Философия любви. Какие существуют виды любви? Психология любви и секса. Типы любви и ее болезненнные подобия

На самом деле имеет значение лишь один вид любви

Какие бывают виды любви? Над этим извечным вопросом задумываются все без исключения. Ведь любовь — это самое пьянящее, удивительное и совершенное чувство, которое когда-либо испытывал человек по отношению к другому. Когда мы питаем такие чувства к партнеру, то у нас постоянно присутствует желание быть с ним рядом, окружить его заботой, мы готовы идти на жертвы ради его спокойствия и здоровья. Но в то же время любить — это не значит жертвовать своей независимостью, свободой, своим «я». Любовь — это в первую очередь взаимное уважение и ответственность.

Истинная любовь дается нелегко, познать ее дано не каждому из нас, ведь лишь немногие готовы постоянно работать над тем, чтобы сохранить это глубокое чувство на протяжении долгих лет. Чаще всего мы относимся к любви эгоистично, в первую очередь стремясь удовлетворить собственные желания, совершенно не думая о том, как чувствует себя партнер и готов ли он угождать всем нашим прихотям. И как только появляются трудности и препятствия, мы отказываемся от любви, т. к. просто ленимся работать.

Еще древние философы искали смысл любви. Поиск основного предназначения этого чувства продолжается и по сей день. Считается, что настоящее чувство — это когда любящий человек принимает другого человека таким, какой он есть, с его недостатками, странностями, с его достоинствами и победами. Он разделяет с ним счастье и горе, болезнь и здравие. Видимо, поэтому именно такие слова многие из нас произносят, давая клятву во время женитьбы и замужества.

Любовь — настолько сильное чувство, что способно изменить нас до неузнаваемости. Может быть, именно любовь сделала из обезьяны человека, а вовсе не труд и способность к обучению. Без любви мы не сможем получать истинного удовольствия от жизни, мы будем лишены главных радостей человеческого существования. Человек, который никогда не любил, несчастен, ведь он даже не представляет, какое удивительное чувство он так и не смог испытать за всю свою жизнь. Но к счастью таких мало. Ведь даже если мы не встретили свою вторую половинку, мы любим преданно родителей, друзей, детей, испытываем, в конце концов, влюбленность, которая является хоть и лишь отголоском настоящей любви, но также способна подарить много положительных эмоций.

У каждого из нас своя любовь. Для кого-то это чувство является источником вдохновения, стимулом для развития творчества. Для других — это страшное чувство, которое разрушает их, действует отрицательно на психологическое состояние, изматывает и не приносит радость. Чаще всего здесь имеется в виду безответная любовь. Для третьих — это чувство блаженства, растворение в любимом человеке.

Как понять, любишь ли ты и какой вид любви тебя охватывает сейчас? Главный признак любви — это когда человек с радостью отдает больше, чем получает, при этом не требует ничего взамен. Безусловно, в данном случае имеются в виду духовные вещи, но никак не материальные. То есть, мы отдаем другому человеку всю свою жизнь, свои радости и печали, свои достижения и переживания. Поэтому, нельзя назвать человека любящим, если он требует от другого лишь материальных благ, не нуждаясь во внимании и заботе.

Какие виды любви бывают?

Как мы уже говорили, ответ на вопрос «Что такое любовь» люди искали еще в древности. Древние греки классифицировали любовь на несколько типов. Такие стадии любви актуальны и по сей день. Итак, можно выделить следующие виды любви:

«эрос» — любовь-страсть. На протяжении всей этой стадии в человеке преобладает чувственная сторона, особенно ярко выражено физическое влечение к другому человеку, ревность, жертвенность, когда человек уступает своим принципам и правилам, теряет свое «я» ради любимого;

«филиа» — любовь-дружба. Это совершенно иная стадия любовных отношений. В данном случае двух людей связывают общие интересы, отношение к той или иной ситуации, взаимопонимание и уважение;

«сторге» . Здесь имеется в виду любовь родственников: между мужем и женой, братом и сестрой, родителей и детей и наоборот. Сторге — это спокойная любовь, здесь почти нет места ревности и страданиям, а присутствует лишь нежность и взаимное доверие;

«агапе» — этот вид любви называется «мудрая» любовь. Здесь эмоции отходят на второй план, уступая место разуму. Мы четко видим все недостатки человека, понимаем, через какие сложности придется пройти ради сохранения отношений, но в то же время готовы чем-то пожертвовать ради этого. Возможно, «агапе» — не такая страстная и поэтичная любовь, как «эрос», но зато она самая долговечная.

Что говорят ученые про все эти виды любви?

Оказывается, ученые уже давно знают ответ на вопрос «что такое любовь и какие виды любви бывают». По их мнению, любовь это всего-навсего химия, т. е. биохимические процессы, которые происходят в человеческом организме.

Дело в том, что когда человек влюбляется, его мозг вырабатывает особое вещество — допамин. Оно дарит влюбленному эмоциональный подъем и действует возбуждающе. Вырабатывается это вещество на протяжении 6 месяцев-3 лет. Именно поэтому очень часто супруги после трех лет совместной жизни заявляют, что в их браке больше нет места романтике и острым ощущениям. На самом деле, вернуть былое чувство можно, привнеся в жизнь романтику, чаще бывая вместе в необычных местах, путешествуя и переживая другие интересные события. Глупо пытаться найти другого лишь из-за того, что былая страсть угасла. Ведь это всего лишь химия!

Любовь — это чувство, которое сложно передать словами. И виды любви помогут лишь грубо определить ваше состояние, ведь для каждого из нас любовь своя. И лишь найдя свою настоящую любовь, вы будете по-настоящему счастливы.

Наталья Завьялова, психолог-практик


И.С. Кон выделяет шесть видов любви:
эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером;
гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт. Личность партнера здесь незначима, его роль инструментальна. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний;
любовь-дружбу - спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение. Любовь-дружба основывается на равноправии и уважении друг друга. Здесь существует разумный баланс между стремлением отдать частицу своего Я и суметь принять то, что дает тебе партнер. Последнее выступает не меньшим благом и талантом любви, чем умение отдать;
прагматическую любовь - любовь рассудочную, по расчету, любовь, реализующую модус «иметь». Важную роль в отношениях такой любви играют прагматические ценности (улучшение материальных условий существования, повышение статуса, получение каких-либо выгод, привилегий). Подобные отношения не отличаются глубиной чувств, интенсивностью и содержательностью межличностных контактов. В прагматической любви партнеры являются компаньонами по совместному предприятию и нуждаются друг в друге до тех пор, пока это предприятие является прибыльным. Как только источник благ и привилегий иссякает, отношения прерываются и бывшие партнеры устремляются на поиски более выгодного варианта;
бескорыстную любовь - любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен. Это материнская любовь в лучшем смысле слова. Однако в супружеских отношениях, в отличие от детско-родительских, отношениях потенциально равных партнеров, асимметричная самоотдача может привести к фактическому неравенству и, по сути, к лишению партнера возможности актуализировать себя в роли «дающего», ограничить возможности его личностного роста и саморе-ализации. В таких случаях возникает опасность инвалидизации партнера, обесценивания его возможностей;
любовь-манию - иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается. Для этого вида любви характерна неуверенность, зависимость от поведения объекта влечения. При разочаровании образ партнера в восприятии резко меняется от «идола» до «полного ничтожества».
По мнению Кона, можно говорить о межполовых различиях в предпочтении того или иного вида любви: женщины более склонны к любви- дружбе, бескорыстной любви, а также прагматической, в то время как мужчины больше склонны к эротической и гедонистической любви. Маниакальная любовь является уделом невротической личности, а также часто наблюдается в подростковом и юношеском возрасте в период становления способности любить.
В.В, Столин при анализе эмоциональной связи в супружеских отношениях и А.С. Спиваковская в исследовании отношений детско-родительских исходят из трехкомпонентной структуры чувства любви, позволяющей создать типологию ее видов. Столин указывает, что при описании любви ис-пользуются преимущественно два критерия-дихотомии: «любовь-нена- висть» и «доминирование-подчинение». Однако такой способ описания позволяет выделить лишь три вида любви, далеко не исчерпывающих всего многообразия ее вариантов: гармоничная любовь (любовь-равноправие), «жертвенная любовь» (любовь-подчинение) и «деспотическая любовь» (любовь-доминирование).
Предложенная Столиным и Спиваковской трехмерная модель отношений любви включает три измерения: симпатия/антипатия, уважение/презрение, близость/дальность.
Исходя из предложенной модели можно вывести четыре типа любви (присутствуют отношения симпатии) и восемь типов супружеской позиции (здесь можно видеть как отношения симпатии, так и антипатии). Типы любви включают действенную, отстраненную любовь, любовь по типу действенной жалости и по типу снисходительного отстранения. Действенная любовь характеризуется симпатией, уважением и близостью. В поведении проявляется в общих интересах, интенсивном общении на различные темы, сотрудничестве и совместной деятельности, интимности и подлинной близости отношений. Отстраненная любовь сочетает симпатию и уважение к партнеру с определенной дистанцированностыо. Такое отношение возможно в случае значительной разницы в возрасте, социальном положе-нии, образовании, что предполагает неравенство позиций и определенный разрыв в сфере интересов. Недостаточная близость может быть также обус-ловлена неудовлетворенностью сексуальными отношениями, что находит отражение в переживании чувства утраты любви. Любовь как действенная жалость выступает как симпатия и близость на фоне отсутствия уважения к партнеру. Примером таких отношений может быть мезальянс, объединя-ющий в брачном союзе партнеров с большой социальной и статусной дис-танцией, или отношения в семье алкоголика, где, несмотря на открытое не-уважение к пьющему мужу, супруга относится к нему с симпатией в форме жалости и готова к сохранению семьи во что бы то ни стало. Любовь по ти-пу снисходительного отстранения основывается лишь на симпатии при де-фиците уважения и большой межличностной дистанции. Как правило, это ситуация «разочарования» в супруге (любимом человеке), неудовлетво-ренности сложившимися отношениями. Часто в этом случае отношения строятся по принципу опеки, снисхождения к некомпетентности и неус- пешнос"ти партнера.
Четыре остальных типа супружеских отношений объединяет отсутствие положительной эмоциональной связи. Если в супружеских отношениях сохранена близость, то семейные отношения поддерживаются, но уровень интенсивности конфликтов резко возрастает, они приобретают всеобъемлющий, затяжной, хронический характер. Если близость утрачена, то семья распадается, мера цивилизованности развода супругов в значительной степени определяется сохранением уважения друг к другу.

Узнайте что такое любовь и влюбленность, какие бывают виды любви , чтобы понять себя о отношения с партнером.

Покончить с внутренним конфликтом и не наделать огромных ошибок и глупостей в своей жизни, которые, потом, не исправить, и о которых придется жалеть всю оставшуюся жизнь.

Что такое любовь и влюбленность

Что же такое настоящая любовь? Что является ее сущностью?
Сущность любви – это забота, ответственность, уважение и знание, это чувство, т.е. эмоционально-установочное отношение к кому-либо. Одним из главных признаков любви являются сердечность и привязанность.


Сердечность проявляется в объятиях, ласкании, поцелуях, а привязанность – в устойчивой потребности в общении с данным человеком, в близости с ним. (не путать любовь с невротической привязанностью и любовной зависимостью)

Забота о партнере есть проявление способности отдавать, не связанной, не регламентированной соображениями выгоды и эквивалентности обмена, проявление истинной сути бытийной любви.

Ответственность в любви означает свободу выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче и утверждения себя (Я) в другом (Мы).

Ответственность не означает присвоения права личности принимать решение за другого, даже если этот другой уступает в опыте, мудрости и образованности; не допускает манипулирования партнером во имя достижения, пусть даже самых высоких, целей.

Уважение партнера предполагает признание его права на выбор собственного жизненного пути и своей судьбы, даже если этот выбор представляется необоснованным; веру в то, что партнер способен осуществить ответственный разумный выбор.

Знание позволяет строить отношения любви с учетом потребностей, интересов и стремлений каждого из партнеров. В основе формирования знания лежит процесс децентрации, развития способности увидеть проблему глазами всех его участников, с учетом различных познавательных перспектив, образно говоря, «влезть в шкуру партнера».

Какие бывают виды любви

Виды любви в отношениях
Сексуальная любовь — это отношение между людьми, когда один человек рассматривает другого как близкого, родственного самому себе, отождествляет себя с ним, испытывает потребность в сближении, объединении; отождествляет с ним свои собственные интересы и устремления и, что весьма существенно, добровольно духовно и физически отдает себя другому и стремится взаимно обладать им. Эта любовь врожденная, а с возрастом меняется лишь объект любви (например, с матери на будущую жену).

Эротическая любовь. Это любовь мужчины и женщины. Романтическая любовь. Это проявление нежности, ласк, поцелуев и объятий. И, конечно же половое влечение. Это приобретенная любовь. Т.к. первый опыт любви у каждого человека – это материнская любовь. И, поэтому, чтобы любить и быть любимым в зрелости, надо, чтобы человек был любимым с самого детства.

Интеграция (объединение) сексуального и эротического начала любви обеспечивают гармонию супружеских отношений, а дезинтеграция – приводит к серьезным проблемам.

Первая составляющая любви

Интимность, чувство близости, проявляемое в любовных отношениях . Любящие чувствуют себя связанными друг с другом. Близость имеет несколько проявлений: радость по поводу того, что любимый человек рядом; наличие желания сделать жизнь любимого человека лучше; желание оказать помощь в трудную минуту и надежда на то, что у любимого человека тоже имеется такое желание; обмен мыслями и чувствами; наличие общих интересов. Традиционные способы ухаживания могут помешать близости, если они состоят из одних ритуальных действий и лишены искреннего обмена чувствами. Близость может разрушаться негативными чувствами (раздражением, гневом), возникающими во время ссор по пустякам, а также страхом быть отвергнутым.

Вторая составляющая любви

Страсть. Она приводит к физическому влечению и к сексуальному поведению в отношениях. Хотя половые отношения здесь важны, но они не являются единственным видом потребностей. Сохраняется потребность в самоуважении, потребность получить поддержку в трудную минуту.

Между интимностью и страстью соотношения неоднозначные: иногда близость вызывает страсть, в других случаях страсть предшествует близости. Бывает и так, что страсть не сопровождается близостью, а близость - страстью. Важно при этом не путать влечение к противоположному полу с половым влечением.

Третья составляющая любви

Решение обязательство (ответственность).
Она имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект отражается в решении о том, что конкретный человек любит другого, долговременный аспект - в обязательстве сохранять эту любовь («клятва в любви до гроба»).

Уже в Древней Греции была разработана типология любви: «эрос» - стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность; «филия» - любовь дружба, приязнь одного человека к другому; «сторге» - привязанность, особенно семейная; «агапе» - жертвенная любовь, любовь к ближнему.

В настоящее время разработана более детальная типология сексуальной любви :
1) эрос - страстная любовь увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию;
2) людус - гедонистическая (наслаждение) любовь игра, не отличающаяся глубиной чувства и сравнительно легко допускающая возможность измены;
3) сторге - спокойная, теплая и надежная любовь дружба;
4) прагма - возникает из сочетания людуса и сторге - рассудочная, легко поддающаяся контролю; любовь по расчету;
5) мания - появляется как сочетание эроса и людуса, иррациональная любовь одержимость, для которой типичны неуверенность и зависимость от объекта влечения; (невротическая любовь)
6) агапе - бескорыстная любовь-самоотдача, синтез эроса и сторге.
7) филия — любовь-дружба
Для женщин более характерны сторгические, прагматические и маниакальные проявления любви, а молодым мужчинам более свойственна эротическая и особенно людическая любовь.

Определите ваш вид любви , пройдите тест «Какая бывает любовь»

Чем больший интерес проявляет в паре одного из партнеров к другому, чем более явной становится его стремление к сближению, тесному и постоянному общению, тем больший отпор проявляет второй партнер, тем более явными становятся его стремление к дистанцированию и независимости, попытки уйти от взаимодействия с партнером. И наоборот, чем меньшую заинтересованность в нас обнаруживает партнер, чем более он склонен проявлять интерес к другому, тем острее переживаем мы угрозу разлуки и сепарации (разъединения), тем более настойчивой и бескомпромиссной становится наша борьба за возвращение партнера.

Любовь или влюбленность — модусы любви

Общество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им два модуса любви: любовь как обладание и любовь как бытие.

Первый модус - любовь как обладание - характерен для общества потребления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами («я тебя люблю, а ты мне за это…»), становится предметом купли и продажи. Происходит обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщины - красоту, хозяйственность, плодовитость и т.д.

При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока - получить больше, отдать меньше. Начинается торг, где все взвешивается и оценивается, где продавцы и покупатели пытаются обмануть, «всучить», совершить выгодную сделку.

«Несчастная любовь» у сторонников модуса обладания также интерпретируется в терминах купли-продажи: либо вы «переплатили», либо вам «недодали».

Второй модус - любовь как бытие - творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров.
Это зрелая, гармоничная форма любви.
Тест: Супружеская совместимость
Продуктивная направленность личности в бытийной любви реализуется
в том, что, в отличие от любви-обладания, отношения с партнером здесь строятся преимущественно по принципу «отдавать».

Отдавая себя в дар другому, человек обогащает другую личность и одновременно подтверждает себе и другим ценность собственной жизни. Способность отдавать, актуализировать и выражать себя в значимом отношении есть высшее проявление духовной силы личности, полноты и радости бытия. Э. Фромм подчеркивает, что способность любить формируется лишь при условии отказа личности от философии потребления, от желания эксплуатировать других и преодоления нарциссизма (восхищения собой).

Исключительность любви проявляется во всем: в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений, где нет, и не может быть норм, правил и стандартов.

Любовь выступает как утверждение неповторимости существования другого человека.
Практика любви предполагает дисциплину как требовательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить настоящим, ощущая жизнь в ее каждом мгновении; терпение и труд над обретением мастерства.

Любовь углубляет сознание человека, поскольку в нем возникает нежность к другому человеку как осознание его потребностей, желаний и чувств; слияние с любимым открывает новое бытие личности. Любовь - это переживание своей способности доставлять удовольствие другому, благодаря чему происходит выход личности за пределы своего «Я».
Наконец, в любви формируется способность отдавать и принимать. Если баланс этих двух процессов нарушается, то нарушаются и отношения любви.

Влюбленность в отличие от любви — под этим понятием понимается страсть, страсть в любви. Это состояние «непреодолимого желания соединиться с другим человеком». Отличительным признаком влюбленности от всех других видов эмоциональных отношений является половая страсть.

Что такое влюбленность

Влюбленность является устойчивым эмоциональным состоянием, длящимся от нескольких месяцев до двух лет и обладающим всеми признаками физиологической причины ее проявления. Имеются данные, что влюбленность связана с появлением в крови или повышением содержания некоторых биохимических веществ - эндорфинов и окситоцина.

Мужчины более влюбчивы, чем женщины, однако влюбленные женщины более эмоциональны. Мужчины же более, чем женщины, придают значение игровой стороне отношений и физической близости, а женщин несколько больше, чем мужчин, волнуют доверительность в отношениях и забота о партнере.

Влюбленность , как правило, вызывается чисто внешней привлекательностью человека и даже отдельными чертами внешности (можно увлечься из-за глаз, улыбки, походки девушки). Немаловажное значение имеет и феномен «взаимного восхищения»: когда человек испытывает потребность «принадлежать» и осознает, что кто-то его принимает и любит, он склонен отвечать взаимностью. Когда человек обнаруживает, что кто-то привлекательный искренне любит его, в нем пробуждаются романтические чувства.

Это проверено и экспериментально: люди, которым говорят, что кто-то любит их или восхищается ими, как правило, начинают испытывать ответную симпатию.

Отмечается возможное развитие у влюбленного зависимости по отношению к объекту своей страсти, подобной алкогольной или наркотической зависимости, так как человек теряет способность управлять собой и плохо осознает происходящее.

В период влюбленности ее объект кажется прекрасным и недостижимым. Человек рисует в своем воображении красочный и прекрасный образ (влюбленность - это торжество воображения над разумом), который может вовсе не соответствовать действительности.

Почему говорят: «влюбленный»? Надо было бы говорить «одержимый».
В. Гюго

Воображение влюбленного переполнено объектом влюбленности до такой степени, что он перестает замечать не только окружающих, но и самого себя. Влюбленный хочет постоянно находиться рядом со своим обожаемым объектом, поэтому ради этого может забросить все свои дела. Он находится в состоянии эйфории, мечтательности, у него может появиться бессонница, ему становится трудно концентрировать внимание.

Однако бессмертной влюбленности в действительности не бывает, и рано или поздно, когда влюбленный начинает анализировать реальное поведение возлюбленного и когда оказывается, что оно не совпадает с его идеалом, дымка рассеивается, и он начинает медленно спускаться с небес на землю. Влюбленность часто оказывается псевдолюбовью.
Однако даже если отношения продолжаются, ослепленность влюбленного все равно прекращается. Влюбленность из остро переживаемого состояния может превратиться в любовь, т. е. в положительное, но лишенное страсти отношение к возлюбленному как ценному для него объекту. Одним из механизмов ослабления переживания страсти при влюбленности является адаптация, привыкание к постоянно действующим раздражителям, впечатлениям.

Со временем взаимоотношения влюбленных, если они сохраняются, переходят в отношения с меньшей эмоциональной интенсивностью, но с большей доверительной близостью, которые называются любовью-дружбой? Что обычно и происходит в гармоничной семье. В других случаях, возникает зависимость от любви и созависимость в семье .

Предварительная, бесплатная консультация психолога —

Дарина Катаева

Любовь… Одно слово, и столько смысла. У каждого человека с ним связаны самые разные впечатления и ассоциации. Это чувство очень нежное, приятное, неуловимое и всем знакомое. Для кого-то это обыденность, для других – вся жизнь. Но какое есть значение у любви? Зачем она нужна мужчинам и женщинам? И как ее выявить в своем сердце?

4 вида любви

С давних времен люди, испытывающие новое и непонятное для них чувство, пытались найти ему объяснение. Одни искали причины, другие стремились определить ее тип. Наиболее распространенной классификацией является та, что была предложена Аристотелем – древнегреческим философом.

Этот тип любви философы и психологи называют самым благородным. Само слово «агапе» или «агапи» — греческое. Аналога в русском языке ему нет, поэтому переводчики агапе заменяют или на «любовь», или оставляют в прежней форме.

К отличительным чертам агапе относится:

— Самопожертвование. Ради объекта своей любви человек готов на все, даже в ущерб себе.

— Тесная связь ума и сердца. Если указывают на задействование эмоций и мимолетных ощущений, агапе подразумевает задействование разума. Однако она – не бесчувственная любовь, ведь в данном случае агапе стала бы холодной справедливостью.

— Одаряющая любовь. Агапе – это чувство, которое побуждает делать, а не принимать. Проявляя данное чувство, у вас и мысли не возникнет об ожидании чего-то взамен.

— Твердость принципов. Проявление чувств в агапе необязательно. Даже если объект любви не заслуживает этого, агапе побуждает не отступать от своих принципов и по-прежнему проявлять любовь. По сути сама агапе – это принцип по жизни.

Сфера проявления агапе довольно широка. Она нашла свое воплощение в отношениях с другими людьми, в философских понятиях, в литературе и даже в религии. Во всех своих проявлениях агапе остается возвышенным, прекрасным чувством, проявлять которое не так просто. Иногда даже приходится учиться, чтобы проявить любовь агапе. Хотя для некоторых данный тип является олицетворением отрицательных качеств и принципов. Некоторые руководствуются тем, что принесет им выгоду и начинают любить что-то или кого-то.

Любовь-филия находит ярко проявление в . Это долговечное качество, которое является осознанным выбором человека.

К отличительным характеристикам филия относится:

— Не основывается на внешнем. Филия делает акцент на положительных качествах личности.

— Не безгранична. Агапе долговечная и прочная любовь, так как ее основа – принципы. Филия часто возникает между личностями, привлекающими друг друга своим характером и поведением. Поэтому если человек изменится и перестанет нас удовлетворять в эмоциональном плане, от филия не останется и следа.

— Возникает со временем. Чтобы любовь филия появилась между людьми, требуется время. Необходимо узнать друг друга, понять, насколько схожи ваши мнения, и в чем они расходятся.

— Руководствуется разумом. Филия обусловлена личным выбором человека, она не спонтанна, ее можно контролировать.

— Отсутствие двойных стандартов. У филия нет лицеприятия и лицемерия. Она не снисходительна по отношению в друзьям, будучи строгой по отношению к другим людям.

При переводе слова «филиа» с греческого языка на русский часто встречаются выражения: «Насколько ты мне дорог?», или «Я тебя уважаю!». Это указывает на разумную привязанность, которая существует между друзьями.

Какое счастье принадлежать . Узы, объединяющие ее членов, довольно крепкие. Древние греки их называли сторге. Данная любовь неразрывно связана с родственными чувствами.

К отличительным характеристикам сторге относится:

— Проявляется даже тогда, когда человек этого не заслуживает. Сторге – довольно крепкое чувство. Его испытывают матери даже к тем детям, которые этого не заслуживают.

— Привычка. Сторге входит в число тех качеств, которые вырабатываются со временем в кругу семьи. В итоге появляется сильная привязанность между родственниками.

— Нежность. Сторге свойственно проявление заботы, внимания и нежности к родному человеку, даже в ущерб себе.

— Полная открытость. Сторге не меняется, даже когда мы знаем все о другом человеке, даже его недостатки.

Недостаток сторге выражается в том, что женщины делают аборт или бросают детей, другие испытывают нежелание заботиться о престарелых родителях. В последнее время все реже сторге замечается в сердцах людей.

Чувственная любовь – вот главная отличительная черта эрос. Всепоглощающая, необъемлемая и бесконтрольная. Эрос свойственна молодым людям, которые в силу своей неопытности с головой уходят в объект своей безудержной любви. Это любовь между мужчиной и женщиной.

К отличительным характеристикам эрос относится:

— Бесконтрольное чувство. Любовь эрос приходит внезапно и не покидает даже при усилиях разума.

— Не долговечна. Хотя эрос возникает между мужчиной и женщиной, данный тип любви быстро покидает пару.

— Может переходить в другой тип любви. Если партнеры испытывают чувственную любовь по отношению друг к другу, то следующий этап – любовь-дружба. Они узнают друг друга, их все устраивает, и в результате они заключают брак. Однако лучше, чтобы в отношениях было наоборот, так как чувственная любовь слепая.

— Закрывает глаза не недостатки.

— Непостоянная. Эрос то возникает, то утихает. Ей не свойственна стабильность.

Это 4 главных вида любви, которые были выделены в греческой философии.

Дополнительные виды любви

Древнегреческие философы выделили 3 дополнительных виды любви:

Мания. Эту любовь еще называют одержимостью. Она не свойственна нормальным взаимоотношениям, скорее это уход от нормы. Данная любовь основана на ревности. Человек, который ее испытывает, полагает, что только он имеет право обладать объектом своей любви. Такая любовь приводит к печальным последствиям и даже к со стороны человека.
Прагма. Эта любовь тесно связана с усилиями разума и мыслей. Люди, которые ее испытывают, больше думают не о своих чувствах, а том, насколько им выгодно или удобно их проявлять. Уже после мужчина или женщина пытается выяснить, что они получат в результате таких отношений. Такая рассудочная любовь противоестественная. Людям все же стоит к рассудку добавлять чувства, иначе любовь будет холодной и не долговечной, хоть она основана на усилиях наших мыслей. Брак по расчету – не это результат прагма. Скорее любовь по расчету. Молодых людей далеко не всегда объединяет материальная выгода в такой любви. Часто прагма появляется, если мужчина и женщина довольны другими сферами жизни, их все устраивает, и они готовы к длительным отношениям.
Людус. Еще одна из форм «ненормальной» любви, которую могут испытывать люди. Людус основывается только на половом влечении. Ни о каком рассудке или высоких человеческих качествах здесь не идет и речи.

Изменение понятия любви

Со временем началось смешение греческих слов, каждый из философов выделял разные виды любви, считая их более важными. Дж. А. Ли выделял эрос, людус и сторге как три основных вида, а агапэ, мания и прагма – чувства, которые возникают в результате смешения.

В. С. Соловьев также тщательно изучал любовь и ее виды. Он подразделил это чувство на такие три типа:

Любовь, которая дает. Главное проявление этого вида любви наблюдается у родителей, в частности у матерей к ребенку. Этот тип любви жертвенный, мать готова идти на все, ради малыша. Защита, забота, нежность – все это характеристики данной любви. Взамен родителям при этом ничего не требуется. Главное качество в этом типе – жалость.
Любовь, которая получает. Дети по отношению к родителям испытывают такую восходящую любовь. Их привязанность ответная на чувства близких людей. Этой любви присуще уважение и благоговение.
Любовь, которая и дает, и получает. Отношения между супругами – яркое проявление такого вида любви. Их объединяют и чувства, и качества, и отношения. Эта любовь довольно сложная, так как она основывается и на принципах, и на глубокой эмоциональной привязанности.

С древнего времени менялось и воспринималось окружающими по-разному, в зависимости от принятых норм и правил в обществе. Некоторые и до сих пор не могут дать четкое определения этому сложному и глубокому чувству. Для кого-то это химия, для других – неудержимая болезнь. В зависимости от объекта своей любви, силы чувства и мотивов меняется и характеристика этого понятия. Очевидно, что в чистой форме оно не проявляется в сердце, человека, скорее это пряная смесь испытываемых чувств и качеств.

17 февраля 2014

Любовь многолика. Приходя к людям, она приобретает отпечаток их личностей. И потому нет одинаковой любви. Однако, на протяжении истории культуры (а значит, и истории любви) человечество неоднократно предпринимало попытки выделить некие типические ее проявления, ее различные виды. Одним из первых это сделали греческие мыслители.

Так, Платон в своем понимании любви шел от мифа об андрогине. В соответствии с ним, изначально люди делились на три пола - мужчины, женщины и андрогины. Андрогин - существо, округлое по форме, обладающее удвоенным числом частей тела и двумя повернутыми в противоположные стороны лицами. Эти создания были настолько хорошо приспособлены к жизни, что боги решили ослабить их совершенство, разделив каждого надвое и вызвав мучительную тягу к воссоединению. Древние греки полагали, что это взаимное тяготение выражает себя в четырех основных формах. Первая из них - эрос.

"Эрос" - любовь-страсть, безумное по силе чувство, которое стремится "вобрать в себя" свой объект. "Эротическая любовь", прежде всего, включает в себя чувственное влечение и ревность. Она выражает полярность мироздания и непреодолимую тягу к ее андрогиническому преодолению. Этот вид любви находит свою персонификацию в боге Эросе (Эроте). В мифопоэтической традиции он - сын Афродиты. Это ослепительно прекрасный, но жестокий мальчик, ради забавы вселяющий в сердца людей муку любви. По Платону же, Эрос - сын Бедности и Богатства, унаследовавший от родителей не самые лучшие качества - не знающую преград жажду обладания, капризный эгоизм и силу воления. Его колчан со стрелами - символ любовных терзаний, наносимых не только людям, но и богам. При этом эротическое чувство недолговечно: уничтожая своего носителя, вместе с ним оно уничтожает себя.

"Филиа" - любовь-дружба. Она чрезвычайно многогранна: именно к этому виду любви относятся дружба равноправных граждан в полисе, преданность Отечеству, стремление к свободе, к добродетели, к наслаждению искусством (филомусиа). Что объединяет все эти разнообразные эмоции? Понятие связи. Филиа - в первую очередь, означает связь людей, обусловленную социальным или личным выбором. Это любовь, выросшая из совместных взглядов и взаимопонимания. Несмотря на отличие филии от эроса, можно найти в них общий исток. Оба эти чувства зиждутся на необходимости воссоединения, слияния, дополнения. Только в случае филии предполагается дополнение не по принципу противоположности, а по принципу подобия.

Третий вид любви - "сторге". Сторге во многом пересекается с филией: так, и то, и другое чувство, например, свойственно родственным отношениям. Однако, они различаются нюансами, оттенками. Сторге - это органическая любовь, имеющая, скорее, отношение не к индивидуально-личностному, а "родовому" чувству. Это глубокая привязанность, имеющая началом инстинктивное ощущение тождественности.


И, наконец, вершина вершин - "агапе". Это гармоничная, интеллектуальная, "аполлоническая" любовь. Она основана не на страсти, а на разумной воле к взаимопониманию. Не случайно у ранних христиан именно этим термином выражалась новозаветная любовь: "агапами" назывались их братские трапезы.

В средневековье любовь трактуется как высшая форма блага, доступного человеку. Соответственно этому пониманию Аврелий Августин выделяет три формы любви:

· любовь человека к Богу (amor Dei ). Это священная любовь, ибо своим предметом она имеет высшую Истину - Господа как нетленное и совершенное первоначало мироздания. Потому любовь к людям истинна в первую очередь, когда она существует во имя Бога, а не во имя конкретного человека.

· любовь к ближнему, возможная в силу того, что он - подобие Божие. Что касается земной любви, то "это вожделение является не благом супружества, а необходимостью для продолжения рода, позорным пятном на браке", "слугой" брака" .

· любовь Бога к человеку. Бог есть любовь. Но поскольку Он непостижим, постольку непостижима и Его любовь к смертным. Ее нельзя познать, можно лишь почувствовать. Ведь именно посредством любви Бог сотворил все сущее и постоянно дарует человеку отпущение от грехов.

К Новому времени любовь обогатилась новыми ипостасями. Так, в трактате "Любовь" А. Хейнлинк (17 в.) разделяет ее на два подвида - чувственную и действенную. Чувственная любовь сама по себе не хороша и не плоха: важно, скорее, то, какое содержание в нее вкладывает сам человек. Чувственная любовь выражается в страсти и желании, причем, страсть порождается душой, а желание - телом.

Действенная любовь являет себя в трех формах. Первая из них - любовь-уважение. Именно она формирует нравственность и разумное начало человека. Вторая, любовь-доброжелательность, в своих истоках исходит от Бога: именно так Бог относится к своей пастве. И, наконец, любовь-стремление имеет наиболее действенно-нравственную выраженность.

Р.Декарт в трактате "Страсти души" утверждает, что любовь "есть волнение души, вызванное движениями духов, которое побуждает душу добровольно соединиться с предметами, которые кажутся ей близкими, а ненависть есть воление, вызванное духами и побуждающее душу к отделению от предметов, представляющихся ей вредными" . Обратим внимание на характерное для Нового времени рациональное отношение к любви: она понимается, в основном, как стремление к приятному. Но при этом в своей классификации видов любви Декарт находит место и для модификации греческого понятия "эрос". Любовь, по Декарту, выражается в трех формах:

· Желание добра любимому. Главная черта такой любви - способность на самопожертвование. Самый яркий ее пример - отношение родителей к детям.

· "Любовь-вожделение", связанная с желанием обладания. Однако, при этом она может содержать в себе черты любви как "желания добра".

· Всепожирающая огненная страсть, являющаяся началом человеческих заблуждений и страданий. Эта страсть проявляется не только в эротическом чувстве. Так, и честолюбец, и скупец, и пьяница, и насильник стремятся к обладанию предметами их страстей. При этом Декарт отмечает, что сам по себе предмет любви для них не значим: он важен лишь в одном качестве - как инструмент, служащий удовлетворению желаний. Если такая любовь носит сексуальный характер, то объект страсти понимается столь же утилитарно- не как цель, а как средство.

На почве пропагандируемой моралистами Просвещения идеи равенства вырастает еще одна форма любви - любовь-дружба. Несмотря на то, что ее исток - в греческом понятии "филиа", "нововременная" дружба имеет характер не только взаимосвязи и взаимодополнения, но и доверия, понимания. Потому она гораздо более личностна. "Главный плод дружбы заключается в облегчении и освобождении сердца от переполненности и надрыва, которые вызывают и причиняют страсти", - писал Ф.Бэкон . В этом понимании любовь-дружба полярно противостоит любви-Эросу. Не случайно Ж.Лабрюйер утерждал, что любовь и дружба исключают друг друга. Другие "плоды" дружбы - раскрытие разума в беседе, в рассуждении, помощь и участие в делах и заботах.

Роль любви-страсти, любви-томления в этот период снижена: мужская дружба представляется куда более продуктивной силой. И это не случайно. В час политических, социокультурных, экономических изменений, в час воцарения нового мироотношения, страстная любовь воспринимается, скорее как помеха. Женщина считается недостаточно разумным и идейнным существом, для того, чтобы быть товарищем мужчине. Не случайно Ф. де Ларошфуко в своих "Максимах" пишет: "Женщины в большинстве своем оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной в сравнении с любовью" . Что касается физической любви, то в среде просветителей она признается неизбежным злом. Неизбежным - поскольку физиологическая страсть неподвластна контролю и не отменима декретом. Злом - потому что человек, призванный властвовать над миром, оказывается в огромной зависимости от этого глубоко неразумного, подтачивающего его созидательные силы чувства.

Рубеж 18-19 вв. "реабилитировал" физическую сторону любви. Уже у Лессинга и Гете любовь "распространяет" Божественное дыхание по дольнему миру, а потому является священной в самой своей чувственной природе. Отныне, помимо "чувственной" и "духовной" любви, появляется третий ее образ - "чувствительная любовь", которая является своеобразным посредником между ними.

Наиболее известную типологию видов любви в 19 в. создал Стендаль в работе "О любви":

· Любовь-страсть (такой была любовь Элоизы и Абеляра).

· Любовь-влечение, свойственная аристократии при дворе Людовика ХV. "Это картина, где все, вплоть до теней, должно быть розового цвета" . Это холодная и красивая миниатюра, в первую очередь, основанная на самолюбовании.

· Физическая любовь, по-прежнему отождествляемая с Эросом. В этом понимании влюбленный - никто иной, как охотник, подстерегающий добычу.

· Любовь-тщеславие. Огромную роль в ней играют соображения престижа, в силу которого мужчина желает обладать яркими, популярными в его среде женщинами. Такая любовь немногим отличается от азарта, с коим владелец конюшни приобретает все новых и новых скаковых лошадей. Что касается тщеславных дам, то для большинства из них мужчина без титула не является мужчиной.

Как мы видим, любовь в понимании Стендаля имеет по преимуществу утилитарный характер, где объект любви тождествен объекту желания, тщеславия, игры.

20 в. создает новые типологии любви. Так, Э.Фромм в работе "Искусство любви" превыше всего ставит "братскую любовь" равноправных. Именно из нее, по Фромму, и проистекают все иные типы любви. В качестве особой формы любви Фромм также выделяет "материнскую любовь". Главное ее наполнение - попечение, ответственность, привитие ребенку ощущения радости бытия. Оба эти типа не ограничены единственным любимым, ведь может быть несколько братьев, несколько детей. Третий же тип - "эротическая любовь" - есть исключительное предпочтение одного всем. Но при этом истинная эротическая любовь по своей сути космична: она возможна лишь как любовь ко всему человечеству в лице одного человека.

Одну из наиболее ярких типологий любви 20 в. создал английский литературовед, философ, автор всемирно известных "Хроник Нарнии" К.С.Льюис.

Типология Льюиса зиждется на разграничении двух основных форм любви - любви-нужды (типичным примером которой является испуганный ребенок, кидающийся к матери) и любви-дара (наиболее ярко выражающейся в жертвенном и щедром отношению матери к ее детям). Обе они истинны. Но если вторая дается от Бога, то первая - следствие Бедности (нехватки). Третья, интегрирующая форма любви, выделяемая Льюисом, - любовь к тому, что вне человека: к природе, понимаемой не как набор ландшафтов, а как праобраз Божественного мира; к своей стране и т.д.

В работе "Четыре любви" на основе этих основных форм автор выделяет четыре вида любви.

Самая смиренная и неприхотливая любовь, по Льюису, привязанность : именно этот характер имеет любовь молодого ученого к старой няне, хозяина - к домашнему животному. Мы можем гордиться другими видами любви - влюбленностью или дружбой. Привязанности мы можем даже стыдиться. Чаще всего мы начинаем различать достоинства милых нам людей, когда их с нами нет. Тем не менее, влюбленность без привязанности может существовать очень недолго. Привязанность обусловливает глубину и умение любви. Потому поистине любит людей лишь тот, кто привязан к своим каждодневным спутникам. Но привязанность подчас оборачивается своей недоброй стороной - "хищной любовью"- вымогательством, ревностью, грубостью по принципу "с родными незачем церемониться". Став богом, любовь становится бесом. Потому привязанности как таковой недостаточно. Необходима более глобальная любовь, лежащая в основе привязанности.

Может быть, это - дружба ? Ведь недаром в старину именно ее считали самой полной и счастливой из человеческих связей. Увы, современный человек мало ценит дружбу. Причина этого - то, что дружба наименее инстинктивна, наименее естественна. Она не имеет под собой биологической необходимости. Без влюбленности никто из нас бы не родился, без привязанности никто из нас бы не вырос, а без дружбы - сколько угодно. Дружба - сугубо культурное изобретение: она соединяет не индивида с индивидом, а личность с личностью. От других видов любви дружбу отличает ее несамодостаточность: ее целью является не она сама как таковая, а то дело, которое объединяет людей. Потому в дружбе исключительно важен элемент оценки: человека любят за его достоинства. Но при всех ее замечательных качествах дружба, как и привязанность, не идеальна. Хорошего человека она сделает лучше, а плохого хуже. Дружбе свойственна отгороженность от мира, порой даже презрение к людям "не нашего круга".

Но если не дружба, что же является "основой основ" любви? Возможно, влюбленность ? Говоря о влюбленности, Льюис, прежде всего отличает ее от вожделения. Вожделеющему нужно удовольствие, невозможное без женщины. Влюбленному же нужна его возлюбленная, а не наслаждение, которое она может ему дать. Вожделение без влюбленности связано с самим вожделеющим, влюбленность - с предметом любви. Влюбленность уничтожает разницу между словами "брать" и "давать". Потому в браке судьба влюбленности часто неутешительна. Его опасность - в комарином рое каждодневных забот, отрывающих влюбленных друг от друга и их влюбленности. Влюбленность выводит за пределы самости, и в этом смысле она - весть из другого мира. Но все же она - не изначальная, не первичная Любовь. Ведь Любовь есть предельное Добро, а влюбленность может привести и ко злу, она нередко пожирает человека ревностью, подозрениями, досадой и т.д.

Так где же она, истинная Любовь? Льюис находит ее в милосердии . Ведь только в милосердии естественное наполнение любви облагорожено образом Бога. Через веру в Бога возникает вера в человека - в то, что человек создан по Его образу и подобию; в то, что если земная любовь наполнена Божественным сиянием, она не кончается "отныне, и присно, и во веки веков". Кроме того, Бог дает нам еще одну любовь - любовь к себе. Это не эгоизм, а вера в беспредельность собственного совершенствования, к которому человек стремится не только ради себя, но и - главным образом - ради других людей.