Если новорожденный часто дышит. Должен ли я беспокоиться при шумном дыхании у новорожденнго? Как дышит новорожденный ребенок

Недавно наткнулась на заметку, что врачи-пульмонологи считают, что большинство современных детей не умеют дышать . Вернее, они не умеют дышать правильно . А ведь правильно дышать для детей крайне важно для их общего развития, укрепления иммунитета и полноценного функционирования всех органов и систем организма.
Большинство детей дышат слишком часто и неглубоко, время от времени непроизвольно задерживая вдох или выдох, что «сбивает» легкие с ритма и ухудшает их вентиляцию. Такое дыхание называется поверхностным, и дыша таким образом, малыш не дает своей дыхательной системе возможности хорошо «проветриться». Получается, что свежий воздух не поступает во все отделы легких, обновляя лишь наружную их часть. В итоге большая часть легких практически никогда не обновляется и не избавляется от остатков «подержанной» атмосферы, которая является просто идеальной средой для вирусов простуды, гриппа и всяким аллергенам.

Как оказалось, медики уже давно разработали специальные компьютерные программы, созданные дляконтроля за детским дыханием. Программы носят название БОС – биологическая обратная связь с организмом. К сожалению, такими системами оборудованы лишь крупные пульмонологические центры. Смысл оборудования заключается в следующем. Ребенок садится перед экраном монитора, на котором он видит луг с цветами или сценку из мультика про Винни Пуха. Перед ребенком ставится задача – заставить бабочку сесть на цветочек или «уговорить» Винни Пуха принести к своему дому как можно больше меда. Выполнить задание удастся лишь в том случае, если малыш дышит правильно – медленно, глубоко, ритмично и к тому же еще соотносит дыхательный цикл с деятельностью сердца. Дети с удовольствием включаются в задание. Результаты подобной игры действительно впечатляют. У почти 70% детей-астматиков уже нет необходимости использовать специальные ингаляторы и все их показатели возвращаются к норме.

Но мы можем и сами без всяких аппаратов провести диагностику дыхания своего ребенка.

Правильно ли дышит ваш ребенок?

Определить, правильно ли дышит ваш малыш несложно. Устройте его поудобнее, можно за просмотром мультика или рассматриванием картинок в книжке. Важное условие – ребенок должен быть здоров.

1. Смотрите на часы с секундной стрелкой и считайте, сколько вдохов ребенок сделает за одну минуту.

Норма для детей разного возраста отличается. Для новорожденных крошек – это 50 вдохов в минуту, для деток до года – 25-40 вдохов, 1-3 лет – 25-30 вдохов, а для 4-6 летних детей – 25 вдохов в минуту в спокойном расслабленном состоянии. Если результат вашего ребенка в пределах нормы – это прекрасно. Так обычно дышат закаленные, крепкие и тренированные детки, которых с раннего возраста приобщают к длительным прогулкам и активным занятиям. Физиотерапевты такое дыхание считают эффективным и экономным. Когда ребенок дышит полной грудью , его легкие расправляются, вентилируются и становятся практически недоступными и неуязвимыми для респираторных инфекций, вирусов и аллергии.

Если малыш 1-3 лет совершает 30-35 вдохов минуту, а 4-6 лет – 25-30 вдохов – то это довольно-таки неплохой результат. Так дышит большинство деток, и вы попали точно в золотую середину. Конечно, простуды у таких детей не редкость, но шансов их избежать будет больше, если научить ребенка правильному, физиологично эффективному дыханию.

Стоит задуматься и проявить беспокойство, если ребенок 1-3 лет совершает больше 35, а 4-6 лет больше 30 вдохов в минуту. Такоедыхание считается поверхностным и частым. В этом случае в легкие попадает совсем мало свежего воздуха, основная его часть «зависает» в трахее и бронхах, которые не принимают участия в газообмене. Для того, чтобы легкие хорошо вентилировались такого дыхания явно недостаточно. Неудивительно, что ребенок часто более разнообразными ОРЗ и ОРВИ. К тому, у детей, которые дышит так часто и неглубоко, возникает риск развития бронхиальной астмы или астматического бронхита, что не может не настораживать родителей. Нужно обязательно выяснить причину, которая не позволяет ребенку дышать полной грудью. Это может быть сидячий образ жизни, недостаток активных прогулок, спорта, закаливающих процедур, привычка сутулиться, нарушение осанки, избыточный вес или повышенное газообразование в кишечнике. Источник проблемы нужно обязательно прояснить и устранить, тогда и малыш будет болеть реже.

2. Наблюдая за дыханием ребенка и считая его вдохи, обратите внимание на особенности дыхания у ребенка, на ритм дыхания , то есть на соотношение вдоха и выдоха, на паузы между ними.

Ритм дыхания. Здоровые активные дети обычно дышать по схеме:удлиненный вдох – пауза –короткий выдох. Так уж устроен наш организм, что вдох является возбуждающим активность фактором, а выдох играет успокаивающую и расслабляющую роль

Успокаивающий дыхательный ритм. Чувствуете, что ваш ребенок разволновался, перенервничал и вот-вот расплачется? Предложите ему успокаивающую дыхательную «таблетку» по схеме: энергичный короткий вдох – длинный растянутый выдох – пауза. Такойритм дыхания воздействует на нервную систему, расслабляет мышцы, избавляет от стресса и напряжения.

Вздохи. Ребенок начал часто вздыхать? Значит, детский организм мягко напоминает, что пора отдохнуть, полежать и сделать паузу в занятии.

Неправильный дыхательный ритм. Характеризуется нечетким, рваным темпом, с неодинаковыми вдохами и выдохами или периодической их задержкой. Если дыхание ребенка к тому же поверхностное и частое, то риск подхватить простудное заболевание или вирус повышается неоднократно. К тому же очаги воспаления могут возникать не только в легких, но и в миндалинах, пазухах носа и даже внутренних органах. Объясняется это тем, что неправильное дыхание не только не обновляет «атмосферу» легочного пространства, но и приводит к нарушениям движения диафрагмы, которые отвечают за нормальную работу сердца и кровообращение в брюшной полости. Получается, что иного выхода, как научить ребенка правильно дышать, нет!

Тип дыхания вашего ребенка

Наблюдая за дыханием ребенка, присмотритесь, какой у него тип дыхания:

Брюшной тип – ребенок дышит, надувая и втягивая живот.

Грудной тип – ребенок дышит, приподнимая и опуская грудную клетку.

Смешанный тип – ребенок совмещает первый и второй типы дыхания.

Брюшное дыхание оптимально для малышей, именно так и должны дышать маленькие детки . Поэтому следите за тем, что одежда не давила им на животик, избавьтесь от тесных трусиков, джинс и колготок с тугой резинкой, не затягивайте ремень на поясе. Если одежда оставляет розовое полосы на коже, значит, она слишком тугая. То же относится и к пижаме. Помните, как поступали наши предки? Укладывали и мальчишек, и девчонок спать в просторных длинных ночных рубашках.

Никогда не требуйте у вашего ребенка втянуть живот , в этом случае мышцы живота прекращают участвовать в процессе дыхания, и работа легких ухудшается.

Упражнение для тренировки брюшного дыхания

Детская йога предлагает множество дыхательных упражнений, которые можно успешно применять на занятиях с детьми, что мы сейчас и сделаем.
Уложите ребенка на коврик. Пусть подложит ладошки под голову и немного согнет ноги в коленях. Попросите его, совершая вдох, надувать животик наподобие воздушного шарика. А на выдохе представьте, что шарик резко сдулся, и попросите ребенка как следует напрячь мышцы живота и втянуть его внутрь из всех сил. Пусть малыш задержит дыхание после выдоха и начнет новый вдох только тогда, когда почувствует в этом необходимость. Повторите 5-10 раз.
Упражнение тренирует не только дыхательную систему, но и укрепляет мышцы брюшного пресса и оказывает мягкое массажное действие на внутренние органы, стимулируя и улучшая их работу.

Грудное дыхание , как правило, используемый в основном женщинами тип дыхания. Однако, дети и мужчины тоже использую такой тип дыхания, когда находятся в сидячем положении. Грудное дыхание также нужно развивать и выполнять правильно, чтобы дыхательный процесс происходил эффективно и функционально.

Упражнение для грудного дыхания

Опять возьмем упражнение из детской йоги. Пусть ребенок примет позу льва или сфинкса. Но название «лев» хотя и не соответствует строго этой позе, ребенку будет понятнее. Ребенок ложится на живот, выпрямляет ножки и опирается на ладони и предплечья согнутых рук. Грудная клетка приподнимается над поверхностью. Теперь нужно сделать глубокий полный вдох и набрать полную грудь воздуха, чтобы грудная клетка еще больше приподнялась и раскрылась. Пусть ребенок задержит дыхание на несколько секунд (посчитайте до трех), а потом быстро и энергично выдохнет, расслабляя мышцы и опускаясь. Тут тоже нужно сделать небольшую паузу и повторить упражнения сначала еще несколько раз.

Смешанное дыхание , когда в процессе дыхания участвуют и мышцы пресса и грудная клетка, считается самым здоровым. Когда выосвоите с ребенком брюшное и грудное дыхание , нужно будет соединить приобретенные навыки. Но об этом в следующей статье: Как научить ребенка правильно дышать.

Молодые мамы часто и подолгу прислушиваются к дыханию младенца во сне, чтобы убедиться, что с ним все в порядке. К счастью, внезапная остановка дыхания у детей первых месяцев жизни встречается очень редко — в среднем у 1 ребенка из 1000. Попытаемся разобраться в особенностях дыхания грудничков.

Органы дыхания малыша

Дыхание любого человека управляется дыхательным центром — небольшим отделом головного мозга. Именно дыхательный центр при повышении концентрации углекислого газа в крови посылает команды к дыхательной мускулатуре, заставляя мышцы сокращаться, раздувая грудную клетку. Импульсы нервных клеток дыхательного центра задают глубину, ритм, минутный объем дыхания. Сам же центр находится под влиянием импульсов от специфических рецепторов, например, воспринимающих концентрацию кислорода и углекислого газа в крови. Кроме того, многие неспецифические стимулы способны активизировать головной мозг в целом и дыхательный центр — в частности (именно поэтому во время родов, если первый вдох малыша задерживается, его легонько шлепают по попе: этот неспецифический болевой раздражитель от кожных рецепторов вызывает процесс возбуждения в дыхательном центре, который дает сигнал к началу дыхания).

У новорожденного ребенка, который только-только появился на свет, практически все функции организма отличаются некоторой незрелостью, ему еще предстоит развивать и совершенствовать их. Это в полной мере можно отнести и к дыханию. Известно, что дыхание ребенка первых месяцев жизни довольно неритмично, иногда даже у здорового малыша отмечаются задержки дыхания, или апноэ, продолжительностью до 15-20 секунд. Как правило, такие паузы в дыхании не сопровождаются ни урежением сердечного ритма, ни цианозом (синюшностью) и не влекут за собой вреда для здоровья крохи. Однако если во время апноэ развивается цианоз (посинение) носогубного треугольника, а сами задержки превышают 20 секунд или происходят слишком часто, лучше проконсультироваться со специалистом-неонатологом.

Экстренные ситуации

Настороженность родителей всего мира вызывает синдром внезапной смерти младенцев (СВСМ). Другими названиями этого состояния являются «внезапная детская смерть», «смерть в колыбели». Синдромом внезапной смерти младенцев называют смерть детей грудного возраста, наступившую без каких-либо видимых причин, чаще всего ночью или в ранние утренние часы. Никаких отклонений, способных объяснить эту смерть, не обнаруживают. Частота СВСМ колеблется в разных странах от 0,5 до 2,3-3 случаев на 1000 детей, родившихся живыми.

Несмотря на множество проведенных по всему миру исследований, установить достоверные причины СВСМ до настоящего времени не удалось. Зато ученые значительно продвинулись в определении факторов риска этого состояния. К ним относятся:

  • недостаточное образование отца и матери;
  • плохие социально-бытовые условия семьи;
  • неблагоприятный акушерско-гинекологический анамнез матери (хронические гинекологические заболевания, предшествующие аборты, мертворождения, интервал между родами менее 14 месяцев, юный возраст (менее 17 лет) матери, случаи СВСМ в семье);
  • осложнения беременности (гестозы, анемия, внутриутробная гипоксия плода, задержка внутриутробного развития);
  • курение, употребление алкоголя или наркотиков матерью во время беременности;
  • многоплодная беременность;
  • осложнения родов ( , роды путем кесарева сечения, окситоцином, недоношенность, переношенность, малый (менее 2,5 кг и особенно менее 2 кг) вес при рождении, крупный плод).

К неблагоприятным факторам, отмечаемым после рождения, относятся признаки морфофункциональной незрелости новорожденного, низкая оценка по шкале Апгар; систематическое перегревание младенца; использование в детской кроватке мягких матрасов, пуховых перинок, подушек, тяжелых одеял, плюшевых игрушек; курение кормящей матери и вообще курение в квартире, где находится малыш; искусственное вскармливание; рахит. Сюда же можно отнести совместный сон в родительской постели в случаях употребления матерью алкоголя, наркотических веществ или снотворных препаратов. Разумеется, особо тщательному наблюдению должны подлежать малыши, у которых отмечаются частые и длительные периоды апноэ или приступы цианоза.

Анализ факторов риска СВСМ позволяет сделать следующее обобщение: опасно все то, что нарушает развитие, ослабляет младенческий организм, повышает восприимчивость его к различным неблагоприятным воздействиям — будь то внутри- или внеутробный период жизни крохи.

Выдвигаются различные гипотезы для описания механизма развития СВСМ, Предполагают, что одной из основных причин может быть отказ дыхательного центра в результате . С одной стороны, в ответ на снижение концентрации кислорода и повышение концентрации СO 2 в крови дыхательный центр должен активизировать движения дыхательной мускулатуры. С другой, он сам по себе является отделом головного мозга, потребность которого у грудничков в кислороде гораздо больше в сравнении с головным мозгом взрослого. Даже минимальные изменения характера дыхания, химического состава крови и кровоснабжения способны повлиять на функции головного мозга. У здорового ребенка защитная реакция на задержку дыхания — пробуждение и одышка (учащение дыхания) с последующим восстановлением. У некоторых детей защитные реакции не срабатывают, и задержка дыхания может трансформироваться в его остановку.

Но было бы ошибочным полагать, что в синдроме внезапной смерти повинно лишь нарушение дыхания. Многими исследованиями удалось установить, что у большинства детей, которых постиг СВСМ, отмечались нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы — сердечные аритмии, отклонения на ЭКГ. Кроме того, известно, что у детей, входящих в группу риска по СВСМ, имеется определенная патология сна: у них отсутствует периодическое чередование периодов глубокого и быстрого сна, а структура сна весьма хаотична. Это может нарушать способность к адаптации к различным раздражителям. Некоторые ученые полагают, что причиной внезапной смерти может стать даже психоэмоциональный стресс малютки, который он переживает, если не чувствует достаточной любви окружающих.

Нахождение рядом с мамой приводит к установлению более ритмичного дыхания и сердцебиения у крохи.

Профилактические меры

В некоторых исследованиях было высказано предположение о том, что положение на животе во время сна повышает риск развития СВСМ. Однако в настоящее время большинство неонатологов сходятся на том, что определяющим является не поза во время сна, а правильная организация места для сна малютки: матрас должен быть обязательно ортопедическим, жестким или полужестким, недопустимы какие бы то ни было подушки, пуховые перинки, тяжелые и объемные одеяла, а также крупные плюшевые игрушки — то есть все то, что может вызвать удушение. Накрывать кроху лучше легким пледом — шерстяным или синтетическим, его верхний край не должен заходить выше уровня плеч. Температура в комнате, где спит малыш, не должна подниматься выше 24ºС; лучше, если она будет в диапазоне 18-21ºС. Дело в том, что повышение температуры резко увеличивает потребность мозга в кислороде и восприимчивость его к гипоксии, Ни в коем случае нельзя курить в комнате, где спит ребенок.

Вопреки ожиданиям, совместный сон малыша с родителями не повышает риск СВСМ (если, конечно, исключены алкогольные возлияния и прием сильнодействующих препаратов), а даже понижает его. Дело в том, что младенческий организм обладает способностью синхронизировать некоторые параметры с внешними подобными показателями. Так, нахождение рядом с мамой приводит к установлению более ритмичного дыхания и сердцебиения у крохи. По-видимому, эволюционно заложенные особенности не предполагают существования младенца отдельно от матери. Грудное вскармливание без ночного промежутка (что обычно и случается при организации ) также является важным фактором профилактики СВСМ.

Помимо мер профилактики этого грозного состояния, предполагающимися самой природой, с помощью достижений науки и техники были разработаны специальные приспособления, помогающие отслеживать дыхание и сердечный ритм малютки и предупреждающие родителей в случае опасности. К таковым относятся домашние мониторы — монитор дыхания (его датчик располагается под матрасом кроватки и фиксирует движения дыхательной мускулатуры малыша) и кардиореспираторный монитор. Последний прибор способен одновременно фиксировать не только дыхание, но сердечный ритм малютки. Оба устройства снабжены системой оповещения, которая срабатывает в случаях длительных апноэ, а кардиореспираторный монитор — также при выраженной (урежении сердечного ритма) и аритмии (неритмичных сердечных сокращениях). В этих случаях, как правило, бывает достаточно разбудить малыша, взять его на руки, сделать легкий массаж пяточек — то есть применить неспецифическую стимуляцию. Рекомендовать применение этих устройств можно у детей, относящихся к группе высокого риска по развитию СВСМ.

Жизнь человека напрямую зависит от циркуляции крови по сосудам. И чтобы предупредит различные проблемы нужно все знать об особенностях дыхания своего ребенка.

Будучи в материнской утробе, плод уже может дышать. Когда яйцеклетка оплодотворяется, зародышу для жизнедеятельности необходим кислород. И первые 10 недель он этот кислород черпает из запасов и только после возникновения плаценты, плод начинает самостоятельно дышать. Это происходит где-то на 10-12 недели внутриутробного развития. Ворсины плаценты, крепящиеся к материнским сосудам, очень быстро всасывают необходимые для жизнедеятельности вещества, кислород не является исключением. (Рекомендуем прочитать: Пиелоэктазия у новорожденного ребенка).

Особенности процесса дыхания в момент рождения маленького человечка

В этот период ребеночек может уже дышать и самостоятельно, и поглощать кислород с помощью плаценты. Полноценное функционирование легких новорожденного начинается зачастую, только после хлопка, который делает акушер по попе крохи. Но в это же время он получает кислород, который идет в легкие через еще необрезанную пуповину, соединяющую ребенка с матерью. Когда пуповина обрезается, малыш начинает дышать самостоятельно.

Как дышит новорожденный?

Когда врач осматривает новорожденного, он дает оценку и тому, как малыш дышит. Эти показатели оцениваются следующим образом:

  • насколько равномерное и частое дыхание.
  • глубина, а также его ритм.
  • тип дыхания.
  • сам процесс вдохов и выдохов.
  • звуки, которые кроха при этом издает.

Дыхание, которое сопутствует здорового малыша может варьировать как по частоте, так и по своей глубине. Когда ребенок бодрствует, то средняя частотность его дыхания может быть 50-70 ритмов за одну минуту, и 30-50 во время отдыха.

Дыхание ртом или когда нужно задуматься родителям?

Многих новоиспеченных родителей беспокоит то, что дыхание у их малыша может происходить посредством рта. Для грудного крохи, особенно, в первый период после рождения – это нормальное явление. Иногда через нос ему просто еще трудно дышать, поэтому и используется рот.

Может, также малыш дышать ртом и потому, что носик забит. Если это так, то нужно его закапать или аккуратно, ватной палочкой, очистить нос от того, что мешает малышу нормально дышать. Причиной забитого носа может быть сухой воздух в помещении, где проживает ребенок, так что родителям нужно следить и за влажностью квартиры, в среднем, которая должна быть 50-60 процентов.

Ротовое дыхание возможно и тогда, когда кроха спит не на подушке, и его голова может быть запрокинута. Таким образом, ему проще получать кислород. Выход простой – нужно подложить под голову маленькую и тонкую подушечку.

Есть и еще одна особенность грудного малыша – он может открывать рот во время сна и тогда понятно, почему у него носовое дыхание.

Как узнать: правильно или нет дышит малыш?

Не всегда есть необходимость в обучении ребенка правильности дышать, сначала необходимо разобраться какое дыхание он предпочитает, а вернее, какой тип. Такое дыхание может быть как грудного, так и брюшного или же смешанного типа. Если это грудной тип, тогда можно увидеть, как работает именно грудная клетка, при брюшном – создается впечатление, что малыш дышит животом. Если дыхание смешанное, тогда в процессе будет задействована и грудная клетка, и брюшина.

Молодые мамы и папы должны знать, что большинство деток грудного возраста дышат брюшинной, а, значит, их одежда обязана быть свободной, чтобы не сковывала движений. Только в этом случае дыхание дочки или сыночка будет легким.

Если так важно определить самим, без помощи врача, насколько правильное дыхание у ребенка – это несложная процедура. Только стоит понимать, что ребенок в этот момент должен быть абсолютно здоровым. Нужно устроить его, как можно поудобнее пускай смотрит мультики, книги или картинки.

Нужны часы с секундомером, чтобы проследить за количеством вдохов ребенка, которые он производит за 60 секунд. Норма будет разной – у каждой возрастной категории она своя:

  1. новорожденные делают за 60 секунд 50 вдохов.
  2. груднички, которым еще не исполнился годик – от 25 до 40.
  3. детки от 1 года и до 3 лет – 25-30.
  4. детки от 4 до 6 лет – 25.

Дети, когда родители собираются проверить их дыхание, должны в этот момент быть расслабленными и спокойными, никаких криков и волнений. Если результат совпадает с теми, которые указаны выше, – это хорошо, значит малыш отличается крепостью и тренированностью, он постоянно много гуляет и занимается активными играми. При таком дыхании, как считают физиотерапевты, легкие расправляются и хорошо вентилируются, ребенок дышит на полную грудь. Так что вирусам, аллергиям и инфекциям тяжело пробиться в маленький организм.

В случае если дыхание у одного-трехлетнего малыша соответствует 30-35 вдохам, а в четыре-шесть лет – 25-30 – тогда можно говорить о неплохом результате, ребенок попадает в золотую середину. Да, болезни случаются, но есть шанс их избежать в случае, если получится научить свое чадо правильно дышать с физиологической точки зрения.

Думать уже нужно тогда, когда ребенок в год-три делает более, чем 35 вдохов за минуту, а в четыре-шесть лет – более 30. Такое дыхание может быть частым и поверхностным. Для хорошей вентиляции легких таких вдохов недостаточно, так как к ним попадает недостаточное количество воздуха, остальное, как бы оседает в таких органах, как трахея и бронхи – они не участвуют в газообмене.

И нет ничего удивительного, если при таком дыхании ребенок может часто подхватывать вирусные заболевания. Эти малыши могут чаще других подвергаться риску возникновения бронхиальной астмы или других подобных заболеваний. В этом случае необходимо точно знать причину такого дыхания ребенка, чтобы устранить источник проблемы. Им может оказаться недостаточная активность или сутулость, привычка просиживать большую часть дня или нарушения в осанке, повышенный газообмен в желудочно-кишечном тракте, а также избыточный вес.

При наблюдении и подсчете вдохов, следует обратить внимание и на некоторые особенности дыхания, такие как ритм, а также паузы между процессом вдоха и выдоха:

  1. Дыхание, его ритм. Для здорового ребенка характерна следующая схема: сначала несколько удлиненный вдох, затем маленькая пауза и короткое выдыхание. Человеческий организм имеет свои особенности устройства и это также отражается на дыхании: вдох – это побуждение к активности, выдох же – успокоение и расслабление.
  2. Ритм дыхания для успокоения. Если ребенок собирается расплакаться, он взволнован или перенервничал, тогда нужно ему предложить попробовать следующие дыхательное упражнение – оно основано на определенном ритме: быстрый и динамичный вдох, удлиненный и растянутый выдох и, наконец, пауза. Это ритмическое дыхание успокаивает нервную систему, поможет расслабиться мышцам, избавляет ребенка от ненужных стрессовых ситуаций.
  3. Вздохи. Если малыш часто вздыхает – это как бы напоминание от самого организма, что ему уже необходим отдых, значит, нужно уложить ребенка – он должен отдохнуть.
  4. Если у малыша неправильное дыхание, вернее его ритм, тогда нужно учить его делать этот процесс правильно. Неправильное дыхание можно распознать по темпу – он нечеткий и рваный, неодинаковые вдохи и выдохи или же они могут иногда задерживаться. Еще дыхание, может отличатся тем, что оно как бы отличается частотой и поверхностностью.

Как дышит ребенок? Разбираем типы дыхания

Чтобы была возможность правильно определить тип дыхания, необходимо немного понаблюдать за своим крохой:

  • брюшной – вдыхая и выдыхая ребенок, как бы втягивает свой животик, а затем его надувает
  • грудной – в этом случае приподнимается и опускается грудная клетка
  • смешанный – в дыхании ребенка участвует и брюшина, и грудная клетка.

Самое лучшее для малыша – брюшное дыхание. Никакая тесная одежда не должна сковывать движения ребенка, спать он должен в удобной пижаме, девочки могут надевать свободные ночные рубашки.

Не нужно заставлять ребенка втягивать живот, тогда могут мышцы живота прекратить свое участие в процессе дыхания, а работа легких станет хуже.

Учим правильному дыханию своего ребенка

Можно обратиться к специальным упражнениям по детской йоге. Обучаем ребенка грудному дыханию. Ему необходим принять позу сфинкса или льва. Малыш должен лечь на живот и выпрямить ноги, опираться он может на ладони, а также предплечья, которые находятся в согнутом положении. Грудная клетка несколько поднимается и делается полноценный вдох.

При таком вдохе набирается воздух на полную грудь – она тогда еще больше поднимается и может раскрыться. Малыш должен задержать дыхание (кто-то из взрослых считает до 3) и быстро выдыхает, мышцы не должны расслабиться. Теперь маленькая пауза после которой упражнение повторяется – его необходимо сделать еще несколько раз.

Для обучения брюшному дыханию необходимо ребенка уложить на спинку, поверхность должна быть ровной. Ручки ложатся под голову, а коленки сгибаются (немножко). Во время вдоха живот надувается как шарик, выдоха – сдувается. Это упражнение следует повторять раз 10-15, оно не только обучает правильному дыханию, но и укрепляет мышцы брюшины.

Новорожденные детки долгое время приспосабливаются к жизни вне маминого животика. Их органы и системы развиты не до конца и продолжают формироваться, потому в некоторых случаях родители замечают изменения в состоянии малышей и начинают паниковать. В частности, тревогу может вызвать дыхание младенцев. Мамы замечают, что оно кардинально отличается от их собственного дыхания и подозревают неладное. Однако не стоит сразу бить тревогу, для начала стоит разобраться, почему крохи дышат не так, как мы.

Особенности дыхательной системы

Груднички не умеют контролировать в полной мере даже врожденные инстинкты, ведь они только начинают осваивать их. Кроме того, органы не полностью сформированы и продолжают развиваться. На дыхании это также отображается. Новорожденный может делать очень глубокие вдохи - будто ребенок старается захватить как можно больше кислорода. Так происходит потому, что у крох еще не до конца развиты органы дыхательной системы. Они имеют такие особенности:

  • слишком маленькие верхние и нижние дыхательные пути, что препятствует глубокому дыханию;
  • узкие носовые ходы и носоглотка;
  • узкий просвет гортани.

Все эти особенности делают малышей уязвимыми даже перед такой мелочью, как бытовая пыль. Микроскопические частицы могут оседать на слизистых, вызывая их отек и гиперсекрецию, что ведет к нарушению нормального дыхания.

Груднички не могут полноценно дышать, но родительская помощь быстро наладит этот процесс. Лучшей профилактикой от заболеваний и средством для стабилизации дыхания станет массаж и гимнастика.

Как дышат малыши

Если новорожденный часто дышит во сне, и при этом не проявляются никакие симптомы патологии, это абсолютная норма. Так происходит из-за физиологической незрелости верхних и нижних дыхательных путей. Организм крохи должен полноценно насыщаться кислородом, но сделать глубокий вдох малыш не может. Частое дыхание - это компенсаторная функция, которой пользуются новорожденные. Из-за того, что снабжение воздухом еще не отлажено до конца, маленькие дети могут дышать неравномерно.

Темп дыхания также отличается от взрослого. Чаще всего крохи делают два или три коротких вдоха, а затем один длинный. Такой процесс является нормой для деток от рождения и до одного года, со временем ритмичность вдохов и выдохов станет более ровной.

Отсутствие таких признаков, как хрипы, открытый рот, мышечное напряжение и стоны во сне, является признаком абсолютно нормального состояния малыша.

Выясняем частоту дыхания

Новорожденный может дышать в состоянии спокойствия довольно часто. Родителям сложно определить, в пределах нормы находится такое состояние или выходит за ее рамки. Чтобы подтвердить или опровергнуть сбои в частоте дыхания ребенка, ее нужно измерять. Делают это при помощи фонендоскопа. Его мембрану предварительно разогревают руками и прикладывают к груди малыша. Если же специального прибора у вас нет, можно просто положить руку на грудную клетку малыша и следить за количеством ее подъемов в течение одной минуты.

В педиатрии существуют регламентированные показатели частоты дыхания для деток разного возраста:

  • с момента рождения и до двухнедельного возраста - норма 40-60 вдохов за 1 минуту;
  • в возрасте от двух недель до трех месяцев норма составляет 40-45 вдохов;
  • с четырех до шести месяцев - 35-40 вдохов;
  • с семи месяцев до одного года - 30-36 вдохов.

Если показатели укладываются в норму, у ребенка нет признаков инфекционных и воспалительных заболеваний, он стабильно набирает вес, можете не беспокоиться по поводу его дыхания. Со временем все органы и системы начинают правильно функционировать, дыхание становится равномерным и не таким частым.

Учимся определять тип

Не только частота вдохов и выдохов может стать показателем здоровья малыша, но и сам тип дыхания. От него зависит, насколько качественно будут вентилироваться легкие и верхние дыхательные пути, каким будет качество газообмена в тканях, и как быстро будут насыщаться кислородом клетки головного мозга.

Чтобы выяснить тип дыхания вашего ребенка, достаточно посмотреть, какие части тела у него являются подвижными во время вдохов и выдохов.

Всего принято выделять три основных типа:

  • Первый - грудной, о нем можно говорить, если при вдыхании воздуха активно работает грудная клетка младенца, она ритмично поднимается и опускается. Этот тип приводит к недостаточной вентиляции нижней части легких.
  • Если же наблюдается движение брюшной стенки и диафрагмы, то у ребенка брюшной тип дыхания. При нем недостаток кислорода испытывают верхние дыхательные органы.
  • Если же одновременно работает и диафрагма, и грудная клетка, это свидетельствует о смешанном дыхании. Данный тип является наиболее полезным и позволяет полностью насытить организм кислородом.

Учимся распознавать патологии

Учащенное дыхание младенца во сне может быть признаком многих серьезных патологий, потому важно, чтобы родители умели правильно распознавать их. Если вы заметили, что у крохи есть отклонения от нормы, следует внимательно за ним проследить. Проблема может указывать на такие патологии:

Норма для малышей

Дыхание новорожденных малышей может учащаться по вполне безобидным причинам. Если вы не видите никаких изменений в состоянии ребенка, то поводов для паники нет. Иногда сбой в ритме вдохов может возникнуть из-за того, что кроха поперхнулся чем-то. Также часто мамы могут слышать клокотание в горле младенца, так происходит, если он не успевает сглотнуть слюну. Это состояние проходит со временем и не должно вызывать излишнего беспокойства.

Временная остановка дыхания также часто случается у новорожденных. Если она не превышает 10 секунд, то состояние малыша в норме. Нарушение проходит само собой, когда кроха достигает шестимесячного возраста.

Также на частоту дыхания может влиять окружающая среда, попробуйте установить в детской увлажнитель и поддерживать влажность на уровне 60-70%, а температуру воздуха на уровне 18-21° С, это значительно снизит нагрузку на дыхательную систему ребенка и поспособствует нормальному насыщению организма кислородом.

В завершение

Дыхательная система младенца - это несовершенный и очень уязвимый механизм, который не может нормально функционировать. Учащенное дыхание во сне является нормой для новорожденных и не должно вызывать опасение у родителей. Однако если состояние крохи резко ухудшается, и у него появляются другие симптомы, стоит обратиться к доктору.

Важно вовремя заметить нарушения, так как у малышей они очень быстро прогрессируют. Следите за своими детками и вовремя обращайтесь за профессиональной помощью.

Многие мамы любят наблюдать, как спит новорождённый, слушать его дыхание. На интуитивном уровне они понимают, что от функциональности респираторной системы зависит многое. Нарушение дыхания опасно не только для здоровья, но и для жизни младенца. Ночное апноэ диагностируют даже у новорождённых, это состояние характеризуется задержкой дыхания. Пауза может быть кратковременной и длительной. О том, как выявить и лечить апноэ, оказать первую помощь при задержке дыхания пойдёт речь далее.

Виды дыхания у грудничков

Эмбрион начинает дышать, тренировать мышцы диафрагмы и грудной клетки ещё в утробе матери (во 2 триместре беременности). Его организм насыщается кислородом через плаценту. Когда ребёнок рождается, то во время первого вдоха его голосовая щель открывается, а лёгкие расправляются.

Врачи выделяют 4 вида дыхания у грудных детей:

  • Регулярный. Этот тип характеризуется равномерным дыханием, промежуток между вдохами одинаковый.
  • Нерегулярный. Интервал между вдохами неравномерный. Такой тип дыхания характерен для недоношенных детей.
  • Периодический. Этот тип дыхания характеризуется цикличностью, гиповентиляция (недостаточная внетилияция) чередуется с гипервентиляцией (чрезмерная вентиляция лёгких). Наблюдается кратковременная задержка дыхания не дольше 3 секунд.
  • Апноэ – это патологическое состояние, при котором временно прекращается дыхание из-за блокировки дыхательных путей или отсутствия сигнала, поступающего от мозга к дыхательным путям. Приступы апноэ длятся от 15 секунд и более, задержка дыхания может быть кратковременной, но с симптомами брадикардии (частота сокращений миокарда около 60 уд/мин). Если дыхание быстро восстанавливается, то апноэтический эффект относят к варианту нормы. Но длительная задержка дыхания опасна для жизни младенца.

При затяжном апноэ в крови скапливается углекислый газ, новорождённый может потерять сознание, его мозг повреждается, он отстаёт в развитии от других детей, но самый опасный исход – это смерть. Так как приступы апноэ чаще наблюдаются в ночное время, то родители могут вовремя не заметить нарушения дыхания.

Врачи разделяют следующие типы апноэ у новорождённых:

  • Центральное – это состояние, при котором дыхание прекращается из-за того, что перестаёт поступать сигнал от мозга к дыхательным мышцам.
  • Обструктивное – это заболевание, которое характеризуется многократными эпизодами гиповентиляции и апноэ вследствие блокировки дыхательных путей языком.
  • Смешанное – приступы апноэ провоцируют 2 вышеописанные причины.

Важно вовремя выявить недуг и обратиться к врачу.

Признаки апноэ

При длительной задержке дыхания (от 10 секунд и дольше), посинении кожных покровов (особенно участка вокруг рта), резком замедлении пульса (менее 100 уд/мин), необходимо обследоваться у педиатра.

Апноэ у детей проявляется следующими симптомами:

  • Преимущественно ротовое дыхание. Этот признак свидетельствует о том, что ребёнку не хватает воздуха, который поступает через нос.
  • Затруднённое глотание. Если младенцу тяжело глотать, то возможно причина в частичной блокировке дыхательных путей.
  • Энурез. Нарушение контроля над мочеиспусканием – это вторичный признак, который свидетельствует о расстройстве функциональности ЦНС.
  • Чрезмерная потливость. Обильное выделение пота у младенца тоже указывает на нарушение деятельности ЦНС.
  • Чрезмерное сужение и опускание груди при выдохе. Этот симптом свидетельствует о расстройстве дыхания.
  • Необычные позы во сне. Так младенец пытается компенсировать недостаток кислорода во время сна на спине, так как в этой позиции респираторные пути могут быть частично перекрыты. Как следствие, нарушается газообмен.

Таким образом, если респираторные движения отсутствуют (грудная клетка не двигается), проявляется брадикардия (пульс менее 60 уд/мин), синеет кожа на лице (особенно вокруг рта), то речь идёт об апноэ. Если приступ вызван блокировкой дыхательных путей, то возникает свистящее, шумное дыхание, которое напоминает храп.

Причины задержки дыхания

Как гласит статистика, апноэ возникает у 8 из 10 недоношенных детей. А поэтому в группу риска входят младенцы, которые появились на свет на 32 неделе беременности и с массой тела менее 2.5 кг. Это объясняется незрелостью ЦНС ребёнка. Чем выше степень недоношенности, тем больше вероятность респираторных расстройств во сне.

Апноэ у детей провоцируют следующие заболевания:

  • Расстройство пищеварения, которое характеризуется проникновением содержимого желудка назад в пищевод.
  • Врождённые сердечные аномалии с развитием функциональной недостаточности сердца.
  • Воспаление оболочек мозга.
  • Эпилепсия – это заболевание головного мозга, которое сопровождается приступами судорог.
  • Кислородное голодание с избытком углекислого газа в крови.
  • Инфекционные заболевания (воспаление лёгких, заражение крови).

В таком случае речь идёт о позднем апноэ, которое проявляется у новорождённых в возрасте 6 месяцев.

Чтобы выявить причины респираторных расстройств проводят комплексное обследование:

  • биохимический анализ крови;
  • исследование крови на глюкозу;
  • анализ крови на витамины и микроэлементы;
  • УЗИ головного мозга;
  • рентгенологическое исследование грудной клетки;
  • электроэнцефалограмма мозга.

Для выявления гастроэзофагеального рефлюкса исследуют пищевод.

Методы лечения

Если новорождённый недоношенный, то его помещают в специальный инкубатор, который устанавливают в отделении интенсивной терапии. Там его подключают к монитору и контролируют показатели жизненно важных функций (частота дыхательных движений, сокращений миокарда и т. д.). При наступлении критической ситуации персонал оповещается с помощью звукового сигнала. Врач определяет какую помощь нужно оказать ребёнку.

Виды реанимации при апноэ у детей:

  • Стимуляция предполагает тактильный контакт: потряхивания, удары по телу пальцем, щекотание ног и т. д. Для этих целей применяют инкубаторы с водными матрасами или опцией вибрации. Решение об их использовании принимает врач.
  • Маски для дыхания. При задержке дыхания, которые повторяются от 2 раз за 60 минут, применяют маски или мешки для реанимации. Искусственная вентиляция лёгких – это крайняя мера по восстановлению газообмена между окружающим воздухом и лёгкими. Маски для сипап терапии поддерживают давление воздуха в дыхательных путях, применяют прибор только по назначению доктора.
  • Медикаменты. Лекарственные средства назначают только после установления причины заболевания. Для лечения недоношенных детей с апноэ тоже используют медпрепараты. Решение о выборе медикамента и дозе принимает лечащий врач.
  • Ликвидация причин, которые провоцируют задержку дыхания. Апноэ могут спровоцировать полипы в носу, увеличенные миндалины, патологии нижней челюсти или расстройства функциональности сердца и сосудов. В таких случаях врач устраняет первопричину, после которой нормализуются респираторные функции.

В любом случае при возникновении характерных симптомов у грудного ребёнка необходимо обратиться к педиатру.

Первая помощь

Одно дело, если состояние младенца контролируют врачи, но совсем другое, если родители обнаруживают синеющего ребёнка в кроватке. Чтобы предотвратить смерть новорождённого от удушья, необходимо оказать ему первую помощь:

  1. Младенца берут на руки, смотрят на время и начинают его приводить в чувство. Для этого пальцами проводят по спинке снизу вверх, потом щекочут стопы. Одновременно родных просят вызвать бригаду скорой помощи.
  2. Верхние и нижние конечности, а также уши растирают, ребёнка обрызгивают холодной водой.
  3. Если новорождённый не очнулся, то делают искусственное дыхание. Для этого младенца нужно уложить на спинку, поверхность должна быть твёрдой и ровной. Головку слегка запрокидывают, губами обхватывают рот, и в нос ребёнка неторопливо вдыхают воздух. Объём лёгких малыша меньше, чем у взрослого, а поэтому важно не перестараться. Если дыхание не восстановилось, то проводят ещё 5–7 вдохов, а потом выполняют закрытый массаж сердца.

Во время приступа апноэ во сне каждая секунда на счету, а поэтому важно научиться отказывать первую помощь.

Профилактика апноэ

Предотвратить задержки дыхания возможно, для этого нужно соблюдать некоторые правила:

  • Жёсткий матрас обеспечит безопасный сон младенцу. О том, как правильно выбрать хороший матрас, читайте по ссылке .
  • До 2 лет новорождённый спит без подушки.
  • Ребёнок должен спать на боку или спине, но не .
  • Не рекомендуется перегревать малыша перед сном.
  • Кроватку устанавливают рядом с кроватью родителей.

Таким образом, апноэ у новорождённых – это опасное заболевание, которое важно вовремя диагностировать и грамотно лечить. При возникновении симптомов сразу же обращайтесь к врачу, который установит диагноз и определит схему лечения. Родители должны научиться оказывать первую помощь, чтобы предотвратить внезапную смерть младенца.