нужно постепенно переводить ребёнка на лечебно-профилактические, затем профилактические и, наконец, физиологические смеси.

Ошибки при искусственном вскармливании

Слишком частые изменения в пище (замена одной смеси на другую).

Перевод ребёнка на другую смесь при малейшем ухудшении стула.

Назначение кисломолочных смесей в большом количестве, особенно недоношенным в первые дни жизни.

Перевод на лечебные (соевые, на основе гидролизата белка) смеси при незначительных проявлениях аллергии.

СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

При недостаточности молока у матери вводят докорм теми же молочными смесями, что и при искусственном вскармливании. Сначала ребёнку дают грудь и только после полного её опорожнения докармливают смесью. С целью сохранения лактации ребёнка прикладывают к груди чаще. Чередование кормлений грудью и смесями нежелательно, так как это приводит к снижению лактации и затруднению переваривания продуктов коровьего молока. Вводить докорм рекомендуют через соску с небольшим отверстием, так как при свободном поступлении докорма из бутылочки ребёнок может отказаться от груди. Как и при искусственном вскармливании, потребность ребёнка в калориях, белках, жирах, углеводах, сроки введения прикорма зависят от вида молочных смесей, используемых при докорме.

Питание детей старше года

У детей после 1 года увеличивается ёмкость желудка, активно функционируют все слюнные железы, развивается жевательный аппарат.

К 2 годам появляются коренные зубы, что позволяет вводить в рацион ребёнка пищу, требующую пережёвывания. Процесс жевания сложен, и не все дети сразу привыкают к твёрдой пище кусочками и хоро- шо жуют, особенно те из них, кто на первом году длительно получал очень жидкую пищу. Для того чтобы приучить ребёнка к процессу жевания, следует постепенно и последовательно включать в его рацион всё более густые блюда. Дифференцировка тканей печени и поджелудочной железы в раннем возрасте ещё не закончена, что требует должного подбора продуктов и их соответствующей кулинарной обработки. В возрасте от 1 до 1,5 лет пищу готовят в протёртом виде, затем постепенно включают блюда с более густой консистенцией. Блюда промышленного изготовления предпочтительнее.

Потребность в белках с возрастом изменяется. Количество белков для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5- 4 г/кг/сут, от 12 до 15 лет - 2-2,5 г/кг/сут. Отклонения в ту или иную сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребёнка. Недостаток белков в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, нарушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей приводит к напряжён- ной работе пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов обмена, увеличивает нагрузку на почки.

Дети нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белков, поэтому в сбалансированных пищевых рационах необходимо использовать различный по аминокислотному составу белок животного и растительного происхождения. Количество животных белков в пище у детей от 1 до 3 лет должно составлять 75%, от 7 лет и старше - 50%. Широко используют мясо и мясные продукты, которые содержат полноценные белки и жиры, в основном те же сорта, что и у грудных детей (свинина, мясо птицы, кролика, конина). При отсутствии аллергических реакций - телятина, говядина. Детям до 3 лет рекомендуют нежирные сорта рыб - треска, хек, судак, морской окунь.

Жиры покрывают около 40-50% всей энергетической потребности, из них не менее 10-15% должно приходиться на долю растительных жиров, так как жиры, образующиеся в организме из углеводов и белков, как и животный жир, поступающий с пищей, состоят преимущественно из насыщенных жирных кислот. Полиненасыщенные жирные кислоты необходимы для созревания и функционирования центральной нервной системы, повышения иммунитета.

Углеводы выполняют в основном энергетические, в меньшей степени пластические функции. Ими обеспечивается около 55% энергетических затрат.

Для детского питания незаменимы молоко и молочные продукты. На втором году жизни вместо цельного коровьего молока целесооб- разно использовать частично адаптированные молочные смеси или специальное детское молоко, обогащённое витаминами и микроэлементами. Необходимое суточное количество молочных продуктов для детей 1-3 лет - 600 мл, в более старшем возрасте - 500 мл. К молочным продуктам с высоким содержанием белка относят творог и сыр. Детям до 1,5-2 лет сыр лучше давать в протёртом виде.

В набор продуктов для детского питания необходимо включать широкий ассортимент круп (гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, манную). Целесообразно сочетание гречневой крупы (ядрицы) с молоком, так как при этом аминокислотный состав оптимален.

Добавление сахара ко многим видам пищи улучшает её вкус. Сахар - источник углеводов. Однако избыток сахара вреден для детей. Из сладостей лучше рекомендовать варенье, мармелад, печенье, мёд.

Овощи, фрукты, зелень имеют особое значение в питании детей. Большинство плодов и овощей содержит мало белка и незаменимых аминокислот, но при их употреблении значительно лучше усваиваются белки других продуктов. Например, усвояемость белка мяса, хлеба, круп без овощей составляет 70%, а при использовании последних -

85%.

Потребность ребёнка в минеральных веществах и витаминах обычно бывает удовлетворена пищевыми продуктами, если их ассортимент достаточно разнообразен. Вегетарианство, особенно строгое, т.е. с исключением молочных продуктов, заметно ухудшает состав микроэлементов.

Режим питания детей старше года

До 1,5 лет ребёнок питается 4-5 раз в день, а после этого - 4 раза в день. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения необходимо соблюдать определённые часы приёма пищи. В промежутках между ними ребёнка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного времени кормления, можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4-1/2 стакана простой воды комнатной температуры. Она обладает выраженным сокогонным эффектом.

Важно правильно распределить пищевой рацион по энергетической ценности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой - допустимую нагрузку на ЖКТ. В каждое корм-

ление необходимо включать энергетически ценные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей (табл. 3-3).

У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной энергетической ценности и состоять из каши, сваренной на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе с молоком. Такой завтрак обеспечивает необходимую длительность чувства насыщения, сравнительно лёгкое усвоение и появление аппетита ко времени следующего приёма пищи. На обед приходится 35% суточной энергетической потребности. Рекомендуют супы, мясо или рыбу с гарниром. На ужин и полдник (40% энергетической потребности) включают овощные блюда, творог, молоко, печёные изделия.

Таблица 3-3. Примерное меню для детей от 1 года до 3 лет

Для детей школьного возраста режим питания изменяют с учётом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Именно у этих детей наиболее заметны нарушения пищевого статуса - дефицит животных белков, полиненасыщенных жирных кислот, большинства микроэлементов на фоне избыточного поступления животных жиров. Школьники едят мало свежих овощей, фруктов, молочных продуктов (менее 50% нормы). В это же время у детей и подростков в периоде

ускоренного роста и полового созревания повышается потребность организма в основных пищевых ингредиентах. Недостаток белков и микроэлементов приводит к снижению иммунитета, дефициту массы тела, низкорослости, отставанию в учёбе. Дети должны получать дополнительный горячий завтрак в школе. Энергетическую ценность их пищевого рациона в течение дня распределяют следующим образом: первый завтрак - 25%, второй - 20%, обед - 35%, ужин - 20%.

Смешанное вскармливание - это кормление ребенка первого года жизни грудным молоком и молочными или кисломолочными детскими смесями. Конечно, мамино молоко для ребенка полезнее. Но иногда у мамочек возникает необходимость давать в некотором количестве ребенку и смесь. Рассмотрим ситуации, в которых обычно рекомендуется смешанное вскармливание новорожденных и грудных детей.

1. Когда ребенок крайне мало прибавляет в весе или его теряет. Например, если ребенок набрал за первый месяц всего 100 граммов веса, и тенденция к низким прибавкам сохраняется. Смешанное вскармливание месячного ребенка - явление распространенное. Но вводить смесь нужно только тогда, когда видно, что ребенок остается голодным. При этом грудного молока больше не становится.

2. Если мама вынуждена надолго отлучаться, но сцедить грудь не получается или нет желания. Кормить ребенка чем-то ведь нужно… А частично грудное вскармливание все же лучше, чем полностью искусственное.

3. У ребенка тяжелая лактазная недостаточность. Если ферменты, которые дают ребенку перед кормлением, не помогают, иногда есть необходимость полностью отказаться от кормления грудью в пользу специальных безлактозных смесей.

Вопреки распространенному мнению, голодный плач ребенка - это не прямое показание для того, чтобы ему дать смесь. Это должно стать стимулом для кормящей женщины попытаться наладить лактацию. И для этого обычно вполне достаточно 2-3 дней, в течение которых она должна отказаться от выполнения домашних дел и максимально посвятить себя ребенку. Предлагать ему грудь очень часто и днем, и ночью, когда ребенок пробуждается. Промежутки между кормлениями не должны составлять более 2-3 часов. Но чем короче они будут в период восстановления лактации, тем лучше.

Если ребенок хорошо набирает вес, то эта проблема точно будет временной. Вероятно, у малыша скачок роста и ему теперь требуется чуть больше маминого молочка. Грудь должна подстроиться под возросшие потребности ребенка. На это и отводится до семи суток. Ну а если дать это количество недостающего питания смесью, то грудь больше вырабатывать молока не станет. И в лучшем случае у вас будет ребенок на смешанном вскармливании теперь постоянно. А то и перейдет постепенно полностью на искусственное вскармливание. Как это почти всегда бывает.

Режим питания грудничка на смешанном вскармливании

Запомните, что смесь всегда дается ребенку после кормления грудью. Если сделать наоборот, то ребенок насытиться смесью, а грудь сосать просто не станет.

В каком количестве примерно давать смесь, чтобы кормить ребенка на смешанном вскармливании, сколько будет достаточно? Обычно врачи предлагают один раз полностью сцедить обе молочные железы перед кормлением. А ребенка покормить разочек сцеженным молоком. Таким образом, по количеству сцеженного молока можно примерно сориентироваться, сколько давать смеси. А потом смотреть по ребенку. Благоприятной будет ситуация, если малыш не будет допивать до конца смесь. И этой смеси с каждым кормлением будет оставаться все больше и больше в бутылочке. Это будет означать, что в маминой груди стало вырабатываться достаточно молока, и возможно так, без труда полностью перейти вновь на грудное вскармливание.

Если ребенку 2-3 месяца, осуществлять смешанное кормление лучше по режиму. То есть по режиму давать именно смесь. Например, докармливать ей раз в 4 часа. Ну а в остальное время можно и нужно почаще предлагать грудь.

Прикорм ребенка на смешанном вскармливании начинается в то же время, что и при грудном и искусственном вскармливании. ВОЗ советует начинать прикармливать ребенка в 6 месяцев.

Педиатры советуют постепенно замещать прикормом кормления. Например, в 6 месяцев полная порция овощного пюре или каши - 166 граммов. Если ребенок столько съедает, то можно ему дать запить просто водичку, или дать пососать грудь. А смесь будет лишней. Если же меньше, например, 100 граммов, то после нужно дать грудь (лучший вариант) или смесь в количестве примерно 70 граммов.

В 6 месяцев заменяется одно кормление, в 7 месяцев второе. А потом - индивидуально. Меню ребенка первого года жизни на смешанном вскармливании должна составить сама мама, но, естественно, следуя педиатрическим рекомендациям о разрешенных продуктах, постепенности их введения в рацион ребенка и их рекомендованных объемах. К году малыш должен иметь 4-5 полноценных кормления «взрослой пищей». В год желательно продолжать кормить грудью и (или) давать смесь по возрасту ребенка. А вот цельное коровье молоко давать уже после 1,5-2 лет, если есть возможность обеспечить ребенка своим молоком и (или) смесью.

Часто смешанное и искусственное вскармливание детей приносит проблемы в виде нерегулярного стула у детей. Причиной этого является как неподходящая смесь, так и нарушения в режиме питания ребенка и низкое количество поступающей в организм жидкости.

Нормальным считается стул ребенка на смешанном типе питания мягкой консистенции. Опорожнение кишечника ребенку не должно доставлять дискомфорта. Если стул отсутствует в течение 1-2 дней, но потом ребенок все же какает, причем мягко и безболезненно - это не запор.

Если же вскармливание смешанное, но видно, что ребенок плохо какает действительно. Ему больно, кал в виде шариков, так называемый овечий. Нужно ему помочь. Совсем маленьким детям дают сироп лактулозы ежедневно, до нормализации стула. Но если ребенок не какал уже 2-3 дня, то сначала следует помочь ему опорожнить кишечник с помощью механических средств - глицериновой свечи или клизмочки. А на следующий день, с утра, уже дать сироп лактулозы в небольшой дозировке.

Когда у ребенка старше 6 месяцев возникает запор при смешанном вскармливании , имеет смысл пересмотреть его рацион питания. Возможно немного уменьшить количество съедаемой каши, и, наоборот, увеличить количество овощей. Обязательно добавлять в овощное пюре 0,5-1 чайную ложечку подсолнечного или оливкового масла.

). Переваривание и усвоение грудного молока происходит с наименьшей затратой энергии. После родов мать и ребенок нуждаются в отдыхе, поэтому первое кормление проводят через 6-8, максимум через 12 час. В первые трое суток ребенок высасывает 5-35 мл молозива за одно кормление, к 7-му дню - до 70 мл.

С первых дней мать должна точно выполнять правила вскармливания грудью: 1) прикладывать ребенка каждые 3-3,5 часа попеременно к каждой груди, ночной перерыв 6-6,5 час; если наступил час кормления, а ребенок продолжает спать, то через 15-20 мин. днем его надо разбудить, ночью будить не следует; 2) перед прикладыванием к груди вымыть руки, обмыть сосок ватой, смоченной кипяченой водой; 3) чтобы ребенок мог дышать носом во время кормления, пальцем отдавливать грудь; 4) держать у груди ребенка не более 20 минут, не давая ему засыпать, но допуская короткие остановки для отдыха; 5) после кормления сцеживать оставшееся молоко. Этим правилам мать следует обучить в , и она должна соблюдать их в течение всего периода кормления грудью. Нарушение правил может повести к снижению количества молока у матери и преждевременному переводу ребенка на искусственное вскармливание.

Суточное количество грудного молока, необходимое для ребенка, определяют следующими способами.
1. Для детей первой недели жизни по формуле nх70 (при весе ниже 3200 г) или nх80 (при весе выше 3200 г), где n - число кормлений.

2. В возрасте 2 месяцев ребенок должен получать 800 мл в сутки; если ребенку меньше 2 месяцев, он получает на каждую неделю жизни на 50 мл меньше, а если больше, то на 50 мл больше на каждый месяц жизни. 3. Дети от 2 недель до 2 месяцев должны получать в сутки пищу в количестве, равном 1/5 части веса их тела; от 2 до 4 месяцев - 1/6; от 4 до 6 месяцев - 1/7. Однако количество пищи не должно превышать 1000 мл в сутки.

Число кормлений в сутки связано с режимом дня и зависит от возраста ребенка. В родильном доме здорового доношенного ребенка кормят 7 раз с трехчасовыми промежутками днем и шестичасовым ночью; такой ритм сохраняют до 3 месяцев. До 5 месяцев ребенка кормят 6 раз с дневными промежутками в 3,5 часа и ночным в 6,5 часов. От 5 месяцев до 1 года (1 год 2 месяца) ребенка кормят каждые 4 часа 5 раз в день с ночным промежутком в 8 часов.

Противопоказаниями к кормлению грудью могут быть только тяжелое состояние матери или болезни матери, при которых возможно заражение ребенка (например, открытая форма туберкулеза легких). Мать, больная сифилисом, должна кормить своего ребенка, если только заражение произошло не в последний месяц и у ребенка нет никаких проявлений этой болезни. Тяжелые психические заболевания, эндокринные расстройства, декомпенсированный , тяжелые заболевания , являются противопоказанием для кормления грудью. Острые инфекции у матери не всегда являются препятствием к кормлению (исключение могут составить болезнь Боткина, и другие заболевания, сопровождающиеся бактериемией и вирусемией).

Затруднения, связанные с врожденными аномалиями развития сосательного аппарата ребенка (незаращение или и пр.) и измененной формой сосков у матери, преодолеваются технически благодаря использованию стеклянной накладки с резиновой соской. Резкая болезненность при трещинах сосков снижает временно лактацию, но, если нет мастита, кормление следует продолжать. Детей слабых, «ленивых» сосунов следует докармливать сцеженным молоком с ложечки. При недостаточной прибавке веса следует проверить количество высасываемого молока взвешиванием; если при этом окажется, что количество молока недостаточно, то со 2-4-й недели жизни ребенку добавляют 1 раз в день 1-2 чайн. л. творога (лучше всего из кефира), растертого с грудным молоком, для повышения количества белка в пище.

При рациональном питании кормящей матери и достаточном количестве молока все потребности ребенка покрываются грудным молоком. Для и анемии со 2-го месяца дают с целью введения витаминов и минеральных веществ, которых мало в грудном молоке. Приготовляют соки непосредственно перед кормлением, за исключением соков облепихи и черной смородины, которые можно заготовлять впрок даже в домашней обстановке. Давать соки нужно осторожно, начиная с 5-10 капель и постепенно доводя за несколько дней до 5-6 чайн. л. в день. Если сок вызывает у ребенка диспептические явления, нужно развести его 10-20 мл кипяченой воды непосредственно перед приемом. По тем же показаниям с 3-го месяца назначают пюре из сырых овощей и фруктов (яблоки, морковь, бананы), начиная с 1-2 чайн. л. и постепенно доводя до 50 г (10 чайн. л.). Лучше давать в течение дня различные соки и пюре.

Прикорм . С 4-5-го месяца даже при достаточном количестве грудного молока у матери ребенку необходимо ввести прикорм, который не является заменой молока (т. е. докормом), но содержит новые виды белка и , больше минеральных солей, чем в грудном молоке. Любой вид прикорма следует давать перед кормлением грудью, когда ребенок испытывает сильный , потому что всякая новая и особенно более густая пища нередко вызывает протест ребенка. Выгоднее первым прикормом давать овощное пюре, более богатое минеральными веществами, чем каша; если же начать с жидкой и сладкой каши, то потом некоторые дети упорно отказываются от несладкого овощного пюре. Для приготовления пюре лучше брать разнообразные овощи (картофель, морковь, брюкву) и варить их в капустном отваре. Вначале пюре разводят до консистенции сливок отваром овощей, а затем молоком; когда порция будет доведена до 100 г, в пюре добавляют 3 г сливочного масла. После 6 месяцев можно пользоваться консервированными овощами - пюре из кабачков, зеленого горошка и пр., выпускаемыми специально для детей. Своевременное введение овощного пюре особенно важно для «угрожаемых» по рахиту детей - , из двоен, бурно прибавляющих в весе, а также с . В 5-5,5 месяцев вторым прикормом будет каша, лучше из крупяной муки - гречневой, овсяной или смешанной.

Любой вид прикорма начинают давать с 3-5 чайн. л. и за 6-7 дней доводят до 150 г; затем вместо грудного молока добавляют 50 г фруктового или ягодного киселя или яблочного пюре. После замены двух грудных кормлений блюдами прикорма добавляют 30-50 г творога для покрытия возрастающей потребности в белке. В 6 месяцев, а по показаниям (недоношенным, больным рахитом и анемией) и в 4-5 месяцев, вводят в пищу яичный желток, сваренный вкрутую и растертый с молоком, начиная с 1/4 и доводя до 1/2 желтка через день. Если у ребенка плохой , в 7 месяцев можно давать мясной бульон - 50-70 лед, к 1 году - 100 мл. В 8-9 месяцев назначают мясной фарш или протертую вареную телячью по 5-20 г; последняя особенно показана при анемии, когда ее можно назначать даже несколько раньше. Мясные блюда чередуют с желтком. С 9-10 месяцев, когда у ребенка 4 зуба, можно давать мясные или рыбные фрикадельки и паровые котлеты.

К 9-10 месяцам число грудных кормлений сокращают до двух - утром и на ночь. После этого ребенок может быть отнят от груди без затруднений - грудные кормления заменяют 180-200 мл цельного молока или кефира с 5% сахара. Противопоказанием для отнятия от груди являются острые заболевания ребенка в период разгара и выздоровления, предстоящая или только что произведенная предохранительная прививка, контакт ребенка с инфекционными больными, жаркое время года или поступление в ясли.

Естественное вскармливание обеспечивает не только правильное развитие ребенка, но и повышает сопротивляемость инфекциям. Поэтому борьба за грудное вскармливание начинается еще во время беременности. Будущей матери следует разъяснить значение естественного вскармливания для ребенка. Беременная должна получать полноценное, разнообразное питание, обогащенное витаминами (см. Питание, беременной женщины), чаще бывать на свежем воздухе. В конце беременности женщина должна ежедневно обмывать грудь, осторожно массировать, вытягивать соски, если они плоские. Кормящая мать, кроме рационального питания, должна пить дополнительно , воду с , но не молоко, которое снижает аппетит. В режим кормящей входят ежедневная прогулка и не менее 7 часов в сутки.

Если при соблюдении режима вскармливания у здорового ребенка вес нарастает все же неудовлетворительно, необходимо проверить количество высасываемого молока путем повторных взвешиваний до и после кормления. Если суточное количество молока недостаточно, надо проверить, не остается ли оно в груди после кормления; в таких случаях молоко надо сцедить и докормить ребенка с ложечки. ребенка клинически выражается сохранением веса на одном уровне или даже его падением, скудным зеленым стулом и редкими мочеиспусканиями.

Недостаток молока может быть обусловлен иногда психогенными причинами: нежеланием кормить грудью или боязнью нехватки молока. В этих случаях авторитетные указания медработника могут иметь решающее значение.

Определив взвешиванием фактический недостаток молока, приходится назначать докорм. В первые недели жизни детям ослабленным, с неустойчивым стулом и в жаркое время года желательно дать сцеженное донорское молоко, хотя оно и не равноценно материнскому. Донорское молоко не более 1/3 суточного количества в течение нескольких недель дает хорошие результаты; при большем дефиците приходится переходить на смешанное вскармливание. Перевод ребенка на смешанное вскармливание должен происходить постепенно - в течение не менее 7-10 дней. Для этого вида вскармливания (как и для искусственного) обычно применяют коровье молоко. Переваривание и усвоение чужого молока для ребенка представляет большие трудности. Поэтому, чем младше ребенок, тем больше необходимо изменить коровье молоко путем предварительной обработки. Выгоднее применять кислые смеси (ферментативно сквашенные) - кефир, ацидофильное молоко и пр., так как в них первая фаза переваривания белка - створаживание - происходит до поступления в . Для уменьшения количества трудно перевариваемого белка () коровьего молока его разводят 5-8% раствором круп - гречневой, овсяной или риса. Степень разведения определяется возрастом ребенка, его состоянием, особенностями стула и т. д. Молоко в половинном разведении, так называемая смесь Б, назначают ребенку лишь в первые 2 недели, жизни, после чего переходят на смесь В, содержащую 2/3 молока. После 2 недель смесь Б может являться лишь переходной смесью, если ребенка приходится переводить на искусственное вскармливание; в этих случаях его постепенно переводят на смесь В, а после 3 месяцев - на цельный кефир.

При невозможности получать или хранить свежее молоко, особенно в жаркое время года, могут быть использованы выпускаемые пищевой или молочной промышленностью сухие молочные смеси (см.). При употреблении сухих смесей необходимо следить за своевременным и достаточным введением витаминов.

При смешанном вскармливании правила введения и окорма отличаются от прикорма при естественном вскармливании: для сохранения молока в груди матери докорм молочной смесью следует давать после кормления грудью. Если количество докорма составляет 1/2 суточного рациона или более, прикладывать к груди нужно не реже 3-4 раз в сутки, иначе у матери может пропасть молоко.

Искусственное вскармливание основано на тех же принципах, что и смешанное, тем более что переход к искусственному вскармливанию происходит обычно после некоторого периода смешанного. Резкий переход от естественного к искусственному вскармливанию наблюдается в случаях внезапного заболевания или смерти матери. За основу можно брать определенные схемы искусственного вскармливания, но оно должно быть всегда индивидуальным. Калорийность пищи при искусственном вскармливании должна быть выше на 12-15%, чем при грудном; однако в самом начале лучше немного недокормить, чем сразу перекормить ребенка, так как может возникнуть диспепсия. В дальнейшем постепенно следует повышать калорийность пищи, главным образом за счет увеличения ее концентрации, а не объема. При искусственном вскармливании правильный и соответствующий возрасту режим ребенка приобретает неизмеримо большее значение, чем при грудном, так как при недочетах в этом отношении резко снижаются процессы переваривания и усвоения пищи. Не менее важно самое тщательное, систематическое наблюдение за нарастанием веса, аппетитом, стулом и поведением ребенка. Как при смешанном, так особенно при искусственном, вскармливании витамины необходимо вводить в большем количестве, чем при грудном. Суточное количество пищи, частота кормления и сроки введения блюд прикорма при смешанном и искусственном вскармливании такие же, как при естественном.