Что нельзя делать в семье детям. Что нельзя делать с ребенком? Что нельзя делать детям в новый год

Кажется, ещё вчера малыш большую часть времени лежал в колыбельке и мирно сопел. Но незаметно он подрос и начал активно исследовать окружающий мир. Причём самыми неправильными, на взгляд родителей, способами. Ему интересно, что будет, если он потянет на себя свисающий провод, укусит маму, ущипнёт папу, дотронется до батареи. Вот тут-то ребёнок и слышит своё первое «нельзя».

Запреты в жизни ребёнка

Запреты – это естественная составляющая воспитания. Они необходимы для гармоничного развития личности, и не нужно пытаться обойтись без них. Но вот мама говорит «нельзя», а кроха продолжает делать по-своему. Такая картина знакома многим родителям. Как же сделать так, чтобы маленький баловник понимал запреты и прислушивался к ним? Для этого нужно вводить ограничения грамотно и запастись терпением, ведь любой стойкий результат требует времени и усилий. Зато тогда карапуз наверняка перестанет отвечать гневом, раздражением и желанием сделать всё наоборот.

Как дети реагируют на запреты

Приучать ребёнка к словам «нельзя» и «нет» следует примерно с года, в это время его активность возрастает в разы. Первая реакция на ограничения – плач, возмущение или агрессия. Это абсолютно нормально, так маленький человечек выражает своё несогласие.

Он пока не может с первого раза усвоить «нельзя», поэтому завтра, скорее всего, попытается повторить то действие, которое ему запретили вчера. Это особенность восприятия малышей, а не «вредность» или попытка сделать назло взрослому.

Кроме того, дети в силу возраста не понимают, что запрет распространяется на все аналогичные ситуации, а не только на одну конкретную. То есть, если даже ребёнок поймёт, что нельзя дёргать провод от ноутбука, не факт, что он не будет дёргать провода в остальных доступных местах. Он просто не догадается, что и это тоже запрещено. Об этом взрослым следует помнить и терпеливо напоминать малышу всякий раз, когда он путается.

Маленькому первооткрывателю невероятно интересно всё вокруг. А тут родители со своими постоянными «нельзя»… Так мы гасим весь запал и исследовательский интерес у ребёнка. Если один будет протестовать и до последнего делать по-своему, то другой после нескольких неудач сдастся, и его инициативность разобьется о железную стену постоянных запретов. В последнем случае мы получим покладистого ребёнка, но пассивного и боящегося делать что-то самостоятельно. Поэтому так важно соблюдать баланс: перебарщивать с ограничениями так же нехорошо, как разрешать всё.

1. Снизить количество запретных слов до минимума , ведь главная ошибка родителей – чересчур частое их употребление. Когда кроха слышит «нет» и «нельзя» по любому поводу, он просто перестает воспринимать эти слова всерьёз.

В идеале для детей до 3 лет ограничения должны касаться:

  • действий, которые ставят под угрозу безопасность;
  • агрессии в адрес людей или животных.

Например, нельзя прикасаться к розетке, плите или кружке с горячим чаем, играть со спичками, кусать и бить людей, мучить кошку. Остальное же – всё, что безопасно, – не несёт за собой вреда, оно лишь добавляет забот взрослым.

Малыши 1–3 лет ещё не догадываются, что одно и то же действие на улице делать разрешается, а дома – нет (играть с песком или водой, рисовать мелками). В подобных ситуациях лучше объяснять всё малышу, не употребляя запретные слова.

После 3 лет карапуз начинает осознавать больше, и теперь запреты можно формулировать более конкретно. Например, вместо «не трогать кота», сказать, что гладить кота можно, но тянуть за хвост – нельзя.

Нужно постараться не лишать малыша радости познавательной деятельности. Пусть он бегает, прыгает, трогает и рассматривает различные предметы, гоняет голубей. Ведь так приятно видеть, с каким восторгом он приобретает новый опыт.

2. Если все же необходимо ввести ограничения, можно заменять слово «нельзя» . Например, говорить вместо него «опасно», где это уместно. Или так: «Можно переходить дорогу только за ручку с мамой» (вместо «Нельзя одному переходить дорогу»).

3. Каждый раз объяснять причину запрета – так дитя поймёт, что это нельзя, потому что действительно опасно, а не потому что у мамы или папы сейчас нет настроения. Чтобы малыш убедился в справедливости запретов, можно иногда позволять ему сделать по-своему, но заранее предупреждать, что будет в этом случае. К примеру, дать ему прикоснуться к горячей кружке на столе. Пусть температура поверхности будет не такой высокой, чтобы обжечься, но достаточно неприятной, чтобы повторять такой опыт не возникло желания.

4. На каждое «нельзя» должно быть своё «можно» . Например, нельзя трогать посуду на плите, зато можно брать ложку со стола. Этот приём помогает отвлечь кроху от запрещённых объектов, но не мешает узнавать новое.

5. Как можно реже употреблять в речи частицу «не» , детское восприятие её игнорирует. Вместо «не делай» малыш слышит: «делай». Гораздо продуктивнее использовать утвердительные выражения. Первое время нужно будет контролировать себя, затем это войдёт в привычку.

6. Вместо прямых запретов больше рассказывать о:

  • том, почему так делать не следует;
  • последствиях;
  • своих чувствах, когда малыш нарушает запрет.

Дети многое понимают, нужно лишь правильно выбрать момент для беседы: и ребёнок, и мама должны быть спокойны и настроены на общение.

7. Определить для малыша абсолютные «нельзя» – то, что запрещено при любых обстоятельствах. В этот перечень можно включить следующие пункты:

  • бегать и играть там, где ездят машины;
  • делать больно другим людям и животным;
  • трогать плиту и провода;
  • залезать на подоконник.

Родителям необходимо разработать точный список табу, строго придерживаться его и требовать того же от остальных членов семьи. Если чего-то не разрешают родители, значит, бабушка, тётя и старший брат тоже не должны разрешать. Согласованность здесь очень важна, только она поможет крохе воспринять эти ограничения так, как нужно.

8. Не провоцировать детей самим . Часто взрослые сами создают ситуации, когда ребёнок просто не может удержаться от соблазна и нарушает запрет. К примеру, родители не разрешают трогать паспорта, а сами постоянно раскладывают их на видных и доступных местах.

Здесь виноват совсем не ребёнок. Взрослым следует организовать хранение важных вещей так, чтобы малютка не мог до них добраться при всем желании.

О чем полезно помнить, запрещая

  • Интонация должна быть спокойной, не нужно повышать голос, ругаться, угрожать. Это поможет малышу услышать то, что до него хотят донести, и не отвлекаться на форму, в которой это преподносят.
  • Нужно относиться к ребёнку с уважением, не оскорблять, не унижать его, не заставлять чувствовать себя беспомощным.
  • Корректировать запреты по мере взросления. Дитя растёт, у него появляется больше осознанности в действиях, а также новые умения и навыки. Со временем можно разрешать больше, не забывая о мерах безопасности.
  • Подавать пример. Доброта, аккуратность, вежливость, отсутствие вредных привычек – всё это можно воспитать лишь на собственном примере. Иначе как донести до малыша, что, допустим, курить нельзя, если мама и папа сами это делают? Дети ведь нас не слышат, они на нас смотрят.

Научить ребёнка понимать и принимать запреты непросто. Сложность в том, что перечисленные меры не начнут работать с первого раза. Они требуют от родителей системности, многократного повторения, терпения и невозмутимости. При этом карапузу нужно дать возможность исследовать мир, делать самостоятельный выбор. Только так он научится принимать решения и отвечать за поступки.

Лучшая стратегия – сделать перечень запретов минимальным и говорить «нельзя» лишь в самых крайних случаях. А в остальных – использовать альтернативное «можно только». И постепенно малыш начнёт слушаться, потому что таков будет уже его личный выбор.

Время от времени детям делают прививки – и новорожденным, и грудничкам, и школьникам, и подросткам. Как правильно подготовить ребенка к вакцинации, чтобы избежать негативных реакций? Что можно, а что нельзя делать перед прививкой? Расскажем подробно!

Чтобы прививка была не только эффективной, но и безопасной, малыша следует подготовить к процедуре вакцинации. Итак, что именно можно и нельзя делать ребенку перед прививкой?

Какие бывают прививки для детей

Условно прививки можно разделить на 2 важные группы – экстренные и плановые .

К экстренной вакцинации относятся прививки, вызванные негативными событиями. Например, в вашем микрорайоне выявлен ребенок с полиомиелитом, или в школе по соседству – вспышка , или в поселке обнаружено животное с признаками бешенства. В этом случае среди населения проводится экстренная вакцинация.

Прививки плановые ставятся согласно плану вакцинации – от тех или иных болезней.

Плановая вакцинация никогда не носит неотложного характера. Любую прививку, входящую в план, можно перенести по времени, если для этого есть основания.

Другими словами, если наступил срок очередной вакцинации, но ребенок, например, болеет или другой , или у него , или в школе у его старшего брата или сестренки объявлен карантин – в этих и подобных случаях прививку обычно переносят.

Ничего катастрофичного в этом нет – главное, по прошествии всех неблагоприятных обстоятельств, не мешкая, в срочном порядке провести вакцинацию и постепенно вернуться к общему плану.

Вакцинация на раз, два, три…

Почти все современные вакцины вводятся поэтапно и «работают» по накопительному принципу. Это значит, что необходимое количество вакцины (которое требуется для выработки антител) вводится в организм ребенка не сразу одномоментно, а постепенно, по частям – через определенный интервал времени.

Однако если , вы пропустили очередную прививку (по сути – отложили ее по времени), то это не значит, что предыдущие части пропали даром. Нет – никакие прививки не начинают ставить сначала, если пропущено время очередной вакцинации. Сколько бы времени вы ни пропустили – имеет смысл сделать очередную прививку и постараться как можно скорее вернуться к плану вакцинации.

Ребенок перед прививкой: главная стратегия – никакой стратегии

Самый главный секрет подготовки ребенка к вакцинации состоит в том, что… никакой специальной программы подготовки… вовсе нет! Важно лишь одно – чтобы перед вакцинацией ребенок чувствовал себя хорошо, не страдал и не контактировал с потенциальными инфекционными больными.

Это значит, что в день прививки целесообразно не сидеть в очереди в поликлинике, «собирая» все возможные инфекции, а, посадив в эту очередь одного из родственников, ждать «сигнала» в сквере неподалеку.

Если маме некому делегировать ожидание в очереди, и приходится самой с трехмесячной крохой, у которой еще нет защиты от инфекционных заболеваний, «гулять» по поликлинике и контактировать с , ей следует заранее запастись так называемым физиологическим солевым раствором.

Изотонический раствор натрия хлорида (проще говоря – физраствор) можно купить в любой аптеке. Для лучше всего использовать его как спрей. Достаточно каждые 15-20 минут пшикать малышу этой жидкостью в носик, чтобы значительно уменьшить вероятность возникновения у него вирусной инфекции.

А если же у вас есть возможность пригласить медработников для вакцинации прямо домой к малышу – это был бы идеальный вариант.

По строгому счету, никакой особенной подготовки к прививкам не существует. Если малыш здоров, не демонстрирует и в его окружении нет инфекционных больных – любую прививку можно проводить без каких-либо «прелюдий». Однако, если вы жить не можете без инструкций, вот вам примерный план действий, которые помогут подготовить ребенка к любой прививке.

Перед прививкой: 5 простейших правил

  • 1 Оценить состояние здоровья ребенка наиболее адекватно способен детский врач. Поэтому первое правило подготовки к прививкам – показать малыша педиатру . Если он при осмотре не обнаружит никаких негативных симптомов, он попросту назначит вам день прививки и даст направление.
  • 2 Если же доктор «заподозрит» у ребенка какое-то заболевание или какие-то «нехорошие» симптомы, то в 99 случаях из 100 – он назначит определенные анализы или тесты . И тогда это будет вторым шагом подготовки к вакцинации.
  • 3 Чтобы организм легче перенес вакцинацию, необходимо опорожнить кишечник ребенка . Для это можно использовать особые слабительные свечи или поставить клизму.
  • 4 Если при введения одной части вакцины у малыша наблюдалось резкое повышение температуры, то при введении остальных частей имеет смысл предварительно дать малышу жаропонижающее средство (например, Парацетамол или Ибупрофен).
  • 5 И наконец, самое главное правило, которое поможет избежать множества неприятностей, связанных с прививками: 2-3 дня перед прививкой и 2-3 дня после нее крайне желательно как можно меньше контактировать с другими людьми .

Детский врач Е.О. Комаровский: «В подавляющем большинстве случаев отнюдь не потому, что вакцинация каким-либо образом «подорвала» их иммунитет. А потому, что, сидя в очереди перед лабораторией в ожидании прививки, малыш успевает проконтактировать с десятком сопливых детей.

Прививка при аллергическом дерматите

Всем известно, что во время аллергического приступа никакие прививки не производятся. А что делать тем родителям, ребенок которых страдает ? То есть по сути, у него постоянная, хроническая аллергия, которая выражена сыпью на коже.

В этом случае прививки ставятся только во время этапа ремиссии. То есть в то время, когда на протяжении 2-3 недель нет обострения болезни – а на коже, соответственно, нет новых, свежих высыпаний.

Ребенок перед прививкой: резюме

Ежегодно в мире умирает от инфекционных заболеваний около 14 миллионов детей. Треть из которых умирает именно потому, что эти дети не были своевременно привиты.

Итак, успешная вакцинация зависит от 3 наиважнейших условий :

  • Состояние здоровья ребенка (до дня вакцинации ребенок должен быть абсолютно здоров не менее 2-х недель);
  • Качество вакцины;
  • Условия, при которых проводится вакцинация;

На качество вакцин (при обязательной вакцинации) вы вряд ли можете повлиять, это зона ответственности государства.

Самый главный нюанс условий, при которых проходит вакцинация – это наименьшее контактирование с потенциально больными людьми. Это значит, что за пару дней до прививки, и в течение пары дней после нее, вам с малышом лучше вести относительно уединенный образ жизни – не принимать гостей и самим тоже не выбираться «в общество». А во время прививки желательно не просиживать часами у кабинета лаборатории – пусть в очереди посидит кто-то другой, а на прививку вы подойдете «по сигналу».

И наконец - чтобы убедиться в том, что малыш к моменту прививки абсолютно здоров, его нужно перед вакцинацией показать педиатру. Вот и вся премудрость относительно того, как подготовить ребенка к прививкам!

Екатерина Морозова


Время на чтение: 8 минут

А А

Нам всегда проще разрешить что-либо своему чаду, чем искать способ правильного запрета. Почему? Один не желает давить на малыша своим авторитетом, другой придерживается принципов «свободу ребенку во всем!», третий не хочет становиться тираном, четвертому просто лень запрещать и объяснять.

А нужны ли вообще ребенку запреты?

14 вещей, которые нельзя запрещать ребенку – рассматриваем альтернативы

Безусловно, определенные рамки и границы ребенку нужны. Но постоянное «нельзя», которое чадо слышит от нас, уставших, нервных и вечно занятых — это формирование комплексов и зажатости, появление страхов и чувства вины, дефицит новых знаний и пр.

То есть, запреты должны быть правильными!

Чего нельзя запрещать ребенку категорически?

  1. Самостоятельно кушать. Конечно, гораздо проще быстро скормить кашу с ложечки чаду, сэкономив себе время, а заодно и порошок для стирки «убитых» футболок и кофточек. Но тем самым мы лишаем ребенка первого шага к самостоятельности — ведь донести ложку до рта, не уронив ее содержимое, это процесс ответственный и требующий максимальной усидчивости. Да и когда наступит время для детского сада, вам не придется следить за «злой воспиталкой», которая запихивает обед в вашего неумеху-малыша. Потому что он уже будет кушать сам! Как маленький герой. Не жалейте времени на первые взрослые шаги своего малыша — это упростит вам процесс воспитания в последующие годы.
  2. Помогать маме с папой. «Не трогай, уронишь!» или «Нельзя! Прольешь!», — кричит мама, а спустя время жалуется подружкам, что дитя совершенно ничего не желает делать. Не лишайте чадо возможности вам помочь. Помогая вам, он чувствует себя взрослым и нужным. Ничего страшного, если после уборки ребенка вам придется в 2 раза дольше отмывать кухню — зато он помог маме. Выделите для крохи детский набор для уборки — пусть взрослеет. Хочет отнести посуду в раковину — дайте ту, что не жалко разбить. Хочет помочь вам с сумками — дайте ему пакет с батоном. Не отказывайте малышу — все добрые привычки нужно прививать с «младых ногтей».
  3. Рисовать красками. Не отбирайте у крохи возможность самовыражения. Краски развивают творческое начало, мелкую моторику, фантазию, снимают стресс, успокаивают нервную систему, повышают самооценку и пр. Купите малышу нетоксичные краски, наденьте на него старую футболку (или фартучек), постелите на пол (на большой стол) клеенку и пусть малыш самовыражается «на всю катушку». Хочет рисовать на стенах? Прикрепите поверх обоев пару больших листов ватмана — пусть рисует. Можно даже отвести под эти шалости целую стену, чтобы было, где разгуляться.
  4. Раздеваться в доме. Малышам свойственно сбрасывать с себя лишнюю одежду, бегать босиком или даже голышом. Это вполне естественное желание. Не спешите кричать «немедленно оденься!» (если, конечно, у вас не голый бетон на полу). При обычной комнатной температуре малыш может совершенно безболезненно провести 15-20 минут босиком (это даже полезно).
  5. Выражать свои эмоции. То есть, прыгать/бегать, визжать и веселиться, кричать и пр. Одним словом, быть ребенком. Понятно, что в поликлинике или в гостях следует соблюдать правила приличия, но дома позволяйте малышу оставаться собой. Для него это способ выплеснуть энергию, сбросить стрессы, расслабиться. Как говорится, «не мешайте баянисту, он играет, как умеет».
  6. Лазать на улице по турникам или спортивным комплексам. Не нужно дергать малыша за рукав и с криками «не лезь, опасно» утаскивать его в песочницу. Да, опасно. Но на то и нужны родители, чтобы объяснить правила безопасности, показать, как спускаться/подниматься, подстраховать внизу, чтобы кроха не упал. Лучше ваше чадо сразу научится контролировать свое тело (в вашем присутствии), чем потом он без вас (и без опыта) залезет на турник.
  7. Играться с водой. Ну конечно, малыш устроит потоп. И намочится от макушки до пяток. Но зато сколько счастья будет в глазах, и какая эмоциональная разрядка для него! Не лишайте кроху такого удовольствия. Выделите для него зону, в пределах которой можно плескаться от души, брызгаться и пр. Выдайте разные емкости (лейки, кастрюльки, ложки, пластиковые стаканчики).
  8. Шлепать по лужам. Лужи — это настоящий источник счастья. Причем, для всех детей без исключения и даже для некоторых взрослых. Купите крохе яркие сапожки и отпустите в «свободное плавание». Положительные эмоции — залог психического здоровья.
  9. Трогать бьющиеся вещи. Каждый малыш отличается пытливостью ума. Ему просто обязательно нужно потрогать, рассмотреть, попробовать на вкус и пр. Не спешите отбирать из его рук подаренную вам чашку или статуэтку. Просто объясните, что эта вещь вам очень дорога, и с ней нужно обращаться осторожно — для игр она не предназначена, но подержать и рассмотреть очень даже можно. Если все-таки вещь разбилась — не кричите и не пугайте малыша. Скажите «к счастью!» и вместе с малышом соберите осколки (пусть он подержит совочек, пока вы будете их сметать).
  10. Иметь свое мнение. Мама — она, конечно, лучше знает, какая маечка подойдет к этим шортикам, как расставить игрушки, и в каком порядке кушать блюда с праздничного стола. Но ваш кроха — это уже полноценная личность. У него есть свои желания, мысли и мнение. Прислушивайтесь к малышу. «Я так сказала!» и «Потому что!» для ребенка совершенно не аргументы. Убедите его, что вы правы, или имейте смелость согласиться с его мнением.
  11. Играть с посудой. Опять же, все опасное и дорогое прячем повыше и поглубже, а лопатки, ложки, кастрюльки, контейнеры — это не просто посуда, а развивающие материалы для карапуза — пусть играет! Если вам не жалко круп, то и этого удовольствия лишать малыша не нужно, ведь так приятно пересыпать из кастрюльки в кастрюльку макароны с фасолью и гречкой.
  12. Спать со светом. Малыши, особенно, начиная с 3-4 лет, боятся спать в темноте. Это нормально: психологический «отрыв» от мамы нередко сопровождается ночными кошмарами. Не переусердствуйте, приучая ребенка ко сну в отдельной кроватке или комнате. Если кроха боится темноты — установите ночник.
  13. Не доедать. Не стоит пытать ребенка кашами и супами, которые он не хочет. Обед должен быть не мучением, а удовольствием. Только в этом случае он пойдет на пользу. А чтобы аппетит крохи был выше, устраивайте ему поменьше перекусов между приемами пищи, и строго соблюдайте режим питания.
  14. Фантазировать. Вы, как никто, знаете своего ребенка. Учитесь отличать «художественный вымысел» (фантазии) от явной и намеренной лжи. Выдумки — это игра и собственная вселенная малыша. Ложь — недопустимое явление и признак недоверия ребенка к вам.

11 вещей, которые нужно запрещать ребенку в любом случае

При постоянном употреблении родителями частицы «не» или слова «нельзя» происходит привыкание ребенка к запретам. Автоматическое. То есть, со временем реакция на запреты станет совершенно другой — ребенок просто перестанет на них реагировать.

Правда, есть и другие крайности. Например, когда мама настолько запугивает малыша своими «нельзя», что страх ребенка сделать что-то не так, превращается в фобию. Поэтому разумно разделять запреты на категорические (абсолютные), временные и зависящие от обстоятельств.

Если вторые и третьи мамы определяют, исходя из ситуации, то абсолютные запреты можно выделить в определенный список.

Итак, категорически нельзя…

  1. Бить других и драться. Жестокость следует пресекать на корню, обязательно объясняя ребенку — почему именно нельзя. Если малыш гиперактивный, и агрессивен по отношению к сверстникам — учите его «выпускать пар» цивилизованно. Например, рисовать, колотить боксерскую грушу, танцевать и пр.
  2. Обижать братьев наших меньших. Учите малыша помогать животным и заботиться о них. Заведите питомца (пусть даже хомячка), свозите ребенка на экскурсию в конюшню и познакомьте с лошадками, посетите приют для животных и подайте крохе личный пример (урок милосердия).
  3. Брать чужие вещи. Эту аксиому ребенок должен впитать еще с пеленок. Присваивать чужие игрушки, лазить по родительским вещам или надкусывать конфеты в магазине — нельзя. Ругать не нужно — нужно объяснять, чем заканчиваются такие поступки (без прикрас, начистоту). Если не помогает, попросите кого-нибудь из знакомых сыграть роль полицейского.
  4. Не здороваться. Не отвечать на приветствие и не прощаться — невежливо. С пеленок учите кроху здороваться, говорить «спасибо и пожалуйста», извиняться. Безусловно, наиболее эффективный метод — личный пример.
  5. Убегать от мамы. Одно из ключевых «нельзя». Малыш должен понимать, что от родителей уходить нельзя никуда и прежде чем отлучиться (до песочницы, например, или до соседнего прилавка в универсаме), нужно сказать об этом маме.
  6. Залезать на подоконники. Даже, если у вас стоят пластиковые окна и приняты все меры безопасности. Этот запрет категорический.
  7. Играть на проезжей части. Это правило малыш должен знать назубок. Идеальный вариант — изучить его в картинках и закрепить эффект полезными мультфильмами. Но и в этом случае вариант «погуляй, я из окошка пригляжу» — безответственный. По закону подлости мяч с детской площадки всегда улетает на дорогу, и уберечь ребенка можно просто не успеть.
  8. Бросать вещи с балкона. Неважно — игрушки это, шарики с водой, камни или что иное. Все, что создает опасность для окружающих людей — запрещено. Не говоря уже о том, что это просто некультурно.
  9. Пихать в розетки пальцы или предметы. Просто заглушек и маскировки МАЛО! Объясняйте ребенку, почему это опасно.
  10. Нарушать нормы морали. То есть, бросаться в других людей различными предметами, плеваться, прыгать по лужам, если кто-то идет рядом, сквернословить и пр.
  11. Играть с огнем (спичками, зажигалками и пр.). Эту тему раскрыть малышу легко — сегодня масса полезных материалов на эту тему, разработанных специально для детей в виде мультфильмов.

Запреты для детей – правила для родителей

Чтобы запрет был ребенком усвоен и не встретил отпора, обиды, протеста, следует усвоить ряд правил запретов:

  • Не выбирайте осуждающий тон для запрета , не стыдите и не обвиняйте ребенка. Запрет — это граница, а не повод обвинить малыша, что он ее преступил.
  • Всегда и в доступной форме объясняйте причины запрета. Нельзя просто взять и запретить. Нужно объяснить — почему нельзя, чем опасно, какие могут быть последствия. Без мотивации запреты не действуют. Формулируйте запреты четко и ясно — без длинных лекций и чтения моралей. А еще лучше — через игру, чтобы материал лучше усвоился.
  • Обозначив границы, не нарушайте их (особенно, когда дело касается абсолютных запретов). Нельзя вчера и сегодня запретить ребенку брать мамины вещи, а завтра разрешить, чтобы он не мешался под ногами, пока вы болтаете с подружкой. «НЕТ» должно быть категоричным.
  • Ограничения не должны быть повсеместными. Минимум абсолютных ограничений — этого достаточно. В остальном ищите компромиссы и будьте хитрее. Не «прекрати капризничать, здесь люди, так нельзя!», а «Сынуля, пойдем, выберем подарок для папы — у него скоро день рождения» (игрушку для кошки, лопатку для сковороды и пр.).
  • Запреты не должны идти вразрез с потребностями малыша. Нельзя запретить ему прыгать и дурачиться, фантазировать, зарываться в песке по самые уши, шлепать по лужам, строить домики под столом, громко хохотать и пр. Потому что он — ребенок, и такие состояния для него — норма.
  • Заботясь о безопасности чада, не переусердствуйте. Лучше максимально обезопасить все пути передвижения малыша в квартире (заглушки, мягкие накладки на углы, убранные на самый верх опасные предметы и пр.), чем каждые 5 минут кричать «нельзя».
  • Запрет должен исходить не только от вас — от всей семьи. Если мама запретила, папа не должен разрешать. Согласовывайте свои требования между всеми членами семьи.
  • Чаще читайте крохе умные и полезные книжки . Смотрите специально созданные для расширения кругозора мультфильмы. Дефицита в них сегодня нет. Морализмы от мамы утомляют, а вот сюжет из мультика (книги), как «Вася играл со спичками» запомнится надолго.
  • Будьте примером своему малышу. Зачем говорить, что в обуви ходить по спальне нельзя, если вы сами позволяете себе заскочить (пусть даже «на цыпочках») в сапожках за сумочкой или ключами.
  • Предлагайте ребенку выбор. Это не только избавит вас от необходимости давить своим авторитетом, но и повысит самооценку малыша. Не хочет надевать пижаму? Предложите крохе выбор — зеленую или желтую пижаму. Не хочет купаться? Пусть он самостоятельно выберет игрушки, которые возьмет с собой в ванну.

А еще помните: вы — мама, а не диктатор . Прежде чем сказать «нельзя», задумайтесь — а вдруг все-таки можно?

А как вы относитесь к запретам вашему ребенку? Правильно ли вы запрещаете и всё ли получается?

Если родители постоянно говорят «нельзя», у ребенка сформируется привыкание к запретам. Слишком частое употребление «не» дает обратный эффект: дети просто перестают обращать внимание на запреты. Но случаются и другие крайности.

Родители могут пугать малыша запретами, поэтому страх ребенка совершить нечто недозволенное становится фобией.

Важно разделять запреты на временные и постоянные.

Категорические запреты

Драться и применять силу

Любые проявления жестокости надо пресекать на корню. Каждый раз, как мама видит, что ребенок замахнулся, чтобы ударить кого-либо, надо обязательно объяснить, почему так делать нельзя. Если ваш малыш гиперактивный и проявляет агрессию, вам придется потрудиться, чтобы научить его вести себя правильно и справляться с чувствами. Помощь в этом непростом деле вам окажут боксерские груши, а также танцы и рисование. Выплескивать энергию надо цивилизованно.

Обижать малышей

Учите маленького ребенка заботиться о животных и помогать слабым. Можно даже завести котенка или щенка. Посещайте время от времени приюты для животных, пусть ребенок берет с вас пример и помогает обездоленным.

Брать чужое

Это правило дети должны усвоить еще в младенчестве. Брать чужие игрушки без спроса, лазить по карманам, пробовать еду в магазине категорически нельзя.

Молчать при встрече

Очень многие дети, воспитанные интеллигентами родителями, к сожалению, не приучены здороваться. Научите ребенка тому, что крайне невежливо входить в помещение и не здороваться. Также плохо не говорить «до свидания», прощаясь.

Убегать от родителей

Ребенок должен четко усвоить, что уходить от родителей нельзя. Если ему захочется отлучиться, он должен предупредить маму или папу.

Залезать на окно

В последнее время все чаще дети выпадают из окон. Уберечь от беды может не только бдительность и установка защиты, но и строгий запрет лазать по подоконникам.

Выбегать на проезжую часть

Это еще одно важное правило, которое ребенок должен знать назубок. Покажите крохе тематический мультфильм и объясните, насколько опасна дорога.

Бросать предметы с балкона

Причем не имеет значения, что кидать вниз: игрушки, камни или бумажки. Это может быть очень опасно для других людей.

Трогать розетки

Если у вас стоят заглушки, этого будет крайне мало для безопасности малыша. Расскажите, как опасен для человека ток. Пусть ваше чадо твердо знает – розетки трогать нельзя!

Вести себя некультурно

Бросать в других людей предметы, плеваться, обливать кого-либо, говорить плохие слова – это очень некрасиво и некультурно.

Играть с огнем

Об опасности огня написано немало. Кроме того, вы можете найти в сети специальный мультфильм об опасности огня.

Чтобы ваш малыш четко усвоил запреты, говорите с ним твердым голосом, не обвиняя и не стыдя ребенка. Всегда старайтесь объяснить, почему вы запрещаете ему что-либо. Если не будет мотивации, запрет вряд ли усвоится. Пусть каждый запрет будет сформулирован просто и ясно.

Один раз обозначив границы, никогда не нарушайте их. Запреты не должны препятствовать потребностям малыша. Помните, детям нельзя запрещать фантазировать, дурачиться, ведь дети — это дети, и такое состояние для них норма!

Чтобы вам не пришлось каждые пять минут говорить «нельзя», постарайтесь максимально обезопасить свое жилище.
Читайте ребенку полезные и умные книжки. Для расширения кругозора будет полезно . Читать нотации ребенку бесполезно, намного быстрее кроха усвоит сюжет мультика.

В каждой семье существуют определенные правила воспитания и поведения, традиции и ритуалы. И наша семья - не исключение, тем более, что у меня практически все правила разделяются на: нельзя никогда; нельзя, но иногда можно; можно, но иногда нельзя; можно.

В очередной раз повторюсь, что и здесь необычайно важен личный пример. В крайнем случае, стоит делать так, чтобы ребенок не видел, как вы рассказываете собеседнику по телефону, как у вас «болит голова», а потом рассказываете о своем нежелании с ним встречаться.

Запрещено подвергать риску свое здоровье и жизнь

Именно поэтому под постоянным запретом находятся розетки, игры с электроприборами, на проезжей части, контакт с плитой, духовкой и кипятком, нарушение правил дорожного движения и т.д. Это правило однозначно относится к «нельзя никогда».

Здесь важно быть постоянным, потому что ошибка в данном случае может обойтись очень дорого.

Именно поэтому мы с дочкой (и в ее отсутствие) не переходим дорогу в неположенных местах и на красный цвет. Розетки, плита и электрочайник я трогать запрещаю строго-настрого.

Однажды в гостях у подруги я увидела, как ее сын спокойно засовывает карандаши в розетку. Подругам меня успокоила, мол, розетка-то нерабочая, пусть играет. Для меня такой вариант невозможен, ведь количество нерабочих розеток намного меньше, чем тех, которые находятся под напряжением.

Запрещено бить, обижать и оскорблять родителей

Заранее хочу оговориться, что у меня нет цели поломать волю ребенка и установить в семье родительскую диктатуру. Безусловно, дочь у нас имеет право голоса и выбора, но это совершенно не идет в разрез с наличием уважения к родителям и другим родственникам.

Периодически я проигрываю с ней ситуации, например, спрашиваю: «А если тебя позовут под предлогом посмотреть на котенка, ты пойдешь?» Еще мы часто смотрим мультфильмы на эту тему.

Нельзя делать то, что не нравится

Это правило тоже в некотором роде «прозрачно». Ведь нельзя заставлять ребенка кушать и пить, но бывают ситуации, когда это необходимо.

Еще важный момент – я никогда не заставляю дочку дружить. У меня есть подруга, которая является мамой девочки-сверстницы. Не знаю почему, но контакт у наших девочек совершенно не заладился с первой встречи. И это несмотря на тот факт, что с ее мамой я отлично нахожу общий язык. Как говорится, насильно мил не будешь, поэтому нам приходится общаться без детей.

Трезво оценивайте способности и возможности ребенка. Так, например, совершенно бессмысленно отдавать в кружок бисероплетения ребенка, который чересчур активен и непоседлив.

Опять же, моя дочь постоянно твердит, что очень хочет быть балериной. Но трезво оценив ее шансы на этот вид искусства, я понимаю, что это будет просто зря потраченное время. И после содержательной беседы она поняла, что к чему и продолжает заниматься гимнастикой. К слову, я никогда не заставляю ее лепить, потому что знаю ее нелюбовь к пластилину.

Еще мне не нравятся ситуации, когда мамы заставляют малышей делиться своими игрушками. Особенно дико, когда ситуация происходит в песочнице и участники конфликта даже не знакомы между собой. Особенно, если еще и подлить масла в огонь фразой «Ну ты же не жадина» или «Тебе что, жалко что ли?». Ребенок не должен безропотно отдавать игрушку (пусть даже он не играет сейчас нею), тем более незнакомым детям, пусть даже и на время.

Выводы

Остальные запреты у нас менее категоричны. Так, ложиться поздно нельзя, но иногда можно. Особенно, если на следующий день не нужно рано вставать. Или конфеты есть можно, но нельзя их есть в больших количествах и перед основными приемами пищи.

А что вы запрещаете делать вашим детям?

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в