Бельские просторы. Внеклассное мероприятие "моя родословная"

Галиуллина Гузэль Кабировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Населённый пункт: с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Моя родословная. Сценарий праздника.
Дата публикации: 22.04.2016
Раздел: среднее образование

Галиуллина Гузэль Кабировна
, учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан
Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед
. Кем был твой прадед. Кем твой дед? О чем они мечтали? Каким был скромный их обед? Что в будни надевали? Каким был род занятий их? К чему они стремились? Что вызвало бы дружный смех? И как они женились? Какие испытания им Достались на веку? Как до Парижа дед дошел В башкирском том полку? И, если все узнаешь ты, Изучишь древний род,- Полюбишь Родину свою, Полюбишь свой народ.
2 вед.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка? (Ответы учащихся.) Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?
3 вед.


С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных. Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи
башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.
4 вед.
Шежере - это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере - это устно - поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.
5 вед.
Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере, до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.
6 вед.
Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода (племени). Своим шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек. Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ. После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.
7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко- литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы. Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества. Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.
8 вед
. С 16 века в значительных по объему шежере чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно- художественную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений. Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.
9 вед.
Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события
14 - 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.
10 вед.
В древности, когда шежере передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма. Башкирские шежере - это уникальный памятник духовной культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы".
11 вед.
В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений. Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят. О своей родословной рассказывает…
12 вед.
Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере...), некоторые в виде лучиков (…), а большинство - в виде дерева. Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева. Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках. Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?
(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)
13 вед.
Итак, шежере - это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи. А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.
14 вед.
В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ - родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем. Основа основ - родительский дом.
15 вед.
Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

16 ведущий, ученик и ученица
читают по ролям стихотворение. Еве сказал перед свадьбой Адам: «Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит мне, богиня моя?» И Ева тихо ответила: «Я!» «Кто их воспитает, царица моя?» И Ева снова ответила; «Я!» «Кто пищу сготовит, о радость моя?» И Ева снова ответила: «Я!» «Кто платье сошьет? Постирает белье? Меня приголубит? Украсит жилье?» «Я, я - снова вторила Ева, - я, я...» С этой поры и родилась семья!
17 вед
. Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.
18 вед.
Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.
Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик
Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
2 ученик
Там, где дружная семья, От счастья кружится голова! Там, где дружная семья, Лица светятся улыбкой, Словно звездочки горят! Там, где дружная семья, Спорятся отлично все дела! Там, где дружная семья, Удач тропинка пролегла!
3 ученик
Волшебный символ жизни - семья, В нем капелька Отчизны, в нем - я, В нем мама, папа, братик, сестра, В нем маленький квадратик двора. В нем - солнце, и березка, и дом, В нем все тепло смеется кругом. Семь нот волшебных песни, семь фраз. Чтоб солнца свет чудесный не гас, Смеялись громко дети земли, Продолжить род священный могли.
4 ученик
И в этот праздник счастья всех нас Мы поздравляем прямо сейчас, Пусть крелкой будет наша семья – Иначе жить на свете нельзя!
Семья - поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье. Семья для всех - основа всех начал. Звучит песня «Родительский дом»
Заключительная часть.

1 ученик
И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»
2 ученик
. Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.
3 ученик
. Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало. Откуда род берет свое начало? Коль хочешь, чтоб фамилия звучала, С любовью посмотри в родные лица Узнай побольше, будет чем гордится.

4 ученик.
Помни землю свою и предков. Чтоб не оказаться в ряду безродных.
5 ученик


Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».

Цель: воспитание чувства любви, гордости, уважения семьи, желание узнать о своей семье больше.
Задачи:
- продолжить традицию семейного общения, семейных праздников,
- создать условия для рассказа о своих предках.
Начинаем с упражнения – игры «аллея любви»
Цели: создание доброжелательной атмосферы, хорошего настроения в группе; создание условий для повышения самооценки участников, возможности сделать приятное всем участникам занятия.

Процедура проведения.

Есть люди, которые видят в окружающем мире только плохое, но мир – разный, и часто от нас самих зависит, какой он будет. Человек, который умеет находить у окружающих его людей положительные качества, достоинства, более счастлив. И было бы здорово, если бы он говорил об этом вслух: «Как я рад тебя видеть! Какие красивые у тебя глаза! Ты такой умный, веселый, энергичный… Как здорово, что ты есть на свете!» Я предлагаю вам принять участие в упражнении, в котором мы поучимся находить у окружающих нас людей «хорошее». Настоящее внимание, сопереживание мы можем ожидать только от того человека, который чувствует себя счастливым – тогда у него достаточно энергии, чтобы замечать, как идут дела у других. Упражнение также способствует улучшению общего самочувствия, настроения, повышению самооценки.
Инструкция.
Приходилось ли вам когда-нибудь гулять по аллее? Предлагаем вам сейчас это сделать. Но аллея будет необычная – аллея любви. Ощущения будут незабываемые, потому что вы окунетесь в море дружелюбия, внимания, уважения, любви. Рассчитайтесь на «первый-второй». «Первые» и «вторые» встают лицом друг к другу, образуя так называемую аллею. Один человек встает в начало аллеи, закрывает глаза и начинает медленно идти между участниками, а все ребята и родители в это время шепчут ему на ухо комплименты, оды восхваления, добрые слова поддержки (ты самый обаятельный, веселый, хороший друг и т.п.) Дойдя до конца аллеи, участник открывает глаза и встает в одну из колонн. Так, по очереди все участники проходят по аллее и купаются в море комплиментов. Хорошее настроение гарантировано.
Учитель: Комфортно ли нам вместе? Почему? (ответы детей)
Очень теплые слова всегда приятны человеку, так же, как слова «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «сестра», «брат», «семья». Очень давно отметил человек это свойство семьи – быть берегиней, оберегом, опорой.
Ученик: Любили тебя без особых причин…
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Давайте убедимся в этом на примере русских пословиц. У вас на столах лежат 3 карточки. Найдите карточку с пословицами. Познакомьтесь с ними и выберите те, которые вам особенно понравились. (дети читают и готовятся ответить)
Учитель: Прочитайте понравившиеся вам пословицы, а если знаете свои, добавьте (ответы детей)
- Вы составили родословные своих семей, они висят у нас на стене (обращает внимание на родословные) А что такое родословная? (предполагаемые ответы: перечень поколений, степень родства, происхождение).

Расскажите о своих родословных, сколько поколений вам удалось найти, где жили родственники, их профессии, интересные истории, которые часто вспоминают в семье. (2 человека рассказывают)

Учитель: Хорошо, когда память генетическая бережно хранится в семье, передается в поколениях. Как это происходит? (дети: в фотографиях, рассказах). Есть ли в ваших семьях какие-то былички о предках, которые в семье часто рассказывают? (2 человека рассказывают)

Учитель: А сейчас послушайте легенду о манкурте из романа Ч. Айтматова « И дольше века длится день»
Ученик рассказывает легенду о манкурте
Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? (ответы детей)

Учитель: Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя возникло у человека не случайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Ученик:
- Наши предки считали имя важной частью личности каждого человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Знаете ли вы, что обозначают имена ваши и ваших родственников, одноклассников? (возможны ответы)
- Среди карточек, лежащих на ваших столах, найдите вторую, соедините стрелками имя и его значение. (Правильность выполнения проверяют 4 помощника учителя)
- Почему вас так назвали? Знаете ли вы, как и почему выбрали вам имя? Расскажите (1-2 чел.)
Ученик:
- Но чтобы роду не было переводу, он должен жить много-много лет, даже столетий.
Из рода в род прокладывает жизнь мосты,
Но без корня саду не цвести…
Поэтому обязательно надо беречь родовые корни. И кто же считается хранителем рода? (ответы детей)
Ученик:
Старики говорят, что дом и всё, что в нем есть, - и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой. А самой главной в доме была печь, потому что хлеб пекла. А хлеб – это жизнь. Главной хранительницей всего этого была мать. Недаром её называли святой. Семьи тогда были очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – бабушки. Они и сейчас хранят историю своих родов. (рассказ бабушки).

Давайте вспомним, какими вещами и как пользовались люди раньше. У вас на столах найдите карточки № 3. Соедините стрелками старинные предметы и их назначение.
(Для проверки используется презентация, где дано изображение предмета или способ применения).
Ученик:
Жаль, что сейчас наши семьи стали маленькими. А хранительницей рода стала мама. Наши родители очень многое умеют делать своими руками. (Подходит к выставке вещей, сделанных родителями, и говорит о них).
Ученик:
А теперь давайте вспомним, на каком месте у славян не принято ставить дома?
(на перекрёстках дорог, на окраинах, болотах. Считалось, что эти места облюбованы нечистой силой). Хорошо ставить дом на возвышенности и на берегу чистого водоема. Нежелательно ставить дом воротами и окнами на север.
Ученик:
Какие реальные существа – обязательные атрибуты «чистого дома»? (кошка, петух)
Ученик:
Кто оберегал жилище древних славян?
(дух дома – домовой, во дворе хозяин – дворовой, в овине – овинник, а в бане – банник).
Ученик:
Назовите предмет, по которому нельзя стучать. (стол)Почему?
Ученик:
Русский издатель Новиков писал: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинствам иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными».
Учитель:
Закончить наш разговор о семье хотелось бы стихами
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья это важно!
Семья – это сложно!
Ведь счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая ваша семья!»

Приложения

Карточка №1
3.
В хорошей семье… на то в старости обопрешься
Своя семья -… на ней крыша одна
Семейный горшок… хорошие дети растут
Что в детстве воспитаешь… самые верные друзья
Семья сильна когда… веселей кипит
2.
Сын да дочь -… с детьми хлопотливо
Согласную семью… ясно солнце, светел месяц
Самая большая рана… и горе не берет
Без детей тоскливо… уход любят
Дети, что цветы… от своего дитяти

1.
Где любовь и совет… когда в семье лад
Полна хата детей (людей)… там и горя нет
Родной и за ошибку похвалит… так и счастливо в ней
На что и клад… правый глаз отца
Толковый сын… а чужой и за правду оборвет

4.
Земля без воды мертва,… сам заплачет
Дом согревает не печь, а… человек без земли - пустоцвет
Дома и… любовь и согласие
Кто боится, что ребенок будет плакать… стены помогают

Карточка № 2


Егор мудрость
Валерий высокий
Данил твердый
Юлия мужественный, защитник
Константин Бог – моя клятва
Елизавета кудрявая

Александр земледелец
Сергей счастливая

Олег защитник
Владимир более славный
Алексей святой
Михаил бог изобилия
Вячеслав владеющий миром
Андрей герой
Николай как бог, равный Яхве
Игорь мужественный, добрый
Марина побеждающий народ
Родион морская

Карточка №3




Скалка для вышивания


Ухват для глажения белья

Приложения
Карточка № 2

Софья здоровый, крепкий, добрый
Егор мудрость
Валерий высокий
Данил твердый
Юлия мужественный, защитник
Константин Бог – моя клятва
Елизавета кудрявая
Ульяна судья, справедливый человек
Александр земледелец
Сергей счастливая

Олег защитник
Владимир более славный
Алексей святой
Михаил бог изобилия
Вячеслав владеющий миром
Андрей герой
Николай как бог, равный Яхве
Игорь мужественный, добрый
Марина побеждающий народ
Родион морская

Карточка №3

Кочерга для раскатывания теста
Прялка для перемешивания топлива в печи
Пяльцы для получения шерстяной нити
Скалка для вышивания
Рубель и валик для вынимания посуды из печи
Валёк для хранения и перевозки продуктов
Ухват для глажения белья
Короб для выколачивания белья при полоскании

Семейная родословная

Родительское собрание - праздник

Школа МБОУ «Пригородная СОШ»

Класс 2- а

Учитель Козлова Наталья Николаевна

Ход мероприятия

Вступительная часть

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

Всё начинается с семьи...

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Всё начинается с семьи...

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть...

Всё начинается с семьи...

Сергей Шарин:

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи...

Основная часть

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели - кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди - семья. Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? (ответы детей)

Они все разные, они отличаются друг от друга не только количеством детей, но и интересами, обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: « Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция сейчас возвращается в семьи.

Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.

Вы оформляли свои родословные в виде дерева. Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной. Знаете, почему именно дерево стало основой вашей семейной родословной? Потому что оно имеет корни — это ваши предки — и ветви — это молодые поколения. Корни — это те, от кого пошел ваш род.

На самом верху ребёнок, ниже его родители (мама и папа), ещё ниже родители родителей (ваши бабушки и дедушки), корни - самое старшее поколение.

Вот мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 имен, как у А. С. Пушкина, но и наши листочки на деревьях говорят о большой проделанной работе. Послушаем выступление Шарина Сергея о его родословной.

Выступление Шарина Сергея о его родословной.

Славная вещь - родословное дерево. Когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала честным, порядочным, уважающим своих родных, заботящимся о них.

Многие из вас составляли родословные. Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет вашей доброй семейной традицией.

Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Например, как у Киркиж Вероники. Летопись можно оформить в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях. Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где. Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьёй. Семья - это группа родственников, живущих вместе. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Даня Аброщенко:

Кто живет в большой квартире? Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Ещё красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них её зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Сколько человек в этой семье вы насчитали? (5 человек) Почему? Кто они?

Игра «Узнай родственников»

Надо собрать пары карточек, например: дедушка - это папин папа.

Надписи на листочках: «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д.

Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать, как они знают своих родственников.

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща./

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

С родственными связями разобрались.

Есть одна ниточка, связывающая все поколения, - это мать, мама. Что может быть на свете дороже мамы? Сейчас мы послушаем рассказы, которые дети составили, выполняя проект «Профессии»

Бойкова Вера

Стихотворение о маме

У меня такая мама -
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости -
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду

Перемоем чисто-чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"

Выступление Рудницой Русланы «Моя мама - медсестра»

Выступление Саркисовой Мйи «Моя мама - зооинженер»

Выступление Логуновой Жасмины «Моя мама - швея»

Выступление Синицына Романа «Моя мама - повар»

А что мы знаем о наших папах? Кто они? Какие они?

Ворсина Эля

Стихотворение о папах

Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи сварить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

Наши папы - мастера,

Машинисты, доктора...

Одним словом - удальцы!

Наши папы - молодцы!

Выступление Синицына Романа «Мой папа - художник»

Выступление Горевой Ксении «Мой папа - спасатель»

А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете? Дети: Бабушки и дедушки. Верно. Послушаем стихотворения о них.

Васина Лера и Иванова Катя:

У бабушки и дедушки все время интересно:

Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню,

Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки,

А после в огороде цветы сажаем с бабушкой.

У бабушки и дедушки, что хочешь разрешается.

Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся.

А бабушка и дедушка на нас не обижаются,

Они и не ругаются, а только улыбаются.

Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться,

Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться.

А в воскресенье снова приехать в этот дом,

Где бабушка нас встретит любимым пирогом.

Семёнова Ксения:

Стихотворение о бабушке

А у бабушки моей - волосы седые,

А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

Ни одной минуты нет у нее свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что на нее быть хочу похожей.

Вы помогаете бабушкам, бабушки - вам. В нашей сценке бабушки тоже помогают своим внучатам.

Сценка « Бабушки и внуки»

Две старушки (Лисицына Софья и Горева Ксения)

1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2. Да что ты, я ещё уроки не сделала...

1 .Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!

2. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

1.Правда? Это ты их так балуешь?

2.Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

1..О, действительно строго.

2.Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм - гм... « У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том...»

1.Так, хорошо.

2.И днём и ночью пёс ученый...

1. Какой пёс?

2.Ну, я не знаю, какая у него порода.

1.Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2.А-а! Поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днём и ночью кот учёный...»

2.С авоськой ходит в гастроном.

1.С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2.Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

нашу честь какую - нибудь единицу назовут?

1. Её уже назвали.

1.Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.

Дедушки - тоже самые близкие ваши друзья. О своём дедушке нам расскажет Федотов Максим.

Выступление Федотова Максима "Мой дедушка"

И про бабушек вы рассказывали в своих проектах. Мне очень понравилось, как вы хорошо о них отзывались. Послушаем рассказ Лисицыной Сони о её бубушке.

Выступление Лисицыной Софьи «Моя бабушка»

Ребята, в своих работах вы использовали фотографии из семейных альбомов. Как вы думаете, почему, зачем? Собирать и хранить семейные фотографии - это семейная традиция. Фотографии надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в семейной жизни. Алёна и Эля расскажут нам о своих семьях по фотографиям работ «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».

Выступление Филатовой Алёны «Моя семья»

Выступление Ворсиной Эльвиры «Моя семья»

А какие ещё семейные традиции есть у вас в семье, поделитесь с нами, расскажите. (Ответы детей и родителей).

Семейные традиции - это и оформление семейного альбома, и совместные обеды, чаепития, походы, праздники, семейные чтения. Семейные альбомы относятся к семейным реликвиям. Наверное, в каждой семье существуют такие предметы, которые передаются из рода в род, от прабабушки к бабушке, от матери к дочке. Какие предметы могут относиться к семейным реликвиям? (Ответы детей и родителей). Женя нам расскажет о такой семейной реликвии, как дедушкины награды.

Выступление Невровой Евгении «Дедушкины награды»

Музыкальная пауза.

Ученики исполняют частушки.

1. Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем.

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

2. Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы.

3. Наши папочки веселые

Ну а если надо будет,

Могут «яблочко» сплясать.

4. Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье -

Все с уроками сидят.

Вот семейный наш подряд!

5. Баба Зина - чемпион,

B кулинарном спорте

Всех сразил «наполеон»

Сто слоёв ведь в торте.

6. Любит музыку мой папа,

От него не отстаю;

Он играет на гармони,

А я песенки пою.

7. Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать.

8. Мама с папой и братишка

Вот она моя родня

Ох, спасибо, дорогие

Что вы есть все у меня

9. Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.

Творческая работа «Родословное дерево класса»

Мы с вами говорили о ваших семьях, но есть ещё одна семья, которая появляется у вас тогда, когда вы приходите в школу - это ваша классная семья. Мы с вами тоже имеем своё имя - название, свои традиции, маму. Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса. Возьмите по яблочку и впишите свои имена и фамилии. Приклейте своё яблочко к нашему дереву. Корни нашей яблони - это ваши родители. Помните и об этой семье, никогда её не подводите.

Торжественные награждения.

За этот год у нас в школе прошло очень много интересных конкурсов, выставок, проектов. Вы были их участниками. Самые активные участники сейчас будут награждены грамотами и медалями.

(Награждения за участи в жизни школы)

Заканчивается учебный. Вы переходите в 3 класс. В связи с этим вам вручаются свидетельства об окончании 2 класса.

(Вручение свидетельств об окончании 2 класса)

Сегодня мы говорили о семье, о самых дорогих каждому из нас людях.

Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют? (Дети высказывают свои предположения)

Верно, Иваны, не помнящие родства, — это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном». Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево». Будем чтить семейные традиции, хранить реликвии и передавать их из поколения в поколение.

МБОУ Лицей № 4

Семейный праздник-игра «Моя родословная»

Учитель:

Бараненко Н. П.

г-к. Кисловодск

«Неуважение к предкам – первый признак безнравственности».

А. С. Пушкин

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная – несчастна по-своему».

Л. Н. Толстой

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА-ИГРЫ: пробудить у детей интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям; расширить представления о связи времён; углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении; воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: на центральной стене эмблема праздника – «Родословное древо», рядом – плакат с девизом праздника: «Мы умеем предками гордиться!» На стенах – родословные, составленные и оформленные каждой семьёй. Оформлена выставка семейных реликвий. У каждого участника праздника – эмблемы.

ХОД ПРАЗДНИКА-ИГРЫ

ВЕДУЩИЙ. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Я приветствую всех участников нашего семейного праздника «Моя родословная». Он проходит под девизом…

ДЕТИ (хором). «Мы умеем предками гордиться!»

ВЕДУЩИЙ. В нашей школе немало замечательных традиций. Сегодня рождается новая – впервые в празднике участвуют семейные команды! Все конкурсы будет оценивать уважаемое жюри. Пусть его решения будут добрыми и справедливыми. Символом игры является аист. Пусть он принесёт всем счастье и удачу.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

УЧЕНИК. В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основ основ – родительский дом.

ВЕДУЩИЙ. Дом, семья… Слова эти понятны и дороги всем, как слова «хлеб» и «вода». Они с первых минут жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции. Я хочу рассказать вам одну легенду. В давние времена в одной стране жила семья, состоящая из 100 человек, и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя этой страны, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и что-то написал на ней. Правитель посмотрел и удивился. На листе сто раз было начертано одно и то же слово – «понимание»! До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре – на видном месте – обязательно увеличенные портреты отца и матери. Такие святые слова, как «родители» и «Родина» не зря имеют один корень. Они помогают нам полюбить и понять родной язык, родную природу, традиции своего народа. Сегодня мы и поговорим о семейных традициях и праздниках.

1-й УЧЕНИК. Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс,

А напротив – папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

2-й УЧЕНИК. Все хотят соревноваться,

Пошутить и посмеяться.

Знания и мудрость показать

И сноровку доказать.

3-й УЧЕНИК. Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

4-й УЧЕНИК. Вместе с нами здесь учительница –

Наша классная руководительница.

5-й УЧЕНИК. Обо всех заботится,

Немного беспокоится,

Всегда подскажет и поможет,

А если нужно – и пристрожит.

Своим классов довольна

Наша Нина Петровна.

6-й УЧЕНИК. И ещё на праздник в зале

Мы гостей к себе позвали.

Убедитесь, что у нас

Самый дружный в школе класс!

1-й УЧЕНИК. Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

2-й УЧЕНИК. Всё это так, да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки –

Такие случаи нередки.

3-й УЧЕНИК. Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

4-й УЧЕНИК. Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

5-й УЧЕНИК. И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

ВЕДУЩИЙ. Конкурс 1-й: «Тайна имени». Родился ребёнок, и родители сразу дают ему имя.

1-й УЧЕНИК. Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

2-й УЧЕНИК. И вот мы с вами силами своими

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

ВЕДУЩИЙ. Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? Внимание! Вас приветствуют команды.

1-я КОМАНДА (хором). «Родня».

2-я КОМАНДА (хором). «Родичи».

Конкурс проводится в форме блица: представители обеих команд по очереди рассказывают о своём имени.

ВЕДУЩИЙ. У наших детей прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём стихотворении поэт Юрий Благов.

3-й УЧЕНИК. Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Тавий… Муций, Свен, Орест.

4-й УЧЕНИК. Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

5-й УЧЕНИК. Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

6-й УЧЕНИК. Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

7-й УЧЕНИК. Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

ВЕДУЩИЙ. Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться? (Ответы детей).

Исполняются песни «Песня о папе» и «Мамины глаза».

Вопросы родителям. Статистика. Конкурс для пап и мам (см. приложение). Дети переодеваются для сценки.

ВЕДУЩИЙ. Начинаем 2-й конкурс – «А вы откуда родом?» Итак, имя вам дали родители. Отчество вы получили от отца. А откуда появилась ваша фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кого же первого в роду так называли и почему? Ведь всего 200 лет назад фамилий совсем не было.

1-й УЧЕНИК. В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…

2-й УЧЕНИК. Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

ВЕДУЩИЙ. Сейчас вы увидите сценку, из которой станет ясно, откуда появилась фамилия Иванов.

Сценка «У плетня» (см. приложение).

1-й УЧЕНИК. «Молодая бабушка» – люди говорят,

Я за нашу бабушку очень рад,

Я, ребята, бабушке, не грублю,

Потому что бабушку я люблю.

2-й УЧЕНИК. Будем нашим бабушкам

Помогать с тобой.

Улыбайся, бабушка,

Всегда будь молодой!

Песня «О бабушке».

ВЕДУЩИЙ. Вы попытались составить свои родословные. Конечно, в них не 5000 исторических имён, но и вы вправе гордиться своими предками. Объявляется 3-й конкурс – «Моя родословная». Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите в этом зале прекрасно составленные родословные. Я уверена, что каждый из вас мог бы защитить свою родословную, но команды поручили сделать это тем, у кого самые «глубокие» и содержательные родословные (по 2 человека от каждой команды).

3-й УЧЕНИК. Если спорят сын иль дочка:

«Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придётся

Лучше чётко, от души.

4-й УЧЕНИК. И не мямлить, и не мяться,

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому занялся

Родословною своей!

5-й УЧЕНИК. Ведь не дань капризной моде –

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

6-й УЧЕНИК. Жаль того нам, кто не помнит

Жизни предка своего.

Мы свои копали корни –

Накопали кой-чего.

Песня «Золотая свадьба».

ВЕДУЩИЙ. Объявляю следующий, четвёртый конкурс – «Герб и девиз нашей семьи. Прошу участников команд произнести девизы и показать гербы своих семей, а также описать их (по 2 человека от команд).

ВЕДУЩИЙ. А теперь начинается 5-й конкурс – «Добрая пословица ко времени молвится». Сейчас в течение трёх минут (по секундомеру) игроки обеих команд поочерёдно будут называть известные им пословицы.

Танцевально-ритмическая пауза. Все участники исполняют танец «Маленьких утят» или «Летка-Енька».

ВЕДУЩИЙ. В каждой семье есть свои предания, интересные истории из жизни предков. Участники нашего праздника – не исключение. Предлагаю принять активное участие в 6-м конкурсе, который так и называется – «Семейные предания и истории».

Физминутка.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а теперь я хотела бы обратить ваше внимание на фотовыставку, которая называется «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она организована здесь? С какой связана традицией? (Ответы детей). Правильно, в каждой семье есть фотографии, которые надолго сохраняют память о дорогих и близких людях, о знаменательных и повседневных событиях семейной жизни. Традиция хранить старые фотографии очень важна. Недаром во время войны или других тяжёлых жизненных ситуаций, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, в том числе и фотографии друзей и близких, самых дорогих для них людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» – поётся в одной из песен. Вот почему здесь, на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.

Предлагаю провести 7-й конкурс – «Самая интересная семейная фотография».

Пока жюри подводит итоги конкурса, звучит фонограмма песни «Семейный альбом».

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а как вы думаете, что делает дом, не похожим на другие дома. Что вас постоянно окружает в вашем доме, в квартире. (Ответы детей.) Правильно. Человек в течение своей жизни всё время пользуется какими-нибудь вещами, которые становятся дороги ему, так как связаны с определёнными событиями. И вот уже человека нет, а его вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого в доме – в гараже, в чуланчике, на чердаке, на даче – хранится много старинных вещей. Вам было дано задание провести разведку и поиск старинных предметов, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Вы выполнили задание и принесли эти вещи сюда, чтобы всем показать. А мы сложили эти семейные реликвии в большой бабушкин сундук. Вот он у нас какой! Об этих старинных вещах и пойдёт сейчас речь.

Ведущий достаёт из сундука вещи. Команды представляют их.

1-й УЧЕНИК. Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

2-й УЧЕНИК. Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой.

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

ВЕДУЩИЙ. Вот и подходит к концу наш семейный праздник. Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до проведения этого праздника уже была составлена родословная?» Оказывается, что ни у кого! Поэтому я хочу посоветовать вам: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих детей, для своей семьи, пополняйте своё генеалогическое древо, узнавайте как можно больше о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Надеюсь, что в вашей семье навсегда сохранится эта традиция. 219 ныне здравствующих потомков А. С. Пушкина гордятся своим великим предком, но даже, если ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, я думаю, что вы можете по праву ими гордиться. Очень здорово, что традиция узнавать о своих предках, составлять родословную и генеалогическое древо возвращается в семьи. Возвращаются и другие забытые нами традиции. Ведь каждой семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности хотя бы время от времени собираться за большим праздничным столом, принарядиться не для гостей, а для себя, жены, своих детей, включить любимую музыку, порадовать близких подарком. Сам по себе праздник никогда не получится. Не придёт сама в дом новогодняя ёлка. Не испечётся вкусный пирог. Не возникнут подарки-сюрпризы, которые сделаны родными руками и хранят их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем столько радости и счастья, чувствуя, что мы нужны друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда. Я считаю, что наш сегодняшний праздник удался на славу. А что думает по этому поводу наше уважаемое жюри, мы сейчас узнаем.

Жюри подводит итоги конкурсов и всего праздника в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вопросы для родителей.

    Какая самая счастливая минута в вашей жизни?

    В какое время года вы встретили свою половину?

    Кем вы мечтали стать в юности?

    Что вы преподнесли впервые в качестве подарка?

    Приходилось ли вам о чём-нибудь пожалеть в жизни?

    Какие цветы подарили вам на первом свидании?

    Чем вы любите заниматься в свободное время?

    Чувствуете ли вы себя бабушкой (дедушкой)?

Статистика.

Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем, в течение года перемывает 18 тысяч ножей, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и так далее. Общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно, достигает за год 5 тонн. Поэтому, конечно же, дело чести каждой дочери, каждого сына и отца присоединиться к маме-тяжелоатлетке и переложить хотя бы парочку тонн посуды с её могучих плеч на свои. А ещё маме нравится быть красивой, даже на кухне. Давайте поможем ей в этом и подарим новый чудесный передник.

Одной из команд выдаётся лист бумаги (обои) длиной 2,5 м, ножницы, клей, цветная бумага. Для изготовления передника приглашаются папа и дети.

Из другой команды приглашаются мама и сын. Им выдаётся по листу бумаги с вопросами и ручка или карандаш. Мама и сын одновременно письменно отвечают на вопросы, повернувшись друг к другу спиной. Затем проводится проверка, сколько ответов на вопросы совпало.

ВОПРОСЫ МАМЕ:

Ваш день рождения.

Как вы ласково называете сына?

Ваша любимая песня.

Ваше фирменное блюдо или блюдо, которое у вас лучше всего получается.

ВОПРОСЫ СЫНУ:

Когда день рождения твоей мамы?

Как мама ласково называет тебя?

Любимая песня твоей мамы.

Фирменное блюдо твоей мамы или блюдо, которое у неё лучше всего получается.

Сценка «У плетня».

Действующие лица.

Дуня

Катерина

Алёша

Девочки – Катерина и Дуня – сидят на скамейке.

Дуня плетёт чуни – верёвочные лапти.

Под весёлую русскую народную мелодию к ним подходит Иванов Алёша. Дети одеты в красочные русские национальные костюмы.

АЛЁША. Здравствуйте, девочки! Что вы делаете?

ДУНЯ. Я чуни плету.

КАТЕРИНА. А я у плетня сижу.

ДУНЯ. Алёша, нам интересно узнать, откуда ты родом. Как произошла твоя фамилия – Иванов? Расскажи нам, пожалуйста.

АЛЁША. А я вам сейчас загадку загадаю. Послушайте и сами всё поймёте.

У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…

ДЕТИ (хором). Иван!

АЛЁША. Правильно, молодцы, отгадали. Я продолжаю:

Всех умнее и добрее,

И конечно, всех сильнее,

А для мира уж не ново:

Русь стоит на Ивановых!

Кто сегодня у плетня

Вяжет свои чуни?

Это вся моя родня –

Катерина с Дуней.

КАТЕРИНА. Спасибо тебе, Алёша, ты очень хорошо объяснил происхождение своей фамилии. А сейчас мы споём с Дуней частушки о твоём предке.

АЛЁША (садится на скамейку). Я с интересом послушаю.

Девочки исполняют частушки.

Эх, топни нога, топни, правенькая,

Я в пляс пойду, хоть и маленькая,

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

Не хотела я плясать –

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я – с печки босиком,

Думала: подружки.

По деревне я шла

И Ивана видела.

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела.

Я плясала в две ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Балалаечка-гудок

Своё дело знает.

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

АЛЁША. Спасибо, девочки. Очень понравились мне частушки.

ДЕВОЧКИ. До свидания.

АЛЁША. До свидания.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ГИМНАЗИЯ-ИНТЕРНАТ ИМ.Г.АЛЬМУХАМЕТОВА

Мероприятие по теме:

«Дерево держится корнями, а человек семьей.

Моя родословная»

воспитатель 11б класса:

Файзуллина А.Р.

2014-2015 уч.г.

« Семья – опора нации, источник духовных и физических сил, нравственный фундамент человеческой личности» Л.Н. Толстой

Девиз мероприятия:

« Моя семья – мое богатство».

« Дом - это там, где вас поймут

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Цель:

пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям, расширить представления о связи времен, углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении, воспитания чувства гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оформление:

схема –рисунок « Моя родословная», эмблема семьи, выставка семейных реликвий, девизы семьи, традиции и обычаи каждой семьи, музыкальное оформление, презентация.

Воспитатель:

из истории:

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в 2008 г отметил, что надо возродить культ большой семьи, потому что благополучной является такая, которая связывает всех родственников, и именно она дает силы для развития.

На заседании Президентского Совета Республики Башкортостан М.Г. Рахимов подчеркнул, что социальная поддержка семьи, охрана здоровья всегда будут приоритетными направлениями в республике.

Еще 1998 г. в нашей республике был объявлен Годом Семьи.15 мая отмечается Международный день семьи.

Ведущий:

Что такое семья? Чем отличается семья от другой группы людей?

Семья- самая необходимая ячейка общества. Главные члены семьи: мама и папа состоят в законном браке. Члены семьи ведут общее хозяйство, они любят и уважают друг друга, родители воспитывают детей. Они вместе проводят свободное время, распределяют и делят между собой обязанности, в каждой семье свои традиции и свои обычаи. Все члены семьи друг другу родственники.

Семья – это самое дорогое, что у вас есть. Это ваши мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки- самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают все, чтобы ваша жизнь была счастливой. Словом, это ваша семья. Вы вырастете полюбите, женитесь или выйдете замуж, у вас появятся дети – родится новая семья. Чем же мы обязаны семье?

Наверное, прежде всего тем, что мы существуем. Мы появились на свет потому, что наша мама и папа полюбили друг друга и создали семью. Значит, главное предназначение семьи в том, чтобы не иссякал человеческий род, чтобы появились люди.

Ведущий:

Слово « фамилия» в значении « семья» заимствовано из латинского языка « Наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово появилось в эпоху Петра1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии, присваивались на основании единственного признака-родства. Фамильная гордость, интерес к своей родословной – это ветви одного дерева, имя которому- патриотизм. Родословная, или как говорили раньше, « родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Ведущий:

В народе говорят: счастлив тот, кто счастлив в семье. А знаете ли вы, как появилось слово семья?

Когда –то о нем слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

-Сейчас я тебе семь вопросов задам,

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: « Я».

-Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила: «Я».

-Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все также ответила: «Я»

-Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье.

«Я, я – тихо молвила Ева. _Я, я»

Сказала она знаменитых семь «Я»-

Вот так на земле появилась семья.

Ведущий: Мы предлагаем командам принять участие в наших конкурсах.

Конкурс « Представление команд»

1-ая команда. Команда « Дружба».

Наш девиз- « Пока едины – мы непобедимы»

Наша песня -« Крыша дома твоего»

2-ая команда « Семь-Я»

Наш девиз- « Семья –это супер, семья – это класс»

Наша песня - «Колыбельная»(из репертуара М.Боярского)

3-ая команда « Улыбка»

Наш девиз - « Улыбка- это радость, улыбка- это смех»

Наша песня-« Я люблю тебя жизнь»

4-ая команда « Дружная семейка»

Наш девиз-«Мама, папа, я- месте дружная семья»

Наша песня- « Родительский дом»

Ведущий:

Наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри. Представляем вам жюри:

Ведущий:

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья- это люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

Самый большой дефицит, который испытывают дети- это дефицит общения. Им не хватает родительского внимания, ласки, заботы.

Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Наш задушевный разговор может восполнить этот пробел.

Ведущий:

Конкурс « Моя дружная семья» ( самопрезентация семей).

Семья- это не только родители и дети. Это еще многочисленные родственники. Начинаем наш первый конкурс. Представляем свои родословные. Это будет своеобразная визитная карточка семьи. А в какой форме ее представить, уважаемые участники, вы выбрали сами. Это может быть рассказ о семье « По страницам альбома», видеофильм, компьютерная презентация и другие виды. Вы должны рассказать обо всех членах семьи, их профессиях, увлечениях, традициях, о домашних животных, если они есть, смешные случаи, истории из жизни вашей семьи,

Участникам конкурса нужно в течение 5 минут в творческой, увлекательной форме рассказать о себе, о своей семье)

Ведущий:

Второй наш конкурс « Наш герб».

В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15- 20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – по 3-4 поколения родственников. Тесновато было в такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка « В тесноте да не в обиде»? Главой семьи был старший мужчина в доме. Его уважительно называли « большаком». Мать, продолжатель рода человеческого, всегда пользовалась уважением в семье.

Руки мамы…

Люблю их с детства,

Где б дорога моя не шла,-

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках

Сколько вынесли вы, любя…

С этих рук я увидел Родину,

Так похожую на тебя, мама…(А.Дементьев)

Ведущий:

В феодальные времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нем символами изображались важные моменты в истории семьи, ее традиции и ценности. Команды должны были создать свой семейный герб.

Ребята! Покажите какие семейные гербы изобразили и расскажите о них. (демонстрация гербов)

Ведущий: для зала

Дом… слово знакомо всем, от него веет уютом и теплом. Чем сложнее мир вокруг нас, тем труднее сохранить в нем себя, свою индивидуальность и доброту, тем сильнее нас тянет в дом – убежище, который оградит нас от всех напастей. И если в нем царит мир и взаимопонимание, доверие и доброта, тепло и уют, это настоящее счастье. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не достает житейской мудрости. Именно этому учат нас пословицы и поговорки. А теперь попробуйте угадать:

 Дом без хозяйки… сирота.

 Дом вести… не бородой трясти.

 В гостях хорошо… а дома лучше.

 Не нужен клад… когда в семье лад.

 Не будет добра… когда в семье вражда.

 Чем богаты… тем и рады.

 Когда семья вместе… так и душа на месте.

 Детишек воспитывать… не курочек пересчитывать.

 Где родился… там и сгодился.

 Дома как хочу… а в людях как велят.

Ведущий:

Вы все проявили художественный вкус в процессе создания семейного герба. Члены жюри оценят каждый герб.

Ведущий:

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – 100 человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что все это правда, то он спросил у старца, главы семьи: « Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово « понимание».

Ведущий : Конкурс « Расскажи мне, мама, сказку»

Цель следующего конкурса – узнать, как хорошо вы знаете устное народное творчество, умеете ли вы рассказывать сказки и сочинять их сами.

Победит тот, кто проявит наибольшие творческие способности, расскажет свое сочинение или сказку, передаваемые в семье из поколения в поколение, наиболее ярко и эмоционально. Разрешается импровизировать, играть...

Ведущий:

Авторитет семьи в народе необычайно велик. Человек, не желающий в зрелом возрасте заводить семью, вызывает у людей подозрение. Только две причины считались уважительными: болезнь или желание уйти в монастырь.

Задание для команд: объясните и ответьте на вопросы:

 В чем спасительная сила любви родственников для человека?

 Почему жизнь без родни тяжела и трудна?

 Какие чувства испытываете вы к родне в разлуке?

 Какие обычаи есть в вашей семье?

Ведущий: пока команды думают:

Ведущий:

Викторина для зала .

А сейчас мы проверим, как разбираемся в родственных связях. Вопросы.

 В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах).

 Твоя сестра вышла замуж. Как зять может тебя называть (шурин, свояченица).

 Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе? (мать).

 Шел старец. Жали молодец с девицей. Старик и говорит: « Как вам не стыдно жать вдвоем?» Они отвечают: « Какой нам стыд? Мы – большая родня: моя мать ее матери – родная свекровка. »

 Кто такие сватовья и кумовья? (родители жениха и невесты – сватовья. кровные родители и духовные – кумовья)

 Кто является золовкой, снохой, деверем? (золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены

Ведущий:

Для информации:

В словаре В.И. Даля « Семья»:

Семейство ср., семья ж, - вообще:

Совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми: женатый сын или замужняя дочь: отдельно живущие, составляют уже иную семью. В семье не без урода. В естественной истории: разряд подобных и сродных, схожих: семейство кошек, кошачье: лев, тигр, барсы, все роды кошек; семья грибов, папоротников.

Семейщина - совокупность всего семейного быта. Семейно – всей семьей; в кругу своей семь; людно, многолюдно. Семейный человек – у кого семья. Семейные связи – семейные, родственные.

Ведущий:

Берегите близких. Берегите!

Жизнь, она торопится, не ждет. На крутом изломе поддержите. Знайте беды их наперечет. Сохраняйте письма, ждите в гости. Иногда дарите им цветы. Это очень трудно, очень просто. Жизнь прожить- не поле перейти. Близкие от нас уходят в вечность. Каждому свой час и свой черед. Пусть жестокость или бессердечность Поздним вас раскаяньем не жжет. Вы еще успеете. Спешите Окружить их множеством забот. Будьте снисходительны к ошибкам и прощать умейте в свой черед.

Ведущий: Конкурс « Чего в семье не бывает…»

Семья – это особый мир. Это пристань, это причал, куда мы все так стремимся. Следующий Конкурс « Чего в семье не бывает…»

В будем задавать вопросы,на которые нужно сразу отвечать.

Назови дни рождения мамы и папы.

Сколько лет бабушке и дедушке.

Любимая песня мамы.

Дарите ли вы маме цветы и когда?

Знаешь ли ты историю знакомства мамы и папы.

Любимый цвет одежды мамы.

Назовите лучшие черты характера папы.

Что для тебя главное в семье.

Ты на неделю уезжаешь из семьи. Будешь ли ты скучать?

Знают ли родители твоих друзей?

Если тебе дают деньги, на что ты их тратишь?

Жалеешь ли ты своих родителей? Как?

Есть ли у тебя тайны от родителей?

Если ты получаешь двойку. Как ты говоришь об этом родителям?

Вы все успешно экзамены. Как хотелось бы, чтобы в жизни каждого из вас было, как можно меньше трудных вопросов. Пусть жизнь вам преподносит только легкие вопросы жизненных экзаменов.

Ведущий:

Для информации:

В башкирской культуре созданы письменные памятники - шежере.

Башкирские шежере - своеобразные письменные памятники, относящиеся к 16-19 векам, а некоторые из них и к более раннему периоду. Башкирские шежере носят в известной степени энциклопедический характер. В них содержатся различные сведения об истории и быте народа, описание нравов, обычаев, юридических, морально-этических норм, образцы народного творчества.

Знание родного языка и родной культуры – основа формирования личности.

Ведущий:

А сейчас музыкальный конкурс « Без песен жизни нет». Каждая семья исполняет свою любимую песню.

Ведущий:

Жюри подводит итоги.

Ведущий:

Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки,

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений –

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений,

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Ведущий:

Наш вечер заканчиваем словами Д.С. Лихачева: « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, ценит память о них, оставленную в саду, которые они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, равнодушен к своей стране»

Использованная литература.

 Лихачев.Д. « Помнить о своих корнях», Воспитание школьников 1993.№3

 « Кто твой предок?», « Неделя», 1998.№38

 Федосюк Ю. «Русские фамилии», популярный этимологический словарь М.Детизд. 1972

 Можаров Н. « Как составить родословную», Воспитание школьников 1993 №5

 « Читаем, учимся, играем» №5 2010 М. Детизд

 Учитель Башкортостана. № 10 .2009

Классный руководитель №1, 2011

 Крепкая семья- опора страны. Сборник внеклассных мероприятий. 2008 Издательство БИРО

Пословицы о родословной:

 « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;

 « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;

 « Равнодушие к своей родословной – признак сиротства»

 « Древо держится корнями, а человек - родственниками» ;

 « Семейная ссора что весенний дождь»;

 « Семейный горшок всегда кипит»;

 « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;

 « Дома и стены помогают»;

 « Дома все споро, на чужбине житье хуже»;

 « Предания предков – глаза мудрости»;

 « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень, который не уважает родственников»;

 « Дом, где дети – базар, дом без детей – могила»;

 « Дружба – с другом, родство – с родом»;

 « В благополучии друзья хороши, в бедности – родня»;

 « Пока родители живы, не уезжай далеко»;

 « Голубь садится на три ветки ниже своих родителей»;

 « Кого любишь, тот и родственник»

В чем общность восприятия семьи

народами разных стран?

Наших близких любовь, коль оценишь ее,

Сахара наше сластит бытие,

Нет родни- верить некому тайну свою,

Пред врагом нет соратников рядом в строю,

А в делах нет опоры в своем же краю,

Родни не имеет- грустит без нее (Мавля Колый)