Доктор комаровский о вальгусной деформации стопы и плоскостопии. Кривые ножки у годовалого ребенка, причины и лечение

Уже давно сказано:

Стопы – это фундамент нашего тела

Изо дня в день наши стопы совершают подвиги, хотя мы этого и не осознаем в полной мере. Стопы удерживают массу тела, дают нам возможность бегать, прыгать, скакать и держать равновесие. Вместе с нами каждый год они делают 5 миллионов шагов, и в течение нашей жизни мы четыре раза обходим на них вокруг всего земного шара. Чтобы все это совершать без каких-либо проблем, наличие хорошо тренированных стоп – это альфа и омега. Несмотря на то, что 98% новорожденных появляются на свет со здоровыми стопами, около 60% взрослых имеют с ними проблемы. И уже в школьном возрасте наблюдаются такие отклонения в развитии как вальгусная, опущенная и полая стопа. Ведь, если фундамент больше не соответствует, это имеет последствия для всего тела. Так могут начаться проблемы с коленями, бедрами или позвоночником.

На всем протяжении развития от милых, маленьких детских стоп до взрослых стоп ряд факторов может значительно помешать их здоровому формированию. Одной из главных причин приобретенных повреждений стоп является ношение «неправильной» детской обуви – слишком маленькая, слишком узкая иногда даже и слишком большая. Следующей проблемой со все возрастающей тенденцией является избыточный вес. Он способствует уплощению и, тем самым, деформации свода стопы. Между тем от 15 до 20 процентов детей в Германии весят слишком много, а 6% даже страдают ожирением (= болезненная тучность).

Чтобы детские стопы развивались здоровыми, им в первую очередь необходимо движение. Однако все признаки говорят об обратном. По причине нашего современного стиля жизни около 14% детей двигаются в настоящее время от силы 3 часа в неделю.

Чтобы проблемы избыточного веса, недостатка движения и подходящей обуви (только 20% граждан Германии носят обувь, которая им подходит) не сопровождали и во взрослом возрасте, необходимо своевременно предпринять встречные меры путем просвещения. При этом вам задают вопросы как профессионалу по стопам. Вам выпало сложное задание пробудить у родителей, а также у детей внимание и восприимчивость к уходу и сохранению стоп в здоровом состоянии.

Детская стопа и ее развитие:

Без естественной тренировки ничего не выйдет

Плоские стопы у младенца, вальгусное плоскостопие у маленького ребенка, сначала О-образные, потом Х-образные ножки, при этом мягкие, гибкие, деформируемые и в достаточной степени невосприимчивые к боли при давлении, детские стопы – это не маленькие стопы взрослых. В течение многих лет они совсем не хотели соответствовать нашему представлению о «нормальной» стопе.

Для родителей вопрос, развиваются ли у детей здоровые стопы, имеет большое значение. В конце концов, стопы дают нам свободу, чтобы мы всю жизнь могли самостоятельно ходить и независимо двигаться вперед. Во время роста детские стопы непрерывно изменяются. Развитие стоп заканчивается только в юношеском возрасте.

Когда ребенок совершенно самостоятельно делает свои первые шаги, родители гордятся этим и запоминают эту дату на всю жизнь. Если маленький ребенок в возрасте от года до полутора лет в состоянии самостоятельно ходить, он выполнил интенсивную тренировку в течение нескольких месяцев.

Шаг за шагом к умению ходить

Вертеться (= круговые движения тела, лежа на животе), перекатываться, ползать на животе, позже ползать на четвереньках, потом постепенно учиться стоять и пытаться ходить – все это служит тренировке мышц и двигательного аппарата, а также умению держать равновесие и координацию. Еще до того, как ребенок сможет стоять, ноги и стопы готовятся к этому. Так полугодовалый ребенок хватает свои стопы и пальцы и играет с ними. Если при этом он засовывает пальцы стоп себе в рот, это больше чем веселое времяпрепровождение. Движение – это замечательное упражнение, чтобы вращением наружу, отведением ног и сгибанием в бедре способствовать формированию тазобедренного сустава как подвижного сочленения.

Умение ходить является генетической программой, которая происходит сама по себе и проходит успешнее тогда, когда «опытные в ходьбе» взрослые меньше вмешиваются в этот процесс. Девиз звучит так – ждать, пока ребенок собственными силами не начнет стоять и ходить. Первые попытки стоять, подтягиваясь за предметы, например, решетку детской кроватки или опираясь о лестничную площадку, дети начинают с 10-и месячного возраста. Свободно ходить они могут уже через 4-6 месяцев. К этому времени ребенок перебирает различные поддерживающие ходьбу варианты, например, боком он опирается на предметы (так называемая ходьба с поручнями) или толкает перед собой предметы, чтобы подготовить стопы к удерживанию массы тела. Наконец он стоит, хотя сначала неуверенно и с широко расставленными ногами, и уже готов делать первые шаги.

Игра со стопами и пальцами также тренирует мышцы стоп. Когда ребенок хватает руками стопы, слегка приподнимается внутренний край стопы, она приводится в положение супинации (супинация через вращение). Вследствие этого происходит тренировка как функциональной длины, ширины и высоты стопы, так и всего свода стопы.

Детские стопы растут быстро

Необходимо приблизительно 16 лет до момента, когда из мягких, хрящевидных детских стоп сформируются полностью развитые стопы. При этом уже 98% стоп у девочек в возрасте 12-13 лет и 98% стоп у мальчиков в возрасте 15 лет достигают своей окончательной длины.

Особенно стремительно детские стопы растут в первые годы жизни. Если длина стоп новорожденных составляет около 1/3 длины стопы взрослого, то длина стоп трехлетних детей составляет уже 2/3 их окончательной длины.

Как по-разному быстро растут детские стопы в зависимости от возраста, было отражено в первом немецком отчете о детских стопах, для которого было измерено 20000 детских стоп в 60 населенных пунктах Германии и Швейцарии: «У 2-х летних детей стопы могут расти до двух сантиметров в год, т.е. это почти три размера обуви. Как у мальчиков, так и у девочек до 7-и летнего возраста стопы вырастают на 10-15 миллиметров в год. Затем скорость роста у девочек падает до 10 миллиметров, а у мальчиков до 8-9 миллиметров. После этого скорость роста у девочек быстро понижается до 12-и летного возраста, а у мальчиков, наоборот, только с 15-и летнего возраста». Таким образом, вполне естественно, что детям в школьном возрасте каждые полгода необходима новая обувь, а маленьким детям – даже один раз в квартал.

Не мешать естественному развитию!

Чтобы стопы детей развивались здоровыми и не имели никаких повреждений, важно, чтобы дети могли полностью развивать свою естественную потребность в движении. Поэтому порекомендуйте родителям обратить особое внимание на следующее.

Стопы детей требуют большой свободы движения. Потому родители должны как можно чаще позволять маленьким детям быть босиком и играться со своими стопами и пальцами. Это доставляет не только удовольствие, но и очень полезно для моторного и психического развития. И когда дети уже могут ходить должно действовать правило – как можно больше ходить босиком.

Т.к. в первые годы жизни детские стопы еще формируются и достаточно гибкие, ни в коем случае нельзя стеснять и наносить им вред не только неправильной обувью, но и слишком узкими ползунками и носочками.

Чтобы не мешать естественному движению, родители должны немного повременить с «усаживанием» детей, пока сам ребенок самостоятельно не сядет и не сможет изменить это положение также самостоятельно. В среднем в возрасте от 9 до 10 месяцев дети уже могут это делать самостоятельно.

Обязательно необходимо предостеречь от того, чтобы слишком рано заставлять ребенка вставать. Поэтому рекомендуется не предлагать детям предметы для подтягивания и ни удерживать ребенка слишком долго в положении стоя. Т.к. маленькие О-образные ножки не в состоянии удерживать вес тела.

Крайне спорной является широко распространенная практика ставить 6-и месячных детей в так называемые ходунки. Так называют пластиковый каркас на роликах со встроенным сидением. Федеральное зарегистрированное общество «Больше безопасности для детей» предостерегает от использования таких приспособлений по причине сопутствующего риска несчастных случаев, которые часто имеют следствием серьезные повреждения. И при этом дети не учатся ходить, наоборот, чем чаще их усаживают в такие приспособления, чтобы кататься по квартире, тем ощутимее нарушается их естественное моторное развитие, что мешает тренировке естественных шаговых движений.

Также как можно меньше надо укладывать ребенка в чашеобразную кроватку или люльку. Заданное сидячее положение ограничивает ребенка в состоянии бодрствования его двигательные возможности и, тем самым, естественное развитие движения. Например, в лежачем положении в люльке ноги не могут сгибаться в тазобедренном и коленном суставе, не поворачиваются наружу и не отводятся. Также ребенку невозможно брать в рот стопы, что важно для тренировки их мышц и их осознания, т.е. не хватает тренировки и укрепления мускулатуры.

Сначала плоские стопы

Для младенцев и маленьких детей абсолютно нормальными являются плоские стопы и О-образные ноги, что во взрослом возрасте может доставлять значительные проблемы. Типичным для постановки ноги у младенца является сгибание тазобедренного и коленного сустава, О-образные ноги, а также супинация стоп. Подошвы стоп плоские. С одной стороны это объясняется толстой медиальной жировой подушкой, которая доходит от сустава таранной и ладьевидной кости вплоть до плюснефаланговых суставов. У нее задача защищать мягкие, хрящевидные структуры стоп от перегрузки и повреждений, и она служит как распределитель давления. Жировая подушка уменьшается в течение первых лет жизни и исчезает в возрасте 4-5 лет.

С другой стороны, свод стопы, развитие которого уже началось при рождении, формируется постепенно со все возрастающей нагрузкой стопы. Т олько в 3-х летнем возрасте в отпечатке стопы начинает узнаваться, как правило, видимое медиальное углубление.

Отступление: Медиальную подушку маленьких стоп также называют «острой жировой подушкой».

С умения ходить стопа изнутри переносит трехмерное изменение формы. Сюда относится выпрямление заднего отдела стопы, а также скручивание стопы, т.е. смена положения супинации стопы в младенческом возрасте во внутреннее вращение переднего отдела стопы. Это спиральное свинчивание, при котором пятка поворачивается наружу, а передний отдел стопы вовнутрь, является альфой и омегой стабилизации свода стопы.

Проведенное в университетской клинике г. Мюнстер «Исследование детской стопы», в котором наблюдалось развитие детской стопы у здоровых детей с начала момента их умения ходить до девятилетнего возраста, показало, что продольный свод стопы формируется уже в первый год после того, как ребенок научился ходить. Формирование продольного свода стопы заканчивается, впрочем, только в возрасте 6-7 лет.

Отступление: В течение третьего года жизни стопы меняют свою форму.

От О-образных ножек до прямых ног

Положение ног младенца напоминает наших предков в давние времена. Тазобедренные и коленные суставы согнуты, коленные чашечки повернуты наружу, а расстояние между внутренними сторонами коленей больше, чем между медиальными лодыжками. В течение второго года жизни, искривленные О-образные ноги становятся прямыми, которые потом у детей 2-4 лет чаще всего изменяются в Х-образные ноги.

Причиной этого является вес тела и прямая осанка, из-за которых колено нагружается в медиальном направлении возрастающим давлением, а в латеральном – усиливающимся вытяжением. Следствием этой ассиметричной нагрузки является ассиметричный стимул роста на близких к коленному суставу зонах роста кости (метафизы) бедра и голени (большая берцовая кость). Вследствие этого эпифизарные хрящи на шарнирах коленного сустава бедра (мыщелки бедра) и на площадях коленных суставов голени (мыщелки большеберцовой кости) растут в длину по-разному быстро – на внутренней стороне (медиально) быстрее, чем на наружной стороне (латерально). Линия нагрузки, как называют линию соединения между бедром и стопой, при этом перемещается к середине коленного сустава пока, наконец бедро, колено и стопа не станут вертикально друг над другом, а нога выпрямится.

При избыточной реакции, однако, рост в длину продолжается на внутренней стороне с тем эффектом, что линия нагрузки смещается от середины коленного сустава наружу и в конечном счете проходит снаружи мимо сустава. Так из О-образных ног младенца получаются Х-образные ноги маленьких детей, у которых колени соприкасаются с внутренней стороной, а медиальные лодыжки нет. В сильно выраженных формах расстояние друг от друга может составлять более 7 сантиметров. При нормальном развитии Х-образное положение ног пропадает еще до школьного возраста (приблизительно в семь лет), и ноги растут прямо. Медиальные лодыжки и внутренние стороны коленей соприкасаются в положении стоя. Правда, фактором риска того, что Х-образная форма ног сохранится, является избыточный вес, которым в настоящее время страдают многие дети.

Обусловленные возрастом деформации

Х-образное положение ног влияет также на положение стоп в младшем детском возрасте, потому как пяточная кость подминается вовнутрь. Вальгусное плоскостопие в большинстве случаев обусловлено возрастом и должно исчезнуть, как и Х-образное положение ног, до наступления школьного возраста.

Следующим наблюдением уже упомянутого исследования детской стопы стало то, что определенно и полая стопа может быть обусловленной возрастом фазой развития детской стопы. В группе, состоящей из 45 детей, которые наблюдались в течение более чем 6,5 лет, у 13% детей в течение первых пяти лет с момента умения ходить контактная площадь плюсны уменьшалась непрерывно, а потом в течение следующих двух лет снова увеличивалась, так что полая стопа больше не различалась.

Разнообразие стоп

Развитие здоровой детской стопы поразительно и отличается неожиданным разнообразием. Так исследование детской стопы в городе Мюнстере показало, что в первый год, когда ребенок пошел, девочки проявляли более динамичный процесс переката стопы, чем мальчики. В соответствии с первым немецким отчетом о детской стопе дети в 6 лет могут еще носить обувь 25 размера, но могут носить и обувь 35 размера. По сравнению с девочками мальчикам такого же возраста в среднем необходима обувь, которая больше на полразмера и даже на размер. После 12-и летнего возраста разница увеличивается. Кривая роста стоп девочек сходит на нет, в то время как у мальчиков увеличивается и дальше. Однако отчет о детской стопе указывает на то, что также и у ширины подошвы или обхвате в пучках при одинаковой длине стопы есть большой разброс. Например, у 5-и летних мальчиков, у которых в среднем длина стопы 172 миллиметра, ее ширина может быть от 62 до 78 миллиметров. (Средняя ширина составляет 70 миллиметров.)

Обхват в пучках в среднем составляет 173,5 миллиметров. Стопа длиной 172 миллиметра может иметь обхват от 157 до 190 миллиметров. Из этого же отчета также следует, что детская стопа стала шире.

Вес тела как причина играет роль только у детей дошкольного возраста. Чем старше дети, тем меньше вес тела оказывает влияние на ширину стопы. Исключением, правда, являются дети с избыточным весом! Но действительным все же является то, что маленькие стопы шире, чем большие. Кроме того, важным для всех, кто имеет дело с детскими стопами, является знание о том, что детские стопы растут постоянно. Они не делают паузы, чтобы потом скачкообразно вырасти на 3 или четыре размера обуви.

С началом школьного возраста и до конца первого десятилетия жизни стопы совершенствуются с целью свободного взаимодействия всех тканей и органов, в том числе мышц, связок и кровеносных сосудов.

Стопы и ножки младенцев и маленьких детей…

… еще не имеют своей окончательной формы; и даже скелет стопы состоит преимущественно еще из хрящевых частей, которые окостеневают окончательно только в юношеском возрасте.

Типичным для стоп младенцев является отклонение большого пальца вовнутрь.

Продольный свод стопы заполнен жировой подушкой, и стопа стоит на полу плоско.

На втором году жизни жировая подушка рассасывается, продольный свод стопы формируется постепенно.

Если стопа нагружается, ее легкое положение наружу вполне нормальное. У маленького ребенка вальгусная стопа выражена сильнее.

Типично О-образное положение ног маленького ребенка. Примерно в 6-и летнем возрасте ось ног медленно выпрямляется.

В эмбриональном периоде с 1-й по 8-ю неделю гестации происходят следующие изменения:

  • 3-я неделя - появление выростов нижних конечностей;
  • 6-я неделя - появление изгиба стопы и подошвенной поверхности;
  • 7-я неделя - параллельная установка осей нижних конечностей;
  • 8-я неделя - поворот стоп друг к другу своей подошвенной поверхностью.
  • В фетальном периоде, начиная с 9-й недели, происходят следующие изменения:
  • 9-я неделя - появление голеностопных суставов;
  • 10-я неделя - разворот бедер и голеней вокруг продольной оси;
  • 11-я неделя - супинация заднего отдела стопы;
  • 12-я неделя - супинация таранной кости;
  • 28-я неделя - расширение и смещение в латеральном направлении таранной кости и ротация костей голени;
  • 29-я неделя - увеличение ширины пяточной кости в заднем отделе;
  • 36-я неделя - поворот стоп вокруг оси. Во внутриутробном периоде существует следующий порядок оссификации костей:
  • 9-я неделя - 5-я плюсневая;
  • 11-я неделя - дистальная фаланга 1-го пальца;
  • 12-я неделя - проксимальные и дистальные фаланги всех пальцев;
  • 17-я неделя - средняя фаланга 2-го пальца;
  • 18-я неделя - средняя фаланга 3-го и 4-го пальцев; 21-я неделя - средняя фаланга 5 пальца; между 22-й и 25-й неделями - начало оссификации пяточной кости;
  • между 25-й и 31-й неделями - начало оссификации таранной кости;
  • после 37-й недели - начало оссификации кубовидной кости.

Процесс оссификации протекает эксцентрично по отношению к хрящевому зачатку кости. Окостенение таранной кости начинается в ее шейке и продолжается в проксимальном направлении. Оссификация пяточной кости начинается в дистальной части и продолжается проксимально к области фасеток. Окостенение кубовидной кости происходит из ее центральной части и распространяется равномерно во все стороны. Оссификация ладьевидной кости начинается в центральной части, а затем переходит на ее дистальную часть.

В фетальном периоде происходит ряд изменений формы костей и соотношений между костями. Большеберцовый-во-пяточный угол в возрасте 12 недель составляет 36° и у новорождённого он уменьшается до 22°. Угол шейки таранной кости имеет большой разброс на протяжении внутриутробного развития: от 30 до-65°. У новорожденного он составляет 22°. Супинация стопы и поворот стоп подошвенной поверхностью друг к другу сильнее всего выражены на 7-м месяце, после чего супинация уменьшается к моменту рождения. Разгибание стопы к тылу в голеностопном суставе возрастает на фоне ротации костей нижней конечности вокруг продольной оси и увеличения сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Антеверсия бедра у новорожденного колеблется в пределах Эв-40°. Торсия костей голени начинается во внутриутробном периоде с 5-го месяца. К моменту родов угол наружной тор-сии составляет 15-209. Торсия пяточной кости уменьшается на протяжении всего внутриутробного периода. У новорожденного она составляет 22°. Положение переднего отдела стопы относительно заднего ровное. У новорожденного ось стопы, проведенная через центр пятки, проходит между 2-м и 3-м пальцами. Во внутриутробном состоянии длина стопы самая большая по отношению к длине нижней конечности. У новорожденного длина стопы достигает 7,5 см.

Свод стопы ребенка

Стопа ребенка является универсальной опорной структурой, строение и функция которой соответствуют задачам опоры и движения на данном этапе развития организма. Для стопы первохода, совершающего первые шаги, характерным является низкий свод, обширный слой подкожной жировой клетчатки, избыточная подвижность суставов, вальгус заднего отдела стопы, большая эверсия пятки. В норме в стопе имеются 3 свода, расположенные в двух плоскостях. В сагиттальной плоскости есть наружный и внутренний продольные своды. В состав наружного свода входит пяточная, кубовидная, 4-я и 5-я плюсневые кости. В состав внутреннего свода входят пяточная, таранная, ладьевидная, 1-я, 2-я и 3-я клиновидные, 1-я, 2-я и 3-я плюсневые кости. Вершиной внутреннего свода считают либо таранно-ладьевидный сустав, либо бугристость ладьевидной кости. Высота свода представляет собой расстояние от поверхности опоры до вершины свода. Во фронтальной плоскости поперечный свод стопы ребенка расположен на уровне предплюсны. Клиновидные кости в среднем отделе имеют более широкую тыльную часть и более узкую подошвенную часть, благодаря чему, сложенные вместе, они образуют дугообразную фигуру свода стопы. Кости, составляющие свод, находятся под действием активных мышечных сил. Задняя большеберцовая мышца осуществляет супинацию стопы. Передняя большеберцовая мышца осуществляет тракцию среднего отдела стопы кверху. У новорожденного свод стопы отсутствует. На первом году жизни свод стопы низкий, что связано с отсутствием вертикальной нагрузки на ноги и небольшой активностью мышц дистального отдела конечности. До 2 лет пяточная кость расположена относительно горизонтально. По мере роста происходит подъем переднего отдела пяточной кости над горизонтальной плоскостью и увеличение высоты костного свода. Свод стопы формируется в годовалом возрасте, когда становится заметным сужение отпечатка стопы в ее среднем отделе. По сравнению с более старшим возрастом он остается низким, что, по классификации Стахели, является возрастным физиологическим плоскостопием.

Физиологическое, или инфантильное, плоскостопие представляет собой сочетание низкого костного свода, вальгуса заднего отдела стопы, который в возрасте от 3 месяцев до 3 лет колеблемся в пределах 5-10°. Физиологическое плоскостопие является нормальным состоянием для маленьких детей. Это этап в развитии детского организма, который проходит с ростом и заканчивается в 3-4 года. Сочетание низкого свода и вальгуса соответствует особенностям анатомии и функции конечности, которые имеются у маленького ребенка:

  • максимальная конгруэнтность подтаранного сустава;
  • адаптация к физиологическим изменениям в вышележащих отделах конечности, компенсация возрастного варуса и вальгуса голени и коленного сустава;
  • облегчение переката через поперечную ось переднего отдела стопы и ограничение переката через косую ось;
  • увеличение нагрузки на медиальный край стопы и большой палец, роль которого возрастает по мере взросления;
  • увеличение площади опоры и придание телу устойчивости при ходьбе;
  • соответствие большой ширине шага у первохода;
  • облегчение переноса веса тела с одной ноги на другую во фронтальной плоскости;
  • плавность прислоения и отталкивания стопы при ходьбе в период опоры.

У маленького ребенка при низком костном своде стопы имеется обилие мягких тканей на подошвенной поверхности стопы. У новорожденного толщина жирового слоя под пяточным бугром колеблется в пределах от 3 до 8 мм, в среднем составляя 4 мм. В раннем детском возрасте подкожная жировая клетчатка на подошвенной поверхности имеет большую толщину. Основная масса жира расположена по медиальному краю стопы под внутренним костным сводом и под пяточной костью. Жировая масса имеет ячеистое строение и пронизана густой сетью фиброзных волокон, идущих от пяточного бугра к подошвенной фасции, в основном по внутреннему краю стопы. Объем жировой клетчатки коррелирует с весом тела. Большой объем подкожного жира сохраняется до 3-летнего возраста, после чего начинает постепенно уменьшаться и снижается до минимума в возрасте 7-10 лет. Избыток мягких тканей имеет значение для ходьбы ребенка. Во-первых, подкожная жировая клетчатка увеличивает площадь опоры стопы, обеспечивает нагрузку на внутренний край стопы в соответствии с вальгусом пятки и большой шириной шага. Во-вторых, мягкие ткани выполняют роль амортизатора при ходьбе. В фазу переднего толчка реакции опоры происходит компрессия и смещение мягких тканей под пяточной костью, что обеспечивает уменьшение ударной нагрузки на конечность и способствует торможению движения. В фазу заднего толчка большая подвижность мягких тканей соответствует относительно пассивному отрыву стопы от опоры.

По мере роста происходит увеличение высоты свода стопы, что связано с ростом костей и увеличением силы мышц стопы и голени, которые осуществляют тракцию костей стопы. Самое значительное увеличение свода имеет место в возрасте от 3 до 6 лет и, менее выраженное, от 7 до 10 лет. По данным С. Ф. Годунова, окончательное формирование стопы происходит в возрасте 7-9 лет, а по мнению М. Пфайффер - в-10 лет. На фоне увеличения высоты костного свода происходит уменьшение вальгуса заднего отдела стопы с 5-10° в возрасте 3 лет до 3-8° в 4 года, до 1-6° в 5 лет, до 0-5° в 6 лет, до 0-2° в 7 лет; по данным М. Пфайффер с 6,4° в 3 года до 4,5° в 6 лет. С возрастом физиологическое увеличение высоты свода, уменьшение вальгуса заднего отдела стопы и уменьшение объема жировой клетчатки являются причиной уменьшения частоты плоскостопия: с 98% в 2 года до 4,3% в 9 лет; с 70% в 3-4 года до 40% в 5-8 лет; с 57% в 2-3 года до 40% в 5-6 лет; с 54% в 3 года до 24% в 6 лет; с 14% в 6 лет до 9% в 7 лет.

Максимальная высота продольного свода по внутреннему краю стопы имеется на расстоянии 40% длины от края пятки и приходится приблизительно на середину ладьевидной кости. Максимальная высота продольного свода по наружному краю стопы соответствует пяточно-кубовидному сочленению. Наиболее высокая часть свода приходится по линии таранно-ладьевидного и пяточно-кубовидного суставов. Локализация самой высокой точки свода изменяется с возрастом. По мере развития темпы роста переднего отдела стопы опережают темпы роста заднего отдела, что приводит к удлинению переднего отдела и смешению вершины свода по стопе спереди назад, особенно заметное у подростков. Отношение длины переднего отдела к длине заднего отдела в возрасте 10 лет составляет 73% и 27%, в возрасте 11-16 лет - 76% и 24%, и у взрослого - 80% и 20%. Изменение соотношения длины переднего и заднего отделов стопы отражается на ходьбе. В раннем Детском возрасте относительно большая длина заднего рычага стопы способствует быстрому подошвенному сгибанию и прислоению всей стопы к опоре во время переднего толчка, что придает устойчивость ходьбе. С удлинением переднего отдела стопы увеличивается длина рычага, который осуществляет отталкивание от опоры, что сопровождается повышением массы и силы задней группы мышц голени. В результате перераспределения длины переднего и заднего отделов стопы происходит увеличение сгибательного момента голеностопного сустава и рост эффективности ходьбы.

Форма продольного свода удерживается благодаря действию пассивного и активного стабилизаторов. Основным пассивным стабилизатором являются таранно-ладьевидная, пяточно-кубовидная и пяточно-ладьевидная связки, а также подошвенный апоневроз. У детей пяточно-ладьевидная связка имеет меньшее значение, чем у взрослых. Поперечный свод стабилизируют связки межклиновидных суставов. Основным активным стабилизатором, удерживающим продольные и поперечный своды, является задняя большеберцовая мышца, которая прикрепляется к бугристости ладьевидной кости. Она осуществляет инверсию стопы в подтаранном суставе, приведение переднего отдела и супинацию всей стопы. При сокращении мышцы кости стопы образуют дугу свода. По мере формирования стопы происходит уменьшение объема мягких тканей на подошве и возрастание роли костного свода в функции стопы. Костный свод начинает амортизировать реакцию опоры ноги и распределять нагрузку по костям стопы. Во время ходьбы и стояния свод выполняет рессорную функцию, что вызывает изменение его высоты. Под действием веса тела медиальный продольный свод опускается на 3,5 мм, что составляет 1/3 его высоты, а при уменьшении нагрузки происходит подъем свода.

У ребенка оценку состояния сводов стопы начинают с определения силы мышц голени, которые поддерживают свод. Исследуют все движения в голеностопном и подтаранном суставах. Отмечают степень сопротивления движениям, силу отдельных мышечных групп и баланс мышц, которые двигают стопой. Делают максимально возможную пассивную пронацию стопы в состоянии разгибания. При сочетании низкого свода с вальгусом среднего отдела ладьевидная кость и головка таранной кости выступают в медиальном направлении до контура внутренней лодыжки. Определяют степень натяжения подошвенной фасции. В норме на подошвенной поверхности стопы наблюдают натяжение подошвенного апоневроза, который контурируется под кожей. При плоскостопии во время движений в плюснефаланговых суставах стопы не происходит натяжения подошвенной фасции, не наблюдается увеличения углубления свода стопы и подошвенный апоневроз остается в расслабленном, вялом состоянии. Ребенка обследуют на зеркальном плантографе. В норме в положении стоя видна опора на наружный край стопы, отсутствие опоры на под сводную часть стопы и углубление свода при подъеме на носки. При плоскостопии имеется опора на под сводную часть стопы, а также отсутствие изменений высоты свода, когда ребенок встает на носки. Вальгус заднего отдела стопы определяют во фронтальной плоскости по величине угла между вертикальной осью голени и осью пятки в положении ребенка стоя. В литературе описана разная величина нормального угла вальгуса заднего отдела стопы у ребенка от 4° до 15°.

Степень плоскостопия определяют по отпечатку подошвенной поверхности стопы, который получают с помощью зеркального или чернильного плантографа, плантоскопа с видеокамерой, сенсорного педографа и т. д. Отпечаток стопы оценивают визуальцым методом, обсчитывают с помощью ручных способов и программных средств.

Визуальная классификация плоскостопия на зеркальном плантографе по Пфайфферу:

  • нормальная стопа - свод понижен, но различим;
  • плоскостопие средней степени - свод стопы отсутствует;
  • выраженное плоскостопие - мягкие ткани на подошвенной поверхности стопы выступают из-под свода вовнутрь.

У детей младшего возраста расчет состояния свода затруднен в связи с наличием толстого слоя подкожной жировой клетчатки. У детей в возрасте до 2-3 лет применяют расчет степени плоскостопия по Деннису.

Проводят две касательные к наружному и внутреннему краям отпечатка, расстояние между касательными разделяют центральной линией на две равные части.

Качественная классификация плоскостопия по Деннису:

  • 1-я степень - отпечаток среднего отдела стопы не заходит за центральную линию;
  • 2-я степень - ширина отпечатков среднего и переднего отделов стопы одинакова;
  • 3-я степень - отпечаток среднего отдела стопы шире, чем переднего.

В более старшем возрасте применяют метод расчета по перпендикуляру к касательной. Касательную разделяют на две равные части и в ее центре восстанавливают перпендикуляр, который проходит через

среднюю часть отпечатка. Перпендикуляр от касательной до наружного края отпечатка разделяют на три равных отрезка и определяют соотношение отрезков с внутренним краем отпечатка. В возрасте до 3 лет граница внутреннего края отпечатка расположена в середине центрального отрезка. С возрастом граница смещается по направлению к наружному краю стопы.

Для определения степени плоскостопия используют количественные параметры обсчета отпечатка стопы.

Индекс ширины стопы . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину переднего отдела стопы в области плюснефаланговых суставов. Уплощение 1-й степени - 0,5; 2-й степени - 1,0; 3-й степени - больше 1,0.

Индекс соответствия . Частное от деления ширины в области плюснефаланговых суставов на длину стопы, умноженное на 100.

Возрастной коэффициент плоскостопия . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину в пяточной части. Коэффициент в возрасте до 6 месяцев составляет 1,3, а затем снижается и в возрасте 4 лет достигает 0,75.

Рефлексы со стопы ребенка

Стопа является обширным рецептивным полем. Раздражение нервов на подошвенной поверхности стопы вызывает рефлекторную реакцию мышц ноги, которая влияет на положение тела в пространстве.

Для младенческого возраста характерны примитивные рефлексы. Это автоматические моторные ответы, интегрированные на уровне спинного мозга и обусловленные недостаточной миелинизацией НС. Во время роста и развития примитивные рефлексу сохраняются до определенного времени. Их наличие у взрослого является признаком патологии. Наиболее распространенным клиническим тестом для исследования примитивных реакций со стопы является рефлекс Бабинского. Рефлекс считается положительным, если при штриховом раздражении кожи подошвенной поверхности стопы в наружном отделе от пятки к пальцам происходит либо изолированное разгибание 1-го пальца, либо одновременное разгибание большого пальца и разведение 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев во все стороны. Реакяцю рассматривают либо как общий защитный укорачивающий рефлекс, либо как составную часть процесса локомоции, обеспечивающую перекат стопы. Симптом Россолимо представляет собой сгибание стопы при ударе по подошвенной поверхности ногтевой фаланги пальцев. Симптом Бехтерева-Мари-Фуа, или тройного укорочения, заключается в сгибании в тазобедренном, коленном суставах и разгибании в голеностопном суставе при пассивном сгибании пальцев стопы, Для примитивных симптомов характерна большая вариативность. При вызывании у новорожденного подошвенного ответа он носит разгибательный характер от 74% до 90%, сомнительный характер от 7% до 17% и сгибательный характер от 3% до 9%. Подошвенный ответ у новорожденного чаще носит симметричный и реже асимметричный характер, что снижает его клиническую ценность. На фоне уменьшения частоты разгибательного ответа и увеличения частоты сгибательного ответа соотношение симметричных и асимметричных ответов на протяжении роста приблизительно одинаково.

На протяжении первого года жизни происходит уменьшение частоты разгибательного подошвенного ответа.

По мере роста и созревания НС разгибательный ответ у нормального ребенка превращается в сгибательный. Трансформация подошвенного ответа в большинстве случаев происходит в возрасте 6 месяцев. У 9-месячного ребенка подошвенный ответ носит сгибательный характер в 69%, и у 11-месячных - в 86% случаев. По данным литературы, сроки полного исчезновения рефлекса Бабинского колеблются в пределах от 4 месяцев до 2 лет. В возрасте старше 3 лет положительный симптом Бабинского рассматривают как признак патологии.

У младенца имеются постуральные тонические рефлексы с кожных покровов стопы. Это дистантно расположенные триггерные механизмы. Опора на стопу запускает каскад рефлексов в виде координированного действия нескольких мышц, направленных -йа поддержание вертикального положения тела. Скорость и интенсивность рефлекторной реакции зависят от зрелости НС, плотности контакта стопы с опорой, степени растяжения мышц и связок нижней конечности. Основными тоническими рефлексами со стопы в порядке продолжительности их существования по мере роста являются разгибательный, эверсионный, инверсионный и хватательный.Разгибательный рефлекс возникает при раздражении кожи в центре пяточной области.

  1. Эверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 5-го плюснефалангового сустава и 5-го пальца.
  2. Инверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 1-го плюснефалангового сустава и большого пальца.
  3. Хватательный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 2-3-го плюснефаланговых суставов.

На вопросы, касающиеся правильного развития детской стопы, отвечает врач ортопед-травматолог высшей категории ортопедического центра «Ортоленд» , кандидат медицинских наук Сергей Сердюченко.

Нажмите тут, чтобы узнать, как получить скидку:

Вопрос: До какого возраста формируется стопа у ребенка? На что следует обратить внимание родителям? Какие меры профилактики нужны? Какие правила выбора зимней/демисезонной/летней обуви для малышей? Есть ли разница? Нужно ли обязательно покупать малышу обувь с пометкой "ОРТО"?

Ответ: Основное формирование стопы происходит примерно до 12 летнего возраста. Это тот период, когда можно пытаться активно влиять на развитие стопы. Ребенка как минимум 1 раз в год должен осматривать ортопед и вносить коррективы в режим при необходимости. Слово "ортопедическая" не гарантирует, что это будут ботинки хорошего качества. Обувь всегда надо выбирать по размеру, не на вырост.

Вопрос: Ребёнку два года. Когда ходит в обуви, заметно, что немного косолапит одна ножка. Дома вроде все хорошо. Ничего не замечаю такого. Стоит ли бить тревогу? Мы в пол года делали УЗИ тазобедренных суставов. Все хорошо было.

Ответ: Нужно, чтобы ребенка осмотрел ортопед. Есть диагноз врожденная косолапость - это патология стопы: здесь требуется серьезное ортопедическое лечение и гипсование, в вашем случае это явно не оно. То, что мамы называют косолапит - такого медицинского термина не существует: русскоязычного определения нет. Есть избыточный разворот верхнего отдела бедра cпереди, в этом случае ребенок искусственно закручивает ногу внутрь. Нельзя сидеть буквой W, нужны упражнения на ходьбу елочкой, танцы. С ростом такой разворот может ухудшаться при неправильном сидении.

УЗИ тазобедренных суставов - не может дать 100% картины всех вариантов изменения формирования ноги у ребенка, оно оценивает степень развития вертлужной впадины. Есть еще ориентация верхнего отдела бедра, с ростом ребенка она может меняться не в лучшую сторону, сразу может ничего не проявляться, потом детки ходят с носками внутрь, сидят буквой W. Если что-то смущает - лучше показаться ортопеду, посмотреть ноги малыша.

Вопрос: Моей дочке сейчас 1 год и 2 месяца. У меня самой есть плоскостопие и дисплазия тазобедренного сустава. Ребенку в 4 месяца делали УЗИ тазобедренных суставов и сказали, что все в норме, ядра окостенения есть. Сама она начала ходить без посторонней помощи в 10 месяцев. Такой вопрос: Нужна ли ей обувь дома или можно ходить в носочках?

Ответ: В домашних условиях обувь желательна. Ее не надо носить 24 часа в сутки, можно снимать ходить босиком, по коврам, ортопедическим коврикам и др. и не стоит забывать про тренировку мышц.

Вопрос: Ребенку 1,4. Ходит самостоятельно с 11 месяцев. Одна ножка косолапит вовнутрь. Особенно заметно в обуви на улице. Дома, когда без обуви, ходит на носочках, чаще, когда бежит. Когда не торопится, то ставит ногу правильно, это нормально?
Нужно ли носить обувь дома? С какого возраста можно ходить по ортопедическим коврикам и сколько по времени и вообще нужно ли это?

Ответ: Ребенка надо смотреть, иногда необходимо проведение дополнительных исследований касательно тазобедренных суставов.

Вопрос: Интересует, когда нужно покупать ребенку обувь на улицу (сапожки, ботиночки)? Когда просто пересели в прогулочную коляску? Или когда сам начнет ходить и будет гулять рядом с коляской, а до этого достаточно пинеток? Подскажите, пожалуйста, какой должен быть носик в первой обуви? Как выбрать размер? И какой запас размера максимально можно брать в малышковской обуви? С какой примерно скоростью растет нога у деток первого-второго года?

Ответ: Обувь нужна с момента, когда ребенок начинает сам вставать. Брать обувь стоит по размеру, запас 5-7 мм, какой нос обуви не очень важен, обратите внимание на задник, супинатор и подошву.

Вопрос: В 3 месяца ребенку поставили дисплазию тазобедренных сустав. Складки были не симметричные. Назначили массаж и парафин. Мы прошли курс. Далее остаточная дисплазия в 1 год. Нам сейчас 2 года. Каковы наши действия? Делать повторный снимок и узи? Как можно самостоятельно увидеть дисплазию и чем может грозить недолеченная дисплазия?

Ответ: Дисплазию надо наблюдать. Как правило, остаточная дисплазия ничем не грозит, с ростом все доразовьется. Но чтобы понимать, в какую сторону идет процесс в динамике надо сделать снимки и сравнить с более ранними.

Вопрос: Нормально ли, что ребенок не становится на коленки в возрасте 6 месяцев? Заранее, спасибо!

Ответ: Во многом индивидуально то, что начинает делать ребенок. Думаю, что не страшно то, что он не становится на коленки.

Вопрос: Как понять, что ребенок готов к присаживаниям и обучению ходьбе?

Ответ: Сами ребенка не садите и не ставьте в ходунки. Ваша задача работать с его мышечной системой. Когда мышцы наберут достаточную силу ребенок сядет, поползет и пойдет.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, если в три месяца на приёме у ортопеда не возникло вопросов, когда следующий приём. И есть ли какой-то график посещения данного специалиста?

Ответ: За первый год жизни 2-3 раза стоит показаться. Если были в 3 месяца, следующий осмотр в 6, а затем на усмотрение ортопеда.

Вопрос: Ребёнку почти 8месяцев, сидит шатко, пытается ползать. Садится через бедро, оставляя одну ногу согнутую позади себя вторую выравнивает, все время поправляю. Страшна ли такая посадка? Волнует еще положение стоп: постоянно вытянуты носочки и вывернуты стопочки друг на дружку глядя (как бы балеринка), а при вертикальном положении касаясь плоскости держит ножки так же на носочках, при чем на одной ноге пальцы поворачивает. У невролога и ортопеда были два месяца назад, вопросов не возникало. Но меня волнует и как быть при таких обстоятельствах, стоит ли волноваться?

Ответ: Судя по тому, как вы описываете ситуацию, все же присутствует гипертонус и мышечный дисбаланс. Надо работать с массажистом, приводить мышцы в нормальное состояние. Так же запишитесь с ребенком в бассейн, это очень полезно для его развития.

Вопрос: У дочки был врождённый вывих одного, дисплазия второго тазобедренных суставов! До 9 месяцев носили шину Орлетт, потом ещё 3 месяца-шину с кольцами! В год все сняли, ортопед сказал, что все в порядке. Сейчас дочке 8 лет, иногда жалуется на боли в области суставов. Что нам необходимо делать, могут ли остаться какие-то остаточные проблемы?

Ответ: Врожденный вывих достаточно серьезное состояние. В процессе роста ребенка необходимо контролировать, следить, как развиваются суставы. Для начала стоит показаться ортопеду.

Вопрос: Моей дочери 2,5 года м она стала заваливать стопу внутрь. Носим ортопедическую обувь. Что можно ещё делать?

Ответ: Надо смотреть индивидуально, при сильном вальгусе обуви может быть не достаточно, тогда надо ставить вопрос об ортезировании (ортопедические стельки). И тренировать внутреннюю группу мышц голени.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, ребёнку уже 1.10 и правая ножка косолапит. Можно ли это и как исправить? (может массажем или процедурами) муж тоже косолапит, видимо по наследству передалось.

Ответ: Для начала надо ребенка должен осмотреть ортопед и решить о необходимости дополнительной диагностики. Кроме этого, когда подрастет отдавайте на хореографию, танцы и т.д. что бы формировать правильный стереотип ходьбы.

Вопрос: Малыш (7 месяцев) при ходьбе выворачивает ножку. Ставит на внешнюю сторону стопы. Обувь надеваем, когда топать хочет. На коврике не носит. По дому может минут 5 топает. Потом перерыв. Потом опять топать. Может обувь нужно дольше носить? Или этого достаточно?

Ответ: Возможно присутствует гипертонус внутренней группы мышц. Необходима консультация невролога, массаж, ЛФК для стоп.

Вопрос: с какого возраста ребёнок уже может спать на подушке, ну естественно не огромной, а малюсенькой?

Ответ: После года можете использовать.

Вопрос: При родах у ребенка был перелом ключицы. В месяц ортопед смотрел, сказал, что в норме. Стоит ли наблюдать и интересоваться каждый прием ортопеда?

Ответ: Ключица у ребенка срастается за неделю без последствий, забудьте.

Вопрос: Ваш взгляд на первую обувь малышам как только встают на ножки и делают шажки вдоль опоры: надо/не надо. Очень много мнений. Также насчёт орто ковриков? Если обувь нужна, то каких фирм? Выбор сейчас от Неманских до минименов)

Ответ: По моему мнению в условиях квартир надо. Орто коврики нужны, они заставляют мышцы работать. Из профилактической: Вупи, Минимен, Тото, Бартек, они примерно одного класса. Но у каждого производителя могут быть еще модели похуже и получше. Так что надо смотреть и у конкретного производителя.

Вопрос: Ребенку три месяца. Можно ли ненадолго ходить с дочкой в эргорюкзаке? Или все же нельзя?

Ответ: Недолго можно носить в эргорюкзаке: несколько раз в день, до 2-3 часов за день. Не стоит носить целый день. Из всех переносок лучше слинг.

Вопрос: Ходунки и прыгунки - можно ли в них находится ребёнку и сколько по времени, с какого возраста?

Ответ: Прыгуны и ходунки не рекомендуются вообще. Прыгуны дают нагрузку на позвоночник, а ходуны - на стопы и спинку. Ребенок еще сам не начал что-то делать - значит его мышечная система еще не готова, не нужно форсировать события. Если малыш уже ходит и толкает перед собой тачку или коляску - это можно.

Вопрос: Ребенку 1,10, х-образные ножки. Можно ли это исправить? Какую обувь лучше носить, какие игрушки предпочтительнее (велосипед, беговел и т.д.)?

Ответ: Ничего исправлять пока не надо, окончательная форма ног формируется позже. Наблюдайтесь у ортопедов и общеукрепляющие упражнения. Пусть катается.

Вопрос: Имеет ли значение жесткость и поверхность Орто коврика? Какие вы посоветуете для малыша на первые шаги? Есть ли от них польза для 7 месячного малыша, который ещё не ходит, а просто стоит у опоры?

Ответ: Ортоковрики с разной поверхностью иголки, камешки и др. тогда прорабатываются разные группы мышц.

Массажные коврики представляют собой отдельные модули, которые соединяются между собой по принципу «пазл».
Благодаря различной фактуре и жесткости поверхности, во время занятий на ковриках «ОРТО ПАЗЛ» стимулируются все необходимые рецепторы стопы ребенка, способствуя формированию ее физиологических сводов.

Вопрос: Можно ли использовать орто коврики разной жёсткости для малышей до года? Есть ли польза/вред, если малыш просто стоит, не ходит?

Ответ: Приучайте постепенно. Если только начал ходить обувь и просто зубчатым мячиком по подошве делайте прокаты. Подрастет - перейдете на коврик.

Вопрос: Ребенку 11 лет. Немного косолапит одна нога при ходьбе. При рождении никаких патологий не было выявлено, при плановых осмотрах ортопед отклонений не нашел. При позиции "пятки вместе, носки врозь" носки разводятся почти на 180 градусов. Можно ли как-то исправить упражнениями, ношением ортопедической обуви? Замечаю не только я, но и окружающие.

Ответ: Это вероятнее всего стереотип походки - привычка. Конечно, нужно, чтобы ортопед посмотрел, и если проблем нет - надо учить ребенка ходить, менять стереотип походки: хореография, танцы.

Вопрос: Какова вероятность наличия дисплазии у ребенка, если у мамы была дисплазия в детстве (накладывали гипс). И вообще есть ли у дисплазии наследственная связь? (Ортопед в первый прием в 1 месяц не выявил отклонений у ребенка, но я не знала, что у меня была дисплазия). Нужен ли повторный осмотр с учетом этого факта и делать ли сейчас узи?

Ответ: Наследственность играет важную роль при дисплазии, однако наличие дисплазии у мамы в детстве не обязательно влечет за собой обязательное развитие дисплазии у ребенка. Ребенка надо наблюдать, при появлении вопросов незамедлительно обращаться к ортопеду. Ребенок должен быть осмотрен ортопедом минимум раз в год, если есть вопросы - раз в полгода. В 3 месяца УЗИ нужно сделать обязательно, даже несмотря на то, что визуально все хорошо

Вопрос: Сколько длится операция при полидектилии нижних конечностей?

Ответ: До 2х часов, все зависит от формы патологии и объёма операции.

Вопрос: Нам 9 месяцев, пытаемся становиться на ноги, но в основном на носочки, не на всю стопу. Нужно ли сейчас надевать обувь и какую? Или же только когда ребенок пойдет? Что должно присутствовать?

Ответ: В первую очередь нужен осмотр невролога, чаще всего дело в гипертонусе задней группы мышц. Нужна работа с массажистами. Если малыш продолжает ходить на носочках - нужно к обычным критериям правильной обуви добавить более высокий задник для жесткой фиксации голеностопа, чтобы не сформировалась привычка так ходить.

Вопрос: Стоит ли ребенку до трех месяцев делать проф. массаж (расслабляющий и снимающий тонус)?

Вопрос: Подскажите пожалуйста, когда ребенку в два с половиной месяца делали УЗИ тбс, то не были сформированы ядра окостенения. Нужно ли делать повторное УЗИ? Если да, то когда? И вообще это ведь не сильно страшно?

Узи нужно, в возрасте около 5-6 месяцев. В 2,5 месяца - если только ядра окостенения, то это может быть и вариантом нормы. Оценка проводится в комплексе: не только ядра окостенения, но и углы альфа и бета и другие критерии. По совокупности нескольких параметров делают заключение о зрелости суставов. Вам сейчас рекомендовано широкое пеленание, поработать с массажистом, упражнения: велосипед (круговые движения в тазобедренных суставах)

Вопрос: Здравствуйте. У ребёнка 1,7 на одной ножке один палец "прячется" за рядом находящимися. Почему так и опасно ли это? И ещё косолапит на правую ножку. Нужно ли бить тревогу? (У самой также с детства и тоже правая нога)

Ответ: Если ребенку это не мешает носить обувь, не натирает, ничего делать не надо. Такие врожденные особенности стопы встречаются. С возрастом все моделируется. По поводу косолапости – стоит обратиться к ортопеду, здесь нужно разбираться индивидуально: есть разные варианты косолапости и разные методики коррекции.

Есть диагноз врожденная косолапость - это патология стопы: здесь требуется серьезное ортопедическое лечение и гипсование, в вашем случае это явно не то. То, что мамы называют косолапит - такого медицинского термина не существует: русскоязычного определения нет. Есть избыточный разворот верхнего отдела бедра спереди, в этом случае ребенок искусственно закручивает ногу внутрь.

Вопрос: Как исправить x-образность ног у девочки? Возврат 2,3 года.

Ответ: Пока только наблюдать. Для ребенка такого возраста это вариант нормы. Окончательная форма ног формируется к 7-8 годам. Следите за весом ребенка, избыточный вес очень плохо отражается на форме ног в дальнейшем. Рекомендуется общефизические тренировки: плавание катание на велосипеде.

Вопрос: Ваше мнение об ортопедической обуви: лечение или маркетинг?

Ответ: Если у ребенка есть конкретная проблема, выраженная деформация стопы, то исправить ситуацию без ортопедической обуви невозможно. Если ребенок здоров и стопа формируется правильно, можно подбирать обувь профилактического плана. Если с ребенком специально не занимаются и не тренируют мышцы стопы, то шансов мало, что без правильной обуви сформируется здоровая стопа.

Вопрос: У ребёнка легкий вальгус. Можно ли прыгать на батуте?

Ответ: Можно! Прыгайте в удовольствие.

Вопрос: У обоих родителей плоскостопие. У отца небольшое, у мамы посерьезнее. Это наследственное? Как избежать его? И правда ли, что от простого плоскостопия возникает сколиоз?

Ответ: Наследственность - это один из факторов риска плоскостопия, есть наследственная предрасположенность. Избежать - не совсем правильное слово. Нужно создать условия для нормального развития стопы: упражнения, обувь, при необходимости правильно подобранная врачом-ортопедом стелька. Тренировать мышцы - даже более важно, чем просто обувь.
Не у всех детей со сколиозом есть проблемы со стопами и наоборот, здесь нет прямой зависимости, иногда это бывает одновременно, но не всегда

Вопрос: Когда нужно одевать первую обувь? Какие к ней требования?

Ответ: После того, как ребенок начинает вставать на ножки. Требования к первой обуви: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Закрытый нос, кстати, не обязательный критерий

Вопрос: УЗИ тазобедренных суставов в месяц обязательно?

Ответ: В месяц по показаниям ортопеда: ограничения движения, асимметрия. В 3 и 6 месяцев – рекомендуют делать УЗИ всем детям, так как не всегда руками можно определить все виды патологии.

Вопрос: Ношение ортопедической обуви дома с целью профилактики. Ваше мнение?

Ответ: Желательно носить правильную обувь. НЕ надо гнаться за словом ортопедическая, производитель может зарегистрировать обувь как угодно. Правильная обувь: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Ортопедические стельки – по показаниям. Если ковры – менее актуально. Часть времени в обуви, часть босиком. Хорошо тренировать стопу и заниматься развитием мышц: ходьба но носках, на пятках, на наружном крае, мелкие предметы собирайте пальчиками ног, постелите полотенце и сгребайте пальцами ног. Хорошо зарекомендовали себя массажные коврики.

Вопрос: Есть ли вероятность того, что исправится вальгусная постановка ног (плоскостопия нет) после 6 лет? Наследственный фактор отсутствует.

Ответ: Вероятность есть. Но надо приложить массу усилий: основное – тренировка мышц, стельки по показаниям в зависимости от двигательной активности, режима ребенка. Если ребенок занимается спортом - обязательно нужны стельки.

Вопрос: Малышке 1,5 месяца. Роды были естественные, без осложнений, расположение плода головное. Ходили на прием к ортопеду. По предварительному результату осмотра - дисплазия тазобедренных суставов, но естественно назначили УЗИ в 3 месяца. Обязательно ли ждать 3 месяцев, или можно сделать УЗИ чуть раньше, чтобы если что-то не так, то и начинать раньше лечение? Пока делаем легкий массаж ножек, "лягушку", "велосипедик", "восьмерку" на стопе.

Ответ: Если ортопед не выявил сразу грубой патологии, то можно подождать до 3 мес, тк до 3 мес сустав может быть незрелый, это вариант норма. 3 месяца - это граница, после этого возраста сустав должен созреть. В этом возрасте нужно сделать УЗИ и определить

Вопрос: Какие ограничения по видам спорта при вальгусной постановке?

Ответ: Вальгус: бег, прыжки, контактные виды спорта с осторожностью. Если ребенку нравится и его ничего не беспокоит, его можно поставить на стельки и он может заниматься. Важно правильно подбирать нагрузку, комбинировать с ортопедическими компонентами: правильная спортивная обувь, для спортсмена лучше индивидуальные стельки, изготовленные специально для него, с учетом особенностей формирования стопы.

Вопрос: Часто слышу мнение, что ребенок, который научился ходить, дома должен носить обувь для правильного формирования свода стопы. Так ли это? И какую обувь можно считать "правильной"?

Ответ: Желательно носить дома обувь, причем правильную. Не гонитесь за словом ортопедическая, производитель может зарегистрировать обувь как угодно. Правильная обувь: плотный задник, наличие супинатора, закрытый средний отдел и обязательно гибкая подошва. Ортопедические стельки – по показаниям. Если ковры – менее актуально. Часть времени в обуви, часть босиком. Хорошо тренировать стопу и заниматься развитием мышц: ходьба но носках, на пятках, на наружном крае, мелкие предметы собирайте пальчиками ног, постелите полотенце и сгребайте пальцами ног. Хорошо зарекомендовали себя массажные коврики.

Вопрос: Малышу 4 мес, не симметричны складочки на ножках сзади. В 3 мес ходили к ортопеду, и делали УЗИ было все хорошо, они были одинаковыми. Может ли это быть из-за того, что но он у нас пухлячек?

Ответ: Если по УЗИ все хорошо и клинически все в норме при осмотре у ортопеда, то все в порядке. Складки - не самый главный диагностический признак, так иногда бывает, с весом это не связано, просто индивидуальны особенности

Вопрос: Нужно ли в 1 год показывать ребёнка ортопеду (как медосмотр), если в 1 месяц никаких патологий не было?

Ответ: Обязательно. Раз в год минимум ребёнок должен быть осмотрен ортопедом-травматологом, с ростом ситуация может меняться

Если у ребенка ноги колесом, речь идет о О-образном искривлении. В каких случаях подобное проявление считается нормой, а в каких необходимо проводить лечение?

В период внутриутробного развития ребенок вынужден пребывать в положении с поджатыми к телу ногами. Поэтому в первые месяцы жизни О-образная кривизна ног является вариантом нормы. По мере снижения тонуса мышц конечности выравниваются. У здорового малыша подобная деформация может сохраняться до 12 месяцев до завершения развития мышц и связок, поддерживающих кости в нужном положении.

За формированием скелета наблюдают посредством регулярного посещения ортопеда. Так как опорно-двигательный аппарат в раннем возрасте пластичен, важно своевременно выявить любые отклонения с целью последующего их устранения. Не менее важным является выполнение всех правил ухода за ребенком первого года жизни. Нужно не допускать ошибок, из-за которых ноги могут искривляться.

Если в год ноги у малыша остаются искривленными, необходимо обратиться к ортопеду. Он проведет осмотр и примет решение о проведении коррекции. В случае обнаружения патологических изменений нельзя отказываться от лечения, следует соблюдать все рекомендации специалистов.

О-образное искривление ног является не только косметическим дефектом, оно способно приводить к изменению походки, появлению болевых ощущений, снижению физической активности. Пытаясь избавиться от неприятных ощущений, малыш будет ставить ноги неправильно. Это способствует деформации позвоночника и крупных суставов.

Причины искривления ног

Рахит - опасное заболевание, при отсутствии лечения приводящее к поражению всех отделов опорно-двигательного аппарата. Его возникновение связано с дефицитом витамина Д, приводящим к постепенному снижению плотности костей. Нагрузки, испытываемые при ходьбе, способствуют деформации голеней, из-за чего ноги ребенка могут искривиться.

В настоящее время это заболевание диагностируется достаточно редко, педиатры назначают препараты для его профилактики. При подборе этих средств учитывают возраст пациента и время года. Когда начинается лето, родители должны больше времени уделять прогулкам на свежем воздухе, ведь витамин Д в организме вырабатывается под воздействием солнечных лучей. Не менее полезным является массаж, снижающий тонус мышц.

Любые навыки в первый год жизни ребенок должен осваивать по мере развития мышечно-связочного аппарата. Все они должны приобретаться в определенной последовательности, любое опережение способно привести к деформации ног. Многие родители стараются делать так, чтобы их малыш в развитии не отставал от сверстников. Они заставляют его садиться до достижения 6-месячного возраста, и начинают учить ходить еще до того, как ему исполнится 1 год.

Однако опорно-двигательный аппарат может оказаться не готовым к таким нагрузкам. Это отрицательно воздействует не только на кости и мышцы, но и на состояние внутренних органов. Деформация ног на 1 году жизни часто обнаруживается у детей, начавших ходить в 9-10 месяцев. Поэтому любые действия малыш должен начинать производить самостоятельно.

Не важно, в каком именно возрасте это произойдет. Основная задача родителей - следить, чтобы ребенок выполнял специальные упражнения, направленные на укрепление мышц.

Наличие лишнего веса у детей 1 года жизни не только препятствует освоению некоторых навыков, но и способствует . Врач строго следит за увеличением массы тела и дает рекомендации относительно правильного питания. При наличии лишнего веса нельзя самостоятельно делать первые шаги в раннем возрасте, так как лишние килограммы оказывают давление на пластичные кости.

На протяжении 1 года необходимо заниматься укреплением мышц и принимать препараты, повышающие прочность костей.

В некоторых случаях О-образное искривление ног у детей до года оказывается связанным с генетической предрасположенностью. Если по достижении определенного возраста признаки деформации не исчезают, стоит обратить внимание на строение нижних конечностей родителей. Возможно, эта особенность передалась ребенку по наследству.

Неудобная обувь может способствовать формированию неправильной походки. Малыш будет ставить ноги так, чтобы у него не возникало болевых ощущений при ходьбе. Со временем суставы деформируются. Во избежание возникновения подобного осложнения в 1 год жизни рекомендуется носить ортопедическую обувь. Нельзя покупать ботинки большего или меньшего размера.

Патологические причины деформации

Дисплазия тазобедренного сустава - врожденная аномалия, которая обнаруживается при плановом осмотре в возрасте 1 месяца. Ее возникновение может быть вызвано:

  • дефицитом витаминов;
  • гормональными нарушениями;
  • хроническими воспалительными процессами в организме беременной женщины.


Помимо искривления ног, это опасное заболевание может иметь и другие симптомы. Неправильное расположение суставов негативно влияет на функции внутренних органов, а также способствует возникновению болевых ощущений. Лечение дисплазии у детей - процесс длительный и трудоемкий.

Ножка малыша может искривляться и из-за мышечного спазма. Наиболее частым вариантом деформации являются именно О-образные ноги. Связано это с незрелостью мягких тканей, окружающих коленный сустав. С внешней стороны они оказываются ослабленными, со внутренней - стянутыми.

Лечить подобные состояния можно с помощью массажа. Специалист будет прорабатывать внешнюю сторону колена, внутреннюю же слегка поглаживать. Такие действия устраняют мышечный спазм и стимулируют ослабленные ткани. Количество сеансов определяется состоянием суставов ребенка. Как правило, 1 курс способствует установлению суставов в правильном положении, каждые последующие сеансы закрепляют полученный результат.

Профилактика искривления ног

Для того чтобы избежать длительного лечения, необходимо заботиться о здоровье ребенка с самого рождения. Развитие суставов происходит совместно с укреплением мягких тканей. Поэтому тугое пеленание не способствует выравниванию ног. Избежать искривления помогают своевременное освоение основных навыков и специальные упражнения. Обязательной является коррекция массы тела и прием витаминных препаратов. С 4–5 месяцев рацион должен становиться более разнообразным.

Сеансы массажа можно проводить и в домашних условиях.

Как именно выполнять процедуру, объяснит специалист. Не стоит подталкивать малыша 1 года жизни к освоению новых навыков, делать первые шаги можно только после завершения развития мышц и связок. Ребенок должен носить удобную обувь, не нарушающую походку.

Говорят, что с фактами не спорят. Факт: плоскостопие в той или иной степени отмечается у 80% всего населения земного шара. Мы ничего не можем сделать с этими 80%. Но мы можем сделать все возможное, чтобы наши дети попали в заветные 20% людей, у которых нет плоскостопия.

Плоскостопие — что это такое? Разговор об этом заболевании надо начинать с рассказа о том, что вообще представляет из себя стопа.

Итак, стопа — это опора нашего организма. Да-да, все 50-100 кг тела взрослого человека удерживаются двумя маленькими платформами по 20-40 см! И не просто удерживаются, но еще и ходят, бегают и прыгают. Для этого у стопы есть два свода: продольный и поперечный. Благодаря сводчатому строению стопа амортизирует каждое движение, и если эти самые своды уплощаются, то опорно-двигательный аппарат "изнашивается" быстрее.

Отсюда два вывода:

  1. плоскостопие никогда не пройдет "само по себе". Более того, без лечения оно будет только прогрессировать;
  2. при болят не только ноги — это еще и нарушение осанки, ранний остеохондроз и частые головные боли.

Опасный возраст

Профилактика

Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми ногами. Задача родителей — сохранить это здоровье, следуя нескольким нехитрым правилам.

1. Регулярное посещение ортопеда

Пока ребенку не исполнится год, родители послушно ходят к ортопеду. Надо посмотреть, как малыш встает на ноги, как учится ходить, обсудить выбор ботиночек на первые шаги...

К сожалению, после года на профилактические осмотры детей водят нечасто, и плоскостопие замечают уже ближе к 7 годам, во время оформления медицинской карты в школу. А ведь если бы врача посещали как положено (т.е. в 2, 3 и 5 лет), то проблема была бы замечена сразу и решилась бы просто подбором подходящей обуви. Кстати: ортопед не только оценит стопы ребенка, но и проследит за его и походкой.

2. Выбор правильной обуви

Как правило, на первые шаги малышу покупают хорошие ортопедические ботиночки. Но чем старше ребенок, тем больше он просит купить не полезную, а модную обувку! Шлепанцы. Туфельки на каблуках-гвоздиках для маленьких модниц. Тапочки на совершенно плоской подошве или ботинки на платформе. Носки либо тупые, как коробка, либо зауженные, как морда крокодила. Это не обувь, а настоящие убийцы стопы!

Не подходят для постоянного ношения и современные кроссовки. Они предназначены для занятий спортом, но никак не для обычных прогулок по улице. Дело в том, что их "пружинящие свойства" полностью избавляют ноги от необходимости амортизировать каждый шаг, и стопа начинает "лениться". Без нагрузки ослабевают мышцы, поддерживающие свод стопы, в результате чего ступня уплощается и через какое-то время комфортное передвижение становится возможным только... в кроссовках!

Правильная обувь для ребенка должна отвечать следующим требованиям:

  • подходить по размеру. Не болтаться на ноге и не давить на пальцы;
  • иметь стельку с небольшим супинатором, чтобы стопа могла отдыхать;
  • иметь небольшой широкий устойчивый каблук (1/14 длины стопы); жесткий задник должен фиксировать пятку.

Нельзя предлагать ребенку донашивать обувь за кем-то. Разношенная обувь — это отпечаток ноги своего хозяина. На другой ноге такие ботинки будут неправильно распределять нагрузку. А неудобные модные туфельки можно надевать по праздникам. Ведь цель их приобретения — не ходить по улицам ежедневно, а любоваться и хвастаться.

Кто виноват?
У моей дочки (2 года 8 месяцев) довольно плоская стопа. Конечно, мы посещаем ортопеда, но пока особенного улучшения я не вижу. Кроме того, я заметила, что во время ходьбы правая нога дочки косолапит — только этого не хватало! Моя мама считает, что в проблемах ребенка виновата я — потому что якобы покупаю неправильную обувь. Дома дочь ходит в тапочках, по улице зимой — в сапогах-дутиках, а летом в свободных шлепках. Ей удобно и хорошо — это ведь главное или я действительно что-то делаю не так?
Елена, 28 лет Ваша бабушка права! Причиной проблем с ногами действительно может быть неправильная обувь. Так как же ее выбирать? Если вы меряете в магазине сапожки или туфельки, обязательно попросите малыша походить по залу — когда ребенок стоит, его стопа немного увеличивается, поэтому проверять соразмерность ботинка лучше именно в "ходячем" положении. Детям нужно выбирать обувь из натуральных материалов: кожи, войлока или текстиля, — в отличие от синтетики, они отлично адаптируются к стопе. Подошва у детских ботинок должна быть эластичной, гибкой и с небольшим каблучком, задник — цельным, жестким и закругленным сверху, а носок — широким, чтобы малышу было одинаково комфортно и бегать, и ходить, и болтать ногами. Легкой вам походки!
Светлана Фролова, модельер-конструктор ТМ "Котофей"

3. Правильное питание

Стопа — это не только кости. Мышцы и связки также поддерживают свод стопы, поэтому чем они слабее, тем выше вероятность плоскостопия. Избыточный вес тоже ведет к уплощению стопы: попробуй сохранить форму арки, если сверху на тебя давит масса, вдвое больше положенной по возрасту!

Правильное, здоровое питание, с достаточным количеством белка, кальция, фосфора и витаминов, необходимо для профилактики плоскостопия. Ребенок обязательно должен ежедневно есть фрукты, овощи, мясо или рыбу, молоко и молочные продукты — и не злоупотреблять кашами, выпечкой, хлебом и макаронами.

4. Босая жизнь

Ходить босиком по линолеуму или паркету не вредно. Но плоскостопия это не предотвращает. Необходимо, чтобы ноги напрягались, а тяжесть тела то и дело переносилась с пятки на носок и обратно. Гуляйте босиком по камешкам, гальке, песку, травке, просто по земле — это и закаливание, и профилактика плоскостопия. Осенью и зимой, когда нет возможности бегать по улице без обуви, можно постелить в ванной массажный коврик и предложить ребенку чистить зубы и умываться, стоя на нем без обуви.

5.Занятия спортом

Любые занятия спортом укрепляют связки и мышцы, а значит, это отличная профилактика плоскостопия. Если возможности посещать спортивные кружки и секции нет, то необходимо поставить дома маленький физкультурный комплекс. Канат и шведская стенка помогут сохранить здоровье ног.

6. Избегать длительного ношения тяжестей и следить за осанкой ребенка

Под завязку нагруженные рюкзачки, которые сейчас носят не только школьники, но и дошколята, — еще один шаг к проблемам со стопой. Формирующаяся нога просто не приспособлена к тому, чтобы ребенок носил тяжести. Связь плохой осанки с плоскостопием напоминает старую загадку "Что появилось раньше — курица или яйцо?", потому что порой невозможно сказать, какое из этих заболеваний было первым, а какое лишь является его следствием. Известно только, что нарушение осанки приводит к плоскостопию, и наоборот — плоскостопие вызывает нарушение осанки.

Как поставить диагноз

Из диагностических методов шире всего известна плантография — именно так называется метод оценки плоскостопия по отпечаткам стопы на бумаге. Хотя метод очень прост в исполнении (нужно всего лишь смочить ноги ребенка водой и попросить постоять смирно на листе бумаги), проводить плантографию в домашних условиях бессмысленно, ведь правильно истолковать полученные результаты может только врач-ортопед, знающий особенности детской стопы. Самостоятельно поставленный неправильный диагноз и последующее неверное лечение могут принести много вреда (например, использование лечебных стелек без необходимости). Так что без специалиста ни обследовать, ни лечить ребенка не стоит.

Что должно насторожить родителей и заставить их нанести внеочередной визит в поликлинику?

  • Жалобы малыша на боль в ножках менее чем через 30 минут после начала прогулки.
  • Быстрая и неравномерная деформация обуви, при которой за 1-2 месяца стесывается внутренний (или наружный) край каблука, часть голенища загибается внутрь или стаптывается внутренний край подошвы.
  • Нарушение осанки. Постоянно приподнятое одно плечо или лопатка, с одной стороны торчащая больше, чем с другой.

Как лечить

Основные направления лечения плоскостопия у дошкольников — это физиотерапия, массаж и лечебная гимнастика. Физиотерапия (парафиноозокеритовые аппликации, электрофорез и т.д.) назначается курсами по 10-15 дней (2-3 раза в год). Эта процедура часто сопровождается массажем стопы и голени. Учтите, лечебный массаж должен делать профессионал, Самомассажем в данном случае обойтись нельзя! Гимнастикой же можно и нужно заниматься дома. Собирать пальцами ног карандаши, ходить по специальным массажным коврикам, катать ступнями скалку по полу — в этом нет ничего сложного, главное — делать упражнения регулярно. Хороший результат дает сочетание гимнастики с ножными ваннами. Для этого на дно тазика кладут пригоршню гальки и наливают теплую воду, в которую можно добавить хвойный экстракт. Ребенок ставит ноги в таз и начинает перекатывать стопами камешки по дну. В результате улучшается кровообращение и нормализуется тонус мышц.

Сделанные на заказ стельки и специальную обувь для лечения плоскостопия у детей до 5 лет используют крайне редко. Еще реже у дошкольников используются такие методы лечения, как наложение на ноги гипсовых повязок-шин или операция. Это связано с тем, что начинающееся плоскостопие у растущих детей вылечить относительно легко. Справиться же с запущенной болезнью у школьника-подростка гораздо сложнее. В отношении плоскостопия как никогда справедливо старое замечание: "Предупредить — дешевле и проще, чем лечить"!

Суламифь Вольфсон, врач-педиатр,
сотрудник Клиники питания НИИ питания РАМН