Функции семьи и их значение. Функции семьи

Семья - ключевой институт в жизни человека. Она влияет на формирование ребенка, дает поддержку и опору во взрослом возрасте. Опишем в статье основные функции семьи.

1. Репродуктивная функция семьи.

Данная функция решает две основные задачи: индивидуальную - удовлетворение потребности семьи в ребенке и общественную — биологическое воспроизводство населения. Репродуктивная функция базируется на удовлетворении потребностей супругов в сексе.

В связи с повсеместным снижением рождаемости, возникает вопрос: какое количество детей необходимо иметь семье для нормального гармоничного существования. Социологи отмечают, что семья должна иметь троих детей для воспроизводства, но наши с вами современники думают в основном иначе. Интересен тот факт, что из всех детенышей, человеческий - наименее самостоятелен, для того, чтобы стать взрослым, ему необходимо пройти длинный путь.

Отметим, что данная функция также связана с поддержанием здоровья общества. Одной из задач перед семьёй становится предотвращения воспроизводства в новых поколениях людей разного рода биологических аномалий.

2. Хозяйственно-бытовая функция семьи.

Эта функция семьи отвечает за поддержание здоровья партнеров и детей в семье, уход за престарелыми родственниками и младенцами, ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи, поддержания красоты и порядка в доме, покупка новых вещей, одежды, бытовой техники.

Реализация этой функции серьезное влияние оказывает на психологический климат внутри дома, включающий источники и количество семейных доходов, и распределение домашнего труда между родственниками и отношения между родителями и детьми.

3. Воспитательная функция семьи.

Имеет огромное влияние, как на подрастающее поколение, так и на взрослых людей. Отметим 3 аспекта, характеризующих данную функцию:

  • Воспитание личности ребенка. Главное, что родители могут передать своим детям - это любовь. Вместе с ней детьми активно впитывается накопленный социальный опыт, развиваются способности и интересы, характерные именно для этого ребенка. Помимо семьи, на жизнь маленького человека также влияет и общество. Но семейное влияние оказывает более сильное воздействие, оно более эмоционально, в связи с тем, что «проводником» является любовь к детям со стороны родителей, вызывающая ответные чувства у детей.
  • Развитие личности каждого члена семьи на протяжении всей его жизни.
  • Самовоспитание родителей, связанное в первую очередь, с постоянным влиянием детей на их жизнь.

4. Досуговая функция семьи.

Эта функция удовлетворяет потребности каждого элемента семьи в организации свободного времени. Если семья счастливая, в ней происходит взаимообогащение интересов детей и супругов, деятельность носит, как правило, развивающий характер. В качестве примеров из жизни можно привести чтение, посещение театра, кино, библиотеки, просмотр телепередач, спорт, туризм, семейные праздники.

Досуговая функция улучшает состояние здоровья членов семьи и способствует быстрому восстановлению сил.

5. Экономическая функция семьи.

К экономической функции относится обеспечение материальных условий жизни семьи, обеспечение своих родных средствами к существованию. Таким образом укрепляются связи между членами семьи, материально поддерживаются нетрудоспособные и несовершеннолетние члены. Нередко ведется бюджет, а также организуются и планируются покупки и приобретения товаров в дом.

6. Эмоциональная функция семьи.

Удовлетворение потребностей каждого члена семьи в любви, тепле и взаимопонимании, психологической защите. Отсутствие внутри семьи поддержки приводит к агрессиям, срывам, депрессиям как внутри самой семьи, так и в обществе. Сохранение психического здоровья - важнейшая задача эмоциональной функции семьи.

7. Духовно-психотерапевтическая функция семьи.

Данная функция призвана духовно взаимообогащать каждого из членов ячейки общества. Прививаются морально-нравственные и этические нормы поведения в обществе. Кроме того, психотерапевтическая функция обеспечивает потребности каждого из родственников в понимании, признании, уважении, эмоциональной поддержке.

8. Социально-эротическая функция семьи.

Социально-эротическая функция включает в себя удовлетворение сексуальных потребностей партнеров. Основных задачи две - получение удовольствия от занятий сексом и обеспечение воспроизводства общества. Таким образом, семья перерастает в род, а затем и в поколение и династию.

9. Защитная функция семьи.

Если ребенка обидел хулиган на улице, отец идет и разбирается, либо с этим хулиганом, либо с его родителями. Это и есть проявление защитной функции семьи. Как правило, если раздражитель - внешний, вину или стыд одного родственника разделяют все члены семьи. Кроме этого, защита может быть экономической и психологической.

10. Семейная функция Объединения усилий.

Каждая потребность из вышеперечисленных может быть удовлетворена человеком и без семьи, но только семья позволяет объединить все функции. Если семья - правильная, она дает комплексное и надежное обеспечение всех потребностей человека.

Таким образом, для того, чтобы создать счастливую семью, необходимо понять, какие функции вы реализуете самостоятельно настолько избыточно что готовы легко делиться результатами с близкими. Разобраться и с тем, что вам нужно от семьи, какие из вышеперечисленных функций вы самостоятельно реализовать не можете. Это и будет тем важным, что вы будете получать от своих родственников. Совокупность этих двух компонентов и определяет выбор соответствующего спутника жизни и формирует семью.

Описанные выше функции — это не исчерпывающее описание того, что происходит в семье, а обобщение опыта психологических консультаций и может случится, так что нужное лично Вам тут не описано. Задайте вопрос психологу онлайн через форму обратной связи. Но если вы не уверенны в выборе супруга лучше ещё раз подумать или обратиться за помощью, записаться на консультацию психолога.

Функции семьи

контрольная работа

1.2 Функции семьи и их взаимосвязь

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта;

выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально- психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи.

Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал.

Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития.

На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др.

Вывод: исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная -- в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая -- включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная -- (лат. regeneratio -- возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; Шнейдер Л.Б. Функционально-Ролевая структура семейных отношений // Психология семейных отношений. Курс лекций -- М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. -- С. 132-133. Вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь -- только своему, родному

г) образовательно-воспитательная -- (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. : Сб.. --Изд-во Речь, 2007. -- № 3. -- С. 58--68. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля -- моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

е) рекреативная -- (лат. recreatio -- восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения -- развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная -- предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая -- позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная -- психотерапевтическая функция. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. : Сб.. --Изд-во Речь, 2007. -- № 3. -- С. 58--68. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей

Институт семьи. Прошлое и будущее

Некоторые исследователи считают, что возникновение альтернативных форм брачно-семейных отношений сигнализируют о кризисе традиционной, нуклеарной семьи. Мы не стали бы утверждать это столь категорично...

Особенности организации семейного досуга

Функции семьи - это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная...

Семья -- один из наиболее древних социальных инсти-тутов: она возникла в недрах первобытного общества зна-чительно раньше классов, наций и государств...

Профилактика раннего материнства и ранего брака

Основное назначение семьи -- удовлетворение общест-венных, групповых и индивидуальных потребностей. Яв-ляясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспро-изводстве населения...

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

Говоря о функциях семьи, можно выделить функции: общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье...

Семья в системе воспитания и социализации личности

Основное назначение семьи -- удовлетворение общест-венных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения...

Семья как основной фактор социализации личности

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества...

Под семьёй, существующей в течение длительного промежутка времени, нужно понимать такую целостность, которая делится и восстанавливается в каждом поколении, не нарушая преемственности...

Семья как социальный институт

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества...

Социально-психологические аспекты семейной жизни моряков-подводников

Семья, как общественное явление выполняет две группы функций: · Социальные - то есть функции, возлагаемые на нее обществом; · Психологические, то есть функции в том виде, в котором их воспринимают члены семьи. Р.Р. Калинина в своих работах...

Социально-экономические проблемы современной семьи

Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семьи...

Социология семьи и брака

Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются...

Стили семейного воспитания как условие социализации ребёнка

На основе понимания семьи сложилось представление о функциях семьи, основные из них таковы: · функция общения...

Технология социальной работы с семьей

Американский ученый Абрахам Маслоу, структурируя потребности человека, делил их на Цит. по Переверзева О. В. Семья как социальный институт // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. -2011.- № 4.- С. 106...

Понятие семьи остается неизменным на протяжении многих лет. Ведь это первичная ячейка общества и место, где из малыша вырастает полноценная личность. Главная функция семьи - это подготовка ребенка к жизни в социуме. При этом он должен самостоятельно научиться преодолевать все трудности и быть готовым к любым жизненным реалиям, а они, как известно, бывают достаточно суровы.

Понятие семьи в современном обществе

Семья - это первичная ячейка общества, которая имеет право на развитие и функционирование по собственным законам. Она очень сильно зависит от социума, подчиняется политическим и экономическим программам, которые проводит государство, а также подвержена влиянию религии и принятым этическим нормам. В то же время, семья является независимой малой группой и обладает не только самостоятельностью, но в некотором смысле неприкосновенностью. Ядром семьи является брак. Супружеская пара самостоятельно определяет вектор развития ведь многое зависит от мотивов и целей людей, которые решили скрепить свои отношения официальным союзом. Однако, существует множество людей, которые не только ведут совместное хозяйство, но и имеют общих детей, при этом их отношения официально не зарегистрированы. Таким образом, современная семья - это не просто юридическая формальность, это общность людей, объединенных родительскими и родственными узами. Первоочередная задача семьи - выполнение определенных функций, которые обеспечивают жизнедеятельность общества и внедряют в социум новые адаптированные единицы. Считается, что главные функции семьи в обществе - это репродуктивная, хозяйственно-экономическая, воспитательная и рекреационная. Остальные не являются основополагающими, но от этого они не становятся менее важными. А теперь, остановимся на каждой подробнее.

Репродуктивная функция: воспроизведение себе подобных

Воспроизведение себе подобных - это главная цель любой ячейки общества. Если рассматривать 4 главные функции семьи, то репродуктивная будет самой важной и значительной. Если люди прекратят размножаться, то населению грозит старение, а в последующем и вымирание. Чтобы поддерживать необходимое количество людей, каждая семья должна воспитать и вырастить хотя-бы два ребенка, а для роста популяции необходимо иметь как минимум трех. К сожалению, в современном мире семьи испытывают на себе влияние экономических и политических проблем, а это не сильно мотивирует на рождение потомства. Недостаток средств, невозможность удовлетворить свои естественные потребности - все это заставляет людей отказываться от идеи вступить в брак и завести детей. Даже бесконтрольная рождаемость в странах третьего мира не спасает ситуацию, ведь нищета, голод и прочие трудности не позволяют вырастить полноценных членов общества, да и многие дети умирают еще в младшем возрасте из-за низкого уровня медицины и жизни в целом. Однако и в развитых странах рождаемость не растет высокими темпами, менталитет людей очень сильно изменился и пары не спешат с рождением детей. Молодежь хочет получать образование, строить карьеру и просто наслаждаться свободной жизнью без обязательств и семейной рутины. Естественно, все это не лучшим образом сказывается на демографической ситуации в мире.

Воспитание - главный инструмент формирования личности

Воспитание - это незаменимый кирпичик в "фундаменте" личности любого человека. Если говорить кратко, главная функция семьи - это именно привитие ребенку определенного арсенала качеств. Ведь этот процесс нельзя ничем заменить, обратить вспять или наверстать упущенное в старшем возрасте. Минусом является то, что в современном мире постепенно угасает. Дети все чаще предоставлены сами себе или влиянию внешних факторов. Это связано с равноправием мужчин и женщин. Мать больше не может в полной мере выполнять свое целевое предназначение - рождение и воспитание детей, так как она зарабатывает деньги и везет хозяйство наравне с мужчиной. Дети от этого очень страдают, ведь они не получают должного родительского внимания и восполняют образовавшийся дефицит другими видами общения, причем не всегда безопасными и полезными для их психики. Однако, не будем забывать о том, что именно в семье ребенок познает способы общения и межличностного взаимодействия, а потому эта функция все также важна и актуальна.

Основы жизнедеятельности: хозяйственно-бытовая функция семьи

Главной функцией социального института семьи является подготовка полноправного члена общества к самостоятельной жизни. Это предполагает, что человек должен обладать определенными навыками самоорганизации и самообслуживания. А где этому научиться как не в семье? Еще с самого раннего возраста мы постепенно приучаем ребенка к самостоятельности: сначала он осваивает умение есть без посторонней помощи, позже учится пользоваться туалетом, затем постепенно приобщается к ритму жизни семьи. Вовлечение детей в повседневные заботы происходит за счет распределения обязанностей между членами семьи. Так малыши начинают понимать, что жизнь - это череда вечно повторяющихся событий и действий, которые человек вынужден выполнять изо дня на день. Если семья в полной мере реализует эту немаловажную функцию, то ребенок научится содержать себя и свое жилище чистоте, будет правильно подбирать одежду и обувь, сможет приготовить еду и захочет работать для улучшения своих жилищных условий.

первое знакомство с деньгами

Продолжаем рассматривать главные функции семьи и их характеристики. Некоторые социологи объединяют хозяйственно-бытовую и экономическую функции, но большинство ученых считает, что эти два понятия стоит рассматривать отдельно, особенно в условиях современного мира. К сожалению, деньги полностью поработили мир. Все настолько серьезно, что даже стабильность и нормальный климат в семье определяются уровнем ее дохода. Дети начинают понимать ценность денег очень рано и быстро приобщаются к финансовым вопросам. Задачи родителей - познакомить ребенка методами и способами зарабатывания денег, а также научить вести бюджет и контролировать свои личные финансовые потоки. Нужно прививать детям бережное отношение к деньгам, но не возводить это в культ. Ведь мы живем в эпоху потребления и алчность многих людей просто не знает границ.

Семья - это место в которое хочется возвращаться снова и снова

Еще одна главная функция семьи в воспитании полноценной и развитой личности - рекреационная или восстановительная. Характер отношений с близкими людьми очень сильно влияет на общий эмоциональный фон и даже, уверенность в себе и своих силах. Если климат в семье напряженный, то человек испытывает дискомфорт и чувство тревоги. У него пропадает желание возвращаться домой, так как он опасается очередных разборок и скандалов на пустом месте. По мнению американских ученых, благоприятная обстановка в семье может существенно изменить жизнь человека в лучшую сторону. Заручившись поддержкой родных, можно добиться успеха в карьере или учебе, а также с легкостью переносить все тяжбы судьбы. Именно поэтому, каждый несет ответственность за психологическое состояние и уровень жизненных сил своих родных.

Развитие навыков общения и коммуникации

Одной из главных общественных функций семьи является развитие коммуникативных навыков. Не секрет, что первыми собеседниками малыша становятся родители, именно они учат его говорить и понимать других людей. Общение - важный элемент социального взаимодействия. Если личность в полной мере не освоила этот навык, то ей будет довольно сложно адаптироваться в обществе. Считается, что чем больше семья, тем быстрее ребенок учится говорить, и тем проще ему в дальнейшем общаться со сверстниками. Круг общения очень сильно сказывается на коммуникативных навыках детей, многие из них перенимают разговорный стиль родителей и активно используют его в повседневной жизни. Важно понимать, что на семье лежит большая ответственность, ведь ребенок войдет во взрослую жизнь только с тем багажом знаний и навыков, который обеспечат ему родители.

Основы формирования сексуальности будущей личности

Не менее значимая, а порой и главная функция семьи в воспитании будущего члена общества заключается в формировании его сексуальных взглядов. Вы удивитесь, но характерные черты этой стороны личности закладываются в самом неосознанном возрасте, когда ребенок еще очень далек от понимания таких вещей. Об этом подробно говорится в трудах великого Фрейда, а формированию сексуальности в детском возрасте он посвятил немало книг. Но родителям не стоит на этом зацикливаться, главное не травмировать психику ребенка разговорами о том, к чему он еще морально не готов. Информация должна выдаваться своевременно и очень дозировано. Кроме того, постарайтесь оградить чадо от Интернета, ведь на его просторах много непотребного контента, который способен исказить представления неокрепшей личности о приемлемых нормах сексуальности.

Семья - как способ удовлетворения духовных и эмоциональных потребностей

Исследования психологов и социологов свидетельствуют о том, что люди лишенные тепла, ласки и заботы в детском возрасте, чаще других подвержены различным соматическим заболеваниям, психическим отклонениям и, вообще, пребывают в нестабильном психологическом состоянии. Любовь близких - это необходимый элемент существования человека, залог его оптимистичного настроя и гармоничного психоэмоционального развития. Потребность в общении с близкими особенно возрастает в период трудностей, когда человек вынужден справляться с негативным влиянием социума и окружающей среды. На тот момент главная функция семьи заключается в своевременной поддержке и помощи. Ведь пострадавший все воспринимает в серых красках, весь мир ему кажется враждебным, и только родные и близкие люди могут стать настоящей опорой и помочь преодолеть все трудности сообща.

Поэтапная социализация: сначала семья - потом общество

Не стоит забывать о том,что главная функция семьи как социального института - внедрение полноценных личностей в общество. А значит, каждый ребенок должен пройти нелегкий путь социализации еще в самом начале своего жизненного пути. Именно в семье дети приобщаются к культуре, науке, хобби и увлечениям, формируют индивидуальный эстетический вкус, встают на путь спорта и здоровья, или, напротив, деградируют еще с малого возраста. Образ жизни родителей и ближайшего окружения очень сильно влияет на вектор развития личности ребенка, ведь еще в детстве он определяется со своими жизненными приоритетами и будущей профессией.

К чему приводит нарушение функций семьи

К сожалению, не каждая ячейка общества может в полной мере осуществить свои главные функции. Семьи подвергаются воздействию огромного количества внешних факторов, и зачастую просто не способны исполнить свою первоочередную задачу. Это может зависеть от политического устройства страны, религиозных убеждений, а также элементарной безграмотности и неопытности членов семьи. Некоторые воспитательные моменты могут быть упущены или грубо нарушены, а это негативно сказывается на общем развитии будущей личности.

Типы семейных отношений, определяющих ее функциональность

Характер семейных отношений во многом определяет специфику главных функции семьи. Формы и типы межличностного взаимодействия между супругами будут либо негативно, либо благоприятно сказываться на развитии ребенка. Рассмотрим шкалу семейных отношений:

  • Доминирование. Полное игнорирование потребностей других членов семьи и открытое использование методов давления и манипуляций (от навязывания своих интересов до насилия).
  • Манипуляция. Попытки достичь желаемого всеми доступными способами, но под прикрытием "добрых" мотивов.
  • Соперничество. Постоянная конфронтация супругов и попытки "перетянуть одеяло на себя".
  • Партнерство. Члены семь приходят к соглашению и ведут дружественную политику до тех пор, пока не будут задеты чьи-то интересы.
  • Содружество. Семейные отношения строятся на понимании, доверии и любви.

Чем благоприятнее обстановка, тем больше вероятности того, что главные функции семи будут реализованы в полной мере. Но не стоит забывать о том, что каждая ячейка общества имеет право на собственную политику воспитания потомства.

Социальные функции семьи имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменениемкакмасштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка.

2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию , семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.


5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности . Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры. Эта функция тесно связана с естественной и социальной сущностью семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними.

7) Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество се­мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин­формации (телевидение, радио, периодическая печать), с ли­тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об­ъединения.

8) Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга. Досуговая функция ориентированна на оптимизацию организации свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий характер.

9) Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Основное назначение семьи - удовлетворение определенных потребностей. Можно ли это утверждение считать правильным? Выслушав учащихся, учитель резюмирует: да, в конечном счете это так и есть. Семья удовлетворяет общественные, групповые и индивидуальные потребности. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе в воспроизводстве населения. В то же время семья, естественно, удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, т. е. в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но ив качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научно-культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».

В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание. Сколько современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии на страницах газет, журналов. Их ведут социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал актуальным?

Причин здесь много. Они непросты, взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в нашей стране был повсеместно распространен тип многодетной семьи. В настоящее время сложилась другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей. Почему это произошло? Хорошо это или плохо?

Среди причин появления такой ситуации называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост материального благосостояния и культуры людей, взрыв потребностей - все это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения членов семьи: они стали более нравственными, более сложными и тонкими психологически. Изменился взгляд на детей: их хорошо одевают, стараются дать всестороннее развитие. Каждая семья стремится иметь благоустроенный дом или квартиру, хорошую обстановку.

Однако главная причина в другом: вместе с научно-технической революцией произошла и так называемая вторая демографическая революция. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. Смерть ребенка иногда объяснялась так: «Бог дал - бог взял. Бог еще даст…» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5-7 детей, а теперь достаточно 2-3. Так что суть второй демографической революции состоит в том, что вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы. Такое планирование многие родители уже фактически осуществляют, хотя и не задумываются над этим.

Заметим, что вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семьи . В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Оба эти явления - закономерн ы и не должны вызывать беспокойство. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина - матерью. Подсчитано, что население, состоящее из двухдетных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество очень заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения многих молодых родителей куда более скромные. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

«Из материалов предыдущих уроков вспомните,- обращается учитель к учащимся,- какие меры в этом направлении предпринимает государство». Ответы учащихся можно дополнить данными, содержащимися в статье Ю. Королева «Молодой семье - государственная поддержка» (см.: Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни.- М.: Просвещение, 1986.- С. 10-13). После короткой беседы учитель подчеркивает: мы рассмотрели репродуктивную функцию семьи с точки зрения потребностей общества. Но ведь в необходимости ее осуществления кроются также личностные и общесемейные интересы.

Заложенный от природы инстинкт продолжения рода развивается у человека в потребность иметь детей, растить и воспитывать их. Без удовлетворения этой потребности человек не чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление детей преображает супругов. У них пробуждается родительская любовь и богатая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей. Главные из них: у женщины- материнство, у мужчины - отцовство. Свойства этих удивительных чувств мы подробно рассмотрим на одном из будущих занятий.

А в чем суть общесемейных интересов, связанных с репродуктивной функцией? Они имеют отношения прежде всего к числу детей. Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции . В семье, где один ребенок, все это сильно усложняется. Еще в 1937 г. А. С. Макаренко писал: «Можно, например, решительно утверждать, что воспитание единственного ребенка более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком». Этой проблеме талантливый педагог придавал очень большое значение. В выступлениях перед родителями Антон Семенович несколько раз разъяснял свою позицию. Он настойчиво подчеркивал: «Даже в самых лучших, самых счастливых случаях, даже в руках талантливых и внимательных родителей воспитание единственного ребенка представляет исключительно трудную задачу». По его мнению, причинами такого положения являются следующие обстоятельства:

1. Единственный ребенок становится недопустимым центром человеческой ячейки.

2. Родители единственного ребенка не могут избавиться от вредного центростремительного угодничества. Заботы отца и матери обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в этом случае отличается известной нервозностью.

3. В единственном ребенке заключаются все перспективы родительского счастья, потерять его - значит потерять все. Поэтому единственность ребенка неизбежно приводит к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники.

4. Опасность воспитания одного ребенка в советской семье в последнем счете сводится к потере семьей качества коллектива. А это чревато серьезными последствиями: «Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья».

Вот поэтому в семье, где единственный ребенок, родители «не могут воспитать естественные тормоза для развития индивидуализма», «волей-неволей… воспитывают эгоиста». Немаловажно и следующее. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт любви и дружбы к старшим и младшим братьям и сестрам.

Словом, А. С. Макаренко считал семью с одним ребенком неполной, таящей много педагогических «рифов».

С тех пор прошло немало времени, другими стали родители, дети, претерпела изменения и сама семья. Причем семей с одним ребенком становится все больше и больше. Как это сказывается на уровне успеваемости, трудовой и общественной активности подростков?

В большинстве семей, имеющих одного ребенка, все внимание мать и отец - в некоторых случаях бабушка и дедушка!-уделяют только ему. И чаще всего такой школьник по сравнению со своими сверстниками из семей, имеющих несколько детей, и лучше ухожен, и лучше одет, и лучше накормлен, у него больше игрушек, лучше жилищные и материальные условия. Кому, как не ему, учиться хорошо и отлично? Даже при весьма слабых способностях такой ребенок должен бы учиться в худшем случае удовлетворительно. Но в жизни дело обстоит иначе. Среди неуспевающих подростков немало тех (около 34%), которые являются единственными у родителей.

Единственным в семье подросткам более, чем остальным, присущи такие недостатки, как капризность, обидчивость, невнимание к товарищам, неумение доводить начатое дело до конца, подчиняться (при стремлении подчинить себе других), ценить достоинства другого, отсутствие бережливости и др.

Многие из тех серьезных трудностей воспитания единственного ребенка в семье, на которые так усиленно обращал внимание А. С. Макаренко, существуют и в настоящее время. Поэтому, хотя матери и отцы на воспитание единственного ребенка затрачивают, как правило, очень много усилий, результаты получаются хуже ожидаемых. И это понятно. В семье, где несколько детей, самой жизнью создается коллектив; здесь есть с кого брать пример, есть за кого отвечать, есть наставники и подопечные. Здесь идет активное взаимовоспитание детей, в жизни каждого ребенка естественным образом существуют коллективизм, сопереживание, солидарность, чувства товарищества и дружбы, любовь к брату или сестре.

Можно привести и многие другие данные, которые подтверждают, что в семье, имеющей несколько детей, создается благоприятная обстановка для появления человеческого счастья. Вот почему сами родители должны стремиться иметь несколько детей.

Экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности.

Экономическая функция, как и другие, определяется экономическим базисом общества и его культурой. Суть хозяйственно-экономической деятельности семьи при капитализме составляют накопление частной собственности и передача ее по наследству. Это развивает у людей собственнические инстинкты, которые разрушительно действуют на семью, порождая отчужденность и неприязнь не только между супругами, но и между родителями и детьми. В социалистическом обществе блага распределяются по труду. При этом экономическая деятельность семьи, естественно, не включает в себя накопление частной собственности.

Взрослые члены семьи должны участвовать в общественном производстве, т. е. должны трудиться, и таким образом обеспечить семье материальную основу существования.

Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе «может быть двояким: справедливое распределение хозяйственно-бытового труда в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений и трудовому воспитанию детей; при несправедливом разделении этого труда, когда он взваливается в основном на женщину, муж же выступает в роли «хозяина», а дети -лишь в роли потребителей, такое влияние остается неблагоприятным и ведет к возрастанию в семье разрушающих ее сил». Вот почему в нашем обществе широко развивается сфера обслуживания, оказывающая семье все возрастающую помощь. Этому же способствует оснащение семьи бытовыми машинами и приборами, облегчающими домашний труд.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, т. е. главенства в семье. Как уже отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Отцовские семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко. Правда, появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин, иногда весьма существенных) сосредоточен семейный бюджет, она - основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. Для большинства наших семей характерно равноправие супругов в управлении семьей. Конечно, самый прогрессивный принцип семейного управления - равноправие супругов. При этом равенство супругов должно быть примерным: в тех вопросах, в которых более компетентна жена, ей должно принадлежать первенство, а в ряде других вопросов право решающего голоса может принадлежать мужчине. К этому надо стремиться каждой семье.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - передача ее. взрослыми членами (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) детям накопленного обществом социального опыта: формирование у них научного мировоззрения, политической сознательности, коммунистического отношения к труду; привитие им чувства коллективизма и интернационализма, потребности и умения быть гражданином и хозяином; обогащение их интеллекта и формирование совести; содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Разумеется, влияние семьи на детей в различные периоды их жизни неодинаково. К сожалению, далеко не все взрослые (особенно молодые родители) осознают сущность влияния семьи на детей раннего возраста. А влияние это удивительно по своей важности. В последние годы физиологи, медики и психологи установили, что дети до трех лет особенно предрасположены к воздействию семьи, в первую очередь матери. Именно в первые дни и месяцы жизни у ребенка закладываются исходное доверие или недоверие к миру, возникающие от чувства эмоциональной защищенности или беззащитности, которые неминуемо повлияют на его личность.

Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку всю ту гамму чувств и широчайший круг понятий о жизни, которые дает детям семья. Дело в том, что, как указывал еще выдающийся швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, «материнское чувство, сила отцовского воздействия, семейные добродетели, вся прелесть любви, весь опыт окружающей среды, образование через труд, взаимосвязь всего этого хорошего и его воздействие через узы, объединяющие членов семьи, домашние неприятности и заботы, неизбежные даже в обеспеченных семьях,- все это самой природой установленные основы поистине хорошего воспитания».

Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, «оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание».

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей - устойчивость его результатов. Так, правильное воспитание родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебе, трудовой и общественной деятельности.

В семье ребенку менее, чем в школе, заметны преднамеренные воспитательные воздействия, и он активно проявляет себя в самостоятельной деятельности. Педагогические воздействия родителей на детей почти всегда индивидуальны. У них больше, чем у учителей, возможностей учесть при этом возрастные и индивидуальные особенности детей, включать детей в общественно полезную деятельность.

Семья оказывает сильное влияние на всестороннее развитие детей. При правильном воспитании она особенно успешно прививает детям трудолюбие, дисциплинированность, честность, самостоятельность, бережливость, доброту, готовность оказать помощь, умение сопереживать, ориентироваться в сложной обстановке, реализовать свои способности, вести домашнее хозяйство, беречь природу и т. д. Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера в целом - все это является для подрастающего поколения незаменимой практической школой отцовства и материнства. Очень сильное влияние большинство семей оказывает на профессиональную ориентацию и жизненные планы старших школьников. Но и это еще не все. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом, повзрослев, и в трудовые коллективы. Внутрисемейная обстановка также влияет на все сферы жизни самих родителей.

Незаменимость и важность семейного воспитания не умаляет роль общественного воспитания. В социалистическом обществе, где нет противоречий между семьей и государством, семейное и общественное воспитание дополняют одно другое, создавая наилучшие условия для формирования всесторонне развитой личности подрастающего человека.

Основы семейного воспитания детей необходимо знать каждому взрослому человеку. Особенно будущему родителю. На наших занятиях мы будем изучать семейное воспитание более подробно и обстоятельно.

В последние годы социологи все чаще выделяют коммуникативную функцию семьи. Молено назвать следующие компоненты этой функции: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия.

Раскрытие этого вопроса можно начать с краткой беседы. «Вспомните,- обращается учитель к классу,- что такое общение? Каковы основные черты общения близких людей?» Обобщая ответы учащихся, учитель подчеркивает, что внутрисемейное общение оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи.

В семьях, где круг общения узок и его содержание однообразно, обедняется духовная жизнь, снижаются возможности воспитания. Довольно многие супруги недооценивают влияние общения на формирование детей, на развитие их интеллекта и эмоциональной сферы. Дело в том, что процесс этот очень сложен и распознать результаты его влияния непросто. Нередко на формирование многих личностных качеств различные формы общения влияют косвенно, опосредованно. Можно утверждать, что, например, общение детей с родителями в совместной работе по дому или на огороде влияет на воспитание их трудолюбия. Здесь налицо непосредственное влияние труда и общения. Однако, как установлено исследованиями, это же общение положительно воздействует на развитие у школьников самостоятельности, требовательности к себе, коллективизма, ответственности, заботливости и многих других качеств.

С внутрисемейным общением неразрывно связано общение семьи с окружающей природной средой. Рассмотрим, к примеру, семейные походы и прогулки на природу. Каково их влияние на детей?

В семьях, где регулярно проводятся походы и прогулки на природу, вдвое больше школьников, у которых хорошо развито трудолюбие. Почему? На его развитие прямое положительное влияние оказывают подготовка к походу, выполнение тех или иных обязанностей в самом походе, преодоление трудностей.

Сама ситуация похода во многом моделирует естественную человеческую жизнь, участие в приготовлении пищи, подготовке ночлега, поддержании костра и тому подобные дела помогают ребятам более уверенно чувствовать себя в жизни вообще.

Итак, трудно переоценить значение совместных прогулок и походов для воспитания в детях качеств будущего семьянина. Поход фактически является одной из форм «игр для взрослых», в которые дети включаются наиболее естественным образом. Такие древние семейные ценности и традиции, как поддержание очага, строительство дома, выполнение обязанностей, воспитывающих мужественность и женственность, рыцарское отношение к женщине, получают в походе естественное развитие и в условиях общения с природой легко усваиваются детьми.

Все большее влияние на образ жизни человека оказывают телевидение, радио, кино, периодическая печать. И семья, как упоминалось, должна быть добрым посредником во взаимодействии своих членов с этими средствами массовой информации. Этот важный и интересный вопрос мы разберем подробно, когда будем изучать идейные ценности семьи.

В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом мы условимся понимать внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время - одна из важнейших социальных ценностей. Для советского общества характерно систематическое повышение культурного и нравственно-этического уровня проведения досуга. И это повышает его значение в восстановлении физических и духовных сил человека, во всестороннем развитии личности. Повышению роли досуга также способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между ее членами, планирование труда и отдыха. В целом досуг является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач, слушание радио, чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки в природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок: слишком много времени дети находятся у телевизора, мало бывают на свежем воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени своим детям, ссылаясь на усталость, и т. п. Проблема организации семейного досуга сейчас стала значительно злободневней, чем десять - пятнадцать лет назад. Улучшение жилищных условий населения, телевидение делают для многих школьников «домашний очаг» весьма привлекательным местом для проведения своего свободного времени. И еще одно обстоятельство: в нашей стране стало два выходных дня в неделю. Это также усиливает значение семейного досуга.

Жизнь семьи весьма многогранна. Нами кратко рассмотрены только ее предназначение и основные функции. Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Необходимость семьи обусловлена потребностью человеческого общества в духовном и физическом воспроизводстве самого человека.

Над чем подумать, что обсудить

1. Проанализируйте, как осуществляется коммуникативная функция в вашей семье.

2. Продумайте и, если потребуется, прокомментируйте следующие высказывания А. С. Макаренко:

«Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение» (Книга для родителей,- Соч.- Т. IV.- С. 111).

«Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству» (Там же,-С. 220).

«Родители на глазах у детей должны жить полной радостной жизнью» (Там же,-С. 448).

«Самочувствие родителей является, с моей точки зрения, одним из основных методов воспитания» (Там же.- С. 448).