Драгоценные камни без огранки. Топаз — кому подходит камень и его свойства. Топаз: физические свойства

Поскольку в постах о ювелирных камнях постоянно мелькают различные виды огранок, мне показалось разумным, посвятить этому пост.
Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. Форма огранки не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Император Август, древнеримская камея
Древняя инталия

Прозрачные Виды огранки самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.

Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка, которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.

– оцениваются не только по весу в каратах, чистоте и цвету, но и по огранке. От нее зависит, насколько красивой будет его форма и игра света в нем. Какие основные виды огранки существуют? Знакомимся с ювелирными азами.

Огранка камня и его форма – не одно и то же. Форма относится к общему контуру обработанного алмаза и выглядит как некая геометрическая фигура: круг, квадрат, ромб, треугольник, овал и прочее. Огранка характеризует число, расположение, очертания и пропорции граней камня. У камней одинаковой формы вполне может быть различная огранка

Круглая огранка

Число граней: 57, 33, 17

Для любых – это универсальный вид огранки бриллиантов

Круглая огранка – классика обработки бриллиантов, проверенная временем. Она самая старшая среди «сестер» и «братьев» – других видов огранки драгоценных камней. Придумали ее в начале 1900-х годов. Тогда были изобретены алмазные пилы, позволившие ювелирам работать с самым твердым из минералов Земли и Вселенной, то есть с помощью одних алмазов превращать другие в бриллианты.

Круглая огранка в 57 граней наилучшим образом демонстрирует блеск и игру света в бриллианте и способствует его долгожительству, сводя к минимуму риск сколов и других внешних повреждений. Такая огранка высоко оценивается при перепродаже камня. Для небольших бриллиантов используется упрощенная круглая огранка в 33 грани (для камней весом до 0,99 карата) и 17 граней (0,29 карата и менее).

Особенностью круглой огранки является большая потеря веса самородка: после обработки «уходит» до 50% первоначальной массы алмаза.

Овальная огранка

Число граней: 57

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, браслеты, ожерелья, подвески

Вариант круглой огранки, вошедший в ювелирный обиход в 1960-е. «Овал» имеет грани-клинья большей площади и вытянутую форму, придает камню красивый блеск и переливы оттенков на свету. Находясь в кольце, камень такой огранки визуально удлиняет пальцы, делает их более тонкими, изящными.

Огранка «Маркиз»

Число граней: 55

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, подвески

Французское слово marquise – «маркиза» – произносится как «мар-ки-и-из». Поэтому вид огранки, названный в честь маркизы де Помпадур, фаворитки Людовика XV, в русском языке звучит и пишется как… мужской, а не женский аристократический титул. Овальная огранка с заостренными продолговатыми концами увековечила кокетливую улыбку легендарной красавицы. Впрочем, многим этот вид обработки драгоценных камней по форме больше напоминает лодочку.

Кольцо с самородком огранки «Маркиз» визуально удлиняет пальцы того, кто его носит. Будьте аккуратнее с украшением: острые клиновидные концы – уязвимая, потому что хрупкая, часть камня, ограненного «под аристократа».

Золотые серьги SL с бриллиантами и аметистами (цена по ссылке)

Огранка «Груша» («Капля»)

Число граней: 55–56

Для каких украшений используется? Серьги, кулоны, ожерелья

Этот вид обработки драгоценных камней объединяет черты овальной огранки и огранки «Маркиз». Суженный конец у грушевидной формы один, и именно он должен быть особенно тщательно защищен оправой. Камни-«капли», как и «овалы», «маркизы», создают иллюзию более длинной, изящной шеи или пальцев, если речь идет о кольце.

Золотая подвеска SL с бриллиантами и сапфирами (цена по ссылке)

Огранка «Принцесса»

Число граней: 49, 65, 68, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, подвески

Как и круглая огранка, «Принцесса» славится щедрой игрой света в камне, но имеет при этом прямоугольную (реже квадратную) форму. Придумана в конце 1960-х – начале 1970-х. Самородок с такой огранкой меньше теряет в исходном весе и, как правило, стоит дешевле, чем бриллиант классической круглой огранки в 57 граней. «Принцесса» – один из самых популярных видов обработки бриллиантов для обручальных колец. Прямые углы камня очень хрупки, они требуют хорошей защиты от оправы украшения.

Золотое кольцо SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Ювелиры используют такой синоним слова «грань», как «фасет» («фацет»). Площадки-грани, они же фасеты, наносятся на поверхность камня, чтобы лучи света, падая на него, преломлялись и создавали эффект сияния изнутри. Все виды огранки, кроме круглой, считаются фантазийными

Огранка «Изумруд»

Число граней: 57, 65, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Серьги, кольца, браслеты, подвески, ожерелья

Прямоугольник со срезанными углами и достаточно большими гранями – подобная огранка применяется для драгоценных камней крупного размера и исключительной чистоты, так как скрыть какие-либо изъяны самородка за множеством мелких граней при такой обработке его поверхности не получится. Несколько уступает круглой огранке или огранке «Принцесса» по способности играть преломленным светом, однако превосходит их по силе и яркости отдаваемых световых вспышек.

Золотые серьги SL с бриллиантами, топазами и изумрудами (цена по ссылке)

Огранка «Ашер»

Число граней: 25, 49, 72, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, браслеты, ожерелья

Квадратная разновидность огранки «Изумруд», имеющая больше «этажей» – ярусов из граней. Огранка изобретена в Бельгии в 1902 году братьями-ювелирами Ашер, первый пик ее популярности пришелся на 1930-е годы. Число граней варьируется в зависимости от веса (читайте, размера) камня. С точки зрения дизайна украшений этот вид огранки характерен для драгоценностей в стиле ар-деко.

Огранка «Радиант»

Число граней: 65, 70, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, серьги, кулоны

Камень подобной огранки выглядит как восьмиугольник – квадрат или прямоугольник со срезанными углами. «Радиант» как вид обработки поверхности драгоценных самородков вобрал в себя черты огранок «Принцесса» и «Изумруд». Используется он для камней, которым есть что показать: насыщенный цвет, чистоту и прозрачность, игру света, а главное, солидные размеры. Огранка имеет брутальный, величественный характер, поэтому ее, выбирая, например, перстень, предпочитают мужчины. Зрительно украшение с камнем огранки «Радиант» несколько укорачивает фаланги пальцев.

Золотое кольцо SL с бриллиантами и топазами (цена по ссылке)

Огранка «Сердце»

Число граней: 57–58

Для каких украшений используется? Серьги, кулоны, подвески

По технике обработки камня этот способ близок грушевидной огранке. Драгоценное сердечко красиво играет на свету… и настраивает на романтический лад! Ради красоты линий и прочности соотношение длины и ширины камня после огранки должно составлять 1: 1 – так центр «сердца» будет менее уязвимым при случайных ударах или падениях украшения.

Золотая подвеска SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Огранка «Триллиант» («Триллион»)

Число граней: 19, 31, 37, 52, возможно иное количество

Для каких украшений используется? Кольца, подвески, ожерелья, браслеты, серьги

Огранка в виде равностороннего треугольника с острыми или сглаженными углами родом из Голландии. В сравнении с другими вариантами огранки это самый молодой способ обработки драгоценных камней: придумали его в 1980-е. Количество граней и их форма: например, квадратная, ромбовидная, прямоугольная, – зависят от размера самородка и творческого замысла ювелира.

Золотое кольцо SL с бриллиантами (цена по ссылке)

Качество огранки камня указывается в сертификате украшения. В зарубежной системе оценки (GIA, Геммологический институт Америки) принято такое деление: Excellent (отличная огранка), Very Good, Good (очень хорошая; хорошая), Fair (средняя) и Poor (неудовлетворительная). Ювелиры России используют буквенные символы: А (первоклассная огранка), Б (хорошая), В (средняя), Г (плохая). Отечественная классификация более строгая: камни категории Excellent по меркам наших экспертов вполне могут оказаться в группе Б

Красотой наделяет камень сама природа, но для того чтобы эта красота проявилась, необходимо придать самоцвету форму. Этим занимаются огранщики. Огранка драгоценных камней придает им блеск и цвет, она выражает яснее оптические эффекты и сильно влияет на стоимость готового изделия. Какие же бывают виды огранки драгоценных камней?

Виды огранки драгоценных камней

Прежде чем разбираться с этим вопросом, выделим, на что же все-таки может повлиять огранка. В зависимости от характеристик минерала для использования его в ювелирном деле применяются различные типы огранки камней. Они будут влиять на то, как камень себя покажет и сколько он будет стоить. Например, для алмазов самая лучшая огранка - это круглая, или бриллиантовая. Но такая форма обладает некоторыми недостатками, в частности, при ее получении спиливается значительная часть минерала. А поэтому он сильно теряет в весе, а, следовательно, и в цене.

Иногда такая огранка видоизменяется для того, чтобы оставить как можно больше исходного материала. При этом декоративные свойства также страдают. Поэтому их разделяют на подгруппы.

Для некоторых камней, обладающих оптическими эффектами, в частности, кошачьим глазом и астеризмом используется огранка кабошон. Она является одной из самых древних и позволяет раскрыть наилучшие характеристики цвета камня, при этом делая его блеск тусклым, а сам минерал непрозрачным. Кабошоном также ограняют камни из категории поделочных и полудрагоценных.

И для изумрудов была придумана своя огранка. Дело в том, что этот камень обладает несколько иными характеристиками, чем бриллиант. Изумруды в природе нередки, имеют крупную форму, а главным критерием их оценки является цвет.

Помимо того, что огранку нужно правильно подобрать, выполнить ее также важно качественно. Как правило, ограняются минералы, твердость которых достаточна для того, чтобы их можно было полировать. При этом чем камень тверже, тем труднее выполнить его огранку. Бриллианты ограняются только алмазами.

Виды ограночной обработки

Помимо форм, огранка отличается также и видами:

  • фацетная огранка;
  • гладкая шлифовка;
  • смешанная.

Фасетная огранка состоит из множества мелких граней, благодаря чему и обретает свои основные черты. Применяется для прозрачных камней и имеет множество форм, большинство из которых можно объединить в две основные группы: бриллиантовая круглая огранка и ступенчатая угловатая.

Бриллиантовая огранка считается наивысшим показателем искусности мастера шлифовки. Ступенчатая применяется для камней, которые имеют средние тона цвета, так как в этом случае получается лучше его передать.

Гладкая шлифовка может быть выпуклой ровной, в виде кабошона или шара. Используется для огранки таких камней, как малахит, агат и другие непрозрачные. Применяется с целью оживить поверхность, раскрыть красоту неприметного минерала, отшлифовать его.

Кабошон, в свою очередь, привлекает внимание своей формой. Обычно тот или иной тип подбирается в зависимости от рисунка и других характеристик минерала.

Работа ювелиров по огранке камней

Смешанная огранка представляет собой смесь двух других, может быть разных форм, например, круглой, овальной, конической, многоугольной. Существуют и фантазийные типы, а также формы, подражающие каким-либо предметам, если того требует дизайнерское решение всего украшения.

Формы огранки

Помимо основных трех видов, они также имеют дополнительное разделение на подвиды и формы. Существуют как разные формы фасетной огранки, так и смешанной. Вот основные типы огранки драгоценных камней.

  • Кабошон. Эта технология известна еще с древности. В те времена от камня отрезали кусок и придавали ему форму круга или овала путем шлифовки. Поступают так и сейчас в отношении минералов, которые не пропускают свет и для которых прозрачность не имеет особого значения. При этом нижняя часть камня может быть как выпуклой, так и ровной. Это делается для того, чтобы максимально скрыть недостатки камня и подчеркнуть его достоинства. С помощью кабошона можно придать камню необходимый оттенок. Вогнутая нижняя поверхность сделает его светлее, а ярким становится камень, ограненный двойным кабошоном с выпуклой нижней частью. Такой эффект, как звездчатость также лучше всего проявляется в кабошонах, потому что основным условием для появления звезды является именно криволинейная поверхность камня. В некоторых случаях эта огранка является лучшим решением при условии, что фасетная не подходит из-за каких-либо дефектов поверхности минералов.
  • Бриллиантовая, или круглая огранка. Этот тип огранки был изобретен в Голландии в XVII веке, и основной задачей его было показать бриллианты в наиболее выгодном свете. Такой тип представляет собой две многогранные пирамиды с одним основанием: снизу пирамида полная, сверху - в усеченном виде. Верхушка выполняется в виде многоугольника. Мелкие камни чаще всего имеют 17 граней, это самое минимальное количество для такого вида огранки. Распространенной считается огранка с 57 гранями: 23 на павильоне, то есть нижней части, и 33 сверху. Большие минералы могут иметь даже 240 граней. Обычно этот способ применяется для огранки алмазов и позволяет показать их игру света и блеск во всем великолепии. Как правило, огранка используется не только для бриллиантов. Ее очень часто применяют и для других драгоценных камней, а также для имитаций алмаза. Например, известная компания Сваровски первая начала использовать эту огранку для обработки самого известного заменителя бриллианта - фианита.

Другие виды

  1. Овальная огранка. Используется чаще всего для серег, колец, браслетов, ожерелий и подвесок. Является разновидностью круглой огранки, которая в шестидесятые годы широко вошла в обиход ювелирных украшений. Имеет грани-клинья большой площади и вытянутую форму, что делает более выраженным блеск и переливы оттенков. Находясь в кольце, визуально удлиняет и утолщает пальцы.
  2. Маркиз. Этот вид огранки был назван в честь маркизы де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV. Что интересно, несмотря на то, что в русском языке это звучит как мужской титул, на самом деле происхождение названия, используемого для формы драгоценных камней, относится к женскому роду. По форме она больше напоминает лодочку, но ее происхождение несколько другое - эта огранка должна была увековечить кокетливую улыбку маркизы. Такое кольцо с камнем также визуально удлиняет пальцы. Однако в этом случае с украшением надо быть аккуратными, потому что клиновидные концы уязвимые и очень хрупкие.
  3. Огранка груша. Вид обработки камней, который в себе объединяет несколько, в частности, огранку маркиз и круглую. Используется чаще всего для серег, кулонов или ожерелий. Имеет один суженый конец, который должен быть защищен в оправе. Как и все остальные огранки подобного типа, удлиняет палец или шею, в зависимости от изделия.
  4. Принцесса. Как и круглая огранка, принцесса передает игру света в камне, но при этом имеет форму прямоугольника. Придумана она была в конце шестидесятых годов и с тех пор является весьма популярной. При обработке таким способом самородок теряет меньше исходного веса и соответственно стоит несколько дешевле. Принцесса чаще всего используется для колец, в этом случае углы должны быть защищены, так как являются очень хрупкими.
  5. Изумруд. Огранка представляет собой прямоугольник и применяется для самоцветов большого размера и очень высокой чистоты. Это связано с тем, что в этом случае любой недостаток невозможно будет скрыть. Несколько уступает огранке в форме круга или принцессе по сиянию, но превосходит их по яркости отдаваемых вспышек света. Используется для колец, браслетов, подвесок, ожерелий и серег. Именно ею ограняются изумруды.
  6. Ашер. Представляет собой квадратную разновидность изумруда, но имеет больше ярусов и граней. Была придумана братьями Ашер, пик ее популярности пришелся на 30-е годы. Количество граней варьируется и зависит от веса камня. Используется для колец, серег, браслетов и ожерелий.
  7. Радиант. Камень имеет вид шестиугольника-квадрата или прямоугольника со срезанными углами. Включает черты огранок принцессы и изумруда. Используется для того, чтобы показать прозрачность камня, игру цвета, блеск, но в основном большие размеры. Чаще всего применяется для мужских украшений, например, перстней, визуально укорачивает пальцы. Может также использоваться для серег и кулонов.
  8. Сердце. По технике близка к грушевидной, играет на свету. В основном используется для романтических подарков. Очень важно соблюдать пропорции, иначе камень будет хрупким.
  9. Триллиант. Представляет собой вид треугольника с равными сторонами и острыми или сглаженными углами. Была придумана в Голландии. Это самый молодой способ по сравнению с другими основными видами. Количество граней различное, так же как и их форма, которая может быть разной в зависимости от замысла мастера и размеров самоцвета.

На самом деле разнообразие типов огранок не ограничивается основными видами. Достаточно много их вариаций или же вовсе фантазийных форм. В некоторых случаях могут выполняться под заказ и необычные формы камней.

Синий топаз - идеальный драгоценный камень для художественной резьбы.

Цвет топаза

Красный топаз – самая востребованная разновидность топаза. Всего 1% от обнаруженных камней этого минерала составляют кристаллы красного цвета. Топаз красного цвета называется «Имперский». Он очень редок и высоко ценится. Однако некоторые продавцы утверждают, что одного красного цвета для именования топаза «имперским» недостаточно, он еще должен демонстрировать плеохроизм. Плеохроизм красного цвета часто проявляется на краях самоцветов, ограненных грушей или овалом, без него демонстрирующих всего лишь переход тонов от желтого к оранжевому.

Имперский - один из наиболее ценных цветов топаза. Как видно на этом образчике имперского топаза оранжево-красный цвет прекрасно подчеркнут пламеобразной формой топаза.

Встречаются также двуцветные топазы. А некоторые розовые топазы на вид могут сильно походить на розовый алмаз или ярко-розовый сапфир. Схожий с ними по облику розовый топаз имеет перед тем и другим такие преимущества как более низкая цена и более крупные размеры.

Продавцы драгоценных камней именуют топазы желтовато-коричневого или от коричнево-желтого до оранжевого тонов топазами «херес» - по аналогии с цветом вина из винограда этого сорта. Камни такой цветовой гаммы называют «благородными» топазами. На благородные топазы похожи цитрины и раухтопазы, их часто с ними путают, но топазы стоят дороже.

Золотая или желтая не так ценятся как красная «имперская». В природе они встречаются гораздо чаще и уже тем менее ценны. А вот коричневый топаз, хотя считается еще менее ценным, чаще используется в ювелирном деле и декоративном искусстве.

В природе чаще всего встречается бесцветный топаз. А столь привычные для покупателей ювелирных украшений крупные синие топазы на самом деле довольно редки. Изобилие на рынке топазов синих оттенков объясняется применением технологии радиационного облучения и нагревания для придания бесцветным камням синего цвета. Она широко применяется для облагораживания топазов уже более 50 лет.

Облучение и термообработка придают бесцветным топазам все оттенки синего.

В 70-х годах 20-го века первые экземпляры облагороженных топазов продавались от 20 до 40 долларов за карат. Но со временем перепроизводство привело к значительному падению оптовых цен до нескольких долларов, а то и еще меньше, за карат. Сегодня такие топазы удовлетворяют массовый спрос покупателей ювелирных изделий, для которых цена является наиболее важным фактором при выборе украшений.

На этом фото показаны топазы полученные из одного бесцветного кристалла, но прошедшие разную тепловую обработку, демонстрирую разные цвета - от изначально бесцветного до различных по насыщенности оттенков синего.

Чистота топаза

Как правило, ограненные топазы не имеют видимых включений и дефектов. Особенно верно это утверждение для синих, бесцветных и желтых топазов.

Кольцо, созданное Марией Канале, с необлагороженным бразильским топазом весом 12,25 карата. Топаз не имеет никаких видимых включений.

Огранка топаза

Кроме однородности цвета на качество топаза также влияет и его огранка.

Поскольку кристаллы топаза обычно вытянуты в форме колонны, их часто гранят в форме груши или овала для повышения выхода. Если сырье изначально имеет глубокую насыщенность цвета, то предпочтение отдают изумрудной огранке, которая позволяет максимально сохранить цвет и вес камня.

Топаз гранят во множестве форм и в разных стилях. Промышленные формы огранки для топаза – овал, груша, круг, изумруд, кушон, треугольник, маркиза, а также различные дизайнерские фантазийные формы.

Использование современных смешанных техник и стилей огранки позволяет максимально усилить естественный цвет этого синего топаза весом 14,68 карата.

Стили огранки также разнообразны – бриллиантовая огранка с треугольными и кайт-гранями, ступенчатая огранка с частыми параллельными гранями, смешанная огранка – обычно с бриллиантовой огранкой короны и ступенчатым павильоном.