Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Тема: Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Диссертация

Зенкова, Людмила Германовна

Ученая cтепень:

Кандидат педагогических наук

Место защиты диссертации:

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Общая педагогика, история педагогики и образования

Количество cтраниц:

Глава I. Теоретические основы этнокультурного воспитания дошкольников .

1.1. Этнокультурное воспитание как социальный и психолого-педагогический феномен.

1.2. Сущностная характеристика этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в детской школе искусств .

1.3. Региональные особенности этнокультурного воспитания дошкольников в

Новосибирской области.

Выводы по первой главе.

Глава II. Реализация модели этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

2.1. Модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств «Берегиня ».

2.2. Народная художественная культура - содержательный компонент этнокультурного воспитания дошкольников в Детской школе искусств «Берегиня ».

2.3. Диагностика и психолого-педагогические условия эффективности этнокультурного воспитания дошкольников в ДШИ .

Выводы по второй главе.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств"

Актуальность темы исследования. В современной России стремительно формируется поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей различных культур к взаимодействию. Это определяет требования к образовательным учреждениям, осуществляющим воспитание подрастающих поколений.

В связи с развитием поликультурного общества возникла проблема воспитания подрастающего поколения, способного жить в новых социокультурных условиях.

Среди современных исследователей отмечается активность в области этнокультурного образования и воспитания детей. Значима эта проблема и в Сибирском регионе, так как на территории Новосибирской области сегодня проживает более 20-ти различных этнических групп.

В рамках данного исследования, как отмечают этнографы, фольклористы (Л.И. Васеха , Е.Ф. Фурсова и др.), особый интерес представляет сложившаяся культура переселенцев Сибири (русских, украинцев, белорусов).

Изучение возможностей использования потенциала народной художественной культуры в воспитании вступает в новый этап своего» развития: от разрозненных исследований по фольклору, декоративно-прикладному творчеству, народному костюму осуществлен переход к ее системному осмыслению, обоснованию целесообразности ее использования в образовательном процессе. Народная художественная культура рассматривается как целостное , синкретичное, комплексное явление, связанное с духовной жизнью народа и выступающее его важной составной частью, на основе которой осуществляется воспитание подрастающего поколения (Т.И. Бакланова , A.C. Каргин, М.А. Некрасова и др.).

Роль народных традиций в развитии личности обозначена в трудах выдающихся русских мыслителей, педагогов : H.A. Бердяева, П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева , К.Д. Ушинского, В.Н. Шацкой и др.

В то же время заслуживают внимания многочисленные работы, посвященные проблеме этнокультурного образования и воспитания: Т.И. Баклановой , Л.И. Васеха, Г.Н.Волкова, Е.В. Ершовой , М.Ю. Новицкой, С.Б. Серяковой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Значимыми являются работы, раскрывающие сущность понятий «этнокультура » (А.Б. Афанасьева, Е.С. Бабунова, Э.Ф. Вертякова , А.П. Елисеева, В.Б. Манджиева, H.A. Минулина , В.В. Модорова и др.); «воспитание » и его социальный аспект (Н.М. Борытко , В.И. Загвязинский, Б.В. Куприянов, В.А. Луков , A.B. Мудрик, Т.А. Ромм, В.А. Сластенин и др.); «этнокультурное воспитание » (А.Ю. Ахлестина , М.И. Богомолова, Г.И. Губа, А.Н. Джуринский , Л.М. Захарова, А.Н. Фролова и др.).

Принципиальное значение имеют труды о психологических аспектах развития детей дошкольного возраста: Л.С. Выготского, A.B. Запорожца , И.Ю. Кулагиной, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной , B.C. Мухиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др. Возможность реализации дошкольников в художественно-творческой деятельности представлена в работах Т.С. Комаровой , Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, Е.А. Флериной .

Современными учеными отмечается, что в мире накоплено немало, ценного опыта в обучении и воспитании детей с учетом поликультурности и полиэтничности общества. Педагогические модели, учебные программы позволяют стимулировать интерес к новому знанию и одновременно представляют различные взгляды и мнения об окружающем личность многокультурном и многоэтническом мире (А.Н. Джуринский ).

Вместе с тем, остаются недостаточно исследованными психолого-педагогические условия этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях, в том числе, в детских школах искусств.

Актуальность данной работы обусловлена возникшим противоречием между востребованностью этнокультурного воспитания дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса в детской школе искусств.

Учитывая данное противоречие был сделан выбор темы исследования: «Этнокультурное воспитание дошкольников в детской школе искусств », проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств?

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

Гипотеза исследования основана на идее о том, что процесс этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств будет эффективным, если:

Выявлены сущность, структура и содержание этнокультурного воспитания дошкольников;

Разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс детской школы искусств модель этнокультурного воспитания дошкольников;

Определены критерии и уровни этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств;

Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия эффективности этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать понятие «» как социальный и психолого-педагогический феномен.

2. Дать сущностную характеристику этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

3. Раскрыть потенциал народной художественной культуры как содержательного компонента этнокультурного воспитания дошкольников.

4. Разработать и апробировать модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

5. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия эффективности этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

Методологическую основу исследования составили ведущие идеи философии, педагогики , психологии о развитии личности в контексте культуры (H.A. Бердяев , П.П. Блонский, JI.C. Выготский, П.Ф. Каптерев , К.Д. Ушинский и др.), идеи поликультурного воспитания (А.Н. Джуринский , М.Н. Кузнецов и др.), об этнической принадлежности и идентификации (Т.Г. Стефаненко , В.Ю. Хотинец и др.), теории социального воспитания (Б.В. Куприянов , JI.B. Мардахаев, A.B. Мудрик, H.JI. Селиванова и др.); аксиологический подход (Е.И. Артамонова, Ю.К. Бабанский , И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.), деятельностный подход (К.А. Абульханова, С.Л. Рубинштейн , А.Н. Леонтьев и др.), культурологический подход (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская , П.С. Гуревич, М.С. Каган и др.), этнопедагогический подход (Л.Н. Бережнова, Г.С. Виноградов , Г.Н. Волков, О.В. Хухлаева др.).

Теоретическую основу исследования составляют идеи о самоценности народного образования (С.И. Гессен, Я.А. Коменский , П.Ф. Каптерев, Е.А. Покровский, К.Д. Ушинский и др.); этнологические теории (Ю.В. Бромлей , Л.Н. Гумилев и др.); труды об особенностях развития детей в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец , Т.С. Комарова, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина , А.И. Савенков и др.); работы об игровых формах взаимодействия с детьми (Е.А. Леванова , В.А. Плешаков, Д.Б. Эльконин и др.); идеи этнокультурного подхода в образовании детей (Т.И. Бакланова , М.И. Богомолова, Л.И. Васеха, A.C. Каргин , H.A. Минулина, М.А. Некрасова, M.IO.

Новицкая и др.); теория этнокультурной компетентности педагога дополнительного образования (Л.И. Боровиков , С.Б. Серякова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, культурологической , искусствоведческой, этнографической литературы по обозначенной проблеме; опрос, анкетирование , беседа, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности, метод математической обработки данных, опытно-экспериментальная работа.

Базой исследовательской работы служили муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская школа искусств «Берегиня », дошкольные образовательные учреждения № 8 и №21 города Бердска Новосибирской области.

Исследование осуществлялось в несколько этапов.

На первом этапе (2000-2001 гг.) - поисково-аналитическом - проведен ■ анализ литературы по исследуемой проблеме, осуществлена разработка подходов к созданию экспериментальной модели по этнокультурному 4 воспитанию дошкольников. Определены актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования.

На втором этапе (2001-2008 гг.) - опытно-экспериментальном - были апробированы модель, авторские образовательные программы этнокультурного воспитания дошкольников на материале народной художественной культуры, проведены промежуточные замеры в экспериментальных и контрольных группах, осуществлены проверка разработанных теоретических положений и методических приемов, а также внедрение полученных результатов в практику.

На третьем этапе (2008-2012 гг.) - обобщающем - были проанализированы результаты исследования, полученные на предыдущих этапах, уточнение теоретических выводов, систематизация и обработка материалов диссертации, ее литературное оформление.

Достоверность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечена совокупностью методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и подкрепить выдвинутую гипотезу результатами, полученными в процессе этнокультурного воспитания дошкольников посредством народной художественной культуры в условиях детской школы искусств.

Достоверность полученных результатов в ходе исследования также подтверждается личным опытом автора диссертации в качестве преподавателя и директора учреждения дополнительного образования в детской школе искусств «Берегиня » в городе Бердске Новосибирской области.

В работе получены результаты, представляющие научную новизну: раскрыто содержание понятия «этнокультурное воспитание дошкольников » как социального и психолого-педагогического феномена, определяющего овладение дошкольниками основами традиционной культуры в детской школе искусств; выявлен потенциал народной художественной культуры как содержательного компонента этнокультурного воспитания дошкольников;

Разработана модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств и предложена программа ее реализации с использованием различных форм работы с дошкольниками (календарно-обрядовые праздники, музейная практика, студии ремесел и промыслов, фольклорные фестивали, выставки); выявлена совокупность психолого-педагогических условий, способствующих эффективному этнокультурному воспитанию дошкольников, с учетом специфики педагогического процесса в детской школе искусств. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: дана сущностная характеристика этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств как педагогической деятельности, способствующей приобретению первоначального этнокультурного опыта дошкольниками, развитию нравственно-этических представлений, коммуникативно-поведенческих навыков , эмоциональной сферы;

Выявлен потенциал народной художественной культуры переселенцев Сибири с многообразием жанров и форм фольклора, этнопедагогических средств и методов в этнокультурном воспитании дошкольников в детской школе искусств;

Теоретически обоснована и разработана модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств, основанная на аксиологическом , деятельностном, культурологическом, этнопедагогическом подходах, включающая в себя цель, задачи, компоненты (образовательно-воспитательный, культурно-просветительский, научно-методический), критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный), поэтапно реализуемая образовательная программа, отражающая взаимодействие всех участников процесса по созданию психолого-педагогических условий этнокультурного воспитания дошкольников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты реализации модели этнокультурного воспитания дошкольников могут быть использованы в учреждениях дошкольного образования, дополнительного образовании детей. Предложенная программа «» может использоваться в практической работе с детьми дошкольного возраста. Разработанные в ходе исследования материалы могут применяться в чтении специальных курсов, проведении семинарских и практических занятий в средних и высших учебных заведениях при подготовке педагогов дополнительного образования, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражений в образовательных программах, докладах и выступлениях на международных, всероссийских, региональных, областных научно-практических конференциях г. Бердска (2005, 2007, 2009), г. Новосибирска (2000, 2002), г.Калининграда (2005), г. Москвы (2003, 2005, 2010, 2011), г. Горно-Алтайска (2009), г. Бийска (2010), г. Тамбова (2011), г.

Томска (2012), в развернутых публикациях в ведущих педагогических журналах.

Разработанная модель и программа этнокультурного воспитания дошкольников внедрена в работу образовательного учреждения дополнительного образования детей детской школы искусств «Берегиня », дошкольных образовательных учреждений № 8 и № 21 города Бердска Новосибирской области.

Апробация результатов исследования осуществлялась через участие дошкольников в конкурсах, выставках, концертах: городской конкурс фольклорных коллективов «На Красную горку », конкурс декоративно-прикладного искусства, областной конкурс «Через прошлое к будущему », тематические выставки, городские календарно-обрядовые праздники.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурное воспитание дошкольников - целенаправленный процесс приобщения дошкольников к народной художественной культуре, обеспечения формирования их нравственно-этических представлений, развития поликультурном обществе.

2. Народная художественная культура (переселенцев Сибири) определяется в качестве содержательного компонента этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств. Потенциал народной художественной культуры: музыкальный фольклор, народные ремесла и промыслы, календарно-обрядовые праздники, народные игры , бытовые танцы служит основой приобщения дошкольников к традициям, формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях региона, развития их личностных качеств, эмоциональной сферы, навыков поведения в обществе.

3. Разработанная и апробированная модель этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств основывается на аксиологическом, деятелыюстном , культурологическом, этнопедагогическом подходах; структурно представлена тремя компонентами: образовательно-воспитательным, культурно-просветительским и научно-методическим; обеспечивает взаимодействие всех участников процесса этнокультурного воспитания на занятиях и студиях по фольклору, народным ремеслам и промыслам, в музейной практике, при организации календарно-обрядовых праздников; реализуется при взаимосвязи игровой , концертной, театрализованной деятельности; обеспечивает приобретение опыта социальных взаимоотношений и поведения дошкольника в поликультурном обществе, коллективе, семье.

4. Психолого-педагогическими условиями этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств являются:

Поэтапная реализация модели этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств;

Организация этнокультурной среды на основе культуры переселенцев Сибири, где особое место занимают этнографические экспонаты в школьном музее, специально оборудованные кабинеты-мастерские ремесел и промыслов, выставки декоративно-прикладных работ учащихся и преподавателей ; широкое использование детского фольклора (игр , сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок, закличек и т.д.); погружение в традиционную календарно-обрядовую культуру, освоение народных ремесел и промыслов;

Учет психовозрастных особенностей детей дошкольного возраста;

Формирование этнокультурной компетентности преподавателей детской школы искусств.

Структура диссертации определена логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования", Зенкова, Людмила Германовна

Выводы по второй главе

Решение проблемы этнокультурного воспитания непосредственно связано с детьми дошкольного возраста. Так как дошкольный период - это время первичной социализации ребенка, когда он входит в мир культуры, усваивает ценностные ориентации, приобретает опыт взаимоотношений, поэтому с ранних лет важна постановка задачи по воспитанию общечеловеческих ценностей, формированию самостоятельности ребенка, делающих его интеллектуально и духовно богатым, социально зрелым и дисциплинированным.

В целях эффективности реализации этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств «Берегиня » г.Бердска Новосибирской области была разработана образовательная модель, содержательный компонент которой позволил организовать деятельность учреждения через учебно-воспитательную, культурно-просветительскую, научно-методическую работу, основанную на материале народной художественной культуры славянских переселенцев Сибири.

В ходе реализации модели осуществлена апробация программы «Комплексное этнокультурное развитие дошкольников ». Именно этнокультурная среда для дошкольников явилась источником их развития и приобщения к традициям переселенцев Сибири, где под руководством преподавателей осуществлялось этнокультурное воспитание дошкольников через разнообразные виды деятельности: музыкальную , песенно-игровую, танцевальную, художественную (народные ремесла и промыслы: гончарное ремесло, ткачество, различные виды росписей по дереву, глиняная игрушка и т.п.).

Дети дошкольного возраста отличаются повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, это время, когда ребенок еще не отягощен обязательными нормативными установками, стереотипами социума, к которому они принадлежат, где их пробуждающееся сознание в одинаковой мере открыто как к прошлому опыту, так и ожидаемому будущему . Исходя из этого, в практической работе с дошкольниками определились средства, закрепленные в этнокультурных традициях - это родной язык, музыка, танцы, игры, обычаи, ритуалы, пословицы и прочее, которые аккумулируются в народной художественной культуре, определяя широкое поле деятельности для развития детей, и эффективно применяются в процессе этнокультурного воспитания дошкольников.

Народный календарь со своеобразными праздниками и обрядами способствовал формированию в детях положительного отношения к традициям. Закономерная цикличность календарно-обрядовых праздников, среди которых: Симеон Столпник, Кузьминки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, способствовала созданию целостного воспитательного процесса в течение всего учебного года.

Разнообразные методы работы с дошкольниками (индивидуальные, групповые занятия , народные игры, экскурсии, концерты, открытые занятия, творческие отчеты, календарно-обрядовые праздники, выставки) вырабатывали в детях активную творческую позицию, активизировали творческие и мыслительные процессы.

Опытно-экспериментальная работа, проходившая в детской школе искусств «Берегиня » и на площадках дошкольных образовательных учреждениях № 8 и № 21 г. Бердска в несколько этапов, позволила определить уровни этнокультурного воспитания дошкольников. Также были определены критерии: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный , определяющие степень усвоения знаний в области народной художественной культуры переселенцев Сибири, сформированность нравственно-этических представлений, проявление интереса к этнокультурным традициям и ценностям, их принятие и одобрение.

В ходе опытно-экспериментальной работы установлено, что этнокультурное воспитание дошкольников средствами народной художественной культуры способствовало качественным изменениям в детях: закрепилось положительное отношение к народной культуре своего региона, к людям, их окружающих (сверстникам, педагогам , родителям). Дошкольники с желанием стали заниматься предложенными видами деятельности: музыкальной , художественной, театрализованной и достигли в этом определенных успехов.

Итоги заключительного этапа опытно-экспериментальной работы показали, что результаты в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе по всем показателям. Также результаты исследования подтверждаются использованием метода математической статистики - непараметрического критерия Хи-квадрат Пирсона. Таким образом, сопоставляя качественные и количественные показатели, анализируя деятельность детей в процессе опытно-экспериментальной работы, мы убедились, что реализуемая модель позволяет достичь значительных результатов в этнокультурном воспитании дошкольников. Это дает основания сделать вывод, что используемые средства народной художественной культуры являются достаточно эффективными и могут применяться в практической работе с дошкольниками.

Заключение

Исследуемый материал по проблеме этнокультурного воспитания дошкольников позволяет сделать вывод, что этнокультура востребована и является объектом повышенного внимания среди теоретиков и практиков педагогической науки.

В современных гуманитарных отечественных исследованиях этнокультурный компонент рассматривается как уникальная среда, интегрирующая неповторимые национально-демографические, культурно-исторические, духовно-нравственные и педагогические особенности. Анализ современных научных работ показал, что на протяжении трех десятилетий понятие «этнокультурное воспитание » активно вошло в обиход среди ученых, педагогов-практиков, однако до сих пор не имеет общепризнанного определения.

В процессе работы над исследованием нами охарактеризовано понятие «этнокультурное воспитание дошкольников » как социальный и психолого-педагогический феномен, определяющий развитие дошкольника в процессе его включения в этнокультурную среду, посредством которой дошкольник приобщается к народной художественной культуре.

Была определена сущностная характеристика этнокультурного воспитания дошкольников. Все ее составляющие направлены на обеспечение целостности представлений о народной художественной культуре, формирование общей культуры, выработку системы ценностей, создание положительного эмоционального фона, социализации ребенка .

В своей работе, опираясь на исследования фольклористов, этнографов мы сделали вывод, что народная художественная культура славянских переселенцев Сибири, основу которой составили традиции русских, украинцев, белорусов, наложили отпечаток на развитие культуры Сибири в целом, определив ее своеобразие и самобытность. Также, полученные данные позволили установить, что она востребована в практической деятельности дошкольных учреждений, школах дополнительного образования, в общеобразовательных школах.

Развитие среди учреждений дополнительного образования детей детских школ искусств дает на практике возможность внедрять учебно-воспитательные программы, основанные на материале народной художественной культуры и отражающие региональный компонент начиная с дошкольного возраста.

Изучение имеющегося педагогического опыта на территории Новосибирской области позволило определить характерные особенности и общие черты этнокультурного. воспитания, что в свою очередь способствовало созданию собственной модели этнокультурного воспитания дошкольников в детской школе искусств.

При формировании модели этнокультурного воспитания дошкольников учитывались особенности, определяющие сущность этнокультурного ■ воспитания в детской школе искусств. Были учтены исторические, социальные, культурные, национальные и этнические особенности региона. Народная художественная культура славянских переселенцев Сибири была определена в качестве содержания образовательных программ. Также средства народной педагогики были включены в разнообразные формы жизнедеятельности дошкольников, что дало возможность создания целостной этнокультурной воспитательной среды в детской школе искусств и осуществить важнейшие функции по социализации и индивидуализации детей.

Разработанная модель этнокультурного воспитания дошкольников базируется на аксиологическом , деятельностном, культурологическом, этнопедагогическом подходах и включает в себя цель, задачи, принципы, методы, функции, этапы, компоненты, образовательную программу, критерии, уровни и психолого-педагогические условия этнокультурного воспитания дошкольников. Согласно данной модели, реализующейся в три этапа, среди которых выделены - адаптирующий, преобразующий, продуктивный, дошкольник проходит путь: формирование первоначальных потребностей к этнокультурной деятельности, приобретение опыта для практической деятельности, осознание своей значимости в деле сохранения традиций через непосредственное участие в творческой этнокультурной деятельности.

Одной из составляющих модели является образовательная программа «Комплексное этнокультурное развитие дошкольников », в основе которой такие направления как музыкальное воспитание и фольклор, народные ремесла и промыслы, праздники народного календаря.

Реализуемая модель, программа при взаимодействии всех участников этнокультурного процесса (преподавателей, детей, родителей ) на материале народной художественной культуры славянских переселенцев Сибири позволили сформировать у дошкольников общие представления об этнокультурных особенностях региона. Программное освоение календарно-обрядового блока определило систему опорных знаний, умений и способов фольклорной деятельности, обеспечивающей в совокупности необходимую базу для формирования этнокультурного опыта. Широкий спектр музыкального , песенно-игрового материала, активная творческая и концертная деятельность способствовали развитию музыкальных и художественных способностей дошкольников; совершенствованию детской эмоциональной сферы.

Разработанная модель подтвердила эффективность использования народной художественной культуры в процессе этнокультурного воспитания дошкольников. В результате данного процесса у детей произошло формирование: положительного отношения к этнокультуре , нравственно-этических представлений (о добре, уважении к старшим, сопереживания ближнему и т.п.); понимания духовных ценностей других народов через сформированные ценности к культуре собственного народа; положительного психоэмоционального фона, о чем свидетельствуют результаты диагностики.

Полученные данные в ходе опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что результаты экспериментальной группы по каждому из выделенных критериев имеют значимые отличия от контрольной группы и в целом прослеживается высокий уровень по всем показателям.

Таким образом, сопоставляя качественные и количественные показатели, анализируя деятельность дошкольников в процессе опытно-экспериментальной работы, мы убедились, что реализуемая модель позволяет достичь значительных результатов в этнокультурном воспитании дошкольников. Это дает основания сделать вывод, что используемые средства народной художественной культуры являются достаточно эффективными и могут быть включены в практическую работу с дошкольниками в различных образовательных учреждениях. Различия полученных данных оказались достаточными, чтобы утверждать, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение.

Таким образом, реализация модели этнокультурного воспитания позволила сформировать у дошкольников общие представления о народной, художественной культуре.

Полученные результаты позволили сформулировать заключение диссертационной работы: в настоящее время в современной педагогической науке и практике актуальна проблема этнокультурного воспитания дошкольников, в центре которой находится дошкольник, способный усваивать и принимать этнокультурные нормы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Зенкова, Людмила Германовна, 2012 год

1. Андреев, В.И. Педагогика : Учебный курс для творческого саморазвития . 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Афанасьева, А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. Монография. СПб.: Издательство «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 2009. - 296 с.

3. Ахлестина , А.Ю. Этнокультурное воспитание студентов специальности «музыкальное образование» на основе народного творчества: Автореф. дисс. .канд. пед . наук. Кострома, 2005. 27 с.

4. Бабунова , Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 45 с.

5. Бабынина, Т. Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной -культурой: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 23 с.

6. Байтуганов, В.И. Методика работы с детским фольклорным коллективом в пространстве традиционной культуры: метод пособие. -Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2011. 126 с.

7. Байтуганов, В.И. Методика реконструкции народных календарных праздников (на основе традиционной культуры Васюганья). -Новосибирск: Изд-во НГОНБ, 2011. 170 с.

8. Бакланова, Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности : учебное пособие. М., 1992. - 102 с.

9. Бакланова, Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская художественная культура »: Начальное образование в России: инновации и практика. М., 1994.

10. Белова, Е.С. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении / Е. С. Белова // Одаренный ребенок. 2003. - №6. - с.45.

11. Бердск: прошлое, настоящее, будущее : Сборник статей и материалов научно-практической конференции. Вып.1. Новосибирск: ЗАО «Маяк», 1996.

12. Бердяев, H.A. Судьба России. М.:Изд-во «ЭКСМО-Пресс»; Харьков: Изд-во «Фолио », 1998.-736с.

13. Бережнова , JI.H. Этнопедагогика: учеб.пособие для студ . высш. учеб. заведений / JI. Н. Бережнова, И. JÏ. Набок, В. И. Щеглов . М.: Издательский центр «Академия », 2007. - 240 с.

14. Блонский , П.П. О национальном воспитании. М., 1992.

15. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.- 570 с.

16. Богомолова, М.И. Гуманистические истоки первоначального воспитания детей в истории зарубежной педагогики / М.И. Богомолова // Известия Уральского государственного университета. 2010. - №5 (84).-с. 140-148.

17. Богомолова , М.И. Межнациональное воспитание детей: учеб. пособие / М.И. Богомолова, JI.M. Захарова. 2-е изд., испр. - М. : ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСИ», 2011. - 176с.

18. Богомолова, М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: Дисс.д.п.н., Набережные Челны, 2003.

19. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений . М.: Издательский центр «Академия », 2002. - 320 с.

20. Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования. Новосибирск, 1999.

21. Борытко , Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н. М. Борытко; научн. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. - 225 с.

22. Борытко, Н.М. Воспитание как гуманитарная образовательная практика / Н. М. Борытко // Вопросы воспитания. 2009. - №1. - С. 5763.

23. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия », 1998.-1500 с.

24. Бондаревская , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов/н/Д: Феникс, 2000.

25. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса. 3-е изд., стереот. - М.: Наука, 2009. - 440 с.

26. Васеха , Л.И. Этнохудожественное образование как фактор социально-культурной адаптации личности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Москва, 2004. 22с.

27. Вертякова, Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: Дисс. .канд. пед. наук. Челябинск, 1998.

28. Виноградов, Г.С. Детский фольклор и быт: Программа наблюдений. Этнол. секция Вост. Сиб. отд. Рус. геогр. об-ва; / Г. С. Виноградов; под ред. М. К. Азадовского и Г. С. Виноградова. Вып.Ш. - Иркутск, 1925.

29. Волков , Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова ; науч. ред. Б. С. Волков. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 144 с.

30. Волков, Т.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия », 1999. - 168 с.30

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.

Цель

Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа. Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Задачи

  • Познакомить детей с жизнью наших предков: семейные традиции рождения ребенка, обряд первого купания.
  • Упражнять в формировании грамматического строя речи, придумывая слова в уменьшительно – ласкательной форме.
  • Поощрять творческую самостоятельность, используя знания русской народной культуры; познавательную активность детей.
  • Воспитывать у детей интерес к семейным традициям.

. Подготовительная работа:

  • Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя», «Предметы русской старины»;
  • Чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных;

Воспитатель (В.): Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Она называется…

Дети (Д): Россия.

В. : Подумайте, всегда ли наша страна была такой, как сейчас. Возникла Россия очень давно, у нее древняя и интересная история. Вы знаете, как называлось наше государство раньше?

Д.: Русь.

В.: Хотите узнать, как жили люди в Древней Руси? Предлагаю вам отправиться в путешествие по прошлому. Наши предки называли себя славянами, от них ведет начало русский народ. Откуда же могло взяться это название? Подумайте, на какое слово оно похоже.

Д.: «Слава».

В.: Значит, славяне – это славный народ. А еще они называли себя словенами, т.е. понимающими слово, речь.

В.: Посмотрите, дети, в каких домах жили наши предки. Дома строили большие, с учетом прибавления в семействе. «Семья сильна, когда крыша одна» – так считали наши предки славяне. Все вместе под одной крышей жили – деды и отцы, внуки и правнуки. Посмотрите, из чего строили жилище.

Д.: Из дерева, бревен.

В.: Знаете ли вы, как назывался такой дом?

Д.: Дом из бревен назывался избой.

Ребята, а что еще вы видите в избе?

Д.: Печь.

В.: Она всегда ставилась напротив входа и занимала почти пол избы.

«Печь – наша мать родная», – говорили в старину. Для чего нашим предкам

нужна была печь?

Д.: Она обогревала жилище, на ней готовили еду.

В.: И не только для себя, но и для домашней живности. В народе печь называли «кормилицей», «матушкой». В печке было жарко, и горшок руками взять было нельзя. Был специальный предмет, которым можно это сделать-УХВАТ.

В.: А еще на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На печи можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. С печью была связана вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ ее стал традиционным для народных сказок. Какие вы знаете сказки, в которых говорится о волшебной печи?

Д.: «Гуси лебеди», «По щучьему велению» и др.

В.: Рядом с печкой висела люлька с младенцем. Как вы думаете,

почему?

Д.: Чтобы малышу было тепло.

В.: Что еще интересного вы увидели в избе, чего не встречаете в обычной

жизни?

Д.: Полотенце висит на стене как украшение.

В.: Вы знаете, как оно еще называлось в старину? Рушник. Рушники украшали узорами. Как вы думаете, для чего это делали?

Д.: Для красоты.

В.: Узор был не только украшением, но и оберегом. Что значит слово

«оберег»?

В.: Рассмотрите внимательно узоры, которыми наши предки украшали рушники. На что похожи эти узоры?

Д.: На солнышко, птичек, цветочки,

листочки, веточки…

В.: Вы правы, наши предки взяли узоры у природы.

В.: Но не только рушники украшались узорами, но и одежда наших предков красивыми узорами.

В.: Ребята, а вы знаете, что деревянными были не только дома, но и всё, что было внутри. Давайте попробуем назвать эти предметы.

Д.: Лавка, стол, посуда, ложки, сундук, люлька, коромысло...

В.: Дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами.

Как вы думаете, а где наши предки брали все эти предметы обихода?

Д.: Делали своими руками.

В.: Долгими зимними вечерами крестьяне резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и туеса, корзины. Всё делалось тщательно, с любовью.

Пора нам возвращаться из музея.

Осталось ли на этих картинках, что то непонятное, незнакомое вам? Из чего наши предки строили дома? Как эти дома назывались? Зачем славянам нужна была печь? Для чего украшали рушники? Как называется предмет, которым вынимали из печки чугунок? Вот мы и вернулись из прошлого в наш родной детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Я очень

рада! Впереди нас ждут новые приключения.

Подписи к слайдам:

Русская изба
Лавка
Стол
Посуда
Коромысло
Люлька
ЛАПТИ
№1
№2
№1
№2
№1
№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"

В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...

Проект "Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к культуре кадетства"

В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое п...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народной культуре

ДАнный материал предназначен для воспитания у детей любви к Родине, через изучение народных традиций, песен, праздников, культуры своего народа....

АННА ТЕПЛОВА
Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. ДОЛИНСК

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект НОД

Тема : «Этнокультурное воспитание детей средней группы , путем приобщения к народным обычаям , традициям и культуре нивхов »

Выполнила :

Теплова А. Г. ,

воспитатель МБДОУ «Улыбка»

Цель :

Знакомство с обрядами и праздниками, традиционным укладом жизни нивхов в зависимости от времени года.

Задачи :

Образовательная : Познакомить с традиционным наследием местной культуры .

Воспитательная : Способствовать формированию представления о жизни людей в давние времена на территории родного края.

Развивающая : Способствовать развитие у детей ассоциативного и образного мышления, формированию интереса и уважительного отношения к национальной культуре аборигенов Сахалина .

Образовательная область : «Познавательное развитие» , «Художественно – эстетическое развитие» , «физическое развитие» , «Музыкальное развитие» .

Виды детской деятельности : игровая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, двигательная деятельность.

Оборудование : мультимедийный комплекс, игрушка медведь, макет избы, картинки на данную тематику, муляжи рыбы для игры,

Подготовительная работа :

Беседы по ознакомлению с окружающим «Я и мое имя» , «Предметы русской старины» ;

Чтение русских народных сказок , былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен , колыбельных;

I. Организационный момент

Слайд 1, 2.

Дети входят в группу , посреди группы имитация зимнего жилища нивхов. Дети садятся на лавки.

Воспитатель : Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как она называется?

Дети : Россия.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, как называется остров, на котором мы живем, наш город?

Дети : Сахалинская область, город Долинск.

Воспитатель : Ребята, Сахалин – край многочисленный. Рядом снами живут народы разных национальностей. А вы ребята, знаете люди, каких национальностей живут рядом с нами?

Дети : Русские, корейцы, армяне, грузины.

II. Основная часть.

1. Беседа.

Воспитатель : А сегодня мы поговорим о коренных малочисленных народах Сахалинской области – это Нивхи. Жили они в северной и центральной части острова Сахалин.

Жизнь этого народа была трудна . Климат острова был суровый, зимой морозы были -40 градусов, дули сильные ветра. На каждом пути их подстерегала опасность, дикие звери, непроходимая тайга. Приходилась выживать в этих условиях.

Воспитатель : Ребята, а кто мне скажет, из чего построены наши дома?

Дети : Из кирпича, дерева.

Слайд 4, 5.

Воспитатель : Посмотрите, дети, в каких домах жили Нивхи.

Это зимнее жилище «то-раф» , похожая на полуземлянку деревянного строения, покрытое дерном с длинным входом.

Воспитатель : Почему Нивхи использовали такой необычный вид постройки своего жилища?

Дети : Что бы не замерзнуть.

Воспитатель : Зимние жилища строили на некотором расстоянии от берега, в местах, защищенных от ветра, ближе к тайге для удобства охоты.

Слайд 6, 7, 8.

Воспитатель : В холодное время года мужчины занимались охотой, подледной рыбалкой, обработкой тюленьих шкур, изготовление орудий промысла и посудой из дерева. Женщины изготавливали одежду, посуду из бересты, обустройства дома, приготовление пищи.

2. Подвижная игра «Удачный улов» .

Воспитатель : А сейчас мы поиграем.

В начале игры одного участника выбирают «рыбаком» . Остальные - «рыбки» . «Рыбак» гоняется за «рыбой» . Пойманная «рыба» берет «рыбака» за руку и тоже становится «рыбаком» .

«Невод» , «рыбака» постепенно разрастается, и, в конце концов, в нем оказывается вся «рыба» .

Воспитатель : Ребята, а вы любите ходить в гости?

Дети : Да, любим.

Воспитатель : Нивхи жили дружно, любили ходить друг к другу в гости, были очень гостеприимны.

Слайд 9, 10, 11, 12.

Воспитатель : А когда наступало лето, Нивхи переселяются в летние жилища (ке-раф, их строили на сваях по берегам и устьям нерестовых рек и на морском побережье, так как занимались в это время года преимущественно рыболовством.

Женщины собирали корешки растений, ягоду, грибы. Чистили рыбу и изготавливали юколы (юкола – это вяленная рыба, которую сушили без добавления соли) . Занимались резьбой по дереву только мужчины, и передавали из поколения в поколения только своим сыновьям. Слайд13, 14

3. Физкультминутка «В лесу растет черника» .

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика. (Наклоны вперед)

Чтобы ягоды сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте) .

Слайд 15,16,17

Воспитатель : Ребята вы любите играть? В какие игры можно играть летом?

Дети : прятки, казаки разбойники, у медведя во бору.

Воспитатель : Ребята, а вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?

Дети : Новый Год, масленица, день рождения.

(звучит мелодия нивхских песен)

Воспитатель : Нивхи любили праздники, они сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. Самый большим праздником для них был праздник «Медведя» .

Дети встают в круг и под музыку вместе с воспитателем начинают импровизировать этот праздник в танце. В середине круга ставят игрушку медведя. Движения детей произвольные .

III. Заключительная часть

Ребята, с каким народом крайнего севера сегодня мы познакомились на занятие?

Ребята, какой праздник любили отмечать Нивхи?

Молодцы! Вы были внимательными, доброжелательными и активными.

Попробуйте дома вместе с родителями нарисовать праздник медведя.

Приложение

Публикации по теме:

Этнокультурное воспитание детей в средней группе «Этнокультурное воспитание детей в средней группе»Сегодня проблема приобщения детей к народной культуре приобрела особую актуальность. В.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к народным православным праздникам Сегодня, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем для себя, мы осознаем, как мало мы знаем.

Я,как один из представителей многочисленного и многоликого педагогического сообщества специалистов ДОО, стараюсь сегодня прививать детям.

Методическая разработка «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» «Патриотическое воспитание дошкольников на основе приобщения их к народным традициям и промыслам» 1. «ФГОС» - развивать интерес к народным.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране,.

Елена Соколовская
Методическая разработка по этнокультурному образованию в ДОУ

Введение….…. …3

Глава 1. Теория этнокультуры и толерантности… . …. 4

Глава 2. Работа с воспитанниками ДОУ….…6

Вывод…. …10

Список использованной литературы…. 11

Приложения…. 12

Введение

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

Э. К. Суслова

Россия - страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов - важное достижение всех россиян.

Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащению его духовного мира. Поэтому актуальным становится вопрос об этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Проблема формирование этнокультурной и толерантной осведомлённости, нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. Очень важными для воспитания патриотических чувств являются исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Цель : формировать у детей дошкольного возраста этнокультуру через патриотические чувства и толерантного отношения к людям других народов, живущих на территории малой Родины.

Задачи :

1. Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

2. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов Сахалина, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

3. Создание в ДОУ условий для приобретения опыта через знакомство с культурой, традициями разных народов.

4. Воспитания любви и уважения к своей Родине, к своей нации, этнокультуре и толерантного отношения к представителям других национальностей.

Глава 1. Теория этнокультуры и толерантности

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой родного города, края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Узнавая об особенностях края, в котором живет, ребенок осознает и себя ответственным за сохранение природы, возникает чувство гордости за свою, такую неповторимую, малую Родину, которая входит в одну огромную Родную страну.

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности , поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой -именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.

Этнокультурное воспитание - это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :

Приобщение детей к культуре своего народа;

Развитие национального самосознания;

Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

Развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная осведомлённость - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой , обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью.

С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомленности .

Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л. С. Выготский, подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В. Т. Кудрявцев) . Итак, процесс освоения социального опыта ребенком старшего дошкольного возраста явление многомерное, динамичное и качественно своеобразное , разворачивающиеся в трех основных сферах : деятельности, общении, самосознании. В работах В. В. Давыдова, А. В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания народных сказок, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений. Развивают интерес к людям своего народа и другой национальности постоянные сообщения об их жизни, труду, искусстве. Систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений» (Д. Б. Эльконин) .

Глава 2. Работа с воспитанниками ДОУ

Важным условием для успешности нашей деятельности, является исходные функции показателей этнокультурного и толерантного развития у детей. В связи с этим особую важность приобретает формирование навыков успешного социального развития через следующие основные виды активной деятельности ребенка :

Успех формирования этнокультурной осведомлённости зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся : 1. Непосредственная образовательная деятельность . 2. Совместная деятельность взрослого и ребенка. 3. Самостоятельная деятельность ребенка.

С детьми проводили : беседу об этнокультурном многоцветии ; Непосредственно-образовательная деятельность на размышление «Цветная планета» с домашним заданием, НОД фантазия «Земля – наш общий дом» , разучивали национальные игры, рассматривали картины – образы разных национальностей; изучали национальный состав предшествующих поколений, живших на Сахалине, с рисованием древа жизни, читали сказки Елены Намаконовой «Сказки над рекой» ; В. М. Санги; Р. Д. Агмина «Лесная хозяйка» и др. Совместно с родителями представили разные национальности : японская и корейская культура, украинская культура, молдавская культура, алтайская культура, русская культура. оформление книжек-малышек «Разные страны» , просмотр итогового фильма «Дети разных народов» . Так же в нашу работу по этнокультурному воспитанию мы включаем :

Циклы интегрированных занятий, включающие различные виды организованной детской деятельности : познавательную, художественно - изобразительную , музыкальную, игровую и др. - на основе единого содержания.

Игровая деятельность, система применения игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а также освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно-ролевые игры, театральную деятельность, дидактические, подвижные, музыкальные игры.

Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время нод, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе :

Жизнедеятельности детей в семье (заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью) .

Наблюдений (экскурсии, досуги, развлечения)

Образовательной работы (творческая речевая деятельность, сочинение рассказов и сказок о семье)

Проектная и исследовательская деятельность, не только педагогов группы, но и родителей совместно с детьми в соответствии с тематическими неделями.

Видео просмотры - позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т. е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках России, в частности на Сахалине, о труде взрослых родного города, края, страны и т. п.

Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям .

Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов края, России, их специфика.

Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях климата, природных явлений, присущих Сахалину.

Экскурсии, посещение выставок, музеев, культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в процессе формирования этнокультурной и толерантной компетентности у детей дошкольного возраста осуществляется также в принципе единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности или, в другом варианте, принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Использование потенциала семьи мы осуществляем путем :

привлечения родителей к проведению образовательной деятельности ;

участие родителей в выставках семейного творчества;

устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций;

предоставления родителями альбома с фотографиями, предметов быта и искусства , хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду;

проведения совместных прогулок и экскурсий;

участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой .

Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует, в свою очередь, положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса. Совместное творчество детей, родителей и педагогов. В нашем учреждении каждый родитель получает возможность знать, видеть и участвовать в процессе воспитания детей через совместное проведение мероприятий (праздники, развлечения, собраний и выставок ) .

Таким образом , в результате формирования у детей дошкольного возраста этнокультуры толерантного отношения к людям других народов, живущих на территории малой Родины можно сделать вывод :

Ознакомление дошкольников с историей родного края – важная и актуальная педагогическая проблема. Через него идет развитие познавательных процессов, воображения , формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину.

Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является человек.

Формируя этнокультуру и толерантность у дошкольников, мы делаем акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Целесообразно ознакомление дошкольников с родным городом организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи , одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

Список использованной литературы

1. Волков Н. Г. Этнопедагогика . Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия» , 1999. – 168 с

2. Ильченко. Л. Педагогика поликультурности и толерантности / Дошкольное воспитание, 2004. - № 8. – С. 20 – 22.

3. Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. Проф. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия» , 2007. – 416 с.

4. Методическое пособие «Этновоспитание в дошкольных образовательных организациях » Павлова М. К., Ланина Е. В.

5. Этнология / Под ред . Миськовой Е. В., Мехедова Н. Л., Пименова В. В.: Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Издательство «Культура» , 2005. – 624 с.

Самарина Татьяна Васильевна

МДОУ "Детский сад №87 комбинированного вида"

ул.Р-Люксембург Д.34

Воспитатель

Тема: Технология осуществления этнокультурного образования детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры, формируются ценностные ориентации, усваиваются правила человеческого общежития, развиваются элементы национального самосознания, воспитывается дружеское отношение к окружающим людям (Т. Ф. Бабынина, М. И. Богомолова, З. А. Богатеева, С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др.). Эффективность этих процессов определяется специально организованной деятельностью, образовательной средой, созданием этнопедагогических технологий, которые базируются на концепциях гуманистического воспитания (Е. В. Бондаревская, Н. И. Ильин и др.), на признании детства как культурно-исторического феномена (Д. Б. Эльконин, В. Т. Кудрявцева).

Целью этнопедагогических технологий в дошкольном возрасте являются приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирование этнокультурной компетентности.

Этнокультурное представление - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия нормой, обусловленной самой природой человеческого бытия. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурных представлений.

Учитывая потребность развивающейся личности, специфику социального окружения, полиэтничность общества, задачи воспитания, основополагающими принципами создания этнопедагогических технологий, являются:

культурологический, при этом подходе результат личностно-ориентированного образования - это человек культуры, который гармонично сочетает в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность (Е. В. Бондаревская);

принцип народности - развитие ребенка как личности, восходящей от родной этнической культуры к мировой через общероссийскую в системе целостного, вертикального, непрерывного образования, начиная с дошкольного возраста;

принцип природосообразности - учет в образовательном процессе возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, целостное развитие личности, расширение ее кругозора, формирование мировоззрения, развитие самосознания;

принцип компетентности, компетентность - базисная характеристика личности, отражающая достижения человека в развитии отношения с другими людьми.

Этнокультурная компетентность рассматривается в структуре общей социальной компетентности дошкольника, которая является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Можно определить некоторые направления, характеризующие основы этнокультурной компетентности дошкольника. Прежде всего, они связаны с навыками сотрудничества со сверстниками и взрослыми, эмоциональными проявлениями, знаниями, характеризующимися эмоциально-побудительной направленностью, способами творческого преобразования. Для дошкольника этнокультурная компетентность характеристика развивающаяся. Говорить о полной готовности ребенка к осознанному восприятию, взаимодействию, сотрудничеству в полиэтнической действительности не приходится. В большей степени этнокультурная компетентность связана с наличием у детей представлений о своей национальной культуре, специфике поликультурного окружения, с дифференциацией основных понятий, с характером проявляемых чувств и отношений. Вполне очевидно, что данные характеристики и должны составлять основу этнокультурной компетентности дошкольников.

Таблица 1 - Технологическая карта формирования этнокультурной компетентности.

Компоненты

этнокультурной

компетентности

Характеристика компонентов

Методы формирования этнокультурной компетентности

Когнитивный

Представление о полиэтнической действительности, об общности культурного исторического прошлого народов

Методы, направленные на развитие познавательной активности

Эмоционально-

ценностный

Осознание своей этнокультурной принадлежности, положительное отношение к людям различных этнических групп

Методы, направленные на развитие чувства сопричастности к культурно-историческому наследию своего народа

Поведенческий

Развитие социальных способностей и навыков поведения

Методы, направленные на творческое развитие и преобразование

К примеру, содержательный материал для детей 5-7 лет может быть распределен по разделам: «Мой город», «Мой край», «Мое Отечество». Использование личных местоимений нацелено на прочувствование детьми причастности к социальному миру.

Дошкольное образовательное учреждение с этнокультурным компонентом образования - вид образовательного учреждения, реализующего образовательную программу дошкольного уровня образования в пределах стандарта и обеспечивающего изучение национального языка, культуры, традиций народа - носителя языка.

Современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного воспитания дошкольников. Приведем подробный анализ комплексных и парциальных программ.

Программа «Мы в Мордовии живем» (О. В. Бурляева и др.) является примерным региональным модулем программы для дошкольных образовательных учреждений.

Целью данной программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-эстетического, физического развития. Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении. Данный модуль программы предполагает организованную деятельность педагога с детьми, проведение режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

В комплексной программе «Я - человек» (С. А. Козлова) в разделе «Земля - наш общий дом» решаются задачи:

воспитание интереса и уважения к людям, их деятельности, культуре, быту;

формирование представлений о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране;

воспитание чувства гражданственности, патриотизма, толерантного отношения к жителям Земли.

В программу «Истоки» Л. А. Парамоновой включен раздел «Элементарные историко-географические представления», основная цель которого - воспитание поколения людей, осознающих себя в непрерывном контакте с историей, связанных с прошлым, настоящим и будущим своей культуры, участников мирового культурно-исторического процесса, проживающих на определенном географическом пространстве.

приобщить детей к прошлому и настоящему своей культуры;

воспитывать у детей чувство любви к своей Родине;

развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.

Воспитываясь в рамках данной программы, дошкольники узнают, что:

существуют разные культуры, которые отличаются друг от друга своими обрядами, праздниками, игрушками, музыкальными и художественными традициями (например, мы празднуем Новый год в январе, для нас это зимний праздник, а в Китае новый год начинается в начале февраля, когда зима уже заканчивается, поэтому это праздник весны и т. д.);

каждый человек принадлежит к одной или нескольким культурам (двуязычные или многоязычные семьи), которыми он должен интересоваться и которые он должен сохранять и уважать;

жизнь людей в современном мире невозможна без уважительного отношения к народам иных культур: войны начинаются тогда, когда люди не могут или не хотят договориться друг с другом.

В парциальной программе «Оберег» Е. Г. Борониной предполагается углубленное изучение детьми музыкального фольклора. Программа состоит из двух разделов:

1. «Народоведение» (народный календарь, народные обычаи и обряды; быт, круг жизни; многочисленные жанры народной словесности).

2. «Музыкальный репертуар» (слушание, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на народных инструментах).

Каждый возрастной период обеспечивается подпрограммами: «Гуленьки» (для детей 2-3 лет), «Теремок» (для детей 4-5 лет), «Беседушка» (для детей 6-7 лет) .

Парциальная программа «Живой мир образов», разработанная Р. Г. Казаковой и др., включает три направления работы:

1) ознакомление с русскими традициями, изучение культуры русского народа, знакомство с праздниками и обыденной жизнью;

2) ознакомление с историей русского народа, биографиями выдающихся деятелей русской культуры;

3) изучение исторических документов и классических произведений русской литературы.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» (под ред. Т. И. Оверчук) направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине - России на основе приобщения к национальной культуре.

Программа имеет следующие направления работы:

1) воспитание любви к родному дому: семье, малой родине - городу, краю и большой Родине - России;

2) приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений;

3) развитие потребности в активном, творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями.

Целью программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О. Л. Князева, М. Д. Маханева) является формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, хороводы и т. д.).

3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью.

Обобщая сведения о программах этнокультурного воспитания дошкольников, можно сделать выводы, что современные программно-методические разработки позволяют педагогу расставить собственные акценты при реализации следующих направлений этнокультурного воспитания детей:

В процессе постижения детьми основ традиционной на родной культуре и традиций семейного воспитания дошкольников совместно с родителями (О. Л. Князева, М. Д. Маханева, М. Н. Новицкая, Т. Я. Шпикалова и др.);

Через социализацию детей и вхождения их в общественные отношения, в том числе, характеризующиеся собранностью (коллективистской) направленностью и ориентацией на святоотеческие духовно-нравственные идеалы (В. В. Абраменкова, Н. И. Алексеева, Т. И. Бабаева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, В. Г. Нечаева и др.);

Через ознакомление детей с искусством родного народа (Л. М. Данилова, Р. Г. Казакова, Л. В. Куцакова, О. П. Радынова, Л. Л. Шевченко и др.);

Через ознакомление воспитанников с красотой родной природы и усилием краеведческого направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников (М. В. Воробьева, В. Р. Лисина, Л. В. Менджерицкая и др.). Особый интерес в связи с этим представляют исследования, в которых открытие ребенком красоты окружающего мира сочетается со знанием места и роли в нем человека творца (Т. И. Алиева, М. А. Васильева, С. А. Золочевский и др.).

В книге Г. А. Ковалевой «Воспитывая маленького гражданина...» представлены модели гражданского воспитания, начиная с дошкольного возраста, и тематические блоки работы с детьми. Например, тематический блок «Культура»:

знакомит детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха;

воспитывает любовь и бережное отношение к родному языку;

расширяет представление детей о разных видах и формах искусства;

формирует уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

развивает способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества.

В пособии Г. Н. Данилиной «Дошкольнику - об истории и культуре России» предложена методика изучения истории и культуры России на основе русского народного творчества, истории родного города, русских традиций.

Для реализации методики предлагается включение сведений об истории и культуре России во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую; использование краеведческого опыта .

В книге Н. В. Алешиной «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» при работе над темой «Родная страна» особенное внимание уделяется следующим направлениям:

рассказы детям, что Россия - страна многонациональная, воспитанию у них чувства уважения к особенностям жизни людей других национальностей;

знакомство детей с различными традициями русского народа, с его культурой .

В руководстве для воспитателей «Как научить детей любить родину» (Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова) для работы с детьми разработан цикл занятий по народной культуре, состоящий из пяти ступеней: народная философия и народная педагогика, жилище как Космос, одежда как Космос, искусство народных праздников, традиционные народные ремесла.

Авторы считают, что самой важной и обязательной ступенью, с которой должно начинаться вхождение ребенка в мир культуры, - это приобщение к основам «народной философии» через средства и методы «народной педагогики». Без знания и понимания родителями и воспитателями мировоззренческих основ своего народа невозможно рассматривать ни культуру одежды, ни культуру жилища, ни прочие составные части народной культуры.

В сборнике «С чего начинается Родина» (под ред. Л. А. Кондрыкинской) даются образцы планирования работы по разделу «Русская народная культура», где предлагается знакомство детей с традициями, обычаями, бытом и прикладным искусством, фольклором России .

В сборнике «Мое отечество - Россия» (И. В. Богачева, В. Л. Гиненский, С. И. Губанова, А. П. Казаков, Г. А. Кузьменко) представлена комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, опирающаяся на анализ культурно-исторического наследия России и опыт образовательного центра «ЭОС» .

В учебном пособии «Родной дом» (М. Ю. Новицкая, Е. В. Мартинкова) представлена система комплексной работы по подготовке детей к школе на основе материала традиционной семейно-бытовой культуры. Пособие с помощью загадок, пословиц, произведений детского фольклора знакомит дошкольников с миром природы, со старинным домом, его внешним и внутренним устройством и утварью, с повседневной трудовой и праздничной жизнью большой патриархальной семьи, со способами воспитания детей в старину в атмосфере любви, заботы, взаимопомощи.

Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.

Построение педагогического процесса по реализации национально-регионального компонента в дошкольном учреждении предполагает преимущественное использование аутентичных образцов. Такой подход потребует создания специальных условий, где произведения искусства и народного творчества будут гармонично встроены в современную образовательную среду, будут дополнять ее, отражая неповторимый колорит национальной культуры.

Эффективное формирование этнокультурных представлений зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:

  • Циклы занятий, включающие различные виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную и др.
  • Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время занятия, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строиться на основе: а) жизнедеятельности детей в семье; б) наблюдений (экскурсии, досуги); в) образовательной работы.
  • Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор - дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах, т.е. об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т.п.
  • Развлечения и праздники с этнокультурной и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.
  • Фольклорные концерты и театрализованные представления . Именно в концертно-театральной деятельности находят своё отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.
  • Целевые прогулки , экскурсии . На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные приметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.

Экскурсии, посещение выставок, музеев и др. культурных объектов способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений о реалиях других этнических миров, об особенностях уклада жизни, культуры народов.

Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурных представлений дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:

Привлечения родителей к проведению занятий.

Участия родителей в выставках семейного творчества.

Устройства презентаций национальных раритетов, семейных традиций.

Предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье или привезённых из путешествий, для демонстрации на тематических выставках в детских садах.

Создания мини-музея семейных коллекций в групповой комнате.

Проведения совместных прогулок и экскурсий.

Ведения вместе с детьми исследовательской деятельности с дальнейшим представлением её результатов в образовательном процессе.

Участия родителей во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой.

Выделяют следующие методы и приёмы активизации процесса формирования этнокультурных представлений детей:

1. Игровые методы и приёмы. Игры: «Старинное - нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта народов Мордовии», «Лавка сувениров» и т.д.

2. Сравнение.

3. Вопросы.

4. Сюрпризные моменты.

5. Метод моделирования и конструирования.

6. Заполнение карты.

7. Метод проектов.

Искусство педагогов состоит в умелом комбинировании методов и приёмов, в логическом соотнесении их с формой и местом использования, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Таким образом, современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного образования дошкольников. Имея в своем распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к национальной культуре, базу основных методов и приемов, творческий педагог-воспитатель может разработать собственные варианты, выбрать нужные средства обучения и воспитания, скорректировать, подстроить их в соответствии с возможностями конкретного дошкольного образовательного учреждения.