Что рисовать красками с ребенком 2 лет. Рисование с малышами

Рисование с детьми раннего возраста: «Волшебные линии»

Рисование с детьми раннего возраста: «Волшебные линии»

Рисование - интересный и полезный вид продуктивной деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование развивает восприятие, обучает графическим навыкам, учит наблюдать мир, дает детям новые знания об окружающем, развивает мелкую моторику рук.
Большинство малышей любят рисовать. Но чтобы рисование маленького ребенка не задержалось надолго на уровне лишь хаотического черкания, необходима помощь взрослого и обучение необходимым для рисования навыкам - правильно держать в руке фломастер или карандаш, проводить разные виды линий, надавливая на карандаш или фломастер с определенной силой, не выходить во время рисования за край листа.
При умелой организации занятий и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет, рисование может стать одним из любимых занятий малышей. А чтобы занятия рисованием стали доступными для маленького ребенка, используются разные приемы :

Создаются основы для рисунка, чтобы малыш мог дорисовывать отдельные детали;
. применяются удобные в использовании художественные материалы - карандаши с толстыми грифелями, фломастеры с толстыми стержнями, пастельные и восковые мелки, пальчиковые краски и др.;
. используются специально разработанные для малышей художественные техники рисования;
. применяется сюжетное рисование, то есть рисование в игре - все рисунки содержат понятный и интересный детям сюжет. При этом взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка при помощи различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод рисования является комфортным для детей раннего возраста, позволяет заинтересовать малышей, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
Рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам рисования :

рисуя «палочки» (прямые линии),

«волнушки» (волнистые линии),

точечки, кружочки, спиральки, ребенок открывает обобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в линиях и формах сходство с окружающими предметами и явлениями.

Освоив такой минимальный «арсенал», малыши получают возможность передать на бумаге какой-то элементарный образ, начинают чувствуют себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности - рисовании. На этом этапе из-под карандашей маленьких детей появляются контурные «прозрачные» рисунки. В дошкольном возрасте становится возможным предлагать малышам закрасить детали рисунка нужным цветом, стараясь не выходить за контур рисунка, добавить в рисунок новые детали.
При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей - это прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу и раскованность. Необходимо предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того, как необходимые навыки сформированы, а приемы рисования усвоены, детям предоставляется возможность использовать их по собственному усмотрению при создании оригинальных изображений. Кроме этого, можно научить ребенка рисовать везде - пальчиком на запотевшем стекле, во время прогулки палочкой на влажном песке или на снегу и т.д.

Чтобы облегчить процесс обучения малыша навыкам рисования, можно использовать разные методы обучения, например:
Рисование в воздухе - рисование в воздухе линий и фигур при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого метода помогает ощутить правильное направление движения, и запомнить его на двигательном уровне. Можно рисовать пальцем и на любой гладкой поверхности (на стекле, на столе).
Рисование вместе со взрослым - взрослый рисует для ребенка, или взрослый вкладывает карандаш или фломастер в руку ребенка, берет его руку в свою, и водит рукой ребенка, при этом карандаш (или фломастер) оставляет след на бумаге и получается изображение. Параллельно взрослый комментирует рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш (фломастер), надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.
Дорисовывание деталей - ребенку предлагают заготовку сюжетного рисунка, ребенок дорисовывает отдельные детали картинки. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста малыша и уровня его умений.
Самостоятельное рисование - создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету, или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.
Рис. Как правильно держать в руке карандаш

На начальных этапах обучения рисованию возможно совместное рисование ребенка со взрослым, когда взрослый берет руку ребенка в свою и помогает ему рисовать. При достаточном развитии навыков, используется рисование по показу (поэтапное), и рисование по готовому образцу. Кроме этого, взрослый помогает детям располагать изображение на листе бумаги посредством создания карандашного наброска или показа пальцем, где следует рисовать.
Чтобы малыши не разрисовали мебель, стены и самих себя, советуем давать карандаши и фломастеры только на занятиях, а затем убирать в недоступное для детей место. Постепенно дети усвоят правила использования материалов для творчества и смогут пользоваться ими не только под контролем взрослого.
С первых шагов творческой деятельности малыша должно быть проявлено внимание и уважение к его работам. Подписывайте на рисунках имя и дату и храните в папке - это позволяет наблюдать развитие навыков рисования у малыша и исследовать динамику этого процесса. Устройте «картинную галерею» на стене в детской. Стоит подшить рисунки - получается альбом, а если их подписать (1-3 простых коротких предложения) - получается интересная самодельная книжка.
Готовясь к занятиям рисованием с самыми маленькими, можно подготовить простейшие основы для рисования самостоятельно, а можно использовать современные развивающие пособия. Книги серии «Новый ребенок» предлагают увлекательные и красочные задания по рисованию с малышами. Ребенок может заниматься по книжке в течение длительного времени, тренируясь в навыках рисования - многоразовые странички не блестят и не рвутся, все легко стирается влажной губкой. Яркие иллюстрации привлекают внимание малыша надолго.
Ниже приводим описание некоторых заданий по рисованию фломастерами (и карандашами) с детьми раннего возраста.

РИСОВАНИЕ ПРЯМЫХ ЛИНИЙ

Грибочки - Для рисования нужны фломастер/карандаш красного (оранжевого или коричневого) цвета и лист бумаги формата А4 с заготовкой для рисунка: нарисуйте в нижней части листа прямую горизонтальную «линию земли», а выше (5-7см. над «уровнем земли») нарисуйте в ряд замкнутые полукруги (или треугольники) красного или коричневого цвета - это «шляпки грибов». Объясните малышу, что это такое и попросите дорисовать «ножки грибов» - прямые вертикальные линии от шляпки до земли. Такое занятие можно повторять многократно.

Цветочки - Для рисования нужен фломастер/карандаш зеленого цвета. На глазах у ребенка нарисуйте в нижней части листа горизонтальную линию - это «трава». Выше на 5-7 см. нарисуйте в ряд яркие цветочки. Затем дайте ребенку зеленый фломастер/карандаш и предложите дорисовать цветочкам стебельки - прямые вертикальные линии. По собственной инициативе малыш может дорисовать на стеблях и зеленые листочки. Такое занятие можно повторять многократно.

Ниточки для шариков - На глазах у ребенка нарисуйте в верхней части листа бумаги в ряд окружности диаметром 3,5-4см. яркого цвета (можно одного цвета, или нескольких цветов). Объясните малышу, что это воздушные шарики. Попросите дорисовать им «ниточки» (прямые вертикальные линии), чтобы они «не улетели». Такое занятие можно повторять многократно.

Дождик - Для рисования нужен фломастер/карандаш голубого или синего цвета. На глазах у ребенка нарисуйте в верхней части листа бумаги большую тучу. Затем покажите, как «идет дождик» - нарисуйте сверху вниз прямые линии. Если дождик сильный - линии сплошные, а если дождик слабый - линии пунктирные.

РИСОВАНИЕ ВОЛНИСТЫХ ЛИНИЙ

Червячки - Для занятия нужен фломастер красного (желтого, оранжевого, коричневого) цвета. Нарисуйте на листе фигурку цыпленка и предложите малышу нарисовать для него червячков - волнистые линии в разных направлениях: Вышел цыпленок на прогулку и вдруг увидел: что-то такое копошится, ползет по дорожке. Подошел цыпленок и видит: да это же червячок. ЦАП - и цыпленок схватил червячка. Давай нарисуем на картинке много червячков!

Осьминог - Перед началом занятия подготовьте основу для рисунка - изобразите тело осьминога как показано в образце. Начните занятие с загадки:
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (осьминог)
Правильно, это осьминог. Где живёт осьминог? В море. Сколько у осьминога ног? Восемь. Но ноги у него совсем не такие, как у тебя или у меня. Давай нарисуем ноги осьминогу - вот так!
Покажите малышу, как можно изобразить ноги осьминога при помощи волнистых линий. Затем предложите нарисовать ноги осьминогу самостоятельно. Так как малыш еще не умеет считать до восьми, то количество ног у осьминога может быть любым, главное, что их должно быть много.

РИСОВАНИЕ ТОЧЕК

Зёрнышки - Нарисуйте на листе цыпленка и предложите малышу угостить его вкусными зернышками. Сначала покажите ребенку, как можно рисовать зернышки-точки, а потом попросите малыша нарисовать зернышки самостоятельно.

Ягодки - Нарисуйте на глазах у ребенка контурное изображение мишки и рядом большой куст. Предложите малышу угостить мишку вкусными спелыми ягодками. Покажите, как можно изобразить ягодки в виде точек красного цвета. Затем попросите малыша нарисовать ягодки самостоятельно.

РИСОВАНИЕ КРУГОВ

Воздушные шарики - Нарисуйте заранее на листе бумаги мальчика. Затем попросите малыша нарисовать для мальчика разноцветные воздушные шарики. Сначала покажите, как надо рисовать круги, при необходимости помогите малышу, рисуя его рукой. Затем предложите малышу рисовать воздушные шарики самостоятельно. Обязательно обыграйте результат: Мальчик очень рад воздушным шарам - он будет с ними играть!

Яички - Покажите малышу игрушечную курочку или ее изображение, а на листе нарисуйте гнездышко для курицы. Затем предложите малышу нарисовать в гнезде круглые яички. При необходимости помогите малышу рисовать. Результат рисования обыграйте: Теперь в гнездышке много яиц. Курочка посидит на яичках - и вылупятся из них цыплятки, желтые пушистые ребятки!

Яблоки - Для рисования нужны фломастеры/карандаши зеленого, красного или желтого цвета, а также основа - нарисуйте на листе контурный рисунок: ствол и крону дерева. Предложите малышу нарисовать на своем дереве много яблочек - пусть он сам выберет, какого цвета будут его яблоки (например, какие яблоки он сам больше любит есть). Помогите, если малыш затрудняется нарисовать первое яблоко или нарисовал слишком большое или маленькое яблочко - нарисуйте одно яблоко на дереве в качестве образца. Подскажите, что одни яблоки висят на ветках, а некоторые яблоки уже созрели и упали на землю. Такое занятие можно повторять многократно.

РИСОВАНИЕ СПИРАЛЕЙ

Улитки - Перед началом занятия нарисуйте на листе бумаги основы для рисования домиков для улиток. Затем покажите, как можно нарисовать на спинах улиток раковины в виде спиралей. Предложите малышу нарисовать домики для улиток самостоятельно, при необходимости помогите, действуя его рукой: Теперь у каждой улитки есть красивый и надежный домик в виде спиральной раковины. Улитки будут носить свои домики на спине, а в случае опасности могут спрятаться в своих домиках.

Многие думают, что рисование — это художественная «наука», подвластная не каждому. На самом деле тяга к искусству пробуждается у человека еще в раннем детстве, однако без определенного развития способностей ослабевает с годами.

Так можно ли научить ребенка рисовать, особенно, если его родили этого не умеют? Когда начинать учебный процесс и с чего именно? Наконец, нужно ли отдавать малыша в художественную школу или в кружок рисования в будущем?

В каком возрасте дети начинают рисовать?

Дети начинают интересоваться рисованием довольно рано, беря пример со своих родителей, братьев и сестер, пишущих что-то на бумаге. Однако в общем смысле тяга к рисованию проявляется у малышей в возрасте от 1 года до 1,5 лет.

И если сначала рисунки ребенка больше похожи на каляку-маляку, то ближе к 5 годам (и до 15 лет) активно развивающаяся фантазия помогает малышам создавать на бумаге самые настоящие шедевры.

Польза рисования для развития ребенка

Оценить все положительные стороны рисования в детстве практически невозможно — его влияние на малышей настолько огромно, что под «прицел» попадает развитие всей личности ребенка.

В общем же смысле рисование:

  • формирует в малыше истовое чувство прекрасного и желание создавать что-то красивое;
  • развивает ум и воображение малыша и помогает осваивать новые «инструменты» познания мира: фломастеры, кисточки, карандаши;
  • ребенок учится передавать своими картинами окружающие предметы и при этом занимается полезным делом.

С чего начинать?

Первые уроки рисования могут проходить уже тогда, когда малыш научится держать в руках предметы. В этот момент мама может вручить ему карандаши и помочь провести ими на бумаге простую линию.

Пусть она будет не совсем ровная и даже «съедет» с альбома на стол. Гораздо важнее, чтобы ребенок понял: его «манипуляции» впоследствии способны превратиться во что-то действительно красивое!

Карандаши или фломастеры?

Давать малышам карандаши без контроля взрослых не стоит, чтобы они случайным образом ими не поранились. Однако под бдительным надзором дети могут рисовать фломастерами и кисточкой - тем более, что первые пробы «пера» они делают при помощи раскрасок.

Кто откажется нарисовать героя любимой книжки, готовое изображение которого лежит перед тобой на бумаге? Тут сложно ошибиться и сделать что-то не так!

А какие именно?

Некоторые считают, что карандаши или тонкие фломастеры не очень удобны в использовании. По-крайней мере, для малышей двух лет: у них часто ломается грифель, а стержень вдавливается внутрь.

Однако, только предоставляя ребенку возможность выбирать из многообразия вариантов что-то свое, вы поможете ему найти любимый «инструмент» для рисования.

Краски или мелки?

Двухлетний малыш может рисовать практически всем: пальчиковыми красками и жирными фломастерами - на бумаге, яркими мелками - прямо на асфальте или доске. Рисовать последними вообще удобнее всего, поскольку они мягкие, а линии после себя оставляют четкие.

Освоить гуашь и краски будет немного сложнее, потому что они предполагают под собой не только желание что-либо ваять, но и определенную технику творчества.

Чудо техники!

В последнее время в магазинах стали продавать и вовсе удивительные вещи для рисования: набор для творчества блеском по бумаге из бархата или удивительные фломастеры, в которые малыш может дуть. И это поистине прекрасно!

Уроки рисования для малышей от 2 до 4 лет

Учить рисовать ребенка, которому исполнилось 2-3 года, нужно с освоения простейших техник. При этом очень важно быть внимательным к потребностям малыша творить и не высмеивать его старательные чирканья карандашом по бумаге.

Снисходительное отношение взрослых к детским рисункам приводит к тому, что ребенок может посчитать рисование пустым занятием и отказаться от него.

Что потребуется?

Возьмите яркие краски, бумагу (чем большего размера будут листы, тем лучше), хорошие кисточки, мягкую губку и стакан воды. Лучше всего при этом одеться в то, что не жалко испачкать — даже купленный фартучек для рисования не спасет вас от пятен, когда юному художнику всего 3-4 года!

Сколько времени уделять занятиям?

Учить малыша рисовать нужно по 10-20 минут 2-3 раза в неделю, чтобы ему не надоело, но и тяга к изобразительности в итоге не потерялась.

Техники для развития навыков рисования

Свобода действий

Для проведения этого урока берется глянцевая бумага белого цвета и акварельные краски. Пусть малыш макает кисть в банку с краской и капает ей прямо на бумагу! Причудливые узоры, которыми она растекается, будут похожи на волшебные картинки!

Губка, но не Боб

Для этого урока берется гуашь и большой лист бумаги. Пусть ребенок обмакнет свою ручку в краску и немного отожмет ее. Пусть он оставит «подпись» на листе своей рукой, а губкой, скатанной в рулончик, сделает рядом завершающие художественные «штрихи».

Подобным образом можно рисовать на бумаге и пальчиками: разведите гуашь водой, чтобы она превратилась в «сметану», и вылейте ее на тарелку. При помощи широкой кисти нанесите краску на пальцы малыша и попросите оставить на листе свой автограф.

Мокрый стиль

Плотный и большой лист бумаги нужно намочить под водой в течение пары секунд. Теперь положите его на поднос и предложите ребенку покалякать на нем акварелью. Учитывая состояние поверхности, краска станет на ней растекаться, смешиваться и создавать удивительные «мокрые» рисунки.

Цветочек аленький

Чтобы научить ребенка рисовать что-то действительно запоминающееся, можно сделать так: обмакнуть палец ребенка в зеленый цвет и, придерживая его руку, провести вместе с ним на бумаге стебелек. В роли бутона выступит отпечаток ладошки, а в итоге получится замечательный цветочек!

Эту технику можно с успехом использовать и для изображения других объектов. Попробуйте изобразить с ее помощью с малышом дерево или веселого жирафа.

Уроки рисования с детьми старше 4 лет

Четырехлетний возраст — это благодатное время для осваивания более сложных техник рисования. Уже в этот период стоит отдавать малыша в художественную школу, но если сделать это по каким-то причинам не получается, можно научить его рисовать и самим.

Вдвоем веселее

Приготовьтесь к тому, что делать это придется вдвоем, так как именно с ваших рисунков он станет брать правильный пример. Старайтесь рисовать ярко, конкретно и не отвлекаться на слишком мелкие детали.

Рассказывайте обо всем

Сопровождайте процесс рисования увлекательным рассказом, чтобы ребенок понимал, что вы делаете.

Осваивайте фигуры

Самое главное — это научить малыша рисовать геометрические фигуры, которые станут основами нужных изображений, независимо от того, будет ли это животное или человек.

Как нарисовать дерево?

В 4 года начинать надо с простого: с обычной зеленой елочки, которой холодно зимой.

Ниже мы прилагаем пошаговую инструкцию для создания «художественного» дерева и картинку - чтобы ребенок понимал принцип работы.

  1. Рисуем на листе линию, ведущую сверху вниз. Проводим от нее немного изогнутые линии, которые будут ветками нашей елки.
  2. Теперь постараемся «обрисовать» эти линии иголочками: так, как показано на рисунке. Когда все ветки станут пушистыми, закрасьте елочку зеленым цветом.

Аналогичным образом можно изобразить березу и другие виды деревьев.

Учимся рисовать животных

Рисуем ежика

  1. Нарисуйте на бумаге иголки ежика с помощью зигзага, а затем добавьте ему уши.
  1. Соедините их с овалом, чтобы получилась голова.

  1. Нарисуйте ежу нос, глаза и рот и наградите ежа животом.

  1. Нарисуйте ему ножки и ручки.

  1. Остается прорисовать иголки так, как показано на картинке. Ежик готов!

Рисуем ослика

Изобразить на бумаге ослика тоже гораздо проще, чем вы думали.

Поэтапно выполняем следующие действия:

  1. Рисуем на бумаге простой овал, затем делим его линией на две части, в верхней из которых рисуем глаз ослика, а в нижней — ноздри и рот.
  2. Теперь прикрепляем ослику ушки, прорисовывая на листе два «огурца». Чуть ниже головы изображаем еще один овал — это будет туловище ослика, которое мы соединим с головой двумя «шейными» линиями.
  3. Теперь нужно добавить животному ноги, пририсовав их внизу туловища, и самый настоящий хвост, расположив его сбоку.

Ослик готов! Остается раскрасить его так, как подскажет фантазия!

Рисуем кошку и собаку

Тем же способом можно нарисовать и кошку с собакой. Пошаговая техника изображения кошки показана на следующем рисунке:

Главное: дать понять малышу, что рисовать животных — это не трудно, если брать за основу геометрические фигуры (в данном случае это круги и полукруги) и проявить толику фантазии.

Точно так же можно нарисовать и собачку:

Как нарисовать человека?

Как научить ребенка рисовать человечка? Не так просто, как хочется, но и не так трудно, как кажется. Начинаем!

Схема изображения человечка в полный рост

1. Рисуем на листе овал и прямоугольник (как показано на картинке), а потом присоединяем их линией друг с другом. Дорисовываем человечку ножки и ручки с пальцами.

2. Затем добавим к рукам по две линии, чтобы они казались толще. Так же поступим и с ногами. Теперь нарисуем человеку уши (два полукруга по бокам) и сделаем прическу.

3. Лицо человека заслуживает отдельного внимания, однако прорисовывать его черты — рот, нос и брови, будет просто, если перед этим взглянуть на рисунок. Добавляем человеку шею и дорисовываем рубашку с воротником.

5. Рисуем ему брюки и ботинки, прорисовываем ладошки. Остается всего ничего: стереть вспомогательные линии, обвести контуры и разукрасить человека.

Рисуем человеческую фигуру в движении и лицо

Аналогичным образом можно изобразить человека в движении или нарисовать его портрет. Пошаговый процесс подробно указан на следующей картинке:

Кружок рисования: когда и почему?

К 6 годам дошкольник, активно занимающийся рисованием, уже знает, как надо творить при помощи красок и карандашей. Если его рисунки существенно отличаются от творчества сверстников (в лучшую сторону), отдайте дошкольника в кружок, чтобы с ним продолжил заниматься опытный преподаватель.

Чтобы выбрать хороший кружок, достаточно узнать, нет ли в вашем районе частной школы или Дома творчества. Очень часто обычные учителя рисования ведут подобные занятия прямо в школах (без ограничения по возрасту).

Индивидуальные уроки

Если вам хочется, чтобы ребенок в 6 лет творил профессионально, отдайте его на индивидуальные уроки. Их преимущества заключаются в том, что:

  • учитель посещает вас в удобное время;
  • вы выбираете программу, по которой ребенок будет обучаться (например, рисование портретов);
  • уроки оплачиваются по факту занятия.

Минусы у индивидуальных занятий тоже есть: стоят они недешево, а найти хорошего преподавателя бывает нелегко.

Подводя итоги

Любой способ обучения ребенка рисованию хорош - как в 1 год, так и в 5 лет, поскольку развивает воображение и позволяет проводить с малышом чуть больше времени.

При этом не так важно, станете ли вы четко следовать какой-то методике или самостоятельно разработаете индивидуальную художественную программу. Важно то, чтобы эти занятия заинтересовали ребенка и были разнообразными.

И даже если из вашего малыша в будущем и не вырастет настоящий художник, уроки рисования все равно благостно скажутся на его развитии и правильном восприятии окружающего мира.

Ольга Абузярова

Занятие рисованием – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости, а, как известно, именно положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Чтобы изобразительная деятельность всегда была источником хорошего настроения, педагогу в работе с детьми следует учитывать особенности раннего возраста .

Одна из таких особенностей заключается в том, что первостепенной задачей взрослого (воспитателя) заключается не столько в приобретении детьми технических умений и навыков, сколько в том, чтобы вызвать интерес детей, желание к самому процессу рисования. Этот интерес станет своего рода основой, на которой будут развиваться, и совершенствоваться практические навыки рисования.

Важно, также, знать, что, в раннем возрасте изобразительная деятельность активно ведёт за собой интенсивное развитие ребёнка в различных сферах (познавательное, речевое, личностное, сенсорное) . Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления. Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами.

Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с взрослыми и детьми . В результате такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. То есть, в раннем возрасте изобразительная деятельность важна не столько для овладения навыками рисования, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка. А главной задачей взрослого (воспитателя) является поиск форм, методов, приёмов и средств, которые способствуют формированию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности :

1. Прежде всего, это тщательный отбор тем для рисования. Желательно подбирать такую тематику, чтобы она была интересной для каждого ребёнка.

2. Использование сюжетного рисования в виде дорисовывания деталей – когда ребёнок завершает рисунок . В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка , недостающие детали которого ребёнок должен дорисовать самостоятельно. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым.

3. Закрашивание готового контура. Детям необходимо закрасить контур готовой фигуры. Использование этого метода позволяет сосредоточить внимание ребёнка на закреплении усвоенных ранее навыков (правильно держать карандаш, рисовать определённые линии и фигуры) .

4. Смена способов рисования, разнообразие техник : рисование пальчиками, ладошками, штампами, губками и т. д., карандаши, мелки, краски.

5. Использование индивидуальных и коллективных форм рисования (когда одну работу рисуют сразу несколько детей) .

6. Организация занятий в игровой форме. Воспитатель планирует игры-занятия, основанные на игровом сюжете, например, «весёлые кисточки» пляшут под весёлую музыку, оставляя на ёлочках разноцветные огоньки, «грустный» дождик идёт, капельки тихо падают на землю и т. д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать детей, дольше удерживает их внимание, создаёт необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

В раннем возрасте важно обыграть сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, наглядного материала; сопровождать рисование эмоциональным комментарием, использовать стихи, загадки, пословицы, потешки.

Не каждый ребёнок станет художником, однако у каждого есть определённый потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать. Одарённые дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 2–3 лет по рисованию и лепке. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; воспитанию чувства прекрасного, формированию изобразительных умений и навыков.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Д. Н. Колдина
Лепка и рисование с детьми 2–3 лет. Конспекты занятий

Введение

Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами лепки и рисования, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение.

В данном пособии представлены конспекты увлекательных комплексных занятий лепкой и рисованием с детьми 2–3 лет.

Занятия построены по принципу "от простого к сложному" и проводятся один раз в неделю в течение года. Полезно проводить интегрированные занятия: на одном занятии рисовать точки на спинке божьей коровки, а на следующем лепить маленькие шарики из пластилина и прикреплять их на спину другой божьей коровки. Таким же образом можно лепить и рисовать круглые витаминки, маленькие яблоки на яблоне и т. д. Используя предлагаемые в данном пособии методы и приемы работы, можно придумать новые задания: картофель в мешке, узоры на сарафане, пруд для рыбок, дупло для белки и др.

В период от 2 до 3 лет ребенок стремительно овладевает речью. Песенки, потешки и сказки – первые литературные произведения, которые слышит малыш. Знакомясь с произведениями поэтов и писателей, устным народным творчеством, пронизанным мудростью и добротой, ребенок учится быть честным, справедливым и отзывчивым. У детей этого возраста хорошо развита фантазия, они получают яркие впечатления от эмоционально рассказанной сказки. Дети сопереживают настолько активно, что даже чувствуют себя участниками событий, о которых идет речь в сказке или потешке. Малыши с большим энтузиазмом будут помогать героям, нуждающимся в их поддержке: лепить печенье для голодного котенка, "строить" для зверей теремок, который развалил медведь и т. д. Почти все предагаемые в пособии занятия начинаются со сказки, веселого стихотворения или потешки. Это помогает эмоционально затронуть малышей, превратить занятие в увлекательную игру. Созданию игрового настроения способствуют также ролевые и подвижные игры, занимательные задания на развитие мышления.

Занятия изобразительной деятельностью предполагают не только обучение приемам лепки и рисования, но и, прежде всего, общение взрослого и малыша. Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нем и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребенок бросает свое занятие , как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Ребенок поймет, что из любой ситуации есть выход. Например, если малышу не удается нарисовать машинку, предложите ему вместе с вами сделать машину из спичечных коробков или конструктора.

Если ребенок быстро теряет интерес к занятию , возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, малышу нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками, пуговицами и другим материалом. Если задание слишком сложное, начните с лепки "пирожков" (шариков) из пластилина и также украсьте их дополнительным материалом.

Если ребенок быстро устает , не может высидеть и пяти минут, попробуйте развить его выносливость, используя массаж, закаливание, спортивные упражнения; на занятиях чаще чередуйте активные и спокойные действия.

Для того чтобы ребенок понимал задание и выполнял его , необходимо развивать внимание и умение сосредотачиваться. Поиграйте с ним в игру "Что изменилось?" Положите перед ребенком 3–4 игрушки, а потом незаметно для него спрячьте одну игрушку или поменяйте игрушки местами. Старайтесь привлечь ребенка к логическому завершению задания ("Давай приготовим для медведя еще немного печений: он сильно проголодался и очень хочет есть", "Давай слепим Колобка и устроим театральное представление").

Будьте доброжелательны и уважительны к детям. Удерживайте их внимание, меняя тон и интонацию. Поддерживайте каждого ребенка, не ругайте за неудачу, лучше подумайте, как достичь желаемого результата, но и не делайте за малыша то, что он может сделать сам. Приветствуя его самостоятельность, вы научите ребенка преодолевать трудности, принимать решения и нести ответственность за свои действия. Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте, почему так хорошо поступать, а так делать нельзя. Тогда малыш будет лучше понимать вас.

Что должен уметь малыш в 2 года? Речь не о умении одеваться и чистить зубка, а о рисовании, лепке и началам аппликации. Оказывается:

Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки – ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.

Развитие в 2 года

Рисование

1. Рисовать дорожки.
2. Рисовать кружочки.
3. Рисовать простые композиции – дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки – ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.
4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.
5. Рисовать короткие и длинные линии.
6. Ближе к трем годам – раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания – они считают, что раскрашивание убивает творчество (так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально – учить ребенка раскрашивать или нет).
7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка – желтым).
8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.
9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки.
10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).
11. Рисовать пальчиковыми красками.

Лепка.

1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).
2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.
3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
4. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).
5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).
6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.
7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.
8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.
9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

Аппликация.

1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.
2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.).
3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.).
4.Аппликация из скомканных комочков бумаги.
5. Аппликация из рваной бумаги.