Брак и семья: разграничение понятий. Семья как малая социальная группа

Цель : определить социальные и правовые аспекты семьи и брака

Задачи:
- разобраться в классификации типов семейных структур (тип семьи);
- выяснить условия для заключения и расторжения брака, определить личные и имущественные права и обязанности супругов;
- упорядочить знания в области прав и обязанностей родителей и детей.

Вопрос: почему царь сделал именно такой выбор (мнение юношей, мнение девушек, мнение взрослых)?
Всё сказанное вами имеет место быть. Действительно, причины разные, а цель одна – создание семьи.
И тема нашего урока «Семья и брак».
Называю цель урока, задачи урока.

Ещё Лев Николаевич Толстой писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». И действительно, где мы проводим большую часть своей жизни? Конечно же, в семье! Я не думаю, что Лев Толстой был абсолютно счастливым человеком, но исходя из его цитаты, я точно уверен, что он знал тропинку, которая ведёт нас к счастью! У каждого она своя. И для её поиска необходимо опереться на многовековой опыт жизни человека в семье. А что же такое семья?

Семья - это...
Каковы же функции семьи в современном мире (самостоятельная работа учащихся с курсом лекций)? Из документа лекции «Семья и брак» выделите и кратко охарактеризуйте функции семьи.
Ответы учащихся.
Что же даёт семья человеку, государству?

За всю многовековую историю семьи существовали её различные типы. Остановимся на тех, которые распространены в настоящее время.

Объяснение слайда. Все названные типы семейных структур объединяет нечто общее. Это брак. И в большинстве своём - законый, т.е. зарегистрированный в органах ЗАГСа.
Работа по парам с текстом семейного кодекса РФ.

Группа 1. Задание (pdf)
- Каковы условия заключения брака (ответ ученика)?
- Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака (ответ ученика).

Группа 2 (без слайда) Задание (pdf)
- Назовите основания для прекращения брака.
- Перечислите условия расторжения брака в ЗАГСе, суде.

Группа 3 (без слайда). Задание (pdf)
- Укажите личные права супругов.
- Назовите возможные варианты выбора фамилии.

Группа 4. Задание (pdf)
Законный режим имущества супругов.

Группа 5 (без слайда). Задание (pdf)
- Что такое брачный договор?
- Каких положений не может содержать Брачный договор?

Группа 6. Задание (pdf)
Права несовершеннолетних детей (сами права высвечиваются после ответа ученика). Затем «выходят» сразу Права и обязанности родителей.
- Статья 61 ч. 1
- Статья 63 ч. 1, 2
- Статья 64 ч. 1
- Статья 65 ч. 2

Выходит план урока.

Самостоятельная работа учащихся с тестом.
Итоговый тест (pdf)

1 ученик работает на компьютере (тест в электронном варианте, диск Обществознание).

Выставляю оценки. Д/з.

Рассказываю притчу.
«В знак благодарности за исцеление шах предложил лекарю одну из своих трёх жён. Прежде чем сделать выбор доктор решил задать девушкам простой вопрос: «Сколько будет дважды два?»
Первая ответила:
- Четыре.
- Умная, с такой не пропадёшь, - подумал лекарь.
- Пять, - сказала вторая.
- Щедрая, и это прекрасно, - промелькнула мысль у доктора.
- Три, - третья ответила.
- Экономная, и это тоже нужно».

Как вы думаете, какую из трёх девушек выбрал себе в жёны доктор? (выслушиваем разные ответы учеников)
- А выбрал он - красивую.

Затем «выплывают» слова «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
Мои заключительные слова: Желаю вам счастья и не забывать, ставшее крылатым выражение Л. Толстого «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

презентация по обществознанию Социология. Семья. Право. Брак. (Подготовка к ЕГЭ по обществознанию) Кодификатор: 3.10. Семья и брак 5.10. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака Кривоногова Е.Н учитель истории I квалификационной категории

2 слайд

Описание слайда:

Семья – общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, супружеских узах, осуществляющая воспроизводство населения, преемственность поколений и социализацию детей. Семья как социальный институт - деятельность которого направлена на удовлетворение ряда важнейших человеческих потребностей Семья как малая социальная группа - основана на браке и кровном родстве, связана общностью быта и взаимной ответственностью.

3 слайд

Описание слайда:

Функции семьи: репродуктивная - биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение рода хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета; регенеративная - (лат. regeneratio - возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей; образовательно-воспитательная - (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях; сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; рекреативная - (лат. recreatio - восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная - предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; психотерапевтическая (эмоциональная) - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

4 слайд

Описание слайда:

1. Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми семьи и их проявлениями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21231 ПРОЯВЛЕНИЯ ФУНК­ЦИЙ СЕМЬИ ФУНКЦИИ СЕМЬИ А) рас­пре­де­ле­ние се­мей­ных обязанностей Б) сов­мест­ное про­ве­де­ние досуга В) пла­ни­ро­ва­ние се­мей­но­го бюджета Г) пе­ре­да­ча тра­ди­ций и ценностей Д) сня­тие пси­хо­ло­ги­че­ских на­гру­зок 1) рекреационная 2) хозяйственно-экономическая 3) вос­пи­та­тель­ная А Б В Г Д

5 слайд

Описание слайда:

Классификация семей по типам 1. Характер распределения домашних обязанностей: – Патриархальная (традиционная) семья – домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежат мужчине. – Коллективистская (партнёрская) - обязанности выполняют супруги совместно или по очереди. 2. В зависимости от структуры родственных связей: – Расширенная семья – сложная семья, включающая в себя представителей нескольких поколений родственников (прародителей – дед, бабушка, родителей – мать, отец, детей – сын, дочь и др.). – Нуклеарная семья – состоящая из двух поколений – родителей и детей. 3. В зависимости от количества детей в семье: - бездетные; - малодетные (1–2 ребенка); - многодетные (3 и более детей). 4. В зависимости от численного состава: - неполные (семьи с детьми, но без одного или обоих родителей), - полные.

6 слайд

Описание слайда:

Классификация семей по типам 1. Характер воспитания: - Авторитарная - основывается на авторитете родителе. - Либеральная - строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек. - Демократическая - характеризуется постепенным формированием у ребёнка такой черты, как сопричастность к судьбам других людей.

7 слайд

Описание слайда:

2. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ти­па­ми семей: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 21122 ПРИМЕРЫ ТИПЫ СЕМЕЙ A) жена граж­да­ни­на К. ре­ши­ла получить ещё одно образование, и супруги договорились, что муж возь­мет большую часть забот по дому на себя, чтобы жена могла сов­ме­щать учёбу с работой Б) в семье С. всю ра­бо­ту по дому вы­пол­ня­ет жена; муж считает, что он за­ра­ба­ты­ва­ет деньги, а обя­зан­ность жены - до­маш­ние дела B) отец се­мей­ства решил от­пра­вить сына учить­ся в ка­дет­ский корпус, а воз­ра­же­ния матери оста­вил без внимания Г) на се­мей­ном совете было решено, что жена по­едет в от­пуск с подругой, а муж оста­нет­ся дома и займётся ре­мон­том квартиры Д) муж и жена ре­ши­ли потратить деньги, от­ло­жен­ные на сов­мест­ный летний отдых, на путёвку в са­на­то­рий для ба­буш­ки жены 1) патриархальная 2) партнёрская А Б В Г Д

8 слайд

Описание слайда:

3. Установите со­от­вет­ствие между по­треб­но­стя­ми общества и со­ци­аль­ны­ми институтами, ко­то­рые эти по­треб­но­сти удовлетворяют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. 12221 ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ A) по­треб­ность в пер­вич­ной социализации под­рас­та­ю­ще­го поколения Б) по­треб­ность в без­опас­но­сти и со­ци­аль­ном порядке B) по­треб­ность в обес­пе­че­нии управления Г) по­треб­ность в ко­ор­ди­ни­ро­ва­нии общественных про­цес­сов Д) по­треб­ность в вос­про­из­вод­стве населения 1) ин­сти­тут семьи и брака 2) ин­сти­тут государства А Б В Г Д

9 слайд

Описание слайда:

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт - институт брака, чаще всего именно брачная пара составляет основу семьи. В социологии брак - исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, упорядочивающая половые отношения. В юридическом смысле брак - добровольный и свободный союз женщины и мужчины, заключенный в установленном законом порядке, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов. В соответствии с Семейным кодексом РФ признается только юридически оформленный, заключенный и зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния брак.

10 слайд

Описание слайда:

Семья Брак = Брак – официально зарегистрированные государством (церковью) семейные отношения Возможна семья без заключения брака Возможен брак без цели создания семьи (фиктивный брак)

11 слайд

Описание слайда:

Условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак; б) личное участие в подаче заявления, регистрации брака; в) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии уважительных причин (беременность невесты) по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет, в некоторых субъектах РФ, например, в Ростовской области, возможно вступление в брак с 14 лет. Для несовершеннолетних обязательно письменное согласие родителей, либо лиц, их заменяющих; г) ни один из вступающих в брак не должен быть признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства; д) отсутствие другого зарегистрированного брака у лиц, вступающих в брак; е) отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Запрещен брак между родителями и детьми, внуками и дедушками, бабушками, между родными братьями и сестрами, между усыновленными и усыновителями.

12 слайд

Описание слайда:

Задание 25 (ЕГЭ) 4. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию об условиях заключения брака, и одно предложение, раскрывающее особенности имущественных прав супругов. Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: «Гражданский брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, когда они живут вместе, ведут совместное хозяйство, их отношения узаконены юридически, но не в церкви.»; 2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей об условиях заключения брака, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: «Одним из условий заключения брака является взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения»; (Могут быть со­став­ле­ны дру­гие пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию об условиях заключения брака 3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса особенности имущественных прав супругов, на­при­мер: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также вещи индивидуального пользования являются их личной собственностью и при разводе не разделяется».

13 слайд

Описание слайда:

Основания признания брака недействительным: а) несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения; б) сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции; в) заключение фиктивного брака, т.е. без намерения создать семью. Существует два порядка расторжения брака: 1. В органах записи актов гражданского состояния (упрощенный порядок) 1) при взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей; 2) по заявлению одного из супругов, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака в этих случаях производится независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей. 2. В суде 1) в случае возникновения споров между супругами при расторжении брака в органах ЗАГСА (например, о разделе имущества) таковые рассматриваются судом; 2) при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением отмеченных выше случаев; 3) при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; 4) если один из супругов уклоняется от расторжения брака в органах загса, хотя и не возражает против такого расторжения (например, отказывается подать соответствующее заявление и т. п.). Законом установлен ряд ограничений прав мужа на предъявление требований о расторжении брака (в частности, он не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка). Расторжение брака производится в случае, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом суд вправе принимать меры по примирению супругов. При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

14 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 5. Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­но­ва­ния при­зна­ния брака недействительным, преду­смот­рен­ные Се­мей­ным ко­дек­сом РФ. ОТВЕТ: 1) если брак заключён между лицами, из ко­то­рых хотя бы одно лицо уже со­сто­ит в дру­гом за­ре­ги­стри­ро­ван­ном браке (Михаил, на­хо­дясь за пре­де­ла­ми РФ, всту­пил в брак, со­стоя в дру­гом браке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в РФ); 2) брак заключён между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми (Алексей и Свет­ла­на за­клю­чи­ли брак, яв­ля­ясь еди­но­кров­ны­ми бра­том и сестрой); 3) брак заключён между усы­но­ви­те­лем и усыновлённым (Владимир за­клю­чил брак с удочерённой им Ниной); 4) хотя бы один из всту­пив­ших в брак был при­знан не­дее­спо­соб­ным (Ксения, объ­яв­лен­ная судом недееспособной, всту­пи­ла в брак с Николаем); 5) брак был заключён без цели со­зда­ния семьи (Павел всту­пил в брак с Ва­лен­ти­ной с целью по­лу­че­ния ре­ги­стра­ции в г. Москве (Проживать и вести сов­мест­ное хо­зяй­ство с Ва­лен­ти­ной после за­клю­че­ния брака отказывался).

15 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания для расторжения брака в судебном порядке. ОТВЕТ: 1) наличие у супругов общих несовершеннолетних детей (Иван и Елена подали заявление о расторжении брака по обоюдному согласию. Так как у супругов есть общая дочь, 6-летняя Вера, брак будет расторгнут в судебном порядке); 2) отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака (Валентина подала заявление о расторжении брака с Михаилом. Так как Михаил возражает против расторжения брака, дело о расторжении брака будет рассматриваться судом, который изучит возможность примирения супругов и сохранения семьи); 3) уклонение одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГС (Ирина подала в ЗАГС заявление о расторжении брака с Владимиром. У супругов нет общих детей, и Владимир не возражает против расторжения брака, но не является в ЗАГС для расторжения брака. В связи с уклонением Владимира от расторжения брака в ЗАГСе дело о расторжении брака будет рассмотрено в судебном порядке).

16 слайд

Описание слайда:

Задание 26 (ЕГЭ) 7. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ. Ответ: 1) пребывание в другом зарегистрированном браке (Фёдор предложил Светлане выйти за него замуж, однако, поскольку Светлана состояла в браке, то брак между ней и Фёдором не мог быть зарегистрирован до официального расторжения предыдущего брака Светланы); 2) близкое родство (Иван и Софья не могут вступить в брак, так как являются братом и сестрой); 3) не допускаются браки между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными) (Семён не может вступить в брак с удочерённой им Екатериной, несмотря на отсутствие между ними кровного родства); 4) недееспособность лица в результате психического расстройства (Николай и Тамара не могут зарегистрировать брак, так как Николай был признан судом недееспособным в результате психического расстройства).

17 слайд

Описание слайда:

Личные неимущественные права и обязанности супругов Личные права и обязанности супругов регламентируются ст. 31 и 32 СК РФ. Под такими правами и обязанностями понимают права и обязанности супругов по поводу нематериальных благ, урегулированные нормами семейного права. Личные неимущественные права и обязанности: супругов имеют следующие особенности: а) возникают только после регистрации брака; б) лишены экономического содержания; в) возможны только между супругами; г) неотчуждаемы и непередаваемы; д) не могут быть предметом соглашений между супругами, в том числе посредством брачного договора.

18 слайд

Описание слайда:

Личным неимущественным правам супругов относятся: 1) право на свободный выбор каждым из супругов рода занятий и профессии 2) право на свободный выбор места жительства 3) право на свободный выбор места пребывания 4) право на совместное решение вопросов семейной жизни 5) право на выбор фамилии при заключении и расторжении брака 6) право супруга на расторжение брака (п. 2 ст. 16 СК РФ) 7) право каждого супруга давать согласие на усыновление ребенка другим супругом (п. 1 ст. 133 СК РФ).

19 слайд

Описание слайда:

Имущественные права супругов права, регулирующие отношения по поводу супружеской собственности. права, регулирующие отношения по поводу взаимного материального содержания. Имущественные права определяются: законом или брачным договором. Супружеская собственность = совместная собственность: - имущество, нажитое супругами во время брака (посуда, мебель, бытовые техника, автомобиль, жильё, доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пенсии, денежные вклады, ценные бумаги); - имущество, нажитое каждым из супругов до вступления в брак, если в период брака в это имущество были вложены средства, существенно увеличившие его стоимость. Собственность каждого из супругов: - имущество, нажитое до вступления в брак (если супруги не производили в это имущество вложений, увеличивших его стоимость); - вещи личного пользования (за исключением драгоценностей и других предметов роскоши); - награды и подарки (даже если они сделаны другим супругом); - имущество, полученное во время брака по праву наследования и по безвозмездным - - сделкам (по договору дарения). Раздел имущества при расторжении брака: 1) подлежит разделу в равных долях исключительно общее, совместное имущество; 2) не подлежат разделу вещи, приобретённые для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей. И денежные вклады на имя общих несовершеннолетних детей.

20 слайд

Описание слайда:

Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее только имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Особенности: 1) Заключается (до регистрации или в период брака) в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. 2) Может быть заключён только при обоюдном добровольном согласии супругов. Расторжение брачного договора не ведёт к прекращению брачного договора, но расторжение брака ведёт к прекращению брачного договора. Устанавливает: - режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на отдельные его виды или на имущество каждого из супругов; - права и обязанности супругов по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из супругов семейных расходов; - какое имущество и в каких долях должно быть передано каждому из супругов в случае расторжения брака. Не может устанавливать: - ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; - ограничивать право супругов на обращение в суд за защитой своих прав; - регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей; - предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; - включать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

21 слайд

Описание слайда:

Задание 27 (ЕГЭ) 8. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре. ОТВЕТ: 1. ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны; 2. пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3. два аспекта; супруги могут определить в брачном договоре: − свои права и обязанности по взаимному содержанию; − способы участия в доходах друг друга; − порядок несения каждым из них семейных расходов; − определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; − любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.

22 слайд

Описание слайда:

Задание 27 (ЕГЭ) 9. Супруги, граж­да­не РФ, Фрол и Ак­си­нья ре­ши­ли за­клю­чить брач­ный договор. Фрол на­ста­и­вал на вклю­че­ние в до­го­вор пунк­та о том, чтобы жена обя­за­тель­но со­об­ща­ла ему о всех своих те­ле­фон­ных переговорах, рас­ска­зы­ва­ла ему их содержание, а также со­дер­жа­ние почтовых, те­ле­граф­ных и про­чих сообщений. Но­та­ри­ус от­ка­зал­ся удо­сто­ве­рять брач­ный до­го­вор имен­но из-за этого пункта. Пра­во­мер­ны ли дей­ствия нотариуса? Ответ поясните. На­зо­ви­те любые два ас­пек­та от­но­ше­ний между супругами, ко­то­рые могут быть опре­де­ле­ны в брач­ном договоре. ОТВЕТ: 1. Действия нотариуса правомерны. 2. Пояснение. Брачный договор определяет имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения. Он не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, содержать положения, ставящие одного из супругов в неблагоприятное жизненное и правовое положение. 3. Брачный договор - может устанавливать режим раздельной собственности на все имущество супругов; - может регулировать порядок раздела имущества в случае развода; - может регулировать права собственности в отношении будущего имущества супругов.

23 слайд

Описание слайда:

Задание 27 10. Граждане РФ Анастасия и Дмитрий накануне регистрации брака решили заключить брачный договор. По обоюдному согласию они включили в него пункты о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей, о способах участия в доходах друг друга, о порядке несения каждым супругом семейных расходов, а также пункт об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством. Нотариус, к которому они обратились за удостоверением брачного договора, указал на необходимость исключить два пункта. О каких пунктах из перечисленных выше идёт речь? Свой ответ обоснуйте. Какое условие необходимо, чтобы составленный в письменной форме и удостоверенный у нотариуса брачный договор вступил в силу? ОТВЕТ: 1) два пункта: - о правах и обязанностях в отношении своих будущих детей; - об обязанности супруги обязательно согласовывать с супругом все вопросы, связанные с её трудоустройством; 2) объяснение, например: брачный договор регулирует только имущественные отношения супругов; (Объяснение может быть приведено в иной, близкой по смыслу формулировке.) 3) условие: государственная регистрация брака

24 слайд

Описание слайда:

Литература и интернет ресурсы ЕГЭ 2018. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ. Баранов П.А., Шевченко С.В. М.: 2017. - 486 с. Обществознание: ЕГЭ-учебник / П.А. Баранов, С.В. Шевченко / Под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. М.: 2017. - 144 с. ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Политика. Право. Королькова Е.С. М.: 2017. - 144 с. https://soc-ege.sdamgia.ru/ РЕШУ ЕГЭ обществознание

Семья - организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Семья и общественные ценности
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.
Семья для ребенка
- это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Семья для взрослого
- источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Социальные функции семьи:

Функция сексуального регулирования – семья главный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Несмотря на то, что существуют определенные нормы супружеской верности, большинство обществ легко прощает нарушения этих норм. Часто нормы семьи разрешают сексуальные связи супругов вне семьи. Во многих современных обществах добрачные сексуальные связи считаются подготовкой к браку, а в патриархальных семьях добрачный сексуальный опыт строго запрещается (по крайней мере в отношении женщин).
Репродуктивная функция – одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов.Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или наоборот взрывов. Семья-основной институт ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и обычно социально не одобряются.
Функция социализации – несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности.
Функция эмоционального удовлетворения – к многочисленным потребностям человека относится в частности интимное общение. Доказано, что потребность людей в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.
Статусная функция – каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследника некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. это прежде всего такие важные статусы как национальность, место в городской или сельской культуре и др. Статус человека зачастую определяют его дальнейшую жизнь.
Защитная функция – во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи.
Экономическая функция – ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда способствует формированию крепких экономических связей между ними. Можно сказать, что семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи, в случае если у него возникают экономические трудности.

Аспекты семьи
:
  • Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.
  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически - общим семейным бюджетом.
  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

Социальный аспект в определении понятия семьи доминировал в социалистическом обществе, согласно положению марксизма о том, что «семья дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество ». На разных исторических этапах развития семейных отношений преобладали территориальный и экономический аспекты. Например, во Франции «в понятие семьи входила группа лиц, запирающихся на ночь за одним замком », а русская земская статистика при проведении подворных переписей определяла семью по числу едоков, исходя из того, что «по представлению крестьян, в понятие семьи входит круг лиц, постоянно питающихся за одним столом или евших из одного горшка ». Однако при всей важности социально-экономической функции семьи, следует отличать её от домохозяйства, которое может вести и отдельный человек, и группа лиц, не связанных отношениями родства. Точно так же проживание на одной жилплощади не может быть сегодня определяющим в понимании семьи. Во все времена основой её всё-таки остаётся чисто биологическое понятие супружеской пары, сожительствующей со своими нисходящими потомками и престарелыми представителями старшего поколения.


Типы семьи и ее организации:

В зависимости от форм брака:


Семья - малая группа и особый социально-культурный институт, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Основаниями семьи являются совместная жизнь и хозяйство, взаимопомощь, духовное общение. Согласно Аристотелю, семья - фундамент общества, поскольку именно она формирует основные качества человека и вводит его в мир социальных отношений.

Семья одновременно является и малой социальной группой, и социальным институтом, поэтому ее можно рассматривать по меньшей мере с двух точек зрения. Рассматривая семью как малую группу, мы концентрируемся прежде всего на личных отношениях между членами семьи (стилях семейных отношений, психологическом климате, внутрисемейных конфликтах, мотивах вступления в брак, причинах разводов и т.д.). Говоря о семье как социальном институте, мы анализируем роль и функции семьи в обществе, нормы и санкции, ролевые ожидания от членов семьи.

Семья - одна из древнейших и наиболее распространенных малых социальных групп. От других малых групп ее отличают следующие особенности:

о семья - это группа, связанная родственными узами. Все члены семьи связываются в единое целое чувствами супружеской и родительской любви, заботы и привязанности; о в семье осуществляется воспроизводство человека, обеспечиваются воспитание новых поколений и забота о пожилых членах семьи. Воспроизводство в семье может рассматриваться в двух смыслах: в прямом - рождение детей и косвенном - воспитание детей в духе традиционных ценностей.

Во многом семья является культурным и социальным следствием физиологической противоположности мужского и женского пола, характерной для высокоразвитых форм жизни. Каждый пол сам по себе ограничен - для создания новой жизни и возмещения своей ограниченности он должен стремиться к другому полу. В этом стремлении усматривается биологическая основа для формирования любви и семейных связей.

На самых ранних этапах развития человека семьи не существовало. Многие исследователи говорят о промискуитете - состоянии, когда каждый мужчина и каждая женщина в равной мере принадлежали всем другим. Половые связи были беспорядочны и не ограничены запретами.

На этапе родового общества возникает понимание того, что близкородственные половые отношения ведут к ослаблению рода, и на подобные связи налагается табу. В это время появляется групповая семья, в которой все женщины одного рода принадлежат мужчинам другого. Однако групповая семья еще не является семьей в полном смысле слова, а только переходной формой к ней.

В европейской культуре при господстве иудео-христианских традиций семейными признаются только отношения между одним мужчиной и одной женщиной. Религия и сейчас является ведущим институтом, поддерживающим традиционную семью и наиболее последовательно выступающим против разводов, абортов, внебрачного секса ит.д. Как правило, традиционной считают сложную семью, состоящую из представителей разных поколений и обеспечивающую развитую систему взаимопомощи. Такие семьи обычно не только многопоколенны, но и многодетны.

С развитием буржуазных отношений и улучшением качества жизни формируется нуклеарная семья - супруги с детьми, живущие отдельно от родителей. Такая семья отличается мобильностью, самостоятельностью в принятии решений и свободой самовыражения. Эти качества более соответствуют современности, поэтому сейчас нуклеарная семья является самой распространенной.

Можно выделять и другие типы семьи: по преимущественной ориентации (на деловую деятельность, на взаимоотношения с другими, на себя); по числу детей (бездетная, однодетная, многодетная семьи); по числу родителей (полная и неполная); по стилю отношений (авторитарный, демократический и попустительский) и т.д.

Обычно понятие семьи тесно связывают с понятием брака. Однако эти понятия не тождественны: семья может существовать без оформления брака, также как не всякий брак является показателем реальности и прочности семейных отношений.

Брак - это юридически оформленный добровольный союз женщины и мужчины. Основаниями для брака признаются правовые нормы, а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Таким образом, брак есть средство оформления семьи и форма общественного контроля над ней. Как правило, брак подразумевает регистрацию в государственных органах или в религиозных институтах, наделенных такими полномочиями.

Традиционно выделяются три развитые формы брачных (семейных ) отношений, особенности которых культурно и социально обусловлены:

О моногамия - союз одного мужчины и одной женщины. Эта форма семьи возникла в период, когда развитие земледелия позволило супружеской паре прокормить и воспитать детей без вмешательства всего рода; с тех пор она является наиболее распространенной;

о полигамия (многоженство) - форма, традиционная для исламской культуры и некоторых первобытных обществ. В Древней Греции существовала и временная полигамия: в период после больших войн, резко сокращавших мужское население, мужчинам разрешалось иметь несколько жен. После восполнения потерь населения полигамные браки официально отменялись;

о полиандрия (многомужество) - форма, довольно редкая; существовала в труднодоступных районах Индии, Тибета, Крайнего Севера и на некоторых островах Полинезии. Причиной многомужества выступала необходимость ограничить численность населения на территории со скудными ресурсами. У примитивных народов полиандрия, как правило, сопровождалась жестокой традицией умерщвления большей части новорожденных девочек.

Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Поскольку важнейшей ценностью становится индивидуальная свобода, число браков уменьшается, увеличивается возраст вступления в брак, брачные узы ослабевают, растет число разводов, а число детей, рожденных в браке, сокращается. Меняется и отношение общества к семье и браку: если раньше считалось важным, чтобы отношения мужчины и женщины были официально зарегистрированы, то сейчас союзы, не оформленные документально, признаются вариантом нормы.

Функции семьи выделяют, чтобы понять реальную важность семейных отношений для человека и общества. Поскольку семья - это и социальный институт, и малая группа, то семейная жизнь призвана удовлетворять и социальные потребности, и личностные. Следовательно, функции семьи можно разделить на общественные и индивидуальные (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Функции семьи

Общественная функция

Индивидуальная функция

Репродуктивная

Воспроизводство общества

Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация детей, передача культурных традиций

Самореализация в детях

Хозяйственно-бытовая

Бытовая поддержка, ведение хозяйства

Получение услуг одними членами семьи от других

Экономическая

Экономическая поддержка нетрудоспособных

Получение материальных средств одними членами семьи от других

Первичного контроля

Моральная регламентация поведения членов семьи

Обеспечение наград/наказа- ний за выполнение/наруше- ние норм

Духовного общения

Духовное развитие членов семьи

Духовное взаимообогаще- ние, дружеские отношения

Социально-статусная

Предоставление членам семьи определенного статуса

Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Досуговая

Организация досуга и контроль над ним

Удовлетворение потребности в совместном досуге

Эмоциональная

Эмоциональная стабилизация

Удовлетворение потребностей в любви и личном счастье

Сексуальная

Сексуальный контроль

Удовлетворение сексуальных потребностей

От других социальных групп семью отличает наличие уникальной репродуктивной функции (рождение детей). Определяющими для понимания особенностей семьи как малой социальной группы являются воспитательная функция (передача ценностей, норм, образцов поведения из поколения в поколение) и хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства, уход за членами семьи).

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Семья - союз, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Брак - это юридически оформленный союз мужчины и женщины.
  • 2. Семья является одновременно социальным институтом и особой малой группой.
  • 3. Современные институты семьи и брака переживают период трансформации, связанный с разрушением традиционных ценностей.

ВОПРОСЫ

  • 1. Объясните различия понятий «брак» и «семья».
  • 2. Каким образом функции семьи преломляются на индивидуальном и общественном уровнях?
  • 3. Какие изменения происходят в последнее время в институте семьи? Назовите основные причины трансформации семейных отношений в современном обществе.
  • См.: Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии иметодики. М., 1989.

Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа , члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества , важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встре­чаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых м людей.

Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:

1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;

2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.

У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами.

Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую.

В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных.

Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции и т.д. Позже – в СССР и странах восточной Европы.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью».

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называетсярасширенной. Она расширяется за счет 3– 4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:

1) Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях.

2) В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее по­коление. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.

3) Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

4) Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

5) Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

6) Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.

7) Все большее значение социологи придавали и при­дают коммуникативной функции семьи.

8) Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга..

9) Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

10) Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

11) Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

12) Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа.

http://shpargalki.ru/news/3887.html