Что должны дети делать дома по. Как бы ни мечтали родители пораньше получить себе помощников по дому, к сожалению, с такими умениями дети не рождаются. Никогда не наказывайте трудом

Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том, как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь. Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы, поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».

Почему дети не хотят брать на себя часть работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?

Почему подростки не хотят помогать по дому?

На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…

Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,

Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там! », или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»

Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.

Зачем родители заставляют детей помогать по дому?

Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка . Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:

  • Родители выполняют семейную программу . «Со мной так поступали, значит, так надо!»
  • Способ взаимодействовать с ребенком . «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
  • Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
  • Стремление облегчить свою взрослую родительскую жизнь . «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»

Эту последнюю причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.

А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.


Выполнение семейной программы

Я, конечно, за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?

Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком! » А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали ».

То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.

Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей

Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают . Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть! «

Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес? !» и пошло поехало…

Ребенок в глухой обороне или в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою . Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.

На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).

Беспокойство за ребенка

Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой? » Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.
Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить. Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.

Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.

Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.

Из личного опыта

В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…

Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.

Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах

Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь . Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!

Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову. Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше. И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».

Как заставить детей помогать родителям по дому?

  • Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.

Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах . Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду !» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой », это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.

  • Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот! И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!

Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.

психолог
Юлия Головкина

Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы

  1. почта [email protected]
  2. скайп golovkinau
  3. телефоны +380952097692; +380677598976
  4. Viber +380952097692

P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.

В том, что маме помогать действительно надо, никто не сомневает­ся. Только вот почему-то мы это не всегда делаем вовремя. Признайся нам откровенно, сколько раз бывало так, что ты раздражённо отмахи­вался от просьб мамы помочь ей, ссылаясь на то, что у тебя важное де­ло (в то время как ты играл в компьютер). «Мне некогда, я не могу, сделай сама!» – сколько раз твоей маме приходилось слышать это от тебя.

Твои обязанности по дому

Ты считаешь, что ты ещё маленький, чтобы помогать по дому. Но мы же не заставляем тебя делать что-то трудное. А маме помогать на­до, тем более что ты будущий мужчина. А мужчинам на роду написано защи­щать и оберегать женщин.

Мы не собираемся и дальше читать тебе нотации. Мы просто хо­тим тебе напомнить то, что мама - это самый дорогой человек для те­бя на свете. Ей приходится много работать, после чего она ещё дома вынуждена готовить обед, стирать и убираться. Ты не задумывался о том, что это очень тяжело для одного человека? Рано или поздно, но твоя мама не выдержит такой нагрузки, и ей придётся немного отдох­нуть, .

Кстати, ответь нам на такой вопрос: какие обязанности по дому возложены на тебя? Ответь честно, положа руку на сердце и не кривя душой. Ответил? Прекрасно. А теперь давай подумаем, смог бы ты пе­реложить часть маминых обязанностей с её хрупких женских плеч на свои сильные мужские плечи. Если тебе эта процедура не кажется об­ременительной, то давай подумаем, чем конкретно ты можешь помочь маме . Да, не будем забывать о том, что результаты твоей помощи должны быть положительными и не напоминать разгром. А то полу­чится, как в том анекдоте про мальчика, который решил помыть полы. С этим делом он справился отлично, только вот его самого пришлось отмывать да ставить все вещи в доме на место.

Главное - не бойся, что у тебя не получится, что ты не справишь­ся с возложенными на тебя обязанностями. У тебя обязательно всё по­лучится наилучшим образом, а мама будет очень рада, что у неё по­явился помощник.

Уборка кухни: с чего начать?

Первое, с чего ты можешь начать, - это мытьё посуды. Причём оно должно осуществляться своевре­менно и без напоминаний со стороны взрослого. Ты наверняка слышал та­кое выражение, как «поел - убери за собой». Оно должно стать прави­лом номер один для тебя. Как бы ты ни ленился, лучше сразу вымыть за собой посуду. Мама не очень обраду­ется, если, придя домой, найдёт в раковине целую гору грязной посу­ды. Много посуды мыть втройне тяжелее, нежели одну-две тарелки.

1. Мытьё посуды

Ты ни разу в жизни не мыл по­суду? Вот это удивил. Ну хорошо, давай вместе подумаем о том, как это лучше и побыстрее сделать. У мамы обязательно должна быть специальная жидкость для мытья по­суды, а также соответствующая тряпочка или мочалочка. Всё делается очень просто: на эту мочалочку выдавливается немножко моющего средства, а потом этой же мочалочкой ты моешь тарелочку или каст­рюльку, обязательно с двух сторон.

В мытье посуды тоже есть определённый порядок. Например, не стоит мыть чашку из-под чая после жирной тарелки из-под супа. Как правило, сначала моют бокалы и чашки, затем ложки, ножи, тарелки и только потом все кастрюли и сковородки. Кстати, последнее относит­ся к числу самых трудных посудных приборов, которые надо мыть. Ведь там остаются остатки пищи, которые не удалишь обыкновенной мочалочкой.

Чтобы очистить сковородку от остатков пищи, тебе понадобится тёрка, из тонкой металлической проволоки. Она очень быстро устраня­ет все остатки пищи, но смотри не переусердствуй, потому что можешь получить кастрюлю с дыркой. Это, конечно, шутка. После того как ты оттёр все остатки пищи, тебе ещё надо удалить жир с этой кастрюли. Для этого надо помыть её мочалочкой с моющим средством.

Успеха тебе! И даже если вдруг в благородном порыве ты нечаянно разбил одно-два блюд­ца, то это к счастью!

Всю вымытую посуду тебе надо складывать на полотенце, чтобы она там высохла, или же поместить её на специальную сушилку. Сковородки и кастрюли надо обяза­тельно протереть тряпкой и только потом ставить на место. Если ты мокрыми закроешь их крышками и так поставишь на место, то не исключено, что там будет небольшая плесень.

2. Уборка стола

Посуду мы относительно благополучно помыли, а теперь надо стереть все крошки со сто­ла. На этот случай у твоей запасливой мамы тоже имеется специальная тряпочка. Ты думаешь, что с та­кой мелочью, как убрать со стола, ты вполне справишься. Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. нам приходилось наблюдать за тем, как мальчишки стирают со столов. Не­ся двумя пальцами на расстоянии вытянутой руки злосчастную неотжатую тряпку, они начинали лениво возить ею по столу, не столько вытирая крошки и пятна, сколько смахивая их на пол. Так вот, чтобы ты не делал того же самого, прислушайся к нашим советам.

Во-первых , хорошенько прополоскать и отжать тряпку. Во-вторых , собрать этой самой тряпкой все крошки и остатки пищи со стола. В-тре­тьих , оттереть все пятна и ляпы от разных соусов, чая и т. д. В-четвёртых , вытереть стол сухой тряпкой.

Раз уж мы заговорили о том, что надо стирать со стола, то тогда необходимо сказать о следующем. После обеда на столе остаются недо­еденные продукты: салаты, хлеб, масло, соусы и т. д. Это всё следует убирать на место. Хлеб - в пакет, салаты и масло - в холодильник, предва­рительно накрыв тарелочкой, чтобы не заветрели.

3. Чистка плиты

Ой, мы с тобой забыли про плиту. Она тоже нуждается в том, что­бы её отмыли от всяких кулинарных ляпов. Делается это очень просто. Надо подождать, пока остынут конфорки. Потом убрать решётку, кон­форки, налить на поверхность плиты какого-нибудь чистящего средст­ва и потом устранить всю грязь. Кстати, решётку тоже надо бы по­мыть, потому что на ней бывают пятна.

Итак, теперь ты худо-бедно сможешь помыть посуду, убрать со стола, почистить плиту. Надо добавить, что делать это всё следует каж­дый день безо всяких напоминаний. Причём возьми себе за правило убирать не только за собой, но и за остальными членами семьи. , которые с успехом могли бы проделывать всё то же самое, то почему бы вам не поделить обязанности. Если это по какой-то причине не удаётся сделать мирным путем, то договоритесь так: один день за порядком будет следить он/она, а другой - ты.

Уборка комнаты

Теперь давай поговорим о том, что ты вполне можешь . Совсем незачем доводить комнату до та­кого состояния, что она становится похожей на загон для лошадей. Те­бе потом самому становится трудно всё это разгребать. При условии, конечно, что это делаешь ты, а не бедная мама.

Итак, давай начнём. Придя из школы и пообедав, а также убрав­шись на кухне, ты можешь приступить к своей комнате. Каким бы сильным ни было твоё желание завалиться смотреть какой-нибудь бо­евик, не стоит ему поддаваться. Сделал де­ло - гуляй смело.

Для начала протри влажной (а не мокрой) тряпкой пыль со стола, книжных полок, шкафов, то есть со всего того, куда заглядывает глаз человеческий. Когда с этим будет закончено, убери все вещи в шкаф. Одно маленькое условие - вещи должны быть сложены так, чтобы на следующий день их не пришлось гладить. Книги, тетради и прочие должны находиться в специально отведен­ных для этого местах: книги - на полке, ручки и карандаши - в орга­найзере, ненужные бумажки - в мусорном ведре.

МАГАЗИН - для маленького ребёнка это целое событие. Надо найти товар и обязательно нарисовать денежки. Сначала ты будешь продавцом, а потом - он/она. Причём можно ведь играть как в про­довольственный магазин, так и в магазин промышленных товаров. На каждый предмет наклеивается ценник. Обязательно надо сделать при­лавок, а покупателю надо дать в руки большую сумку. Можно вклю­чить в игру такой элемент: покупатель должен торговаться.

БОЛЬНИЦА - это одна из самых распространённых и любимых детьми игр. На доктора надевается белый халат, на шею вешается фо­нендоскоп. Берём все пустые ненужные пузырьки, бутылочки. На стол кладём какую-нибудь тетрадь, которая будет журналом для записи больных. Сначала врачом будешь ты, чтобы примерно показать ма­ленькому, как быть врачом. А потом вы поменяетесь ролями. Чтобы не возникало всяких ненужных скандалов, тебе нужно выполнять всё, что скажет маленький доктор, или хотя бы притвориться, что ты это дела­ешь. Иначе братишка или сестрёнка быстро поймут, что ты их обманы­ваешь, и тогда плача не избежать.

ПРЯТКИ - если в эту игру играть достаточно спокойно, то впол­не можно обойтись без шума и гама. Главное - не забывай хоть не­много поддаваться младшим.

Если фантазия истощилась, посмотрите какие-нибудь мультфиль­мы по телевизору или .

А вообще, тебе должно быть видно самому, что в доме требует тво­его вмешательства, и тогда твоя мама будет тебе очень благодарна. Лю­бая мамина просьба, начиная с просьбы сходить за хлебом и заканчи­вая уборкой в своей комнате, должна выполняться тут же, безо всяких отговорок и отнекиваний.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Всему своё время

Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.

Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?

Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.

Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.

Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.

В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.

От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.

Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в .

И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком , отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу . Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите . Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь . Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.

Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

: Время прочтения:

Если ребенок не хочет участвовать в бытовой жизни семьи, его называют ленивым и объясняют это врожденными свойствами. Но бывает, что малыш в одних обстоятельствах проявляет себя эгоистом и сопротивляется любым обязанностям, а в других тот же ребенок помогает маме и показывает чудеса трудолюбия. Почему так происходит и как привить желание помогать рассказывает психолог Юлия Вашкевич .

Участие в домашних заботах — важная часть воспитания.

Я часто наблюдаю детей, для которых характерны две крайности: то они наотрез отказываются помогать, то с энтузиазмом и громким отбирают работу у родителей. Я и сама была такой в детстве. Дома всегда помогала маме из-под палки, начинала делать уборку в последний момент — за полчаса до ее прихода. Мыла за собой посуду только после того, как просьба (десятая по счету) превращалась в крик, забывала о домашних обязанностях.

Совершенно иначе я вела себя в деревне у бабушки. Бабушка с дедушкой вставали в шесть утра и с этого времени непрерывно работали. Мне выделили круг обязанностей, чтобы я помогала по хозяйству.

Кажется, никто в деревне не знал о проблеме, как заставить ребенка помогать по дому. Меня никто не будил, но в восемь утра начинало казаться, что я просплю что-то важное. Отведенную работу я выполняла с фанатичным усердием. Делала даже больше, чем поручили: очищала до блеска кастрюли, мыла посуду для домашней птицы, два раза в день меняла ей воду, собирала траву на корм утятам, цыплятам и резала ее так мелко, как могла. Я старалась быть аккуратнее, чтобы производить хорошее впечатление: складывала и вешала одежду, мыла за собой посуду. Мне было важно получить одобрение бабушки, но еще интереснее наблюдать результаты своего труда.

За работой бабушка рассказывала мне что-нибудь интересное, я пересказывала истории из прочитанных книг. С десяти до четырнадцати лет я приезжала в деревню и помогала с большим энтузиазмом. А в это время дома мама ломала голову, как научить ребенка помогать.

Почему дети должны помогать родителям по дому

Участие в домашних заботах является важной частью воспитания и дальнейшей социализации.

Обязан ли ребенок помогать родителям по дому? Нет. Но дети любят помогать, потому что у этого есть психологическая выгода:

  • повысить собственную значимость и уверенность в собственных силах;
  • обучиться конкретным навыкам;
  • развивать социальный статус и коммуникативные навыки.

Я думаю, бабушка одновременно пользовалась осознанными воспитательными приемами и (даже больше) действовала интуитивно. Смысл не в том, чтобы «правильно» воздействовать на ребенка, а в том, чтобы выстраивать с ним естественные отношения, при которых он повторяет, следует за взрослым, выполняя домашние дела.

Приведенные ниже рекомендации обобщают мой личный опыт, опыт наблюдения за детьми, их родителями и опыт психологов, наработки которых мне действительно пригодились. Если вы думаете, как приучить ребенка помогать по дому, они должны вам помочь.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за...». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться. Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы. Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

3 Попросите, когда вам действительно нужна помощь

Важно просить, а не требовать. Честно признайтесь, что объем работы очень большой, и вы самостоятельно не справитесь. Чаще дети без лишних капризов помогают родителям.

Тут важна честность. Как-то на занятиях с маленькими детьми я попросила девочку помочь перетащить стол, сказала, что мне самой тяжело. Она пыхтя перенесла столик в угол, а затем наблюдала, как я одной рукой переставила другой столик. В глазах было понимание, что ее обманули.

Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

4 Благодарите

Не важно, это разовая помощь или постоянная обязанность. Дайте ребенку знать, что вы цените его вклад. Старайтесь, чтобы ваша благодарность была качественной, а не формальной. «Без твоей помощи мне пришлось бы нелегко», «Я горжусь тобой», «Мне приятно, что ты откликнулся», «То, что ты мне помогаешь по дому, значительно облегчает мне жизнь. Спасибо!» — такие слова мотивируют и приучают ребенка помогать.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

6 Работайте вместе — это мотивирует и объединяет

Чем младше ребенок, тем больше дел лучше делать вместе, а чем старше, тем больше он может делать сам. Необязательно делать вместе всё. Вы можете поручать задания ребенку, а сами отдыхать. Но ребенок в какой-то другой день ребенок должен увидеть, что вы тоже поработали.

Ценность совместного действия очень высокая. Об этом вам скажет любой семейный психолог. Если во время совместных дел вы делитесь событиями, обсуждаете события или рассказываете историю, сказку, это и мотивирует, и развивает, и успокаивает ребенка, а также улучшаются отношения в семье.

7 Выражайте отношение к тому, что и как делает ребенок

Это касается выражения одобрения и неодобрения. Лучшее одобрение, как мы уже выяснили, — благодарность.

Крики и сарказм не единственные способы выразить неодобрение. До сих пор помню, как бабушка укоризненно качала головой, глядя на мои разбросанные вещи. Этого было достаточно, чтобы я старалась быть аккуратнее.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!»

Варианты неодобрения могут быть очень различны: от экспрессивного «фу!» до развернутых ответов «Мне не нравится, как ты помыл полы. Лучше перемыть», «Я не люблю по нескольку раз повторять одно и то же». Ключевое здесь — выразить ваши чувства и ваше отношение к происходящему.

Таких фраз ребенок слышать не должен: «Ты виноват! Почему ты не делаешь то, что тебе говорят?! Неряха!»

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому. Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Часто можно услышать от родителей, что дети не помогают им по дому. Игрушки, раскиданные по всей комнате, горы немытой посуды и, как результат, ежедневные скандалы, наказания и слезы. Как добиться того, чтобы малыш самостоятельно, без понуканий помогал по дому? Когда нужно приучать детей к труду? В нашей статье вы найдете девять простых, но эффективных советов, как вырастить маленького помощника.

Начинаем с раннего детства

Лучше всего начинать приучение детей к домашним хлопотам с раннего детства. Обычно маленького ребенка даже заставлять не надо – он и сам стремится помочь маме помыть посуду, а папе – открутить болтик или забить гвоздь. К сожалению, родители начинают отмахиваться от ретивого помощника, мол, сами справимся. Стоит ли удивляться, если подросший ребенок на просьбу помочь будет отвечать отказом? Он ведь привык, что все по дому делается без его участия.

Уже в двухлетнем возрасте малыш может помогать маме, выполняя мелкие поручения. Какие же дела можно доверять детям в разном возрасте?

  • 2-4 года

Двухлетний малыш способен выполнить любую простую задачу: принести маме книгу, перчатки или кошелек. В этом возрасте ему уже можно позволить самостоятельно надевать и снимать кофту и штанишки. Родителям следует объяснить ребенку, на каких полках лежат его вещи, чтобы он убирал их на свое место.

  • 4-5 лет

Ребенок уже может совершать и более сложную работу: разложить игрушки по своим местам, рассортировать носки по цвету, сложить грязную одежду в корзину. Также он поможет родителям вытереть пыль, накрыть на стол и разложить покупки. Самое главное – покажите малышу, что цените его помощь.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • 5 лет и старше

Теперь можно приучать ребенка регулярно наводить порядок в собственной комнате. Возложите на него следующие обязанности: уход за цветами в детской, ежедневная уборка кровати, сбор рюкзачка в детский сад. С семи лет разрешите ему выгуливать собаку на улице (если она не крупной породы) и приготовить обед, пусть даже это будут обычные бутерброды.

  1. Делайте вместе. Пожалуй, самая распространенная фраза занятой мамы обычно звучит примерно так: «Иди поиграй, пожалуйста, я сейчас очень занята». Это является серьезнейшей ошибкой в важном процессе воспитания настоящих помощников. Не отмахивайтесь от малыша, занимайтесь домашней работой вместе. Пусть он останется с вами не кухне, дайте ему поучаствовать в замешивании теста, приготовлении салата или сервировке стола. Или положите игрушечную гладильную доску рядом с настоящей и «гладьте» вместе. Не разделяйте ваши домашние обязанности и общение с детьми. Например, убираясь вместе в детской комнате, расскажите небольшую сказку об игрушках, которые безуспешно искали свою любимую коробку, а нашли ее благодаря маленькому помощнику.
  2. Хвалите малыша за помощь. Поощряйте волшебными словами, которые одинаково хорошо воспринимаю и дети, и взрослые: «Только ты сможешь выполнить эту работу по-настоящему хорошо!» Ребенок, понимая собственную уникальность и важность в процессе собирания фантиков или уборки пыли на полках, будет счастлив оказать вам помощь в том, что он, как известно, делает лучше всех. (Читаем также: )
  3. Учитывайте желания ребенка. Замечайте склонности детей к какой-то конкретной деятельности. Некоторым нравится генеральная уборка по дому, другие же предпочитают убирать игрушки или переставлять книги, что требует сосредоточенности и скрупулезности. Пусть каждый малыш делает то, что он больше всего любит. Для достижения наилучших результатов сделайте список домашних заданий, соответствующих возрасту ребенка и его способностям, и позвольте ему выбрать, какие из них он бы хотел выполнить. Вы можете быть удивлены его выбором!
  4. Убирайте весело. Даже скучную повседневную работу можно легко превратить в веселое занятие. «Укрощение» пылесоса в детской комнате, мытье посуды «волшебными пузырями» и поиски «сокровищ» в пакетах с продуктами, которые мама принесла из магазина. Даже простая домашняя работа может стать интересным приключением в жизни маленького ребенка.
  5. Не ждите высокой производительности труда. Не ждите, что маленький ребенок сможет сразу выполнять домашнюю работу на «отлично». Поэтому не ругайтесь, если он разбил тарелку во время мытья, положил вилку в отдел для ложек или превратил ваш пол в корабельную палубу. Подготовьтесь к тому, что вам будет нужно многое переделывать после первых попыток маленького помощника. Если же у него что-то не получилось сразу, тактично объясните, как можно исправить ошибку. (Читаем также: )
  6. Будьте терпеливы. Если ребенку требуется много времени, чтобы выполнить поручение, не подгоняйте, не мешайте и тем более не ругайте за медлительность, иначе он может испугаться и откажется помогать в следующий раз. А если мама всегда будет заканчивать работу за детей, то они не поймут, как важно доводить начатое дело до конца.
  7. Не наказывайте работой. Вы совершите большую ошибку, если будете рассматривать домашнюю работу в качестве наказания за проступок. Ребенок не должен считать, что убирает игрушки или моет посуду из-за того, что совершил сегодня что-то неправильное. Застилать кровать, мыть за собой посуду, раскладывать игрушки по местам нужно всегда, вне зависимости от его поведения.
  8. Не платите за домашнюю работу. Никогда не награждайте детей деньгами за помощь по дому. Если вы хотите поощрить ребенка за отлично выполненную работу, сходите всей семьей в выходные в зоопарк, на каток или в цирк. Помните, что домашние обязанности не следует воспринимать как предмет торга. Они являются такой же естественной частью детской жизни, как игра, общение с приятелями и учеба. (Читаем также: )
  9. Не делите работу на девчачью и мальчишескую. Часто происходит так, что девочки любят играть с техникой, а мальчишки предпочитают возиться на кухне. Поэтому не нужно делить домашние обязанности на две большие группы: для девочек и для мальчиков. И дочка, и сын должны убираться в комнатах, мыть посуду, пришивать пуговицы, ухаживать за растениями и даже уметь забивать гвозди.